Диплом подоходный налог

Содержание:

Налог на доходы физических лиц (23)

Главная > Реферат >Финансы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы страны.

Налоги — необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране, в годы, когда практически отсутствовала налоговая система.

Налогообложение доходов важнейший элемент налоговой политики любого государства. Доходы населения — постоянно в центре внимания российского общества и их изучение является необходимым элементом государственного управления в целом, и делает это государство, главным образом, с помощью налога на доходы с физических лиц.

Налог на доходы является самым массовым налогом. Он используется, как и все налоги, и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.

Целю данной курсовой работы является изучение и анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.

Исходя из цели курсовой работы можно выделить следующие задачи:

1. исследовать историческое развитие налога на доходы физических лиц в российской налоговой системе;

2. Раскрыть сущность, особенности, порядок исчисления и взимания налога на доходы физических лиц;

3. Обозначить проблемы и перспективы налогообложения физических лиц;

4. Провести анализ поступления налогов с физических лиц в консолидированный бюджет за период с 2005 по 2007 года.

1. Основные элементы, определяющие действующее налогообложение физических лиц

Историческое развитие налога на доходы физических лиц в российской налоговой системе

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но Февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы и Закон от 06.04.16

о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5-6%. Единственным, возможно, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13%.

При этом отдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты подоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуальной трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по особо высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81%, а по гонорарам авторов произведений науки и искусства — 69%. Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось в это время отсутствием основополагающего принципа налогообложения — равенства всех плательщиков перед законом.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения платило налог по минимальной ставке. Достаточно сказать, что через систему подоходного налогообложения у населения изымалось в разные годы от 6 до 7% его дохода. Наряду с этой характерной особенностью того времени в стране была установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемента оплаты труда. Не случайно, поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривавший постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в НК РФ.

Важнейшим принципом ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

В отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в НК РФ. Несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.

Новым для российских налогоплательщиков стал введенный Законом РФ от 07.12.91 принцип предоставления в определенных случаях декларации

о совокупном годовом доходе. Следует при этом подчеркнуть, что установлением НК РФ единой ставки налога с 2001 г. резко сужены перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и представлять налоговые декларации.

С 1992 г. в практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип — установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. Начиная с 2001г. с принятием НК РФ не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц — недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить подоходный налог за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части, и, наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России — в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач. Примерно на таких же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Налог на доходы физических лиц, сущность и особенности его формирования.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является доход, полученный конкретным плательщиком;

подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;

налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Налог на доходы с физических лиц по объему поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения.

Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц – недопущение уплаты этого налога за плательщика. Налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода.

Особенностью подоходного налога является то обстоятельство, что хотя он и удерживается из дохода физических лиц, но ответственность за его исчисление и перечисление в бюджет несет организация, выплачивающая доход, выступая при этом в качестве налогового агента государства.

Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является вторая глава Налогового Кодекса Российской Федерации.

Плательщики налога с доходов физических лиц.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

К налоговым резидентам согласно НК РФ относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Указанные физические лица, проживавшие на территории России в общей сложности менее 183 дней в течение календарного года, являются соответственно нерезидентами. С момента вступления с 1 января 2001 г. Части второй НК РФ резидентство зависит не только от срока и факта проживания на российской территории. Для обоснования своего нерезидентства налогоплательщик обязан также предоставить официальное подтверждение того, что он является резидентом другой страны 1 .

Налог на доходы физических лиц (34)

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколько меньше во Франции — 17%.

В России НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, а также ст. З и подп. I п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст. 23 содержала дополнение «исходя из принципа справедливости», но поскольку понятие «принцип справедливости» в действующем законодательстве — как налоговом, так и гражданском — абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налог на доходы физически лиц платят люди из своего кармана. Однако очень часто обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет ложится на фирмы. В этом случае они выступают в роли налоговых агентов. Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, так как всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно знать законы страны, в которой живешь. Таким образом, определив актуальность темы, можно сформулировать основную цель данной работы и определить задачи.

Цель – рассмотреть порядок определения НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.

Задачи: осветить теоретические аспекты данного налога, осветить вопросы расчета и отчетности как в теории, так и на примере конкретной организации, а также указать возможности оптимизации налога.

Объектом курсовой работы является предприятие ООО «Альбатрос», а предметом исследования – особенности исчисления налога на доходы физических лиц.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕКИХ ЛИЦ

1.1 История реформирования налога на доходы физических лиц

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

За шесть лет существования НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, что кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов. Так, например, стандартный вычет на ребенка был увеличен с 300 до 600 руб., при этом с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. увеличилась предельная величина дохода, при достижении которой прекращается предоставление данной льготы. Размер вычета при покупке и строительстве жилья увеличен с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Кроме этого, изменился порядок предоставления данного вычета – работодателям дано право предоставления вычета при наличии уведомления из налогового органа. С 6 до 9 процентов была увеличена ставка НДФЛ по доходам, выплачиваемым в виде дивидендов. Размер материальной помощи, освобождаемой от налогообложения, увеличен с 2 до 4 тыс. руб. Список доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен доходами, полученными в порядке дарения от членов семьи и близких родственников.

Ряд поправок, внесенных в 23 главу НК РФ, вступит в силу с января 2007 года. Законом №137-ФЗ внесены изменения в пункты 2 и 3 статьи 207 НК РФ. Теперь налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ. Примечательно, что ранее определение налоговых резидентов содержалось в ст. 11 НК РФ. Ими признавались физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Законом №153-ФЗ дополнен список доходов, не подлежащих налогообложению. Начиная с 2007 года не облагаются НДФЛ вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ физическим лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам Федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Согласно поправкам, внесенным в главу 23 НК РФ Законом №119-ФЗ, расширен список граждан, претендующих на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. С 2007 года налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Размер социального налогового вычета на обучение и лечение увеличен с 38 до 50 тыс. руб. (в редакции Закона №144-ФЗ). Следует отметить, что размер этого вычета ранее уже был увеличен с 25 до 38 тыс. руб. При применении социального налогового вычета на лечение с 2007 года будут учитываться не только суммы оплаты стоимости лечения и приобретения медикаментов, но и суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Кроме этого, Законом №137-ФЗ дополнен перечень налоговых агентов, к которому добавлены нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ, коснутся и имущественных вычетов. Теперь, согласно Закону №144-ФЗ, имущественный вычет при продаже и покупке жилья распространяется на комнаты. Вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи комнаты, если она была в собственности продавца более трех лет; в сумме до 1 млн руб., если комната находилась в собственности менее трех лет. При покупке комнаты также предоставляется имущественный налоговый вычет в сумме, не превышающей 1 млн руб. Также с 1 января 2007 года вступают в силу поправки, внесенные Законом №58-ФЗ. Данным законом отменяется имущественный налоговый вычет при продаже ценных бумаг. Теперь особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами регулируются только статьей 214.1 главы 23 НК РФ, согласно которой доход от продажи ценных бумаг можно уменьшить только на сумму расходов, связанных с их приобретением, хранением и продажей.

Несмотря на постоянные поправки и дополнения, вносимые в 23 главу НК РФ, ряд научных деятелей и экономистов настаивают на более кардинальном реформировании НДФЛ. Например, предлагается существенно увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время. Так, П.В. Трунин в своей работе по исследованию влияния увеличения стандартного налогового вычета по НДФЛ на благосостояние низкооплачиваемых категорий работников рассматривает два основных варианта реформирования стандартного налогового вычета: увеличение размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума; а также рост размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума, сопровождаемый ростом порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется налоговый вычет, до величины годового дохода, соответствующего ежемесячной зарплате, равной прожиточному минимуму. Исследование показало, что увеличение стандартного вычета до уровня прожиточного минимума вызовет снижение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума – лишь на 1,8%, а одновременное увеличение порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется стандартный вычет, приведет к падению этой доли на 3,7%. Что касается обязательств работников по НДФЛ, то они снизятся с 645,7 млрд руб. до 593,4 млрд руб. (– 8,1%) при осуществлении первого варианта реформы и до 561,4 млрд руб. (– 13,1%) при реализации второго варианта, т.е. потери бюджета составят 52,3 млрд руб. и 84,3 млрд руб. соответственно. Таким образом, при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет.

1.2 Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц на современном этапе экономического развития РФ приобретает все более определяющую роль в налоговых поступлениях в бюджеты различных уровней. Фактически, по уровню собираемости этого налога и его месту в общем объеме налоговых поступлений можно делать определенные выводы об уровне благосостояния населения и экономическом росте страны.

Доля подоходного налога с физических лиц в бюджетной системе России в 1992-2000 г.г. по сравнению с индустриально развитыми странами была сравнительно невелика. Так в доходах бюджета США в 90-х годах она составляла более 35%, в Великобритании и Германии — около 30%, в России же — менее 9 %.

Можно выделить несколько основных причин, определявших тот факт, что подоходный налог в 90-е годы не являлся значимым инструментом налоговой политики в РФ. Среди них ведущее место занимала принятая в РФ налоговая концепция, делающая основной упор на налогообложение юридических лиц, в связи с чем такие налоги как НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль составляли основу формирования доходной части бюджета. Также немаловажными причинами являлись нестабильная экономическая ситуация и невысокий уровень благосостояния населения, при этом установленный законодательством номинальный уровень налогообложения в размере 13% (12% — ставка подоходного налога и 1% — взносы в Пенсионный Фонд) воспринимался населением, как достаточно высокий. В то же время у высокодоходной части населения негативное отношение вызывала прогрессивная шкала налогообложения.

Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога.

Анализ развития системы налогообложения в России отражает, что с 2001 г. приоритеты государственной политики направлены с регулирующей функции налога на фискальную функцию. Налог на доходы физических лиц занимает третью позицию по поступлениям в бюджеты разных уровней после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, Так, если удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2001 году составлял 10,9 %, то в 2004 году его значение достигло 18,2 %, в 2005 г. — 19,1 %. Налог на доходы физических лиц, помимо фискальной, должен выполнять ряд других функций: выравнивание доходов населения, сглаживание экономического неравенства, регулирование структуры личного потребления, помощь наименее защищенным слоям населения.

Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида. Преобразования в налоговой сфере, проводимые в настоящее время, предопределяют необходимость построения справедливой системы налогообложения физических лиц как одного из условий улучшения уровня жизни населения. Несмотря на значительные изменения по урегулированию вопросов налогообложения доходов физических лиц с введением в действие с 2001 года главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство в этой части остается несовершенным.

Приоритетными задачами проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки и предложения в ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию России о повышении уровня жизни населения и о справедливом налогообложении.

2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Альбатрос»

Исследуемым предприятием в курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос». ООО «Альбатрос» является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности частная. ООО «Альбатрос» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом. Цель — извлечение прибыли. Основным видом деятельности ООО «Альбатрос» является продажа холодильного, технологического оборудования и его монтаж. Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с Федеральным законом О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года № 129 ФЗ. Бухгалтерский учет в ООО «Альбатрос» осуществляется бухгалтером в единственном числе. Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с типовым планом счетов. В ООО «Альбатрос» применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован. После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретет статус юридического документа. Бухгалтер организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.

Предприятие ООО «Альбатрос» учреждено двумя физическими лицами, с равными долями в уставном капитале. Образован уставный капитал в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. На момент государственной регистрации участники оплатили 50% уставного капитала в денежной форме.

В соответствии со штатным расписанием на предприятии работает 5 человек: директор, бухгалтер, старший продавец и два продавца.

Предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, т.к. в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в средняя численность работников за отчетный период не превышает 30 человек — предельного уровня, установленного для розничной торговли.

В соответствии с организационной структурой на предприятии сложилась своя структура управления. Главным управляющим органом является собрание учредителей, которое назначает директора и поручает ему функции управления в соответствии с коммерческими целями предприятия.

В целом состав структуры управления предприятием соответствует коммерческой деятельности организации. Существуют тесные взаимосвязи между структурными подразделениями в направлении выдачи и получения данных по товарному учету.

Налоговая отчетность по заработной плате предприятия представлена в приложении Б.

Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется системой экономических показателей (табл. 1).

Основные экономические показатели деятельности ООО «Альбатрос» за 2006 год

Подоходный налог

Подоходный налог как общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами, порядок его определения и главные способы взимания. Совершенствование подоходного налога в современных условиях, направления и перспективы его реформирования в будущем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условия рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Особая роль отводится прямому налогообложению, поскольку манипулирование ставками прямых налогов, изменение механизма их взимания моментально сказываются на деятельности предприятий.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики налогоплательщиков. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Кыргызской Республики создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию отечественной налоговой системы.

Подоходный налог и порядок его взымания

Определение и взимание налога. Подоходный налог — это общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается на территории всей страны по единым ставкам.

Существуют два способа взимания подоходного налога:

1) удержание налога у источника выплаты дохода (например, при выдаче зарплаты работнику с него удерживается подоходный налог);

2) уплата налога по декларации о доходах (существуют ежемесячные текущие платежи подоходного налога по итогам финансово-хозяйственной деятельности; далее, по истечении года производится окончательный перерасчет подоходного налога, исходя из данных, указанных в декларации о доходах).

Необходимо ввести некоторые определения, касающиеся расчета подоходного налога.

Совокупный годовой доход (Д) — это все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг. Вычеты расходов (В) — это вычитаемые затраты налогоплательщика, связанные с его экономической деятельностью, из совокупного годового дохода, разрешенные в соответствии с положениями Налогового Кодекса.

Объектом налогообложения является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым Кодексом Кыргызской Республики.

Состав совокупного годового дохода и разрешенные вычеты расходов, принятые Налоговым Кодексом, приведены в приложении.

Страховые взносы. В состав разрешенных вычетов из совокупного годового дохода входят страховые взносы в: Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и Пенсионный Фонд, на которых необходимо остановиться подробнее. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики отчисления в виде страховых взносов: для индивидуального предпринимателя — производит отчисления ежемесячно в размере 38% от 3-х-кратной минимальной месячной зарплаты, выплачиваемые в течение года и с последующим перерасчетом от фактически полученного дохода по итогам года на основании декларации о доходах.

Фактически полученный доход — это доход, равный разности совокупного годового дохода и вычетами расходов, разрешенными в соответствии с Налоговым Кодексом.

Среднемесячный размер фактически полученного дохода, с которого начисляются страховые взносы, не превышает 100-кратного размера минимальной зарплаты (на 1.01.99 г. минимальная зарплата — 100 сом). «Основы бизнеса в Кыргызстане» коллектив Бишкекского Центра поддержки МСП (проект ПРООН/ЮНИДО/КЫР/97/001). Бишкек, 10 января 2000г. стр. 158

Если фактически полученный доход меньше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от фактически полученного дохода.

Если фактически полученный доход больше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от 100-кратной минимальной зарплаты.

Для индивидуального предпринимателя, работающего по патенту —

производит уплату страховых взносов путем приобретения страховых полисов в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики;

Для индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд — производит страховые взносы в размере 31% от выплат работникам, которые распределяются следующим образом: 25,5% от выплат, начисленных в пользу работников, идущие в пенсионный фонд; — 2% от всех выплат, начисленных в пользу работников — в Фонд социального страхования; 1,5% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников — в Фонд занятости; 2% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников — в Фонд медицинского страхования;

Для работающих граждан-инвалидов 1 и 2 группы — ежемесячно в Пенсионный фонд от всех выплат — 2%.

Освобождаются от страховых взносов в Фонд занятости все выплаты, начисленные в пользу: 1) инвалидов 1 и 2 группы; 2) принятых на работу на вновь созданные в течение календарного года рабочие места.

Для нанимателей — предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нанимающих иностранного работника, ежемесячно в Фонд занятости дополнительно — в размере месячной зарплаты нанятого иностранного работника (кроме нанимателей, нанимающих временно иностранных граждан для сельхозработ и международных организаций, дипломатических представительств и миссий).

Для крестьянских и фермерских хозяйств страховые взносы устанавливаются ежеквартально в размере базовой ставки земельного налога. Фермерские и крестьянские хозяйства, использующие наемный труд работников, не имеющих долей в земельном фонде хозяйства, уплачивают страховые взносы по указанным работникам — 31%.

Сумма налога к уплате

5% от суммы дохода

От 6000 до 24000 сом

300 + 10% от (X — 6000)

От 24000 до 120000 сом

2100 + 20% от (X — 24000)

Свыше 120000 сом

21300 + 33% от (X — 120000)

Где X — налогооблагаемый доход.

В структуре поступлений в доход государственного бюджета данный налог занимает менее 8% и является наиболее стабильным в плане сбора. На протяжении анализируемого периода доля данного налога в доходных поступлениях не изменялась на протяжении всего периода. Наибольший удельный вес данный налог составил в последние годы — 7.5%. В 2000 и 2001 финансовом году доля подоходного налога составила — 7.5% в доходах государственного бюджета.

На основе анализа поступлений подоходного налога по годам отмечается тенденция к снижению его удельного веса (табл. 7).

Поступления подоходного налога в бюджет за 2000 год в целом по республике и в разрезе регионов показывает, что местными налоговыми органами предпринимаются определенные меры.

Таблица 2. Подоходный налог с физических лиц с 2007 по 2009 гг.

Общие налоговые поступления (млн. сом)

Подоходный налог, всего (млн. сом)

% от общей суммы налоговых поступлений

Так, как видно из таблицы, по сравнению с 1999 г. увеличились поступления по подоходному налогу, взимаемому налоговыми органами. Хотя доля подоходного налога за последние два года остались на одном уровне, то по отношению к ВВП доля данного налога имеет тенденцию увеличения. Также наблюдается увеличение доли данного налога в налоговых поступлениях.

Рост поступлений подоходного налога по патентной системе по сравнению с предыдущим годом обеспечен улучшением администрирования, развитием и расширением патентной системы налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Введение в 2007 г. патентирования на 27 видов предпринимательской деятельности значительно расширило налогооблагаемую базу данного налога. Так, в течение 2007 г. налоговыми органами республики выдано 300180 патентов на общую сумму 74,5 млн. сомов, против 240576 патентов на сумму 58,3 млн. сомов в 1998 г. Если в 2007 г. в среднем за месяц поступало в бюджет около 5,5 млн. сомов, в 2008 г. ежемесячно — 8,9 млн. сомов, то в 2009 г. — 8,9 млн. сомов.

Рассматривая действующую систему взимания подоходного налога, необходимо отметить, что она является достаточно эффективной в том случае, когда удержание налогов производится у субъектов с фиксированной заработной платой и прозрачной бухгалтерской отчетностью. В основном, это государственные служащие и работники крупных предприятий. Однако, увеличение удельного веса субъектов малого предпринимательства с неконтролируемыми доходами и затратами привело к необходимости внедрения наряду с принятой практикой обложения совокупного дохода введение упрощенной системы налогообложения. Первым этапом данной системы явилось взимание подоходного налога на патентной основе. Это увеличило охват налогообложением частных предпринимателей, однако, часть налоговой базы уходит от налогообложения, о чем свидетельствуют аналитические данные, в соответствии с которыми удельный вес подоходного налога в налоговых поступлениях снизился с 13,7% в 2002 году до 9,8% в 2009 году. Доля подоходного налога в ВВП снизилась с 1,9% в 1994 году до 1,4% в 2009 году.

Основными направлениями реформирования подоходного налога должно быть дальнейшее развитие упрощения системы налогообложения в различных ее формах. Применение ее должно осуществляться на добровольной основе и являться альтернативной основной системе. Совершенствование упрощенной системы должно вестись по пути включения в сумму фиксированного платежа не только подоходного налога, но всех обязательных платежей, определяемых законодательством.

Совершенствование подоходного налога в современных условиях

Развитие налоговой системы Кыргызстана должно удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть достаточным для покрытия необходимых расходов государства, а во-вторых, стимулировать развитие реальных секторов экономики, т.е. ставки налогов должны иметь тенденцию к снижению. Именно снижение ставок налогов позволит налоговым органам значительно расширить налогооблагаемую базу за счет снижения объемов «теневой экономики». Разные специалисты по-разному оценивают эти объемы. Специальных исследований по этой проблеме не проводилось, но можно ориентироваться на разработки зарубежных исследователей. Они считают, что даже в рыночно-развитых странах эти объемы составляют от 10 до 30%. Нет основания считать, что в нашем государстве при переходе к рынку объемы скрываемых доходов будут меньше максимальной оценки в 30%. Из этого следует, что принятие мер по расширению налогооблагаемой базы может дать 25 — 30% повышение налоговых поступлений и при оплате дефицита. может остаться сумма профицита. Но сумму профицита можно уменьшить все или часть видов с тем, чтобы стимулировать развитие производства в республике.

Для расширения налогооблагаемой базы нужно использовать как возможности налоговых служб, так и средства массовой информации для разъяснения направлений налоговых выплат для социальных и экономических нужд государства. Пока в некоторой части предпринимателей наибольшим уважением пользуются лица, скрывшие все или часть доходов. «Тысячи людей думают о пополнении бюджета, а миллионы о том, как бы заплатить поменьше».

Налоги в нашем государстве пока не очень стимулируют развитие производства, выполняя одну, главную фискальную функцию. Распределительная функция не очень значительна, так как, в основном, население живет за чертой бедности и поэтому снижение ставок налогов не прихоть предпринимателей, а насущная проблема. В настоящее время, когда даже подоходный налог с населения не учитывает прожиточный минимум, стремление укрыть налоги не только не снизится, а может даже возрасти, так как эти средства

Управление налогообложением — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления.

В результате проведенного анализа выяснили, что прямое налогообложение в большей степени относится к юридическим лицам, поскольку основу прямого налогообложения в первую очередь составляет налог на прибыль, уплачиваемый юридическии лицами, земельный налог, также в основном уплачиваемый юридическими лицами, а также местные налоги, большнством которых облагаются юридические лица. В этой связи совершенствование прямого налогобложения в первую очередь предполагает совершенствование механизма налогобложения юридических лиц. Поэтому считаем необходимым рассмотреть налоговое планирование и прогнозирование на предприятии, налоговое регулирование, в частности налоговый менеджмент, как основные методы снижения бремени налогов на предприятии.

Государственный налоговый менеджмент должен обеспечить:

— надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке и состоянии экономики государства, структуре и динамике налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, конкретного спроса, потребностей общества, т.е. информацию о внешних условиях функционирования системы;

— создание ставок налогов, их сочетания, которые более полно удовлетворяют требованиям государства;

— необходимое воздействие на физические и юридические лица, на экономику, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы налогообложения.

Развитие теории и практики менеджмента определяется целым рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующее:

1. нацеленность на достижение конечного практического результата налоговой деятельности. Эффективная реализация утвержденных мероприятий в намеченных объемах в соответствии с долговременной целью, намеченной государством.

2. концентрацию исследовательских, практических и контролирующих усилий на решающих направлениях деятельности.

3. направленность государства не на сиюминутный, а на долговременный результат работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на основе их результатов ставок различных налогов, обеспечивающих и стимулирующих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

4. применение в единстве взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям членов общества (физических и юридических лиц) с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Экономический смысл менеджмента бюджетной системы состоит в стимулировании ускорения отдачи производственных фондов предприятий, повышения мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременного создания новых товаров и ускорения их продвижения не просто на рынки, а на тех из них, на которых может быть достигнут максимальный коммерческий эффект.

Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать, своего рода, стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль — суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в НИИ и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить на весь налоговый механизм.

В условиях переходного периода, когда сохраняются административно — командные методы управления государства налоговый менеджмент должен прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим сегментом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определения роли государства в этом процессе и есть сложнейшая проблема.

Менеджмент налоговой политики должен способствовать выходу на рынок, т.е. увеличению видов налогов, отражающих происходящие изменения — при умеренных ставках, с четким обоснованием, обеспечивающих и стимулирующих развитие производственной базы государства для перспективного расширения и пополнения налогооблагаемой базы.

Расширение налогооблагаемой базы, в частности при прямом налогообложении, должно отвечать четырем условиям производственного менеджмента:

а) выход на новый рынок, т.е. найти новые слои потребителей, новые способы и сферы применения для своего продукта или выйти на новые географические рынки, в т.ч. внешние (экспорт), что увеличивает уплату таможенных пошлин;

б) расширение ассортимента продукции по желаниям различных групп потребителей, что увеличивает фонд заработной платы за счет увеличения численности работников;

в) выход с новыми продуктами на новые рынки. Часто используются как апробирование нового товара на менее важном для имиджа фирм внешнем и внутреннем рынках. Это позволяет с наименьшими затратами при положительном результате расширить рынок сбыта и привлечь к товару дополнительное внимание. Соответственно растет и налогооблагаемая база.

Естественно, что государство, небогатое природными ресурсами, не станет устанавливать высокие ставки налогов на добывающие отрасли, а при значительных залежах полезных ископаемых налоги с добывающих и перерабатывающих минеральное сырье предприятий могут, стать важнейшим источником финансовых средств в бюджет.

Налог на прибыль как один из главных видов прямых налогов, в последние десятилетия находится в центре внимания западных экономистов. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, с введением во время второй мировой войны налог на прибыль, в качестве одного из важных источников госбюджета, произошла заметная трансформация частнопредпринимательской деятельности. До этого важнейшим стимулом накопления капитала и его межотраслевого распределения служила норма прибыли. При использовании налога на прибыль, норма прибыли перестает быть главным определяющим параметром вложения инвестиций. Компании зачастую ориентируются на налоговые льготы и объемы налогообложения, чем на норму прибыли при выборе направления вложения средств. При обследовании в странах ЕС 8 тысяч различных предприятий, было установлено, что определяющим параметром выбора варианта развития предприятий и вложения средств явилось именно налогообложение около, 48% промышленных предприятий и 78% финансовых организаций.

Во-вторых, столь важная роль налогообложения прибыли в определении инвестиционной и всей производственной деятельности определила достаточно жесткие рамки ее фискальным масштабам. Облагая прибыль чрезмерным налогом, государство неминуемо сталкивается с ослаблением частнопредпринимательской деятельности. Поэтому наряду с важностью этого налога для фискальных целей, т.е. пополнение бюджета, проявляется стимулирующая функция этого налога. Оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций — задача государства и здесь можно опираться на опыт других стран, где найдено рациональное сочетание.

До начала XX века в западной экономической мысли отсутствовала самостоятельная теория прибыли. Прибыль разными экономистами рассматривалась как плата за квалифицированный труд управления, «ожидание» собственника капитала. Рассматривались лишь проблемы происхождения процента.

Перелом в экономической мысли произошел в связи с идеями, выдвинутыми в 1899 году Дж.Б. Кларком в работе «Распределение богатства».

В дальнейшем разные экономисты развивали теорию прибыли и к настоящему моменту в качестве источников прибыли выделяются три вида доходов, а именно:

вознаграждение за риск и неопределенность;

вознаграждение за новаторство;

результат несовершенств в рыночной структуре.

Именно прибыль становится определяющим фактором развития частнопредпринимательской деятельности. Так, Макконелл считает, что «Прибыль — это генератор капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей»

Налог на прибыль вначале был введен в чисто фискальных целях, так как государства нуждались в дополнительных финансовых источниках для ведения войн. Так, во время войны в Корее в 1951-1953 гг. общая ставка налога и сверхприбыль достигла в США 82% и этот налог в сумме всех поступлений составляет в бюджете около третьей части.

Однако чрезмерная фискальная нагрузка действовала очень отрицательно на производственно-стимулирующую роль прибыли, что уже во время войны во Вьетнаме доля налога на прибыль в бюджете была снижена до 15-17%, а в мирное время не достигает и 10%.

Вместе с тем, для стимулирования использовались различные льготы, прежде всего на инвестирование средств и научно-исследовательские работы.

В 70-х годах появились «кривые Лаффера», которые доказывали, что, как ни парадоксально, но снижение ставок налога на прибыль может не только сохранить объем поступлений в бюджет, но даже увеличить его. Обосновывается идея А. Лаффера тем, что «более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сдерживаниям и инвестициям, инновациям и принятию деловых рисков, подталкивая таким образом существенное расширение национального производства и дохода».

Лаффер полагал, что максимальной ставкой налога на прибыль должна быть величина между 20 и 25 процентами. При ставке налога более 50% проявляется дестабилизирующие тенденции на экономическую деятельность.

В практике многих стран установлена ставка около трети прибыли, т.е. 30-40%.

Идеи Лаффера нашли отражения в практике применения налогов на прибыль. Так, в 1982 г. администрация президента Р. Рейгана снизила максимальную ставку налога на прибыль с 46 до 34%.

В Англии правительство М. Тетчер снижало ставки в несколько приемов, а именно: 52 до 50% в 1983 году, до 45% в 1984 году, до 35% в 1985 и до 33% в 1991 году.

Франция также проводила снижения ставок, за длительный период — с 1986 к 1994 году — ставка была снижена с 50 до 34%, но затем повышена до 37%. Одновременно в этих странах уменьшались предоставляемые льготы по налогообложению.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что основной упор должен делаться на прямые налоги, в частности на налог на доходы физических лиц. Если говорить о размерах и доле нашего подоходного налога, то его доля на сегодня составляет не более 10%.

Плательщиками подоходного налога являются все физические лица-резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющие доход. Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений, ассоциаций и других сельскохозяйственных формирований, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог. Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.

Каждый налогоплательщик имеет право на ежемесячные вычеты из совокупного дохода в размере четырехмесячной минимальной заработной платы в течение года. Налогоплательщик имеет право на дополнительный ежемесячный вычет из совокупного дохода:

1) на каждого иждивенца в семье — по одной минимальной месячной заработной плате;

2) на женщину-мать в семье налогоплательщика, родившую и воспитавшую 4 и более детей, дополнительно к пункту 1) — одной минимальной месячной заработной платы в течение года.

Право дополнительного вычета за каждый месяц налогового года имеют:

1) инвалиды и участники Гражданской, Великой Отечественной войн, войны в Афганистане и в других странах, а также инвалиды I и II групп в размере 4-кратного минимального месячного заработка;

2) вдовы погибших военнослужащих, принимавших участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, а также инвалиды III группы — в размере 3-кратного минимального месячного заработка;

3) Лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждений или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС — в размере 4-кратного минимального месячного заработка.

Расходы налогоплательщика по уплате процентов по долговому обязательству подлежат вычету из его совокупного годового дохода в том случае, если сумма долга была использована на развитие и осуществление экономической деятельности налогоплательщика. Размеры вычета определяются исходя из суммы долга, подлежащей погашению в текущем налоговом году, умноженной на 1,5 ставки рефинансирования Национального банка Кыргызской Республики на момент образования долга.

Совокупный годовой доход физического лица уменьшается на сумму взносов в Социальный Фонд при Правительстве Кыргызской Республики в пределах норм отчислений.

В совокупный годовой доход физических лиц не включаются полученные ими доходы от продажи, обмена или других видов распоряжения движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим налогоплательщику.

Налогооблагаемый доход у источника выплаты до 2002 года — физического лица подлежал обложению налогом по следующим ставкам в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году:

1) до 5-кратной минимальной годовой заработной платы — 5 процентов с суммы дохода;

2) от 5 до 20-кратной минимальной годовой заработной платы — сумма налога с 5-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 10 процентов с суммы, превышающей ее;

3) от 20 до 100-кратной минимальной годовой заработной платы — сумма налога с 20-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 20 процентов с суммы, превышающей ее;

4) свыше 100-кратной минимальной годовой заработной платы — сумма налога с 100-кратной минимальной заработной платы плюс 33 процента с суммы, превышающей ее.

В 2002 году была проведена реформа вследствие чего, были изменены ставки данного налога. Так доход до 5 тысяч сом облагается по ставке 10% и 20% с суммы превышающей его. Вследствие таких реформ снизилось налоговое бремя с физических лиц получающих доход превышающий 5 тысяч сом. Таким образом, предприниматели получающие весомый доход будут выходить из теневого бизнеса.

Рассмотрим, как с позиции государственного налогового менеджмента можно регулировать ставки налогов и зависимость сумм поступлений от их размеров. Естественно, уменьшение или увеличение налогового бремени сказывается на итогах работы каждого предприятия, и оно старается выявить возможности даже при определенных ставках налогов, снизить их тяжесть для своего предприятия. Так, изменением цен на свою продукцию, предприятие может увеличить или уменьшить налогооблагаемую базу. Например, при ставке налога К предприятие получает Р прибыль. Ставки налога изменились и стали К. Тогда прибыль Р1 должна быть не меньше прибыли Р, иначе предприятие изменит цены на свою продукцию и постарается сохранить свою прибыль в необходимых размерах, т.е. Р1>Р.

Каждое предприятие стремится увеличить прибыль — ведь именно ради прибыли оно и работает. Прибыль у предприятия остается за вычетом всех причитающихся налогов и расходов по производству. Следовательно, если предприятие в состоянии диктовать свои цены на товары и услуги и является прайсмекером, то манипулирование ценами может не только снизить суммарное налоговое бремя, но и изменить спрос на выпускаемые товары. Если же предприятие является прайсмекером, т.е. не может влиять на цену товара, то оно может регулировать свою прибыль и, естественно, выплачиваемые налоги, с помощью изменения объемов производства.

В первом случае, конечно, возможности у предприятий гораздо шире, так как кроме цен, оно может изменять и масштабы производства, что значительно влияет на объемы получаемой прибыли.

Предприятие реагирует на налоги и изменением ассортимента предлагаемых товаров. Технологические и затратные характеристики производства также могут изменяться в зависимости от размеров применяемых налогов. В случае резкого увеличения объемов прибыли и начисления налога на прибыль по повышенной ставке, предприятие снизит цену товара и, соответственно, налогооблагаемый объем.

Снижение налогооблагаемой базы может быть как легальным, так и нелегальным, т.е. часть предприятия будет работать в «теневой экономике». Легальное снижение налогооблагаемой базы предполагает использование налоговых льгот, предусмотренных законодательством. Высокая степень нелегального снижения налогооблагаемой базы характеризует слишком высокие, подчас непосильные ставки налогообложения, так как предприятие сильно рискует, скрывая от фискальных органов свои доходы и объемы производства.

Кстати, в царской России ставка в 1% от суммы товарооборота позволяла рыночной экономике действовать в полную меру, сокрытие же доходов облагалось повышенной и совершенно неприемлемой ставкой и поэтому купцы и заводчики старались не скрывать свои доходы.

Кроме того, существовали гильдии и иные звания, присуждаемые в зависимости от размеров товарооборота, т.е. существовал моральный стимул к увеличению объемов товарооборота, так как каждое высшее звание давало его владельцу как моральные, так и материальные льготы и привилегии.

Предприятия выпускают различную продукцию, на различном сырье и оборудовании, используют различную технологию, т.е. находятся в различных экономических условиях. Использование унифицированного налогообложения для таких предприятий вызывает различные проблемы и тенденции в деятельности разных предприятий. Унификация фискальной политики удобна для государства и налоговых органов.

Но в последнее время учеными выявлена четкая зависимость от эластичности спроса на товар. В общем случае предприятия (фирмы, компании) с одинаковыми воспроизводственными характеристиками при одинаковом фискальном давлении будут придерживаться прямо противоположных целевых стратегий, если они попадают в разные группы с точки зрения эластичности спроса на их продукцию.

Так, например, имеются не только предприятия, но и целые отрасли, спрос на продукцию которых мало эластичен, а в ряде случаев эластичность может быть строго положительной. К таким отраслям и производствам относится топливно-энергетический комплекс.

Имеются и другие производства, попадающие под действие одного из четырех хорошо известных эффектов: замены (Гиффина), Веблена, снобизма и повального увеличения. Эффект замены проявляется в переключении спроса с одной группы товаров на другую, а эффект Веблена — в росте спроса из-за отождествлениям потребителем происходящего роста цен с ростом качества товаров.

Для таких структур эластичность спроса часто бывает положительной. К ним относятся предприятия, специализирующиеся на производстве украшений, ювелирных изделий, ультрамодных товаров и товаров первой необходимости.

Именно рассмотренные выше предприятия и отрасли могут выдержать самый тяжелый налоговый пресс и от введения на их продукцию и доходы значительных ставок налогов выигрывают все слои общества.

Другие предприятия, наоборот, при высоких ставках налогообложения могут оказаться в весьма трудных условиях. Здесь желательно вводить достаточно либеральные ставки налогов. В противном случае возможно развитие стагфляции, перерастающей в производственный коллапс на фоне галопирующей инфляции.

Заключение

Главным основным атрибутом по значению и объемам в любом государстве являются налоги. Налоги представляют собой выплаты физических и юридических лиц по определенным ставкам за получение доходов.

Государству требуются значительные суммы в виде налогов, а предприниматели добиваются сокращения ставок и видов налогов, так как эти средства приходится изымать из оборота. Поэтому в каждом государстве ставят две задачи: максимизировать поступления в бюджет и минимизировать ставки и объемы налогов.

Налоги в нашей республике действуют разные, и по разным ставкам. Налоговые поступления в бюджет в доле к ВВП снизились, и это снижение объясняется тем, что произошли структурные изменения в экономике, в частности, увеличились объемы выпуска продукции совместных и иностранных предприятий, облагаемых налогом по льготным ставкам. Сказались и негативные явления, такие, как рост, числа убыточных предприятий и неплатежи в бюджет, а также сокрытие доходов различными методами.

Учитывая опыт развитых стран, целесообразно заранее извещать налогоплательщика о проведении налоговой проверки (в срок от 3 до 5 дней), а налоговые проверки предприятий и организаций, которые не имели нарушений, должны проводиться не чаще чем один раз год в год. Если же налогоплательщик регулярно сдает отчетность, не выявляющую никаких нарушений, то он может освобождаться от проверок на несколько лет.

Основные проблемы устранения неплатежей налогов юридическими лицами являются в современных условиях особо важными. Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджет всех уровней налоговых поступлений.

В действующем законодательстве в области налогообложения в настоящее время отсутствует обоснованное представление о видах доходов, подлежащих налогообложению. Принятое в настоящее время разделение доходов и расходов по трем категориям — производство и реализация продукции, реализация основных фондов и внереализационные операции — в значительной степени условно. Поэтому многие вопросы решаются не путем применения норм закона, а ведомственно, через инструкции, письма, разъяснения, когда трудно избежать двойного налогообложения.

Ряд налогов подлежит принудительному реформированию. К таким налогам относятся введение налога на недвижимость.

Совершенствование механизма функционирования налога на недвижимость предлагает: создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестр собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли.

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра, в основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Анализ проделанный в работе показал что основной акцент в области пополнения бюджета страны делается на косвенные налоги, хотя считается что для регулирования экономики наиболее приемлемым инструментом являются прямые налоги.

Совершенствование налоговой системы в Кыргызской Республике позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

Список использованной литературы

налог подоходный взимание реформирование

Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года.

Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» от 21 декабря 1999 г. №135 // Нормативные акты КР — 1999.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 ноября 1996 г. №201 «О некоторых мерах по усилению государственного налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов» // Бизнесмен К — 1996, №84.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 августа 1995 г. №340 «О состоянии дел по совершенствованию сбора налогов путем внедрения ККМ» // Нормативные акты КР -1995, №8.

Сборник нормативных актов по налогам и налогообложению // ГНИ при МФКР — Б, Нормативные акты, 1998.

Все о налогах: Нормативные акты КР // ГНИ при МФКР — Бишкек, 1997.

Асанбекова Т.А. «Налоговый учет и аудит расчетов с бюджетом». // Учебник. Б, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экономическая сущность подоходного налога. Анализ методики определения подоходного налога с 2001 г.. Налоговая база и налоговые ставки налога на доходы физических лиц, налоговые вычеты: виды и порядок расчета. Порядок уплаты налога и подачи декларации.

реферат [25,0 K], добавлен 07.03.2009

Исторические и теоретические основы подоходного налога с физических лиц, позитивное и негативное его воздействие на экономическую активность в стране, цели и основные принципы взимания. Плательщики подоходного налога, устранение двойного налогообложения.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 09.09.2010

Налоговая база подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь. Особенности налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов. Применение социальных налоговых вычетов. Имущественные и профессиональные вычеты. Уплата подоходного налога.

реферат [31,6 K], добавлен 15.11.2010

Анализ плательщиков индивидуального подоходного налога Республики Казахстан, а также объектов налогообложения. Ставки для исчисления ИПН. Налоговые вычеты, предусмотренные при этом. Сроки удержания и уплаты налога. Подача декларации. Пример расчета ИПН.

презентация [462,3 K], добавлен 22.11.2016

Сущность и основные характеристики нормы налогового права, способы их реализации. Критерии классификации норм налогового права, их виды и отличия. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства. Порядок внесения в бюджет подоходного налога.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 14.10.2009

Условия освобождения от уплаты подоходного налога. Не облагаемые налогом пределы. Новые виды льгот по налогу. Реализация права на получение стандартного налогового вычета на ребенка. Освобождение от налога при сдаче физическими лицами сельхозпродукции.

реферат [24,3 K], добавлен 18.02.2013

Социально-экономическая сущность налогов, их функции, классификация. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь. Налог на недвижимость и подоходный налог с физических лиц, порядок его исчисления и уплаты. Плательщики земельного налога.

курсовая работа [87,3 K], добавлен 27.12.2012

Плательщики налога на имущество и особенности их определения в отдельных случаях, определение объекта налогообложения, ставки налога. Пример расчета индивидуального и корпоративного подоходного налога, социального налога, налога на транспортные средства.

контрольная работа [50,1 K], добавлен 07.02.2011

Плательщики индивидуального подоходного налога. Право на вычет. Уплата предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу трудовым иммигрантом, являющимся домашним работником-резидентом Республики Казахстан. Сроки удержания и уплаты ИПН.

презентация [701,1 K], добавлен 01.12.2014

Прогрессивная ставка взимания подоходного налога в Великобритании. Налогообложение корпораций, налог на доход с производства топлива, от реализации основных средств, на наследство и на добавленную стоимость. Таможенные пошлины и акцизы. Гербовый сбор.

реферат [28,8 K], добавлен 15.03.2011

Смотрите так же:

  • Крупный ущерб для ст 256 ук рф Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов 1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, […]
  • Ингушский воры законе Вор в законе из клана противников Деда Хасана вышел на свободу Из московского СИЗО №4 освобожден ингушский вор в законе Дулат Йоуло, он же Ахмед Евлоев, более известный в криминальной среде как Ахмед Сутулый. Криминальный авторитет просидел под следствием максимально возможный срок — […]
  • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
  • Пример соглашения сторон для увольнения Порядок увольнения по соглашению сторон Работник и работодатель являются равнозначными сторонами договора, который они заключают в момент трудоустройства. Как и всякий другой договор, трудовой контракт может быть расторгнут по воле каждого из них в отдельности, либо по их взаимной […]
  • Телеграмма суд Суд выдал Роскомнадзору решение о блокировке Telegram Решение суда о блокировке мессенджера Telegram выдано Роскомнадзору Таганским судом Москвы. О выдаче решения о блокировке «Интерфаксу» сообщили в суде. Представитель суда: «В течение какого времени решение будет исполнено, через час, […]
  • Правило берт Берт Хеллингер: Тот, кому дали свыше меры, уйдет из отношений Экология познания. Психология: Порядки «брать и давать» предписаны нам нашей совестью. Она служит равновесию «брать и давать» и взаимообмену в наших отношениях. Как только мы берем или получаем что-то от кого-то, мы чувствуем […]