До декабря 2014 пенсия

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

24 декабря 2014

В пенсионной системе России в 2015 году происходит ряд событий и изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования – так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году с каждым годом.

Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год – прогнозно на 11,5% .

Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.

Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

Личный кабинет застрахованного лица

В конце 2014 года Пенсионный фонд России запустил новый электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Он позволяет гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему имеют все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

Через Кабинет гражданин может узнать о количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных баллов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в 2015 году – 7,39.

Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина («письма счастья»).

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Повышение пенсий и социальных выплат

С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. На 1 января 2015 года его стоимость составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако стоимость балла будет проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год – 11,5% (ожидается). Вместе со страховой пенсией на фактический уровень инфляции 1 февраля будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог нынешнего фиксированного базового размера).

В итоге февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году составит не менее 12 844 рублей.

С 1 апреля 2015 года на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 12,3% – будут проиндексированы социальные пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 496 рублей.

1 апреля размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) будут проиндексированы на 5,5%.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года проиндексирован и составляет 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году проиндексирован и составляет 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижена с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года стал последним днем, когда можно было вступить в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успел стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил в Программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. Теперь, с 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Накопительная часть пенсии в России. Досье

31 августа 2016 г. вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что накопительная часть пенсии в 2017 г. будет вновь заморожена

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 августа 2016 г. вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что накопительная часть пенсии в России в 2017 г. будет вновь заморожена, как в 2014-2016 гг.

История введения накопительной части

До начала реформы пенсионного обеспечения в 2002 г. большинство россиян получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в Пенсионный фонд России (ПФР). Вместе с тем уже в 1990-е гг. у граждан появилась возможность делать взносы в ПФР на добровольных основаниях через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С 1995 г. в ПФР ведется персонифицированный учет перечисленных гражданами средств.

Накопительная часть пенсий будет заморожена

2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 г.), «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 г.), «Об обязательном пенсионном страховании» (от 15 декабря 2001 г.) и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету).

Последняя представляла собой личный пенсионный счет, деньги с которого могли до выхода на пенсию инвестироваться в ценные бумаги и другие активы. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

Работа системы пенсионных накоплений в 2002-2013 гг.

С 2002 г. работодатели начали осуществлять отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). У граждан появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк, в негосударственный пенсионный фонд, либо в частную управляющую компанию. С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 году и позднее, и женщины, начиная с 1957 года рождения. С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению объема средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 года рождения, был повышен с 4% до 6%. С 2009 г. начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет. Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%.

Что ждет пенсионную систему России

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг. Однако они составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

25 декабря 2012 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которая с 2013 г. дала старт очередной пенсионной реформе. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня зарплаты.

В декабре 2013 г. было решено, что граждане России, родившиеся после 1967 года включительно, должны были до 31 декабря 2015 г. самостоятельно выбрать для накопительной части пенсии управляющую компанию (включая ВЭБ) или НПФ. У тех, кто этого не сделал, накопительная пенсия с 1 января 2016 г. начала перечисляться в ее страховую часть, однако уже перечисленные в накопительную часть средства сохранились на счетах ВЭБ. Предполагалось, что реформа позволит отказаться от повышения пенсионного возраста и увеличить пенсионные выплаты. При этом НПФ и УК были обязаны пройти процедуру акционирования для проверки их добросовестности и создания в сфере пенсионного обеспечения аналога системы страхования банковских вкладов.

Сколько средств оказались в системе накопительной пенсии

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом счетов ВЭБа, где хранятся деньги так называемых «молчунов» — граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет «заморожено», и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Сообщалось, что это сэкономит 244 млрд руб. бюджетных средств, которые в противном случае пришлось бы потратить на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Что нужно знать о пенсионной системе РФ: вопросы и ответы

5 августа 2014 г. вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что правительство приняло решение продлить заморозку пенсионных накоплений еще на один год и обсуждает идею полного отказа от накопительных пенсий.

1 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении «заморозки» пенсионных накоплений в 2015 г. 22 апреля 2015 г. после заседания правительства премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что с 2016 г. накопительные пенсии продолжат поступать в негосударственные пенсионные фонды. Несмотря на это, 15 декабря 2015 г. Владимир Путин подписал закон о «заморозке» накопительной пенсии в 2016 г.

На официальном уровне о планах полной отмены накопительной части пенсии озвучено не было. 1 июля 2016 г. министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что министерство предлагает постепенный переход от обязательной накопительной системе к добровольной.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 декабря 2015

Осталось менее месяца для выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования. До конца года гражданам 1967 года рождения и моложе можно выбрать один из двух вариантов: формировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии.

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, все страховые взносы, уплаченные за него работодателем в Пенсионный фонд России – в размере индивидуального тарифа (16%) – будут направляться на формирование его страховой пенсии. Важно отметить, что все ранее сформированные пенсионные накопления граждан подлежат инвестированию и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для инвестирования своих пенсионных накоплений, так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной пенсии, им следует до 31 декабря 2015 года подать заявление в ПФР о выборе варианта пенсионного обеспечения с формированием накопительной пенсии, либо выбрать УК либо НПФ.

В то же время выбрать или сменить УК или НПФ можно одновременно с отказом от дальнейшего формирования пенсионных накоплений; для этого нужно будет подать заявление об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии всей суммы страховых взносов.

У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», пенсионные накопления перестают формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя (не ранее 2017 года), а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой пенсии.

Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая «Внешэкономбанк», либо НПФ, и оно было удовлетворено, на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться часть страховых взносов, начиная с 2017 года, если государство примет решение о возобновлении формирования пенсионных накоплений за счет обязательных страховых взносов. При этом дополнительного заявления для перечисления 6% на накопительную пенсию им подавать не надо. В то же время эта категория граждан имеет возможность отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений за счет новых страховых взносов, для чего необходимо подать соответствующее заявление в ПФР.

Таким образом, гражданин может как продолжить формировать, так и отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии в пользу страховой пенсии, будучи как клиентом ПФР, так и негосударственного пенсионного фонда. Право выбора впервые предоставлено гражданам. До 2014 года у всех работающих граждан 1967 года рождения и моложе формировалась и страховая, и накопительная пенсии, а у граждан 1966 года и старше только страховая пенсия.

Отказ от формирования накопительной пенсии за счет новых взносов не означает сокращения пенсионных прав или снижения будущего размера пенсии. То есть страховые взносы (6% тарифа страховых взносов), которые могли бы направляться на формирование новых пенсионных накоплений граждан, выбравших вариант пенсионного обеспечения с одновременным формированием и страховой и накопительной пенсии, направляются на формирование только страховой пенсии. Таким образом в любом случае все страховые взносы участвуют в формировании пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, если при варианте формирования одновременно накопительной и страховой пенсий, пенсионных баллов начисляется на 37,5% меньше, чем при формировании только страховой пенсии, то при формировании только страховой пенсии гражданам начисляется максимальное количество баллов со всей суммы страховых взносов. К примеру, в 2017 году можно получить 8,26 пенсионных балла за год против 5,16, если бы часть страховых взносов шла на формирование пенсионных накоплений.

Выбор варианта пенсионного обеспечения не связан с выбором страховщика: к примеру, гражданин может оставить пенсионные накопления у своего текущего страховщика (ПФР или НПФ) и выбрать любой из вариантов пенсионного обеспечения.

Граждане, за которых страховые взносы впервые начали начисляться с 1 января 2014 года, смогут в течение 5 лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6% тарифа страховых взносов работодателя. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если гражданин по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет.

При этом Пенсионный фонд напоминает, что с 2014 года изменен порядок выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию в части формирования пенсионных накоплений.

Страховщиком по ОПС может выступать или Пенсионный фонд Российской Федерации, или негосударственный пенсионный фонд по вашему выбору. Если вы выбираете для управления своими пенсионными накоплениями частную управляющую компанию, то вашим страховщиком по ОПС все равно остается ПФР.

Сегодня подать заявление о выборе варианта пенсионного обеспечения, переходе в НПФ, о переходе из негосударственного пенсионного фонда в другой НПФ или обратно в Пенсионный фонд России можно в любой клиентской службе ПФР и в большинстве МФЦ. При этом заявление по-прежнему можно подать по почте или с курьером. Установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица в этом случае осуществляется нотариусом.

Уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления и какой у вас вариант пенсионного обеспечения, можно, получив выписку из вашего индивидуального лицевого счета в ПФР, обратившись в клиентскую службу ПФР, Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР www.pfrf.ru или через сайт www.gosuslugi.ru.

Бланки заявлений на выбор варианта пенсионного обеспечения размещены на сайте ПФР в разделе «О пенсионных накоплениях».

По состоянию на 1 декабря 2015 года нет решения о продлении срока выбора варианта пенсионного обеспечения, поэтому ПФР рекомендует до конца года определиться с выбором. При этом, у граждан, у которых пенсионные накопления уже находятся в НПФ или когда-либо уже был выбор страховщика или управляющей компании, в 2016 году и далее сохраняется право отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений за счет новых обязательных страховых взносов на ОПС.

Пенсии: страховая часть vs накопительный компонент

По данным Росстата, по состоянию на июль 2014 года коэффициент замещения зарплаты пенсией составлял около 30%. В ситуации, когда количество пенсионеров неизменно увеличивается, а число работающих граждан сокращается, очевидно, что ждать более высоких пенсионных выплат по сравнению с нынешним уровнем не приходится. Распределительная пенсионная система, при которой страховые пенсионные отчисления работающих обеспечивают достойные пенсии, уже не столь эффективна, как полвека тому назад.

Очередной этап пенсионной реформы, реализуемый в настоящее время, подразумевает, что деньги, направленные на страховую часть пенсии, будут переводиться в баллы, а обратная конвертация баллов в рубли предполагается только при выходе гражданина на пенсию. «Обменный курс» балла в 2015 году составит 64 руб. 10 коп. за один балл (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Для того чтобы заработать право на трудовую пенсию, необходимо накопить 30 баллов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Не вдаваясь в сложные пенсионные формулы, можно сказать, что при месячной зарплате в 25 тыс. руб. за год можно накопить от трех до пяти баллов (в зависимости от наличия или отсутствия накопительной части пенсии).

Стоит также напомнить, что государственная программа софинансирования пенсии, которая предполагает двукратное увеличение пенсионных накоплений за счет бюджета ПФР, продлена на незначительный срок – только до 31 декабря 2014 года. Таким образом, граждане могут вступить в программу софинансирования пенсий только до конца текущего года. Уже вступившие, но не перечислившие ни одного взноса участники программы должны сделать это до 31 января 2015 года. В противном случае они будут исключены из программы (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).

Приняв в расчет и сложную экономическую ситуацию, становится очевидно: позаботиться о собственной безбедной старости граждане должны самостоятельно. Состоятельные люди вкладывают средства в недвижимость, валюту, покупают акции и т. д. Однако такая возможность есть далеко не у всех.

В отличие от перечисленных видов накоплений и создания активов, инвестирование накопительной части пенсии не потребует от будущего пенсионера никаких дополнительных затрат. Ставка пенсионных взносов, которые работодатель выплачивает за работников из фонда оплаты труда пропорционально их зарплатам, составляет 22% (ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). 6% от этой суммы направляется на пенсионное обеспечение нынешним пенсионерам, а оставшиеся 16% делятся следующим образом: 10% направляется в страховую часть пенсии застрахованного лица, 6% – в накопительную для лиц 1967 года рождения и моложе (ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). С учетом новых норм, которые вступят в силу 1 января 2015 года, гражданин 1967 года рождения и моложе сам будет определять – хочет ли он иметь накопительную часть пенсии или желает все свои пенсионные взносы направить на страховую часть пенсии. Размер отчислений в ПФР в любом случае остается одинаковым, поэтому те, кто решил сохранить накопительную часть пенсии, своими средствами не рискуют.

Накопительную часть пенсии можно доверить НПФ, государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (ГУК ВЭБ) или частным управляющим компаниям. ГУК ВЭБ ведет крайне консервативную политику по сравнению с НПФ и частными управляющими компаниями и, как результат, эффективность инвестиционной политики ГУК ВЭБ за последние пять лет ниже, чем у частных УК.

Однако передача накоплений в частные управляющие компании также имеет свои подводные камни – так, частные управляющие компании не обладают информацией о застрахованных лицах, поскольку ПФР (а именно туда обращаются граждане, решившие доверить свои деньги частной управляющей компании) не передает в компанию их персональные данные. В связи с этим рост или, напротив, снижение накоплений конкретного гражданина, переданных в частную УК, отследить сложнее, чем при инвестировании в НПФ.

К слову, до 1 января 2016 года все НПФ должны пройти проверку Банком России и в обязательном порядке присоединиться к системе гарантирования накопления пенсионных средств, которая заработает с 1 января 2015 года (ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»).

НПФ обеспечивают более высокую по сравнению с ГУК ВЭБ доходность, поскольку вкладывают средства не только в государственные ценные бумаги, банковские депозиты и облигации (как ГУК «ВЭБ»); но и в акции, паевые инвестиционные фонды и ценные бумаги правительств иностранных государств (разд. 2 Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением).

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за первое полугодие 2014 года практически все фонды улучшили структуру размещения капитала. В капитале «среднего» НПФ доля денежных средств на расчетных счетах увеличилась с 11% до 25%, на банковских депозитах – с 23% до 28%. Таким образом, НПФ остаются сегодня наиболее оптимальным по соотношению доходности и надежности вариантом инвестирования пенсионных накоплений.

При выборе НПФ необходимо ориентироваться на год создания фонда. Желательно, чтобы фонд был создан до 1998 года – это означает, что он пережил не менее двух кризисов, в 1998 и 2008 годах. Об успешности работы НПФ и результатах инвестирования средств застрахованных лиц можно узнать из регулярных рейтингов и ренкингов, которые составляются с периодичностью раз в полгода или раз в год. Независимые рейтинговые агентства «Эксперт РА» (методика согласована с профессиональным сообществом (НП НАПФ) и «Национальное рейтинговое агентство» ежегодно присваивают рейтинг надежности НПФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнайте, какими критериями следует руководствоваться при выборе НПФ, из нашего материала.

Прозрачность деятельности фонда – еще один немаловажный фактор, на который следует обращать внимание. Несмотря на то, что законодательство не обязывает указывать учредителей фонда, крупные и надежные фонды, как правило, раскрывают своих бенефициаров.

Еще один показатель, по которому следует оценивать работу фонда, – это его репутация. Оценить репутацию фонда можно, изучив периодику, отзывы застрахованных лиц о фонде, специальные пенсионные форумы.

Удобство сайта фонда, наличие личного кабинета – дополнительное конкурентное преимущество, поскольку эти сервисы существенно облегчают сотрудничество застрахованного лица с НПФ.

Завоевывает популярность и такой способ обеспечения дополнительного дохода после завершения трудовой деятельности, как корпоративное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает, что работодатель помимо обязательных пенсионных платежей отчисляет денежные средства в НПФ совместно с работником (паритетная схема) или самостоятельно (солидарная или индивидуальная схемы). Эти средства станут в будущем дополнительным пенсионным обеспечением работников, помимо страховой и накопительной частей пенсии. Во многих западных странах (Швейцария, Финляндия, Норвегия) организация корпоративного пенсионного обеспечения является для работодателя обязательной в силу закона. Корпоративное пенсионное обеспечение в странах Организации экономического сотрудничества и развития реализуется посредством общенациональных коллективных договоров, подразумевающих, что работодатели определяют схемы страхования, а работники различных отраслей к ним присоединяются.

В связи с этим гражданам при поиске работы стоит ориентироваться на те компании, которые либо имеют собственные НПФ, либо сотрудничают с успешными и надежными фондами. В этом случае при выходе на пенсию гражданин будет получать страховую и накопительную части пенсии, а также корпоративную пенсию; то есть его пенсия будет складываться не из двух, а из трех составляющих.

В целом уже наметилась тенденция перехода нашей страны на подобную трехуровненую пенсионную систему. Правда, этому способствуют и такие негативные факторы, как растущий дефицит ПФР и сокращение числа работающих по отношению к пенсионерам. Но граждане, позаботившись о накопительной части пенсии и о корпоративном пенсионном обеспечении, все-таки могут обеспечить себе достойный доход в преклонном возрасте.

На правах рекламы

Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «НПФ электроэнергетики»:

«Пенсионная реформа вызвала широкий резонанс в нашем обществе. Люди стали все больше внимания обращать на негосударственные пенсионные фонды и активно включились в управление своими пенсионными накоплениями. По мнению многих экспертов, в условиях слишком часто меняющихся «правил игры» в пенсионной отрасли работодателям стоит активней участвовать в вопросе формирования дополнительной пенсии для своих сотрудников. Стимулировать работников формировать собственные пенсионные накопления – общемировая практика. А для наших граждан в условиях новой реформы это, пожалуй, единственная альтернатива сформировать себе действительно достойную пенсию».

Евгений Якушев, председатель совета директоров НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО):

«Накопительный компонент в обязательном пенсионном страховании – необходимый элемент сбалансированной пенсионной системы. Для государства это способ противостоять надвигающемуся демографическому кризису, когда число пенсионеров превысит число работающих людей, и всех обеспечить на должном уровне будет сложно. Для экономики – источник «длинных» денег. Для будущих пенсионеров – возможность получить независимый источник дохода в старости «.

Смотрите так же:

  • Страховая часть пенсий по старости Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 15 января 2015 С 1 января 2015 года вступили в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной […]
  • Закон 255-фз статья 6 часть 7 Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 1 статьи 7 внесены изменения 1) застрахованному лицу, […]
  • Отчет лагеря дневного пребывания детей Отчет о работе летнего пришкольного лагеря «Солнышко» В пришкольном лагере «Солнышко» при МБОУ «Гимназия №2» в период с 1 июня по 22 июня 2014 г. отдохнуло 120 учащихся 1 – 5 классов. Дети находились в оздоровительном лагере с 8 .30 до 14.30. Лагерь создан с целью реализации права […]
  • Районные отделы субсидий в харькове В Харькове оформить субсидию можно обратившись в районное управление труда и социальной защиты. Об этом рассказали на пресс-конференции заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан и директор Департамента […]
  • Несколько законов из конституции Несколько законов из конституции Ныне действующая Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 года. В последней (12-й) редакции действует с 7 февраля 2014 года. Поправки в Конституцию […]
  • 10 заповедей закона божьего 10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей 1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, […]