Формы собственности в здравоохранение

Формы собственности в здравоохранении

Практика развитых стран показывает, что здравоохранение так же, как и отрасли материального производства, наиболее эффективно функционирует в условиях многообразия форм собственности. Объясняется это возможностью использования преимуществ той или иной формы собственности в зависимости от сферы приложения капитала.

До недавнего времени в российском здравоохранении существовала абсолютная монополия государственной собственности. В настоящее время в здравоохранении в соответствии с Законом «О собственности» в РФ наряду с государственной собственностью функционирует и частная собственность.

Государственная собственность в РФ в сфере оказания медицинских услуг доминирует. Процессы разгосударствления не охватили эту сферу в такой же степени, как сферу материального производства, в силу особой социальной значимости медицинских услуг. Преобладание государственной собственности в здравоохранении позволяет обеспечивать единое централизованное регулирование процессов производства, распределения и потребления медицинских услуг в данных социально-экономических условиях. Этим создаются предпосылки равных возможностей для членов общества в области охраны и восстановления здоровья. В тоже время использование государственной формы собственности в здравоохранении менее эффективно в силу ограниченности средств, выделяемых государством, недостаточной заинтересованности в использовании новой техники и новых технологий, отсутствии стимула рационального использования экономических ресурсов, что неизбежно сказывается на снижении общей эффективности общественного производства. Поэтому для здравоохранения актуальна проблема разгосударствления и приватизации собственности при условии создания государством таких механизмов, которые бы позволили не ущемлять интересов граждан при получении медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, независимо от форм собственности. Например, полис обязательного медицинского страхования должен в этом случае быть действительным не только для медицинских учреждений государственной формы собственности, но других форм.

Государственная собственность в здравоохранении представлена в виде федеральной, субъектов федерации (региональной) и муниципальной.

Федеральная собственность охватывает государственные медицинские предприятия, деятельность которых обеспечивается за счет средств государственного бюджета. Это могут быть крупные лечебно-диагностические центры общенационального значения, научно-исследовательские учреждения. В процессе их деятельности реализуются общенациональные интересы.

Собственность субъектов федерации представлена государственными организациями регионального подчинения. К ним относятся краевые, республиканские, областные крупные медицинские центры, находящиеся в собственности регионов.

Муниципальная собственность – это собственность городских и сельских поселений, представленная такими объектами, как поликлиники, больницы, роддома, станции скорой медицинской помощи, диспансеры и др. Большая доля медицинских услуг оказывается на базе муниципальной собственности. Предоставление таких услуг финансируется в том числе и за счет средств городских бюджетов и бюджетов сельских поселений.

Частная собственность в здравоохранении формируется в основном в сфере оказания стоматологических, гинекологических, ортопедических, наркологических, лечебно-косметологических услуг, нетрадиционных методов лечения и др., то есть там, где не требуется централизации крупного капитала.

Развитие различных видов частной собственности, а соответственно, и форм предпринимательства в здравоохранении обусловлено недостаточной эффективностью государственного сектора. Поэтому частные предприятия возникают, с одной стороны, как альтернатива государственным, с другой – они заполняют свободные от государственного присутствия ниши. Но в любом случае расширение деятельности частных предприятий формирует конкурентную среду, что способствует повышению качества медицинских услуг, компенсации негативных сторон государственного здравоохранения и усилению потенциала здравоохранения в целом.

Частная собственность в здравоохранении может быть индивидуальной (физического лица, домашнего хозяйства) и коллективной (в виде акционерной, кооперативной, хозяйствующих объединений).

В некоторых странах, например, США, Германии на основе частной собственности функционируют так называемые прибыльные больницы, формирующие свой капитал на индивидуальной и коллективной основе (акционерной, кооперативной и др.), и бесприбыльные больницы. Деятельность первых носит откровенно коммерческий характер; цель их деятельности – получение прибыли.

Бесприбыльные больницы, удельный вес которых довольно высок, создаются в виде частных корпораций. Их первоначальный капитал формируется по подписке среди учредителей с привлечением государственных и частных пожертвований. Денежные интересы их учредителей и штатного персонала не связаны с общим объемом операций и доходов медицинского учреждения. Основная цель их деятельности – удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, а доход, превышающий издержки, не распределяется среди учредителей, а идет на модернизацию материально-технической базы и расширение объема предоставляемых услуг.

Таким путем в здравоохранении может возникать смешанная форма собственности в виде частно-государственной, частно-государственной с участием капитала общественных организаций, церкви, благотворительных фондов.

Характерной чертой современной экономики является усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни, распространившаяся и на сферу оказания медицинских услуг. Это выражается в формировании и функционировании такого вида смешанной формы собственности, как международная. Она может быть представлена либо национальным предприятием с участием иностранного капитала, либо иностранным предприятием, находящимся в индивидуальной или коллективной собственности. Создание таких предприятий представляет определенные выгоды стране, в которой они начинают функционировать, так как это способствует созданию новых рабочих мест, распространению новейших технологий, сопутствующих созданию таких предприятий, формированию конкурентной среды, всегда благотворной для потребителей.

1. Чем отличаются ресурсы общественного производства от его факторов?

2. Каким образом в систему общественного производства включается труд врача?

3. Сформулируйте и дайте обоснование основного противоречия экономики.

4. Определите содержание экономических отношений.

5. Какая деятельность может быть признана экономически эффективной?

6. Определите факторы повышения эффективности общественного производства.

7. В чем проявляется социальный эффект медицинских услуг?

8. Вследствие каких причин кривая производственных возможностей является вогнутой линией?

9. Что представляют собой вмененные издержки и в чем проявляется их влияние на экономику?

10. В чем состоит проблема выбора и в постановке каких трех основных вопросов экономики она находит свое отражение?

Найдите верные ответы:

1. К экономическим ресурсам, используемым в здравоохранении, можно отнести:

а. землю, на которой расположено ЛПУ

в. здание ЛПУ, лечебно-диагностическое оборудование

с. внимательное отношение медицинского персонала к больным

д. предприимчивость главного врача медицинского учреждения

2. Назовите современный вариант рыночной системы:

а. чистый капитализм

в. смешанная экономика

[1] Блага – это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности благодаря своим полезным свойствам.

[2] Современная экономика: — Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории//Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с. 14

[3] В литературе используется расширенная и узкая трактовка здравоохранения. Первая характеризует деятельность не только собственно медицинских учреждений, но и широкого круга немедицинских – службы охраны окружающей среды, организаций, занимающихся ресурсным обеспечением, аппарата управления и др. В узком смысле здравоохранение – это отрасль общественного хозяйства, специализирующаяся на предотвращении болезней и восстановлении здоровья человека на основе достижений медицинской науки и практики. Нас интересует деятельность собственно медицинских учреждений.

[4] Редичкина О. Большие надежды // РБК. 2010. № 8. с. 115.

[5] Современная экономика: — Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории / Под ред. О.Ю.Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С.18.

[7] Экономическая теория: Учебник. – Изд. 2-е./ Под общ.ред. А.И. Добрынина и Г.П.Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2010.С.213.

Формы собственности, новый хозяйственный механизм, предпринимательство в здравоохранении;

Собственность — система экономических и юридических отно­шений между людьми по поводу имущества, условий и результатов производства. В системе правоотношений можно выделить право собственности, ответственность собственника, защиту прав соб­ственности.

1 См. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья, Самара, 1996.

484 > ЧАСТЬ II 4- Раздел 13

По Закону «О собственности в Российской Федерации» право собственности определяется как право по своему усмотрению осу­ществлять владение, пользование и распоряжение имуществом. Владение означает фактическое обладание имуществом, без чего невозможно реализовать все другие права собственности, пользо­вание — это потребление имущества в соответствии с теми свой­ствами, которыми оно обладает. Распоряжение означает определе­ние юридической судьбы имущества, которое можно продать, обменять, подарить, отдать в залог, аренду и т.д. Ответственность собственника выражается в том, что он несет все издержки, свя­занные с содержанием собственного имущества, а также в том, что имущество собственника может быть использовано для компенса­ции потерь, нанесенных собственником третьему лицу. Защита прав собственности предполагает наличие норм права, исключающих нарушение прав собственности со стороны какого-либо иного субъекта права. Наряду с правом собственности существует право полного хозяйственного ведения, когда собственник передает свои полномочия другому субъекту. ‘Государственные предприятия и многие учреждения функционируют на правах полного хозяйствен­ного ведения, носителем которого является руководитель соответ­ствующего предприятия (учреждения), переданного государством в полное хозяйственное ведение. Если деятельность этого предпри­ятия (учреждения) финансируется за счет собственника, то возни­кает право оперативного управления. Учреждения в Российской Федерации в основном обладают правом оперативного управления. Это относится и к государственным (муниципальным) медицинс­ким учреждениям. Отношениям собственности в основном посвя­щена часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации.

Современные формы рыночного хозяйствования основывают­ся на разделении не столько собственности, сколько правомочий собственника между экономическими субъектами. Предпринима­тель, являясь главным действующим лицом на рынке, может не быть собственником применяемого им имущества.

К основным видам собственности в России относятся;

— общая (коллективная) собственность;

— собственность общественных объединений (организаций);

•v- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 485

— собственность юридического лица.

В здравоохранении приходится иметь дело с различными фор­мами собственности. В ст. 41 Конституции Российской Федерации говорится о трех формах собственности в здравоохранении: госу­дарственной, муниципальной, частной. В основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» содер­жатся ст. 12 — «Государственная система здравоохранения», ст. 13 — «Муниципальная система здравоохранения», ст. 14 — «Частная си­стема здравоохранения».

Государственная собственность — имущество, право на которое находится у органов государственной власти. К государственной собственности относятся федеральная собственность и собствен­ность субъектов в составе Российской Федерации. Государствен­ная система здравоохранения включает:

— Министерство здравоохранения Российской Федерации;

— министерства здравоохранения республик в составе Россий­ской Федерации;

— органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— Российскую академию медицинских наук;

— находящиеся в государственной собственности и подчинен­ные органам управления государственной системы здравоохране­ния ЛПУ, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные, санитар-но-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицин­ской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицин­ской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят ЛПУ, фар­мацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Фе­дерации помимо Министерства здравоохранения РФ и министерств здравоохранения республик в составе РФ. Предприятия, учрежде­ния и организации государственной системы здравоохранения яв­ляются юридическими лицами. Их имущество соответственно мож­но отнести к собственности юридического лица, переданной ему в

486 О- ЧАСТЬ II ^ Раздел 13

оперативное управление или полное хозяйственное ведение, что должно быть отражено в соответствующем договоре и уставе уч­реждения или предприятия в системе государственного здравоох­ранения.

Муниципальная собственность— имущество, право собственно­сти на которое принадлежит органам местного самоуправления. В Российской Федерации к муниципальной собственности относит­ся имущество, находящееся в собственности органов власти райо­нов, городов и территориальных образований в их составе, а также средства их бюджетов. Муниципальная собственность здравоохра­нения включает: муниципальные органы управления здравоохра­нением и находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические органи­зации и предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Они так же, как и государственные, являются юридическими лицами, их собственность — собственность юридического лица, переданная ему собственником в ответственное управление или полное хозяйствен­ное ведение по соответствующему договору, что должно быть от­ражено в уставе предприятия или учреждения. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муници­пальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных за­конодательством Российской Федерации.

Частная собственность— имущество, право собственности на ко­торое регулируется частным правом. Частной может быть собствен­ность как физических лиц — граждан, так и юридических лиц, если юридическое лицо не является субъектом государственной или му­ниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся:

— ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;

— лица, занимающиеся частной медицинской практикой и ча­стной фармацевтической деятельностью;

— ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, об­разовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частны­ми предприятиями, учреждениями, организациями, общественны­ми объединениями, а также физическими лицами.

Проблемы экономики, финансирования, маркетинга 4- 487

Экономические преобразования в государственной системе здравоохранения нашей страны начались с введения нового хозяй­ственного механизма. Положение о новом хозяйственном механиз­ме в здравоохранении было одобрено Комиссией по совершенство­ванию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 23.06.89. Этому предшествовали экономические эксперименты в здравоохранении, направленные на введение элементов предпри­нимательства, хозрасчета, экономических методов управления. Новый хозяйственный механизм(НХМ) в здравоохранении разра­батывался на основании широкомасштабного эксперимента, про­водившегося в четырех регионах страны. К этому эксперименту в дальнейшем добровольно, по собственной инициативе, присоеди­нились другие территории и отдельные медицинские учреждения. Для полного использования нового хозяйственного механизма, представляющего собой специфическую форму хозяйственного расчета, было необходимо его введение не менее чем на террито­рии области. Наибольшего успеха в эксперименте удалось добить­ся Кемеровской области, опыт которой и дальнейшем был исполь­зован другими территориями.

В положении о новом хозяйственном механизме в здравоохра­нении сказано: «Основными целями перевода учреждений здраво­охранения на новые условия хозяйствования является более пол­ное удовлетворение потребностей населения в квалифицированной медицинской помощи, обеспечение бесплатности, гарантирован­ное™ и доступности ее всем слоям населения, эффективное ис­пользование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и на­учного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения». Введение нового хозяйственного механизма в 1989 г. происходило в условиях единой государственной системы здраво­охранения с финансированием из государственного бюджета. В этот период страна уже приступала к рыночным преобразованиям в экономике, шире стали использоваться экономические методы уп­равления. В 1987 г. был принят правительственный документ под названием «Основные направления развития охраны здоровья на­селения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», в котором один из 6 разделов был по­священ совершенствованию управления здравоохранением с ис­пользованием экономических методов. Введение нового хозяй-

488 <> ЧАСТЬ II О- Раздел 13

ственного механизма в здравоохранении было связано с хозрасче­том во всех сферах хозяйствования. Полный хозяйственный рас­чет, основанный на самоокупаемости и самофинансировании, в здравоохранении был невозможен, единственным реальным источ­ником финансирования в 1989 г. оставался государственный бюд­жет. Однако необходимость повышения эффективности использо­вания ограниченных ресурсов здравоохранения, включения здравоохранения в комплексное реформирование экономики тре­бовали введения тех элементов хозрасчета, которые были возмож­ны и желательны для решения проблем здравоохранения в новых условиях.

Специфическая форма хозяйственного расчета в государствен­ном здравоохранении СССР и получила название новый хозяйствен­ный механизм (НХМ) в здравоохранении.

Основными направлениями НХМ в здравоохранении стали рас­пределение средств по подушевому нормативу, а не на отрасль и ее службы, учреждения; оплата труда с учетом его количества и каче­ства; разрешение платных услуг; предоставление экономической са­мостоятельности руководителям учреждений. НХМ предусматривал:

— изменение управления здравоохранением (децентрализация, приоритет экономических методов, элементы научного подхода к управлению — менеджмента);

— новая структура управления (создание территориальных ме­дицинских объединений, расширение прав руководителей меди­цинских учреждений и усиление роли трудовых коллективов в уп­равлении учреждениями — создание советов трудовых коллективов);

— изменение порядка финансирования здравоохранения (вы­деление средств из бюджета на одного жителя по дифференциро­ванным подушевым нормативам, разрешение использовать в госу­дарственных учреждениях здравоохранения дополнительные источники финансирования, оказание платных услуг сверх гаран­тированных, работы по договорам с предприятиями и т.д.);

— расчет цен на услуги в учреждениях здравоохранения и вве­дение взаиморасчетов внутри учреждения между подразделениями и между учреждениями в соответствии с выполненной работой;

— новые формы организации труда в медицинских учреждени­ях, бригадный метод, бригадный и арендный подряд, аренда, ме­дицинские кооперативы, дневные стационары при больницах и по­ликлиниках, стационары на дому и т.д.;

-V- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -Ф- 489

— введение моделей хозрасчета, соответствующих новым фор­мам организации труда: 1-я модель хозрасчета — бригадная форма организации труда, 2-я модель хозрасчета — подрядные формы орга­низации труда (бригадный и арендный подряд), 3-я модель хозрас­чета — аренда, 4-я модель хозрасчета — медицинские кооперативы и другие формы частного предпринимательства в здравоохранении;

— попытка создания системы оплаты труда в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, введение экономичес­ких методов стимулирования интенсивности и качества;

— введение системы внутриведомственного контроля качества медицинского обслуживания на основе разработки медико-эконо­мических стандартов (диагностически связанных, диагностически родственных или клинико-статистических групп) с использовани­ем экспертных оценок различного уровня (ступеней контроля ка­чества медицинского обслуживания).

Являясь специфической формой хозяйственного расчета в госу­дарственной системе здравоохранения, НХМ должен был повысить эффективность использования ресурсов и качество медицинского обслуживания путем интенсификации труда и увеличения заинте­ресованности работников учреждений здравоохранения в его ре­зультатах. Это достигалось созданием различных вариантов (моде­лей) хозяйственного расчета — формирования и распределения хозяйственного дохода.

На основе использования всех разрешенных нормативными до­кументами источников финансирования в соответствии со специ­фикой организации труда формировался единый финансовый фонд, который распределялся в зависимости от принятой коллективом модели хозяйственного расчета. Основным источником финанси­рования учреждения здравоохранения являлись средства бюджета, выделяемые по долговременным экономическим нормативам, ус­танавливаемым на 5 лет с распределением по годам. Поликлини­кам бюджетные средства выделялись по дифференцированным подушевым нормативам, а другим учреждениям поступали как оп­лата в соответствии с объемом и качеством выполненной работы или по смете расходов. Дополнительные средства зарабатывались коллективом путем оказания сверхнормативных услуг по догово­рам с различными государственными, кооперативными и обще­ственными предприятиями, учреждениями и организациями, ока­зания сверхнормативных услуг населению на платной основе,

Особенности деятельности лечебных учреждений частной формы собственности как объект внутреннего аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Наумова Наталья Александровна

Статья просвещена проблемам лечебных учреждений частной формы собственности на рынке медицинских услуг и внутреннему аудиту их деятельности. Раскрыто понятие внутреннего аудита в аспекте его специализации для лечебных учреждений.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Наумова Наталья Александровна,

Specific Character of Activities of Medical Institutions of Private Ownership as an Object of Internal Audit

The article is dedicated to actual problems of medical institutions of private ownership on the health service market, and internal audit of their activities. The author defines the notion of internal audit from the angle of its specialization for medical institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности лечебных учреждений частной формы собственности как объект внутреннего аудита»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Особенности деятельности лечебных учреждений частной формы собственности

как объект внутреннего аудита

Аспирант кафедры экономического анализа и аудита Казанского государственного финансово-экономического института

Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, социальное предпринимательство, рынок медицинских услуг, служба внутреннего аудита.

Система здравоохранения — это огромная структура высокой степени сложности: врачи и больницы, поставщики медицинского оборудования и фармакологические компании, дома престарелых, профилактические организации, страховые компании и ряд других медицинских и социальных учреждений; это и совокупность органов управления и организаций здравоохранения, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан, а также на оказание медицинской и лекарственной помощи.

Здравоохранение — одна из самых сложных и социально значимых отраслей народного хозяйства.

В связи с этим главной целью развития здравоохранения представляется повышение качества и доступности медицинской помощи населению России, а также достижение лучших мировых показателей здоровья, управляемых системой здравоохранения.

Существующая в настоящее время негативная ситуация в здравоохранении явилась результатом многолетней государственной политики и неверной трактовки зарубежного опыта организации системы здравоохранения. Глубокой ошибкой стала оценка трудностей зарубежного опыта без понимания особенностей экономики, общественного устройства и традиций этих стран. Система здравоохранения, основанная исключительно на государственной и муниципальной формах собственности лечебных учреждений, породила гипертрофированные формы безынициативности, халатности и привела к падению врачебной дисциплины, ненадлежащему отношению медицинских работников к своим долж-

ностным обязанностям, численному недостатку среднего и младшего персонала, низкому уровню оснащенности клиник и больниц. Все эти условия стали причиной незаконного предпринимательства в медицинской отрасли. Существенный недостаток современного здравоохранения заключается и в склонности к монополизму, игнорированию прав пациентов, что обусловлено отсутствием возможности выбора врача и лечебного учреждения.

«Хорошее регулирование — это умение придерживаться средней линии между свободным предпринимательством и жестким государственным контролем» [1, с. 2]. Иными словами, возрастает необходимость регулируемого внесения элемента предпринимательства в здравоохранение, который должен благотворным образом сказаться на его современном развитии.

Подобной точки зрения придерживается и ряд экономистов. Например, как указывает Грегори Дж. Дис, социальное предпринимательство «сочетает пафос общественного служения с такими деловыми качествами, как дисциплина, стремление к новому и решительность» [2]. Ван дер Гринтен исследует понятие социального предпринимательства на примере новых методов обслуживания в некоммерческих больницах и поликлиниках Нидерландов [3]. Логика социального предпринимательства занимает К. Худа, указавшего на важность предоставления высшим государственным чиновникам предпринимательских функций при проведении новых установок в социальном секторе [4]. П. Друкер завершает свой анализ следующим утверждением: новации и

предпринимательство «нужны обществу в той же степени, что и экономике, государственным учреждениям — в той же степени, что и бизнесу» [5, с. 4].

Развитию предпринимательства в здравоохранении способствует и ряд факторов, систематизированных нами в таблице 1 на основе определенных признаков.

Факторы, обуславливающие возникновение предпринимательства в медицинской отрасли

1. Внешние факторы:

— дисбаланс между государственными гарантиями бесплатно предоставляемой медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением;

— снижение объема бесплатной медицинской помощи на рынке медицинских услуг;

— развитие предпринимательского образа мышления;

— расширение ассортимента оказываемых медицинских услуг;

-достаточный поток платежеспособного населения;

— репутация государственных ЛПУ;

— глобализация экономических отношений;

— развитие медицинской науки и технологии, обуславливающее появление незаполненных «ниш» в сфере оказания медицинских услуг;

— существование условий для инвестирования в рынок медицинских услуг России зарубежными партнерами;

— улучшение благосостояния граждан, способствующее постепенному осознанию человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей;

— привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения;

— налоговые льготы по оплате медицинских услуг, предоставляемые государством;

— развитие системы ДМС.

2. Внутренние факторы:

— снижение престижности медицинской профессии, вызванное отставанием уровня заработной платы и появлением безработицы в связи с неравномерным внедрением рыночных механизмов в различные отрасли;

— физический и моральный износ материальной базы медицинских учреждений;

— усредненные стандарты и нормативы обслуживания населения государственными учреждениями.

Данная таблица обобщает и систематизирует точки зрения представителей научного сообщества и руководителей ЛПУ по вопросу формирования рынка медицинских услуг.

Рынок медицинских услуг России предоставляет большие возможности как для российских, так и иностранных инвесторов. В конце 1990-х гг. рынок частной медицины в Республике Татарстан был представлен 1-2 платными учреждениями в последние годы количество крупных частных медицинских центров и кабинетов возросло в десятки раз.

Организаторы учреждений здравоохранения, политики, ученые России и РТ (С.А. Столяров, Ф.Н. Кадыров, Н.А. Садовникова, В.В. Галкин, Ю.Ю. Спирякина, Р.А. Акберов, А. Вафин и др.) отмечают огромное множество проблем, существенно влияющих на деятельность ЛПУ частной формы. Их мы систематизировали и дополнили в таблице 2.

Анализируя таблицу, можно отметить, что внешние проблемы включают макроэкономические и отраслевые условия осуществления деятельности ЛПУ, сложившиеся в нашей стране (в частности, в РТ), а внутренние — обусловлены спецификой и особенностями деятельности ЛПУ.

В качестве основной отраслевой проблемы, с которой сталкиваются ЛПУ частной формы собственности, мы выделяем несовершенную конкуренцию на рынке медицинских услуг. Доказательством данного утверждения выступают его особенности: существование ограничений входа на данный рынок (лицензирование), неравная информационная позиция между покупателем (пациентом) и продавцом (врачом), отсутствие возможности оценивать потребителем качество предоставленной услуги (медицинской), необходимость личных контактов производителя и потребителя услуг с высоким уровнем индивидуальности и нестандартности врачебного подхода врача к пациенту, неоднородность медицинской услуги как товара, трудности потребительского выбора медицинских услуг и др.

Необходимо также отметить высокий уровень конкуренции с государственными производителями медицинских услуг за клиента (пациента) и персонал. Фармацевтический рынок с масштабной рекламой также отбирает пациентов, которые занимаются порой неэффективным самолечением.

Сегодня на рынке медицинских услуг развиваются новые технологии, существенно расширяется ассортимент услуг сферы здравоохранения, качественно изменяется структура потребностей населения — это обусловлено существующим спросом на данные услуги.

К наиболее актуальным проблемам медицинской деятельности, которые остались без правового обеспечения, следует отнести: защиту профессиональных и гражданских прав медицинских работников, стандартизацию оказания медицинской помощи, объективизацию медицинской документации.

Вышеуказанные обстоятельства накладывают свой отпечаток на поведение производителей медицинских услуг, постановку первоочередных целей, направлений развития ЛПУ, на систему ценообразования, систему учета и контроля за деятельностью, поиск возможностей преодоления существующих барьеров.

Характеризуя специфические внутренние проблемы, оказывающие существенное влияние на де-

Проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности ЛПУ частной формы собственности

Внешние проблемы Внутренние проблемы

а) отсутствие возможности участия ЛПУ частной формы собственности в системе госзаказа с реальным возмещением обоснованных затрат; а) кадровые проблемы;

б) конкуренция между государственными и частными производителями услуг; б) проблемы ценообразования медицинских услуг;

в) неявная дискриминация частных медицинских организаций в) проблемы обеспечения высокого уровня качества медицинских услуг;

г) нечеткая связь между затратами труда медперсонала и конечным результатом оказания медицинских услуг; г) проблема недостатка методических материалов по различным вопросам экономической деятельности ЛПУ;

д) медицинский рынок — рынок несовершенной конкуренции;

е)ограничение выбора сферы бизнеса, обусловленное специализацией ЛПУ;

ж) проблемы законодательного обеспечения ЛПУ частной формы собственности и защита их деятельности от потребительского экстремизма.

ятельность ЛПУ частной формы собственности, мы выделяем:

а) кадровые проблемы. Они заключаются в трудностях подбора профессиональных управленцев и медицинского персонала на рынке труда, создании кадрового резерва. К кадровым проблемам дополнительно можно отнести трудности коммуникации между медицинским и административным персоналом, врачом и современным пациентом;

б) проблемы ценообразования медицинских услуг. Они включают в себя существующий демпинг цен на услуги со стороны государственных ЛПУ, вызванный особенностями ценообразования государственных ЛПУ; ограничение в уровне рентабельности, обусловленное социальной значимостью медицинских услуг; сложность установления средней величины затрат на создание медицинской услуги, которая зависит от индивидуальных особенностей пациента;

в) проблемы обеспечения высокого уровня качества медицинских услуг. Деятельность врача трудно контролировать руководителю, не имеющему медицинского образования, а качество услуг невозможно оценить даже после их оказания. Главная особенность медицинского процесса заключается в том, что он не поддается, в большинстве случаев, стандартизации;

г) проблема недостатка методических материалов по различным вопросам экономической деятельности ЛПУ. В практике управления ЛПУ явно ощущается острый недостаток экономической литературы, решающей вопросы планирования и контроля в частной медицинской организации, дающей обзор изменений законодательства в области

бухгалтерского учета и налогообложения.

Таким образом, выделены основные внешние и внутренние проблемы, которые существенно сдерживают развитие ЛПУ частной формы собственности, снижают эффективность его деятельности.

Обозначенные проблемы ведения деятельности медицинским учреждением и практика управления им говорят о необходимости создания службы внутреннего аудита на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов, но с учетом специфики медицинской области.

Развитию внутреннего аудита в ЛПУ частной формы собственности способствовали и другие факторы, характерные для прочих сфер бизнеса:

а) заинтересованность внешних контрагентов и внутренних пользователей в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценке финансового состояния, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления ЛПУ частной формы собственности, как условие гарантии возврата вложенных средств и получение прибыли;

б) острая потребность в консультациях и методической помощи при организации и ведении бухгалтерского, налогового и управленческого учета медицинских учреждений;

в) нестабильность законодательства;

г) экономические кризисы.

Современные ЛПУ частной формы собственности не наполнены конкретным необходимым потенциалом, позволяющим адаптироваться к реальным условиям, например, экономическому кризису.

Борьба за выживание в условиях экономического кризиса создает впечатление неупорядоченного развития ЛПУ частной формы собственности.

Анализ научной литературы позволил отметить существующий разброс мнений в подходах к определению и функциям внутреннего аудита. Например, Ю.А. Данилевский, Р.А. Алборов отождествляют внутренний аудит с системой внутреннего контроля (далее СВК). В свою очередь, В.В. Бурцева, С.М. Бычкова, В.Д. Андреев считают его элементом СВК. Многие отечественные и зарубежные ученые среди главных функций внутреннего аудита выделяют соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охрану собственности,

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

мониторинг адекватности и эффективности внутреннего контроля. На наш взгляд, каждая из приведенных точек зрения корректна и выявляет сущность определения, но наиболее актуально и полно внутренний аудит представлен в определении Института внутренних аудиторов. «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

По мере становления и развития внутреннего аудита возрастает необходимость его специализации для различных субъектов экономики.

Для того, чтобы уточнить цели и задачи внутреннего аудита ЛПУ частной формы собственности, нам необходимо обратиться к миссии медицинского бизнеса. Для участников индустрии здравоохранения главной целью деятельности является медицинская помощь людям, профилактика заболеваний, продление жизни. В русле этой глобальной цели медицинские организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получают заслуженную прибыль.

Внутренний аудит ЛПУ частной формы собственности можно рассматривать как инструмент достижения целей, приведенных нами выше. Во-первых, он оценивает эффективность внутреннего контроля всех бизнес-процессов медицинской организации. Являясь элементом СВК ЛПУ, внутренний аудит способствует развертыванию ее целей и направлений посредством постоянной модификации и совершенствования результатов деятельности, способности лечебного учреждения адекватно реагировать на изменения внешней среды. Во-вторых, внутренний аудит в ЛПУ призван оценить эффективность управления рисками и проблемами, возникающими в медицинской деятельности, а именно: риск мошенничества, медицинский риск. На наш взгляд, актуальной задачей внутреннего аудита ЛПУ частной формы собственности можно считать поиск наиболее эффективных методов управления рисками. В-третьих, внутренний аудит предоставляет гарантии эффективности корпоративного управления медицинским центром, которая включает в себя эффективность формирования и продвижения этических норм и ценностей внутри ЛПУ, определение слабых сторон и обеспечение данной информацией отделения медицинского центра, обмен информацией между собственниками и руководством. Кроме того, в задачи внутреннего аудитора ЛПУ частной формы собственности будет входить консультирование по вопросам оценки осуществимости и целесообразности возможных преобразований по критериям

оптимальности для каждого отдельного медицинского учреждения; направлений по снижению уровня риска и поиска резервов повышения эффективности медицинского бизнеса.

Изучив особенности деятельности ЛПУ частной формы собственности, мы пришли к выводу о необходимости внутреннего аудита в организациях сферы здравоохранения. Оптимизация экономической стороны деятельности лечебного учреждения приведет к улучшению качества оказанных медицинских услуг, их результативности, повышению степени удовлетворенности больных и персонала, поможет выявить неиспользуемые в хозяйственной деятельности резервы и наметит пути дальнейшего улучшения работы лечебного учреждения.

1. Солтман Р.Б., Буссе Р., Моссиалос Э. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. — 255 с.

2. Hunt A.R. Social entrepreneurs: compassionate and tough-minded // Wall Street Journal. — 2000. — 13 July.

3. Van der Grinten T.E.D. Maatschappelijk ondernemen in de zorg // Zorgmanagement Magazine. — 1999. — № 15. — С. 2-5.

4. Hood C. A public management for all seasons // Public Administration. — 1991. — № 63. — C. 3-19.

5. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship. -N.Y.: Harper and Row, 1985.

Specific Character of Activities of Medical Institutions of Private Ownership

as an Object of Internal Audit

The Kazan State Finance and Economics Institute

The article is dedicated to actual problems of medical institutions ofprivate ownership on the health service market, and internal audit of their activities. The author defines the notion of internal audit from the angle of its specialization for medical institutions.

Key words: internal audit, internal control, social entrepreneurship, health service market, internal audit service.

Смотрите так же:

  • Заявление на пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска. Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие […]
  • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
  • Повторная жалоба на бездействие судебных приставов Как повлиять на судебных приставов, если они бездействуют? Добрый день. У меня такая проблема: мы в мае 2014 года с мужем попали в аварию, виноваты в аварии вторая сторона. подали документы в страховую компанию, они выплатили, но эта сумма не покрыла расходы на машину. Независимая […]
  • Телеграмма суд Суд выдал Роскомнадзору решение о блокировке Telegram Решение суда о блокировке мессенджера Telegram выдано Роскомнадзору Таганским судом Москвы. О выдаче решения о блокировке «Интерфаксу» сообщили в суде. Представитель суда: «В течение какого времени решение будет исполнено, через час, […]
  • Спору нет ты прекрасна Ты прекрасна, спору нет. ИР В сказочном стиле, почти подражая, но выражая противотезис к линии поведения волшебного зеркала той сказки:))) Ты прекрасна, спору нет! Ты милее всех на свете, Королева всех планет! О тебе тоскует Ветер! Солнце завистью полно. Месяц кланяется низко. Даже […]
  • Претензию сломался телефон Самозащита потребителя образец претензии телефон В претензии Вам необходимо указать, кому Вы ее предъявляете, представиться и своими словами описать суть дела и свои требования. Старайтесь не «перегружать» претензию лишней информацией или эмоциями. ВНИМАНИЕ! Подводные камни! Возврат […]