Градостроительный закон рк

Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан
Статья 68. Основные требования к процессу строительства

1. На соответствующих этапах процесса строительства должны быть выполнены процедуры и соблюдены требования, установленные настоящей статьей.

2. Заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. В случае наличия у заказчика соответствующего права на землю и функциональной зоны в соответствии с утвержденным проектом детальной планировки для строительства объекта дополнительное получение решения от местных исполнительных органов районов (городов) не требуется.

Производство строительно-монтажных работ на объекте допускается только на землях, на которые предоставлено соответствующее право землепользования либо право частной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Исключен Законом РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

4. Сроки действия решения местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю от даты принятия решения до начала строительства устанавливаются в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан с учетом нормативной продолжительности проектирования и утверждения проекта в установленном порядке и указываются в разрешительном документе.

5. В случаях невозможности положительного решения о предоставлении соответствующего права на землю местные исполнительные органы районов (городов) обязаны в течение десяти дней с момента обращения ответить заявителю (заказчику) мотивированным отказом с указанием норм (положений, условий, ограничений, сервитутов) законодательства Республики Казахстан, в противоречие с которыми вступает его намерение осуществить данное строительство.

6. Решение местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю и архитектурно-планировочное задание являются основаниями для составления задания заказчиком на проектирование намеченного объекта.

Задание на проектирование составляется заказчиком либо его уполномоченным лицом (застройщиком) и утверждается заказчиком.

Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора на выполнение заказа по разработке предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации.

Задание на проектирование должно включать требуемые параметры объекта, иные исходные данные.

7. Поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства по запросу местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения представляют в порядке, установленном уполномоченным органом в области архитектуры, градостроительства и строительства, технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения в запрашиваемых (расчетных) параметрах, требующихся для строительства и устойчивого функционирования введенного впоследствии в эксплуатацию объекта.

Выданные технические условия могут быть изменены в течение периода их действия путем подачи потребителем письменного обращения (заявки, заявления) на новые технические условия.

Проекты наружных инженерных сетей и сооружений, разработанные в соответствии с выданными поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению техническими условиями и прошедшие комплексную вневедомственную экспертизу, дополнительному согласованию с поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению и структурными подразделениями местных исполнительных органов, осуществляющими функции в сфере архитектуры и градостроительства, не подлежат.

8. Установление поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению объекта строительства необоснованных требований об участии (долевом участии) заказчика в расширении (реконструкции, модернизации, техническом перевооружении) объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры при выдаче технических условий не допускается.

В случаях, когда существующий уровень обеспеченности инженерной (коммунальной) инфраструктуры данного населенного пункта или района строительства не позволяет предоставить услуги в запрашиваемых заказчиком параметрах, вопросы о затратах, связанных с расширением (реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) объектов инфраструктуры для покрытия дополнительных нагрузок подключаемых абонентов, должны решаться между поставщиками (производителями) и заказчиком (потребителем) на договорной и возвратной основах.

9. Местные исполнительные органы столицы, городов республиканского значения, районов (городов областного значения) на основании решения о предоставлении соответствующего права на землю либо имеющегося у заказчика права на землю выдают заказчику архитектурно-планировочное задание с техническими условиями на подключение к источникам инженерного обеспечения и коммунальных услуг и архитектурной концепцией строительства объекта.

10. Состав и объем исходных материалов, необходимых для выдачи архитектурно-планировочного задания, устанавливаются государственными нормативными документами.

В случаях, когда для строительства нового или реконструкции (перепланировки, переоборудования, модернизации, реставрации) существующего объекта не требуется отвода (прирезки) земельного участка, а также если для этих целей отсутствует необходимость в подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения, в архитектурно-планировочном задании делается соответствующая запись.

11. Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация проходит согласование, комплексную вневедомственную экспертизу и утверждение в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами.

Экспертиза документации проводится в соответствии с требованиями, установленными главой 9-1 настоящего Закона.

12. До начала производства строительно-монтажных работ заказчик обязан уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль, о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

При этом о начале производства строительно-монтажных работ по подключению к сетям энергоснабжения технически несложных объектов вправе уведомлять организация, осуществляющая строительно-монтажные работы сетей электроснабжения.

13. Процесс строительства сопровождается архитектурно-строительным контролем и надзором в соответствии с нормами главы 6 настоящего Закона.

14. Завершенный строительством объект подлежит приемке в эксплуатацию в соответствии с нормами главы 11 настоящего Закона.

Утвержденный в установленном порядке акт приемки построенного объекта в эксплуатацию является основанием для внесения в информационную систему правового кадастра идентификационных и технических сведений зданий, сооружений и (или) их составляющих на вновь созданное недвижимое имущество, регистрации прав на недвижимое имущество.

15. Порядок, сроки оформления и выдачи документов, необходимых для строительства новых и изменения существующих объектов, устанавливаются правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства.

Сноска. Статья 68 в редакции Закона РК от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Отдельные проблемы Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Г. Кысыкова, Институт законодательства Республики Казахстан)

Дата: 16 октября 2017 в 13:09 2017-10-16T13:09:09+06:00

Отдельные проблемы Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Институт законодательства Республики Казахстан,

г.Астана, Республика Казахстан

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в рамках первого приоритета «ускоренная технологическая модернизация экономики» поставлена следующая комплексная задача: «Параллельно с созданием новых индустрий нам следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие». [1]

Также План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Н. Назарбаева включает ряд преобразований строительной отрасли, в частности 46 шаг — оптимизация процесса получения разрешений; 47 шаг — поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации; 48 шаг — внедрение ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. [2]

Особо значимым в этой связи становится вопрос об эффективности законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которое имеет ряд положений, негативно влияющих на его применение, некоторые из которых представлены ниже.

Соотношение норм Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) и Гражданского кодекса

Пункт 1 статьи 69 Закона определяет: «1. Гарантийный срок эксплуатации объектов строительства устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан. Во всех иных случаях гарантийный срок устанавливается в зависимости от нормативного срока эксплуатации построенного объекта (в соответствии с классом капитальности строения в целом или произведенных отдельных видов строительно-монтажных работ) при заключении договора между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) на строительство, но не может быть менее двух лет со дня приемки объекта в эксплуатацию. Данный предел гарантийного срока не распространяется на временные строения и сооружения подсобно-вспомогательного назначения, предназначенные для личного пользования граждан».В данном случае возникают следующие вопросы:

1) что понимать под «иными случаями», учитывая, что строительство осуществляется по договору строительного подряда, который прямо регулируется Гражданским кодексом;

2) может ли приведенная норма Закона означать, что двухлетний минимальный гарантийный срок предусмотрен только для тех случаев, когда стороны договорились об установлении гарантийного срока (учитывая, что Гражданского кодекса РК диспозитивно регулирует возможность такого выбора).

Другими словами, подрядчик может либо вообще отказаться предоставлять какие-либо гарантии, либо, если он принимает обязательства по гарантийным срокам, то эти сроки не могут быть менее двух лет со дня приемки объекта в эксплуатацию. Если логика императивного регулирования гарантийных сроков в отношении конкретных объектов строительства связана с нормативным сроком эксплуатации таких объектов, то вызывает сомнение и представляется непоследовательным допустимость отказа подрядчиком от предоставления каких-либо вообще гарантий качества выполненной им работы. С учетом сказанного, пункт 1 статьи 69 Закона требует уточнения о том, на какие случаи распространяется требование об установлении гарантийного срока минимальной продолжительность в два года.[3]

Соотношение норм Закона и Кодекса об административных правонарушениях

Подпункт 1-1 статьи 60 Закона указывает: «В случае строительства (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, строительно-монтажные работы приостанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.Возобновление строительно-монтажных работ производится только при наличии соответствующей проектной (проектно-сметной) документации, прошедшей в установленном порядке экспертизу».Однако в отличие от статьи 314 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» по части первой статьи 316 Кодекса строительно-монтажные работы не приостанавливаются: «Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации либо по проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу, по которой требуется ее проведение, — влечет штраф на физических лиц в размере ста двадцати, на должностных лиц — в размере ста шестидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот восьмидесяти месячных расчетных показателей».

Соотношение норм Закона и Закона «О доступе к информации»

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона физические и юридические лица Республики Казахстан имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды обитания и жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, намечаемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением информации ограниченного в или относящейся к.

Однако в соответствии с подпунктом 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» информация с ограниченным доступом это информация, отнесенная к государственным секретам, , семейной, , , коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, а также.Следовательно, в содержании понятия «информация ограниченного доступа» уже включены государственные секреты. В этой связи нецелесообразно в рамках пункта 1 статьи 13 разделять категории «информация ограниченного доступа» и «информация, относящаяся к государственным секретам». Соотношение норм Закона и подзаконных НПАПункт 5 статьи 34-4 Закона определяет: «Физические лица и аккредитованные юридические лица при осуществлении деятельности по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений обязаны иметь на праве собственности или аренды административно-производственную базу, компьютеры, оснащенные лицензионным программным обеспечением для выполнения поверочных расчетов, средства измерений и контроля, нормативную документацию и аккредитованную лабораторию (привлеченную)».При этом пункт 17 Правил и разрешительных требований по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 709, устанавливает следующие требования заявителям для прохождения аккредитации: …иметь на праве собственности или привлеченную (на основании договора) аккредитованную лабораторию;иметь административно-бытовые помещения на праве собственности или аренды на срок более одного года, удовлетворяющие требованиям Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 125 (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 10637);иметь материально-техническую оснащенность, в том числе средства измерений и контроля, необходимых для выполнения возложенных обязанностей и функций, а также компьютеры, оснащенные лицензионными программными обеспечениями необходимыми для выполнения расчетов, составления и оформления графических и иных материалов;иметь нормативно-техническую и методологическую литературу, необходимую для выполнения возложенных обязанностей и функций.Если сравнивать требования, установленные Законом, с требованиями подзаконного НПА, можно наблюдать разночтения. Во-первых, по Закону лица должны иметь административно-производственную базу, тогда как по приказу — административно-бытовые помещения. При этом неизвестно, какое количество помещений должно быть в наличии у субъекта. Во-вторых, приказ Министра указывает необходимость материально-технической оснащенности. Отмечаем, что слова «в том числе» предполагают, что в содержание материально-технической оснащенности помимо прочего должны быть включены средства измерений и контроля, а также компьютеры. Тогда как по Закону техническая оснащенность ограничена средствами измерения и компьютерами.

Дублирование функций уполномоченного органа и Палаты экспертных организаций

В Законе прослеживается дублирование функций уполномоченного органа и Палаты экспертных организаций. Так, согласно подпункту 2) пункта 4 статьи 64-11 Закона к функциям Палаты относится аккредитация экспертных организаций и ведение реестра аккредитованных экспертных организаций. Также статья 20 устанавливает за уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства полномочие по ведению реестра аккредитованных экспертных организаций (в подпункте 11-7) и по аккредитации юридических лиц, претендующих на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов (в подпункте 11-9). Требования к экспертным организациям

Пункт 1 статьи 64-5 Закона указывает: «Аккредитованные экспертные организации:

проводят обязательную комплексную вневедомственную экспертизу проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, за исключением проектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 64-4 настоящего Закона;

обязаны с момента создания палаты состоять ее членами (ассоциированными членами)».

При этом в пункте 2 статьи 64-10 Закона определены обязанности экспертных организаций:

1) пройти аккредитацию в соответствии с правилами аккредитации экспертных организаций;

2) в рамках ведения делопроизводства вести учет даты поступления документов на экспертизу и даты выдачи экспертных заключений.

В целях правильного расположения норм в структуре Закона целесообразно обязанность по вступлению организации в члены Палаты указать в пункте 2 статьи 64-10, исключив ее из пункта 1 статьи 64-5.

Кроме того формулировка «с момента создания палаты» может быть истолкована следующим образом: «экспертная организация должна состоять в Палате в качестве ее члена с момента создания Палаты, по сути с даты, когда экспертная организация возможно еще не существовала или не была аккредитована». В данном случае при формулировании обязанности следует уделить внимание не на моменте создания палаты или экспертной организации, а на цели такого вступления — осуществление экспертной деятельности.

Вступление аккредитованными экспертными организациями в Палату должно быть связано исключительно с возможностью осуществлять экспертную деятельность. То есть отказ экспертной организации вступить в Палату не должно предполагать нарушения закона. Нарушение будет в том случае, если экспертная организация осуществляет экспертную деятельность без членства в Палате.

Государственная монополия47 шаг Плана нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н. Назарбаева предусматривает поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации, а также передачу экспертизы проектов в конкурентную среду[4].

Кроме того в статье Главы государства от 6 января 2016 года «План нации — Путь к казахстанской мечте» сказано, что отдельные виды экспертизы, в зависимости от технологической сложности работ, будут передаваться частному сектору. В 2016 — 2020 годах в частный рынок планируется передать до 90% проектов.[5]

В целях реализации задач, поставленных в Плане нации, необходимо сокращение объектов экспертной деятельности, отнесенных к государственной монополии. В связи с чем, требует пересмотр статья 64-4 Закона, согласно которой к государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для:

1) строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;

2) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных к:

технически и (или) технологически сложным.

В свою очередь полагаем, что к государственной монополии может быть отнесена только экспертиза:

1) новых объектов, имеющих статус межгосударственного (международного) значения;

2) уникальных объектов строительства;

3) реконструкции, расширения, модернизации технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов первого уровня ответственности.

Пункт 3 статьи 64-6 гласит: «Эксперты не вправе осуществлять единолично экспертную деятельность, за исключением случаев привлечения их в качестве внештатных экспертов по договору с другой аккредитованной или государственной экспертной организацией, а также выполнения экспертиз отдельных разделов (частей) проекта по поручению руководства экспертной организации».

Действующая норма позволяет экспертам в области проектирования и состоящим в штате одной из экспертных организаций осуществлять экспертную деятельность в других экспертных организациях, только в случае если между экспертной организацией, в штате которой числиться эксперт и иной экспертной организацией, достигнута соответствующая договоренность.

Полагаем, что требования пункта 3 статьи 64-4 противоречат принципу гражданского права «свобода договора», который означает, что любое лицо по своему усмотрению и без принуждения извне вправе заключать договор и определять условия этого договора. Так, согласно статье 14 Гражданского кодекса гражданин может заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью, совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах.

В данном случае действующий пункт 3 должен представлять два основания, когда эксперт может осуществлять единоличную деятельность. Первое основание это договор с экспертной организацией. Второе основание — поручение руководства экспертной организации. Между тем пункт 3 может толковаться как необходимость выполнения двух условий одновременно, наличия договора и поручения руководства.

Участие лиц в обсуждениях

Пункты 5 и 6 статьи 13 гласят: «5. Участие физических и юридических лиц в обсуждениях при принятии градостроительных, архитектурных или строительных решений может выражаться в форме:

1) прямого участия;

3) иной, не запрещенной законодательством форме.

6. Если архитектурная, градостроительная и (или) строительная деятельность на данной территории затрагивает интересы граждан, общественных объединений и юридических лиц, то они имеют право:

1) на отмену в административном или судебном порядке решения о размещении, проектировании, строительстве (реконструкции) или вводе объектов в эксплуатацию, осуществляемых с нарушением законодательства или государственных нормативов;

2) на введение ограничений, приостановление или прекращение в административном или судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства или государственных нормативов;

3) действия местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), а также заключения экспертизы проектов;

4) предъявлять в суд, причиненного здоровью граждан и (или) имуществу в связи с допущенными субъектами или должностными лицами нарушениями законодательства или государственных нормативов;

5) в обращаться по иным фактам нарушения законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

В данном случае перечень участников правоотношений в пунктах 5 и 6 статьи 13 не согласован. Так, если общественные объединения наделены правами по пункту 6, то необходимо указать их и в пункте 5 статьи 13. Кроме того по пункту 5 все физические лица могут принимать участие в обсуждениях, однако в пункте 6 обозначены только права граждан.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 64-8 Закона эксперту запрещается проводить экспертизу по проектам, в подготовке которых данный эксперт принимал прямое или косвенное участие либо выполненным с участием супруга (супруги) и (или) близких родственников.В этой связи напрашивается необходимость аналогичного ограничения и в пункте 10 статьи 64-1, согласно которой не допускаются включение в состав экспертных комиссий (экспертных групп), а также привлечение для иной формы участия в комплексной вневедомственной экспертизе проектов специалистов, прямо или косвенно принимавших участие в подготовке и (или) разработке рассматриваемых проектов либо являющихся представителями проектных организаций, их разработавших.Также в соответствии с пунктом 7 статьи 66 Закона к участию в конкурсах (тендерах) не допускаются: 1) физические и юридические лица, которым в установленном законодательством порядке не разрешено ведение хозяйственной деятельности на территории Республики Казахстан; 2) юридические лица, объявленные банкротами; 3) лица, являющиеся организаторами (устроителями) конкурса (тендера) либо членами его жюри (тендерной комиссии); 4) не зарегистрированные в установленном законодательством порядке организации.

В свою очередь пункт 7 статьи 66 Закона, возможно, требует новые основания не допуска к участию в конкурсе. В частности, обращаем внимание на основания, определенные пунктом 1 статьи 6 Закона «О государственных закупках». Так, например, подпункт 1) пункта 1 статьи 6, обозначает: «Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники первых руководителей данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках».

Производство строительных материаловВ соответствии с подпунктом 31) статьи 1 Закона строительная деятельность — это деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа), связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс.Между тем регулирование изготовления и производства строительных материалов в Законе отсутствует. Можно выделить исключительно статью 27-3, которая посвящена требованиям безопасности строительных материалов»: «Строительные материалы должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих комплекс обязательных требований безопасности, в том числе нормы радиационной и химической безопасности, позволяющих строить сооружения, которые с учетом экономических аспектов пригодны к использованию и использование которых обеспечивает выполнение требований, установленных в статье 27-2 настоящего Закона».

По мнению участников парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения ответственности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» требуют более детального правового регулирования вопросы производства строительных материалов, а также ценообразования в данной сфере. Как бы ни были отлажены этапы строительства, использование некачественных строительных материалов влияет на качество всего строительства. По мнению участников мероприятия, решением данной проблемы может явиться установление прозрачной системы ценообразования при производстве строительных материалов, определение четких требований к их качеству, в том числе требований по безопасности и энергоэффективности.[6]

Категории оценочного характера

Согласно пункту 2 статьи 32 Закона отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к проектной деятельности и строительно-монтажным работам в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.

Единые квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, для осуществления деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства утверждены приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 декабря 2014 года № 136. В соответствии с приказом для занятия проектной деятельностью и строительно-монтажными работами лицензиатам ІІ категории предъявляется в качестве одного из квалификационного требования:

опыт работы лицензиата не менее пяти лет, при этом опыт работы исчисляется со дня получения лицензии или иного равнозначного разрешительного документа для иностранных лиц на осуществление строительно-монтажных работ

лицензиатам І категории:

для иностранных лиц в качестве опыта работы учитывается равнозначный разрешительный документ на осуществление проектной деятельности (проектно-изыскательской деятельности в части проектирования).

При этом в публикациях отмечается следующий риск: «понятие «равнозначного» документа не раскрыто в законодательстве Казахстана и на практике, скорее всего, будет толковаться уполномоченными органами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства (далее — «Уполномоченные органы») по своему усмотрению»[7].

Кроме того обратим внимание, что приказ устанавливает следующее квалификационное требование: «наличие минимальной материально-технической оснащенности на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) и (или) аренды, включающей минимальный комплект оборудования, контрольно-измерительные приборы, машины и механизмы, которые устанавливаются в соответствии с техническими требованиями к выполнению строительно-монтажных работ в зависимости от технических требований, к заявленным работам подвида лицензируемого вида деятельности».

В данном случае формулировка «минимальная материально-техническая оснащенность», а также «минимальный комплект оборудования» требуют уточнения, что в свою очередь снизит вероятность свободного усмотрения и принятия решения уполномоченными лицами.

[1] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». — http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g

[2] План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 года). — https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31977084

[3] Шайкенов В., Идаятова А. Проблемы регулирования гарантийных сроков в строительстве по гражданскому законодательству Казахстана // журнал «Эксперт Казахстан», 2016, — № 9. — с. 22-23

О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Закон Республики Казахстан от 11 декабря 2006 года N 204

Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 17-18, ст. 243; 2004 г., N 23, ст. 142; 2005 г., N 6, ст. 10; N 7-8, ст. 19; 2006 г., N 1, ст. 5; N 3, ст. 22; N 15, ст. 95) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) авторский надзор — это правомочия автора по осуществлению контроля за:
разработкой проекта строительства (строительной документации), осуществляемого автором (авторами) архитектурного и градостроительного произведения;
реализацией проекта строительства, осуществляемого его разработчиками, включая автора (авторов) архитектурного или градостроительного произведения.
Авторский надзор осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) среда обитания человека — среда, в которой пребывает человек. Среда обитания включает:
окружающую среду — комплекс естественных и искусственных природных условий и объектов, иных внешних факторов, с которыми отдельный человек или сообщество связаны и взаимодействуют в процессе биохимического круговорота;
архитектурно-ландшафтную среду — пространство с сочетанием природных условий и архитектурных форм, в котором человек осуществляет хозяйственную деятельность и другие функции. Как правило, это среда населенных пунктов, которая определяет условия жизни и психофизическое состояние человека;
внутреннюю среду — комплекс условий жизни в жилых помещениях и условий труда в рабочих (производственных) помещениях, включающий социальные, эстетические, биологические, психологические и физико-химические факторы, в том числе природную радиацию, внешний шум, биотическое окружение, загрязненность, влажность, состав и перемещение воздуха, запахи, продукты сгорания, естественное и искусственное освещение, чистоту воды и другое;
3) объекты особого регулирования и градостроительной регламентации — объекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществление которой затруднено или невозможно без введения специальных правил (порядка), установления исключений либо внесения дополнений к общепринятым правилам (порядку) использования территорий, территории населенного пункта, отдельного объекта недвижимости;
4) антропогенные воздействия — позитивные и негативные воздействия на природу, окружающую среду, населенный пункт, вызванные в результате различной формы влияния деятельности человека. В случае оказания негативного воздействия наступает необходимость применения природоохранных мер;
5) зонирование территорий — при градостроительном планировании деление территорий на функциональные зоны с установлением видов градостроительного использования отдельных зон и возможных ограничений по их использованию;
6) незавершенное строительство — объект строительства, не принятый в установленном порядке заказчиком для ввода в эксплуатацию и не используемый по назначению (проживание, оказание услуг, выпуск продукции, получение прибыли и другие виды эксплуатации);
7) сооружение — искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также может иметь художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение;
8) территория населенного пункта — пространство в пределах установленной границы (черты) городского или сельского населенного пункта;
9) генеральный план населенного пункта — градостроительный проект комплексного планирования развития и застройки города, поселка, аула (села) либо другого поселения, устанавливающий зонирование, планировочную структуру и функциональную организацию их территории, систему транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства;
10) объект местного значения — объект, планирование, проектирование и строительство которого независимо от источника финансирования связаны с выполнением задач данной области (города республиканского значения, столицы) и не имеющий целью решение стратегических или иных важных общегосударственных задач;
11) проект — замысел физических и юридических лиц или государства по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов);
12) предпроектная документация — документация, предшествующая разработке градостроительного, архитектурного проектов, проекта строительства и включающая программы, отчеты, технико-экономические обоснования строительства, технико-экономические расчеты, результаты научных исследований и инженерных изысканий, технологические и конструктивные расчеты, эскизы, макеты, обмеры и результаты обследований объектов, а также иные исходные данные и материалы, необходимые для принятия решений о разработке проектной документации и последующей реализации проектов;
13) проектная документация включает:
проекты озеленения территории, ее внешнего оформления, размещения и установки (возведения) произведений монументального или декоративного искусства;
градостроительные проекты — проекты, содержащие замысел комплексного градостроительного планирования организации, развития и застройки территорий и населенных пунктов или их частей (генеральная схема организации территории Республики Казахстан, межрегиональные схемы территориального развития, комплексные схемы градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, проекты детальной планировки, проекты планировки промышленной зоны, проекты застройки, генеральные планы объектов и комплексов, проекты благоустройства и озеленения, иные планировочные проекты);
проект строительства (строительный проект) — проектную (проектно-сметную) документацию, содержащую объемно-планировочные, конструктивные, технологические, инженерные, природоохранные, экономические и иные решения, а также сметные расчеты для организации и ведения строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства. К проектам строительства также относятся проекты консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс;
архитектурный проект, содержащий архитектурный замысел, — самостоятельный проект возведения сооружения (монумента), в проектировании которого необходимо участие архитектора, или часть проектной (проектно-сметной) документации, включающую архитектурно-художественные, композиционные и объемно-планировочные решения объекта, учитывающую социальные, экономические, функциональные, технологические, инженерно-технические, противопожарные, противо-взрывные, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования и выполненную в объеме, необходимом для разработки проекта строительства или иной документации на строительство объекта;
14) межгосударственная экспертиза проектов — обязательная форма экспертизы проектов, представляющих интерес для двух и более государств-участников международного договора о строительстве объекта;
15) государственная экспертиза проектов — обязательная форма комплексной оценки проектов (предпроектной или проектно-сметной документации), являющаяся единой государственной системой, дублирование функций которой не допускается. Государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, без права осуществлять какую-либо иную деятельность;
16) экспертиза проектов — этап разработки предпроектной или проектной документации, предшествующий принятию заказчиком (инвестором) решения о целесообразности инвестирования проекта и его реализации. Экспертиза заключается в проведении анализа документации и установлении эффективности инвестиций, а также в оценке качества проектов путем установления их соответствия либо несоответствия условиям и требованиям государственных нормативов, направленных на обеспечение государственных, общественных и частных интересов, благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека, устойчивого функционирования проектируемых объектов;
17) рабочая комиссия — временный коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта для предъявления ее результатов государственной приемочной комиссии;
18) инженерная инфраструктура — совокупность предприятий (организаций), объектов (зданий и сооружений), коммуникаций и сетей инженерного и коммунального обеспечения, создающая нормальные условия для жизнедеятельности людей, а также устойчивого функционирования производства или обращения товаров и услуг;
19) транспортная инфраструктура — совокупность наземных (автомобильных и (или) железных) дорог, водных (морских и (или) речных) путей сообщения с комплексом мостовых, тоннельных и иных транспортных сооружений, дорожных развязок и путепроводов, регулирующих сигнальных устройств, связи, объектов инженерного обеспечения работы транспорта, обслуживания транспортных средств, перемещаемых грузов, пассажиров, обеспечения функциональной деятельности производственного и обслуживающего персонала, складских помещений и территорий, санитарно-защитных и охранных зон, а также земель, законодательно закрепленных за указанными путями сообщения и объектами, с находящимися на них объектами недвижимости;
20) приемочная комиссия — временный коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта (комплекса), контрольное испытание технологического оборудования и инженерных систем и принимающий построенный объект в эксплуатацию;
21) городское зонирование — распределение территории населенного пункта в соответствии с ее функциональным назначением (жилая, общественная, промышленная, рекреационная и другие функциональные зоны);
22) градостроительная и архитектурно-строительная документация — система взаимоувязанных документов (включая предпроектную и проектную документацию, государственные и межгосударственные нормативные документы), необходимых для организации территорий, градостроительного планирования развития и застройки территорий и населенных пунктов, строительства (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, консервации и постутилизации) объектов, а также организации строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства, озеленения, внешнего оформления;
23) учетные единицы градостроительного кадастра — элементы организованной и используемой территории Республики Казахстан в целом, областей, районов, населенных пунктов, объектов недвижимости, включая все виды объемных, плоскостных и линейных сооружений;
24) градостроительное пространство — территория градостроительного регулирования, на которой формируется материальная среда обитания и жизнедеятельности человека (населения страны, региона, населенного пункта, части населенного пункта);
25) градостроительная деятельность (далее — градостроительство) — деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания градостроительного проекта, координацию всех смежных разделов градостроительной документации;
26) градостроительные регламенты — режимы, разрешения, ограничения (включая обременения, запрещения и сервитуты) использования территорий (земельных участков) и других объектов недвижимости, а также любых допустимых изменений их состояния, установленных в законодательном порядке.
Градостроительные регламенты устанавливаются градостроительной и архитектурно-строительной документацией, выполненной в соответствии с государственными нормативами. Действие градостроительных регламентов ограничивается в пределах установленного для них срока;
27) территория градостроительного регулирования — территория, в пределах которой осуществляется какая-либо архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;
28) потенциально опасные объекты строительства — объекты, которые по функциональному назначению, технологическим производственным процессам, эксплуатационным характеристикам содержат угрозу возникновения техногенных и (или) экологических бедствий (аварий) с нанесением вреда здоровью и жизни человека, невосполнимого ущерба, нарушения устойчивого функционирования других объектов;
29) межселенные территории — территории, находящиеся за пределами границ (черты) населенных пунктов;
30) селитебная территория — часть территории населенного пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон;
31) строительная деятельность (далее — строительство) — деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа), связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс;
32) строительно-монтажные работы — строительная деятельность, включающая:
земляные работы и специальные работы в грунтах;
возведение несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений (в том числе мостов, транспортных эстакад, тоннелей и метрополитенов, путепроводов, трубопроводов, иных искусственных строений);
специальные строительные и монтажные работы по прокладке линейных сооружений;
устройство наружных инженерных сетей и сооружений, а также внутренних инженерных систем;
работы по защите и отделке конструкций и оборудования;
строительство автомобильных и железных дорог;
монтаж (демонтаж) технологического оборудования, пусконаладочные работы;
33) строительная продукция — промежуточный и (или) конечный результат архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности;
34) качество строительной продукции (качество объекта) — совокупность характеристик (включая эстетические) доведенной до потребителя конечной строительной продукции, отражающих требования, направленные на обеспечение интересов и безопасности собственников (пользователей) и общества в целом на протяжении всего срока службы (эксплуатации, использования, применения);
35) линии регулирования застройки (линии застройки) — границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий (сооружений, строений) с отступом от красных и желтых линий или от границы земельного участка;
36) красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило, применяются для регулирования границ застройки;
37) макет — иллюстрационный (наглядный) материал, выполненный в строгом соответствии с масштабом в объемной форме (с детализацией или условно) в целях установления пространственной соразмерности планируемых территорий, проектируемых объектов, их отдельных элементов, а также интерьеров помещений или внутреннего пространства сооружений. В качестве макета могут использоваться видеоматериалы компьютерного пространственного моделирования;
38) государственный градостроительный кадастр — государственная система количественных и качественных показателей, включающих градостроительные регламенты, картографическую, статистическую и текстовую информацию, характеризующую территорию градостроительной, архитектурной и строительной деятельности по признакам социально-правового режима ее использования, уровню инженерно-технической обеспеченности, по параметрам и состоянию объектов, расположенных на ней, а также природно-климатическим условиям и экологическому состоянию;
39) государственные нормативы (государственные нормативные документы) — система нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, иных обязательных требований, условий и ограничений, обеспечивающих благоприятные, безопасные и другие необходимые условия обитания и жизнедеятельности человека;
40) эскиз (эскизный проект) — упрощенный вид проектного (планировочного, пространственного, архитектурного, технологического, конструктивного, инженерного, декоративного или другого) решения, выполненный в форме схемы, чертежа, первоначального наброска (рисунка) и объясняющий замысел этого решения;
41) генеральный план объекта — часть проекта строительства объекта (здания, сооружения, комплекса), содержащая комплексное решение вопросов его размещения на территории (участке), прокладки (проводки) транспортных коммуникаций, инженерных сетей, инженерной подготовки участка, благоустройства и озеленения, организации хозяйственного обслуживания и иных мероприятий, связанных с местоположением проектируемого объекта;
42) постутилизация объекта — комплекс работ по демонтажу и сносу капитального строения (здания, сооружения, комплекса) после прекращения его эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;
43) мониторинг объектов — система наблюдений за состоянием и изменениями объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
44) техническая сложность объекта — уровень ответственности объекта строительства по степени технических требований к надежности и прочности оснований и конструкций, устанавливаемых государственными и (или) межгосударственными (международными) нормативами в зависимости от функционального назначения объекта, особенностей его несущих и ограждающих конструкций, количества этажей (конструктивных ярусов), сейсмической опасности или иных особых геологических, гидрогеологических, геотехнических условий места (района) строительства, которые подразделяются на:
первый уровень ответственности — повышенный;
второй уровень ответственности — нормальный;
третий уровень ответственности — пониженный;
45) объект республиканского значения — объект, планирование, проектирование и строительство которого независимо от источников финансирования связаны с выполнением стратегических или иных важных общегосударственных задач, имеющих межобластное, общереспубликанское, межгосударственное (международное) значение и затрагивающих интересы двух и более областей (города республиканского значения, столицы) или интересы Республики Казахстан и других государств;
46) консервация строящихся объектов — комплекс мер по обеспечению сохранности и качественных характеристик конструкций, материалов и оборудования незавершенного строительством объекта на период временного приостановления его строительства;
47) санитарно-защитная зона — территория, отделяющая зоны специального назначения, а также промышленные предприятия и другие производственные, коммунальные и складские объекты в населенном пункте от близлежащих селитебных территорий, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения в целях ослабления воздействия на них неблагоприятных факторов;
48) желтые линии — границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между зданиями и сооружениями;
49) архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению не допускается;
50) инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — оказание комплекса услуг, обеспечивающих подготовку и осуществление строительства, имеющих целью достижение оптимальных проектных показателей;
51) межгосударственные нормативы (межгосударственные нормативные документы) в области архитектуры, градостроительства и строительства — система нормативно-технических документов, правил и других обязательных требований, условий и ограничений, включающая межгосударственные градостроительные нормативы, межгосударственные строительные нормы и правила, межгосударственные стандарты в строительстве, действующие на основании ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров на территориях Республики Казахстан и другого государства (других государств);
52) уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства — центральный государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;
53) архитектурная деятельность (далее — архитектура) — деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс создания внешнего и внутреннего облика объекта, пространственной, композиционной, объемно-планировочной и функциональной организации, зафиксированной в архитектурной части проектной документации для строительства (реконструкции, реставрации), ведение авторского надзора при реализации проекта;
54) архитектурные объекты — здание, сооружение, монумент, комплекс зданий и сооружений, их экстерьеры и (или) интерьеры, элементы благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурных или градостроительных проектов, в разработке которых необходимо участие архитектора;
55) произведение архитектуры (градостроительства) — объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов), являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза, а также реализованный в натуре проект (часть проекта);
56) зоны (районы) повышенной сейсмической опасности — районы с возможным (ожидаемым) сейсмическим воздействием интенсивностью семь и более баллов;
57) техногенные воздействия — как правило, нежелательные или вредные (опасные) воздействия на население, населенные пункты либо межселенные территории, вызванные в результате хозяйственной деятельности человека без угрозы или с угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
58) техногенные бедствия — экстремальные факторы, связанные с хозяйственной деятельностью и вызвавшие:
промышленные, транспортные и другие аварии;
пожары, взрывы или угрозу взрыва;
выбросы или угрозу выброса биологически, химически опасных или радиоактивных веществ;
внезапные обрушения зданий или сооружений, коммуникаций;
прорывы гидротехнических или очистных сооружений;
аварии на электроэнергетических и коммуникационных системах;
59) технический надзор — надзор за строительством на всех стадиях реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и сдачу объектов в эксплуатацию;
60) здание — искусственное строение, состоящее из несущих и ограждающих конструкций, образующих обязательный наземный замкнутый объем, в зависимости от функционального назначения используемое для проживания или пребывания людей, выполнения производственных процессов, а также размещения и хранения материальных ценностей. Здание может иметь подземную часть;
61) инженерное оборудование зданий (сооружений) — комплекс инженерных систем и технических устройств, создающих нормативные либо комфортные условия проживания (быта), трудовой деятельности (пребывания) людей, обеспечивающих сохранение материальных ценностей, а также инженерного обеспечения технологического оборудования и производственных процессов;
62) экологические бедствия — экстремальные экологические факторы нарушения природного баланса, связанные с изменением:
состояния суши (катастрофические просадки, тектонические разломы, грифоны, оползни, обвалы из-за выработки полезных ископаемых, наличие тяжелых металлов или других вредных веществ в почве сверх предельно допустимых концентраций, интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления или заболачивания почв);
состава и свойств атмосферы (резкое изменение климата в результате антропогенного воздействия, устойчивое превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей и ухудшение прозрачности воздуха, устойчивая недостаточность кислорода в населенных пунктах, образование обширной зоны кислотных осадков);
состояния гидросферы (истощение водоисточников или их катастрофическое или необратимое загрязнение, устойчивая нехватка питьевой воды, а также воды для нужд производства и хозяйственно-бытовых нужд);
состояния биосферы (гибель растительности на обширных территориях, исчезновение видов животных, растений, резкое изменение способности биосферы к воспроизводству).
К экологическим бедствиям также относятся стихийные бедствия (катастрофические природные явления).»;
2) в пункте 1 статьи 3:
в подпункте 1) слова «исторического и культурного» заменить словами «историко-культурного»;
в подпункте 2) слова «исторического и культурного» заменить словами «объектов историко-культурного»;
3) в подпункте 3) пункта 2 статьи 6 слова «исторического и культурного» заменить словами «историко-культурного»;
4) в статье 10:
в заголовке слова «исторического, культурного» заменить словами «историко-культурного»;
в пункте 1 слова «историческими, культурными ценностями» заменить словами «памятниками истории и культуры»;
5) в подпункте 4) пункта 2 статьи 40 слова «использованием исторического и культурного» заменить словами «охраной и использованием объектов историко-культурного»;
6) в подпункте 3) пункта 2 статьи 42 слова «исторического и культурного» заменить словами «историко-культурного»;
7) в подпункте 5) пункта 2 статьи 44 слова «исторического и культурного» заменить словами «объектов историко-культурного»;
8) в пункте 4 статьи 47 слова «историко-градостроительного» заменить словами «историко-архитектурного»;
9) в подпункте 4) пункта 1 статьи 48 слова «исторического и культурного» заменить словами «историко-культурного»;
10) последнее предложение пункта 3 статьи 65 исключить.

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Казахстан

Смотрите так же:

  • Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность суда Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность суда НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.); 2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной […]
  • Нотариус подольск на карте Нотариусы в Подольске Предлагаем вашему вниманию все нотариусы и нотариальные конторы на карте Подольска. Нотариусы на карте Подольска Если вы собираетесь срочно оформить доверенность или заключить какой нибудь важный договор, то наша карта нотариусов Подольска поможет в кротчайшие сроки […]
  • Федеральный закон в рк Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 68-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на […]
  • Роль регламента конституционного суда рф Роль регламента конституционного суда рф РАЗДЕЛ II ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД § 9. […]
  • Центр экспертизы репина Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина Экспертиза Известно, что предметы искусства имеют не только художественную, но и материальную ценность, более того, их нередко стремятся подделать. Именно поэтому сегодня существует и становится актуальной профессиональная экспертиза […]
  • Статистика преступлений 2009 Анализ статистических данных МВД Российской Федерации свидетельствует о том, что за 2009 год органами внутренних дел России рассмотрено 22,8 млн. заявлений, сообщений и другой информации о происшествиях, что на 6,0% больше, по сравнению с предыдущим годом. По каждому девятому сообщению […]