Институт медико социальной экспертизы

СПбИУВЭК, кафедра терапии, МСЭ и реабилитации

Кафедра терапии, медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГОУ ДПО «Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов» располагается на базе Госпиталя для ветеранов войн с 1980 года. На снимке заведующий кафедрой доцент Шварцман Зиновий Давыдович и доцент Макарова Ольга Владимировна.


Основная деятельность кафедры — педагогическая. На кафедре проводятся:
1) циклы повышения квалификации для врачей бюро МСЭ России по специальностям: терапия, кардиология, пульмонология, эндокринология, гематология, фтизиатрия, медико- социальная экспертиза — с выдачей сертификатов специалистов государственного образца;
2) курсы профессиональной переподготовки по специальностям: терапия, медико-
социальная экспертиза — с выдачей соответствующих документов специалистов.
Имеется двухгодичная клиническая ординатура по специальности «Терапия с основами МСЭ».
Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе выездных циклов повышения квалификации по актуальным вопросам терапии, МСЭ и реабилитации, в том числе в рамках выполнения государственной программы «Доступная среда». За учебный год выполняется 11 плановых циклов, 2-3 дополнительных и 3-6 выездных циклов. При необходимости, повышение квалификации по специальности «Терапия», а также по вопросам временной нетрудоспособности, в СПбИУВЭК проходят терапевты Госпиталя.

Другим, не менее важным направлением работы кафедры, является научно-методическая деятельность. Совместно с врачами госпиталя кафедра выполняет научно-исследовательскую работу по теме «Этапы становления и эволюция структуры заболеваний у ветеранов Великой Отечественной войны», в рамках которой были разработаны вопросы клинического течения, диагностики и лечения больных пожилого и старческого возраста, страдающих болезнями системы кровообращения и дыхания, органов пищеварения, а также сочетанной патологией. Особое внимание уделялось исследованиям, посвященным инфекционному эндокардиту, тромбоэмболии легочной артерии, лимфопролиферативным заболеваниям, хронической обструктивной болезни легких. Результаты исследований отражены в выступлениях на научно-практических конференциях, съездах, конгрессах, а также опубликованы в Сборниках научных трудов Госпиталя для ветеранов войн (1990, 1996, 2000, 2004, 2010 гг.), учебно-методических пособиях («Клиника, диагностика и лечение псевдомембранозного колита у больных старшей возрастной группы», 2012; «Клиника, диагностика и лечение редких ревматических болезней у пациентов госпиталя», 2012).
Сотрудниками кафедры в 2013 году издано пособие для врачей/ под ред. З.Д. Шварцмана «МСЭ при внутренних и профессиональных болезнях, туберкулезе органов дыхания», четыре учебно-методических пособия для врачей на следующие темы: болезни суставов, системные болезни соединительной ткани, нарушение функции пищеварения в оценке степени ограничения жизнедеятельности, ВИЧ-инфекция — СПИД и др.

Преподаватели кафедры выступают с докладами, лекциями на научно-практических конференциях и терапевтических советах Госпиталя. В настоящее время разрабатывается тема, посвященная особенностям течения хронического гепатита-цирроза печени у ветеранов Великой Отечественной войны.

Специальность «Медико-социальная экспертиза» (ординатура)

Степень: Врач-медико-социальный эксперт

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Содержание

Социальная политика Российской Федерации имеет одно из немаловажных направлений, с помощью которого решаются проблемы инвалидности, что помогает создать действенную систему защиты прав граждан этой категории. Большой размах проблемы данного типа и необходимость ее решения подтверждает статистика РФ.

Специальность 31.08.41 «Медико-социальная экспертиза» изучает проблемы ограничений инвалидов, установление мер соцзащиты. Квалифицированные кадры, получившие высшее образование по данной специальности, могут определять состояние граждан данной категории, могут совершенствовать систему соцзащиты, разрабатывать новые технологии медико-социальной экспертизы.

Условия поступления

Для того чтобы поступить на учебу по данной специальности, недостаточно узнать, какие предметы сдавать. Для этого также необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

При поступлении на ординатуру нужно будет сдавать профильный экзамен, назначаемый вузом.

Будущая профессия

Медико-социальная экспертиза является самостоятельной отраслью научной и практической деятельности. Методы и технологии, используемые врачами, позволяют им объективно определять степень нарушений здоровья пациента, их наличие. После того как нарушения будут установлены, врач сможет проанализировать и выяснить социальные последствия нарушений психического или физического здоровья и вынести свое экспертное заключение.

Грамотные специалисты в процессе работы смогут:

  • использовать различные методики и техники определения нарушений здоровья;
  • изучать потребности каждого пациента в индивидуальном порядке;
  • создавать индивидуальные программы реабилитации инвалидов;
  • вести контроль за осуществляемой программой и давать оценку ее эффективности и целесообразности.
  • Каждый выпускник вуза сможет применить свои знания еще до того, как окончит обучение. Позволяет это учебная практика, которая проводится в отечественных либо зарубежных медицинских заведениях.

    Куда поступать

    Получить образование по данной специальности предлагают такие вузы Москвы и других городов РФ:

  • Нижегородская государственная медицинская академия;
  • Ставропольский государственный медицинский университет;
  • Российская медицинская академия последипломного образования;
  • Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования;
  • Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов;
  • Российская академия медико-социальной реабилитации;
  • Центр электронного и дистанционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
  • Это далеко не полный перечень высших учебных заведений, которые предлагают обучение на данной специальности.

    Сроки обучения

    Учиться на специальности 31.08.41 «Медико-социальная экспертиза» можно только на двух формах:

    Срок обучения на дневной форме составляет 2 года. В том случае, если программа обучения составляется высшим учебным заведением индивидуально, то срок может изменяться. Увеличиться он может не более, чем на 1 год.

    Изучаемые дисциплины

    Учащиеся в процессе получения образования будут изучать такие дисциплины:

    • правовые основы медико-социальной экспертизы;
    • основы социальной медицины;
    • право и организация социального обеспечения;
    • социальная медицина и медико-биологическая статистика;
    • физиология человека;
    • клинические методы диагностики, лабораторная диагностика;
    • интенсивная терапия, анестезиология и реанимация, первая помощь;
    • медицинская этика;
    • профилактическая медицина, школы здоровья;
    • патологическая физиология;
    • патологическая анатомия и др.
    • Приобретаемые навыки

      В процессе обучения ординат научится:

    • использовать в процессе медицинско-социальной экспертизы различные документы, которые регулируют ее проведение в России;
    • использовать методы информационного и статистического анализа для составления отчетности по экспертизе;
    • определять тип нарушений жизнедеятельности инвалида и определить его потребности;
    • создавать программу реабилитации лично для каждого инвалида и уметь объяснить пациенту, какие прогнозируются результаты назначенных реабилитационных процедур;
    • выбирать подходящие методы медицинской и социальной реабилитации;
    • подбирать подходящие спецсредства для самообслуживания инвалидов с различными нарушениями в работе различных систем и органов;
    • подбирать средства для ухода за инвалидами;
    • определять необходимость в профреабилитации лиц, которые пострадали в результате несчастных случаев на производстве;
    • определять медико-социальные критерии инвалидности, прогнозировать результаты реабилитации и оценивать потенциал назначенных процедур.
    • Перспективы трудоустройства по профессии

      Часто студенты высших учебных заведений интересуются, кем работать по окончанию учебы. Для этого стоит ознакомиться со списком предполагаемых должностей:

    • врач по медико-социальной экспертизе;
    • начальник структурного подразделения медицинского учреждения.
    • Зарплата зависит от опыта специалиста, а также от занимаемой им должности. В первые годы работы она может составлять от 25 тысяч рублей.

      Преимущества обучения в аспирантуре

      Для того чтобы углубить все знания, которые смогли получить учащиеся на ординатуре, можно поступить в аспирантуру. Таким образом, ординатура – не последняя форма обучения. Нередко после обучения в аспирантуре выпускники посвящают себя научной деятельности и занимаются усовершенствованием технологий обследования и системы социальной защиты.

      Аспирантура позволяет студентам в большем объеме применить свои знания на практике, поскольку здесь предусмотрено большее количество часов медицинской практики. По окончанию аспирантуры студентам необходимо написать и защитить диссертацию, что позволит в будущем получить ученую степень.

      Медико-социальная экспертиза

      Несколько причин выбрать кафедру:

    • обучение базируется на классических традициях преподавания, сочетании традиционных отечественных подходов и современных знаний;
    • наличие оснащенных клинических баз позволяет в процессе обучения охватить все аспекты программы;
    • возможность участия в научных исследованиях, проводимых на кафедре;
    • дружный сплоченный коллектив с традициями, прекрасное отношение к обучающимся;
    • сильный профессорско-преподавательский состав.
    • Выдающиеся деятели кафедры: Фомина А.В. – д.ф.н., заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, ведет экономический и организационный блок в рамках гранта Евросоюза.

      Клинические базы кафедры: учебные и лекционные аудитории Медицинского института РУДН, Компьютерные классы, Центр симуляционного обучения Медицинского института РУДН, Медицинский центр РУДН.

      Перспективы трудоустройства: структурные подразделения медицинских учреждений, федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

      Результаты освоения программы:

      универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки:

    • готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
    • готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
    • готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
    • Профессиональные компетенции, соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа ординатуры.

    • готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения психических расстройств и заболеваний у детей и подростков, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
    • готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за взрослыми, детьми и подростками (ПК-2);
    • готовность к проведению противоэпидемических и антистрессовых мероприятий, организации психологической и психотерапевтической помощи населению в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
    • готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых, детей и подростков (ПК-4);
    • готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов психических заболеваний, нозологических форм, психосоматических и невротических расстройств в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее –МКБ) (ПК-5);
    • готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании психиатрической и психотерапевтической медицинской помощи (ПК-6);
    • готовность к оказанию медицинской и психотерапевтической помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
    • готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной, психологической и клинически-ориентированной психотерапии, методов психологического консультирования и психотерапевтического сопровождения у пациентов, нуждающихся в медицинской и психотерапевтической реабилитации и санитарно-курортном лечении (ПК-8);
    • готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, и здоровья окружающих (ПК-9);
    • готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
    • готовность к участию в оценке качества оказания медицинской, психиатрической и психотерапевтической помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
    • готовность к организации медицинской, психиатрической и психотерапевтической помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
    • При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.

      Инфраструктура:

      теоретическая и практическая подготовка ординаторов осуществляется в структурных подразделениях РУДН (учебные и лекционные аудитории Медицинского института РУДН, Компьютерные классы, Центр симуляционного обучения Медицинского института РУДН, Медицинский центр РУДН) и на клинических базах профильных кафедр.

      Области профессиональной деятельности выпускников:

      Выпускники, освоившие программу ординатуры, разрабатывают индивидуальные реабилитационные программы для инвалидов, определяет такие нюансы медицинских мероприятий, как их форма, вид, объёмы и сроки, занимаются вопросами реабилитации социальной и профессиональной. Именно этими врачами утверждается факт наличия инвалидности, её группа, причины, сроки, а также начало наступления инвалидности. специалист определяет процентный уровень степени потери профессиональной трудоспособности, а также её стойкую утрату.

      Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:

    • профилактическая;
    • диагностическая;
    • реабилитационная;
    • психолого-педагогическая;
    • организационно-управленческая.
    • Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.

      Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:

    • физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее — подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее — взрослые);
    • население;
    • совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.

    Минтруд планирует за два года кардинально улучшить работу медико-социальной экспертизы

    МОСКВА, 3 марта. /Корр. ТАСС Татьяна Виноградова/. Минтруд РФ планирует за два года провести ряд мероприятий по улучшению и объективизации работы учреждений медико-социальной экспертизы, в частности, провести аудит назначений инвалидности среди детей и пожилых людей, создать институт независимой экспертизы, ввести электронную очередь и улучшить сервис, а также провести опрос инвалидов на выходе из бюро МСЭ в регионах. Об этом сообщил в четверг журналистам заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.

    Аудит решений об инвалидности детей

    «Мы сейчас готовим прицельный мониторинг в отношении 2015 года. Мы его назвали «Аудит принятых решений по снятиям инвалидностей с детей». По детям нам бы хотелось посмотреть предельно внимательно случаи и структуру заболеваемости по тем детям, у которых в течение 2015 года группа инвалидности была либо снята, либо не установлена при повторном освидетельствовании», — сказал Лекарев.

    По его словам, департамент по делам инвалидов готовит сейчас соответствующий приказ. В аудите примут участие все региональные бюро МСЭ России. «Информацию о таком мониторинге-аудите мы в течение трех месяцев готовы представить на следующем брифинге», — добавил замминистра.

    Он заметил, что инвалидизация населения колеблется в разных странах от 2 до 25% от численности населения. Например, в Скандинавских странах количество инвалидов составляет около 20-25%. Однако в среднем по миру этот показатель установлен в пределах 10%. «Россия в этом плане в тренде, у нас инвалидизация населения порядка 9%», — сказал чиновник.

    Независимая экспертиза

    По словам Лекарева, Минтруд работает вместе с Минздравом и общественными организациями над созданием института независимой медико-социальной экспертизы, решения которых в спорных случаях будут приниматься во внимание судом.

    Но услуги этих учреждений, по словам Лекарева, скорее всего, будут платными. «Нам нужна независимая инстанция, которая бы обладала такими же компетенциями, как МСЭ. Это не просто медики. К сожалению, медики не всегда хорошо знакомы с нормативным регулированием проведения медико-социальной экспертизы, хотя это в медицинских вузах преподается», — сказал Лекарев. По его словам, около 15% направлений врачей на прохождение МСЭ являются необоснованными, и заявители в итоге получают отказ в установлении инвалидности. «Институт независимой экспертизы будет отрезвляющим звеном для всей системы медико-социальной экспертизы», — добавил замминистра труда.

    В свою очередь заместитель руководителя федерального бюро МСЭ Сергей Козлов отметил, что в 2015 году федеральное бюро отменило 2,7% (238 из 10 тысяч) решений по установлению инвалидности, которое вынесли региональные бюро МСЭ.

    Клиентоориентированность

    Также Минтруд планирует улучшить обслуживание в бюро МСЭ, сделать сервис более клиентоориентированным и проводить психологические и этические тренинги с экспертами.

    «В перспективе надо выходить, у нас такая задумка есть, на кодекс этики врача-эксперта с тем, чтобы нарушения такого кодекса приводили к каким-то организационным и кадровым последствиям», — сказал Лекарев. Также в планах Минтруда заимствовать из сферы здравоохранения проект «вежливая регистратура». «Мы будем тоже вводить электронную очередь, чтобы распределять дела более оперативно», — отметил он. Сейчас по регламенту заявитель не должен находиться в очереди дольше 15 минут, однако жалобы от инвалидов поступают именно на долгое ожидание в очередях. Лекарев добавил, что ввести электронную «очередь» в учреждениях МСЭ по всей стране планируется к 2018 году.

    Кроме того, в 2016 году Минтруд начнет проводить опросы инвалидов на выходе из учреждений МСЭ. «Это своего рода exit-pools, мы хотим сделать это именно так вместе с общественными организациями. Проведем опрос по определенным критериям: прием, объявление, результаты, разъяснения, наличие информации на стендах, чтобы они могли ответить как обыватели», — сказал Лекарев.

    Кафедра медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии

    Кафедра медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии Института профессионального образования создана Приказом Ректора ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова № Р-503 от 26.10.2010г.


    Заведует кафедрой доктор медицинских наук, профессор, директор Методического центра аккредитации Сизова Жанна Михайловна.

    В 2014 году коллектив кафедры награжден Почетной грамотой за победу в номинации «In partem salari» в конкурсе на лучший дистанционный образовательный контент по программам дополнительного профессионального образования.

    На кафедре медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии проводится обучение специалистов с высшим медицинским образованием по программам дополнительного профессионального образования: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

    Преподавание осуществляется по следующим дисциплинам:

    «Общая врачебная практика (семейная медицина)»,

    «Экспертиза временной нетрудоспособности»,

    «Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи»,

    «Актуальные вопросы оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».

    Смотрите так же:

    • Приказ 186 мвд гибдд Приказ 186 мвд 02 марта 2009 года приказом МВД РФ 185 был утвержден Административный регламент МВД РФ по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Также советуем […]
    • Воронеж прокурор Прокурор города Воронежа Туманов Максим Александрович Прокурор города Воронежа Родился в 1980 году в г. Томске Томской области. В 2002 году окончил Воронежский государственный университет. 15.10.2001 - 11.01.2002 - Специалист 1 категории городской дирекции единого заказчика ЖКХ г. […]
    • Федеральный закон от 1 июня 2013 "Антитабачный" закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и […]
    • Транспортный налог г москва 2018 Ставки транспортного налога в Москве в 2017 и 2018 году Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления Как уплатить налоги через интернет Транспортный налог является региональным - это означает, что он начисляется и уплачивается на основании главы 28 […]
    • Закон 402-фз об инвентаризации Инвентаризация основных средств: оформление Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассказали как правильно отражать основные средства в инвентаризационных ведомостях по форме № ИНВ-1 и в протоколе заседания инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов годовой […]
    • Приказ от 29 сентября 2014 664н Приказ Минтруда России №664н от 29 сентября 2014 г. В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской […]