Методики экспертизы проекты

Методики экспертизы проекты

Экспертиза как специфический вид деятельности объединяет три понятия: «эксперт», «критерии экспертизы», «процедура (или технология проведения) экспертизы». Экспертом выступает специалист в конкретной области науки, техники, искусства, права, исследующий какие-либо проблемы, решение которых требует специальных знаний и опыта, и имеющий полномочия на формулировку заключения по результатам экспертизы [3]. Эксперт должен обладать необходимыми знаниями и опытом в той области, к которой относится проект; быть способным анализировать обновленную информацию; дать оценку объекту экспертизы в пределах своей компетенции; владеть технологиями, которые используются в проекте; быть способным оценить возможность их применения в конкретной ситуации и дать соответствующие рекомендации и заключения; быть ответственным за заключения и рекомендации, сделанные им в процессе проведения экспертизы.

Критерии экспертизы являются показателем для оценки истинности суждения или факта, к которым предъявляются следующие требования: необходимость и достаточность; однозначность; независимость; общность для любого объекта; соответствие характера критерия характеру объекта.

Процедура экспертизы – это последовательность действий эксперта, которая должна обеспечивать получение достоверного заключения, характеризующегося компетентностью и объективностью. При проведении экспертизы обязательным условием является анализ максимального числа теоретических и прикладных подходов к ее содержанию, процедуре проведения и организации для того, чтобы определить необходимую систему критериев, позволяющих дать объективную оценку инновационному проекту, а также выявить тенденции развития этого проекта на долгосрочную перспективу.

В настоящее время используются следующие методы и подходы для экспертизы и ранжирования проектов: метод анализа иерархий [8], GAP-анализ [5], методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов ВК 477 [7], SWOT-анализ [10], методика LIFT [5]. Также широко используются такие методы, как графический, индексный, метод сравнения показателей и ряд других. Каждый из этих методов, как правило, не применяется отдельно, а в комплексе с другими, причем в соответствии с теми целями, на которые направлена как оценка проекта в целом, так и отдельных его показателей.

Метод оценки инновационных проектов

Государственные научные фонды проводят достаточное число конкурсов, относящихся к инновационной сфере деятельности, однако их результаты можно трактовать и с положительной, и с отрицательной точки зрения. Положительным эффектом является прямая поддержка фундаментальных и прикладных исследований, к отрицательным моментам можно отнести следующие: создание информационного избытка, проблемы с использованием интеллектуальной собственности при бюджетном финансировании, принятие решения в условиях неполноты информации, ограниченный период контроля за развитием проекта и его формальность.

Рис. 1. Состав оценочных критериев для процедуры отбора инновационных проектов

Одним из методов оценки является составление перечня всех критериев, который формируется уже на стадии фильтрации идей. В связи с тем что оценка проектов является непрерывным процессом, то по мере преобразования этих идей в конкретные инновационные проекты эти критерии детализируются и уточняются.

При оценке проекта по методу отбора по критериям сначала разрабатывается перечень критериев, которые важны для конкретного инновационного проекта, затем проводится экспертиза каждого из критериев на соответствие минимальным требованиям. Данная процедура позволяет отследить достоинства и недостатки проекта по каждому из заявленных критериев и в дальнейшем принять меры по его корректировке. При разработке критериев в обязательном порядке необходимо учитывать особенности проекта, специфику отрасли, к которой он относится, причем актуализировать именно те критерии, которые отражают основные цели и задачи проводимого конкурса.

По результатам проведенного исследования [1, 4, 6], предлагается следующий состав оценочных критериев при проведении экспертизы инновационных проектов (рис. 1).

Методы и технологии сетевой экспертизы

В настоящее время все чаще для проведения экспертизы проекта, в том числе инновационного, используются методы и технологии сетевой экспертизы [2], которая основана на использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Совместить использование числовых и текстовых компонентов экспертных оценок можно с помощью лингвистических переменных.

При оценке «зазора» удобно каждому элементу экспертизы Ei установить лингвистическую числовую шкалу на предметном множестве [0,100] с терм-множеством вида Ti==<«не соответствует», «частично соответствует», «полностью соответствует»>.

Авторы полагают достаточность трех термов для оценки соответствия элемента Ei эталону (требованиям). Таким образом, мы получим лингвистическую переменную соответствия экземпляра и образца, назовем ее также Ei.

Непременными компонентами лингвистического описания являются функции принадлежности. Пример функций принадлежности для лингвистической переменной с тремя термами представлен на рис. 2.

Построение функций принадлежности можно возложить на экспертов или на инициатора экспертизы и разработчика методики экспертизы. Эксперту предлагается оценить степень соответствия на предлагаемой шкале.

Рис. 2. Функции принадлежности для лингвистической переменной с тремя термами

Редактор «Функции принадлежности» автоматически строит треугольные и трапециевидные функции принадлежности для каждого терма из терм-множества. Далее эксперт изменяет их форму и расположение на предметной шкале, используя активные точки представленных функций принадлежности (рис. 3).

Рис. 3. Редактор «Функции принадлежности»

Редактирование функций принадлежности производится после выбора терма. Выбирается активная точка функции, которая перемещается по горизонтали до придания функции требуемого экспертом вида. Изменения формы контролируется редактором по следующим критериям: требование к упорядоченности элементов; наличие типового элемента; разграничение понятий и полнота покрытия предметной шкалы; требования к виду крайних функций принадлежности; ограничение области определения.

Требование к упорядоченности термов означает, что максимальные значения областей определения функций принадлежности термов составляют возрастающую последовательность и соответствуют последовательности терминов, которые эксперт использует для описания возрастания величины, представленной на предметной шкале.

Наличие типового элемента означает, что для каждого терма должно существовать значение предметной шкалы, для которого значение функции принадлежности будет равно единице.

Разграничение понятий запрещает существование на предметной шкале значения, для которого функции принадлежности соседних термов равны единице.

Требование полноты покрытия предметной шкалы предусматривает для любого значения предметной шкалы наличие хотя бы одного терма с ненулевым значением функции принадлежности.

Требования к виду крайних функций принадлежности предусматривает единичные значения функций принадлежности для минимального и максимального значения предметной шкалы (для первого и последнего терма).

Ограничение области определения предусматривает использование допущения, что принятие решений осуществляется для атрибутов c конечной или ограниченной областью определения. Расширение области определения потребует либо увеличения числа термов, либо изменения вида существующих функций принадлежности.

Построение функций принадлежности предваряет процесс экспертизы, а для ввода конкретных результатов экспертизы необходимо разработать дружественный для экспертов интерфейс.

Предполагается, что обработка результатов экспертизы будет автоматизированной, т.е. эксперту будет предложено оценить соответствие либо просто на цифровой шкале, либо с помощью элементов визуализации.

В этом случае по «тональности» высказываний в поле комментариев руководитель экспертизы устанавливает числовые характеристики оценки.

В случае с «перевернутой пирамидой» эксперт выбирает одну из стрелок, длина которой, по его мнению, соответствует величине «зазора» между образцом и эталоном.

Пример. Предположим, что три эксперта каким-либо из предложенных способов оценили элемент Ei экземпляра в 45, 52 и 63 балла соответственно. Отложим на балльной шкале эти оценки. Получим следующие значения лингвистической переменной:

Объединить полученные оценки можно разными способами, например, так:

Таким образом, мы получили результирующее заключение трех экспертов по элементу Ei= . Степень достоверности фразы «частично соответствует» равна 0,7.

«Зазор» между одноименными компонентами можно просто вычислить в баллах либо взять дополнение, либо вычесть полученное лингвистическое значение из значения . Но лучше это сделать после оценки всех компонентов экземпляра экспертизы и получить затем интегральный «зазор» между экземпляром и образцом.

В дальнейшем предполагается рассмотреть особенности применения традиционных методов организации и проведения экспертизы с использованием ИКТ, обосновать выбор методов опроса экспертов и методов обработки экспертной информации. Будут рассмотрены вопросы использования социосемантических технологий для организации совместной работы экспертов, а также подходы к визуализации результатов экспертизы в виде автоматического отчета экспертной группы с выводами и рекомендациями.

Рецензенты:

Карелин В.П., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог.

Финаев В.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой систем автоматизированного управления ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.

Методики экспертизы инновационных проектов.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов полагается на следующие методы и приемы анализа, прогнозирования и разработки управленческого решения: 1) прием сравнения показателей, положенных в основу проекта, а также имеющихся в результате экспериментов и опытов; 2) экспертный (самостоятельный (самодостаточный) метод исследования, основанный на возможностях, навыках и знаниях специалиста, позволяющий делать заключение и выводы относительно свойств объекта путем его прямого изучения, восприятия и оценки. Э.м. является безальтернативным при отсутствии приборных и лабораторных средств исследования для изучения неизвестных объектов или неизвестных свойств объектов.); 3) индексный (метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли соизмерителя могут выступать денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления.); 4) балансовый (метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Среди множества разновидностей балансового метода наиболее распространен межотраслевой баланс, увязывающий источники и направления использования ресурсов.); 5) графический и др.

Экспертная оценка формируется на основе анализа научного содержания инновационного проекта, учитывая: 1) четкость изложения замысла проекта; 2) четкое определение цели проекта и методов исследования; 3) качественные характеристики проекта; 4) актуальность проблемы.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета: Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта. Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов. Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики. Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Инновационный менеджмент

Глава 5 Экспертиза инновационных проектов 5.1 Задачи и основные методы экспертизы

Задача экспертизы — оценить инновационный и научно-технический уровни проекта, а также реальную возможность его выполнения и эффективность. На основании экспертизы принимают решение о целесообразности и объемах финансирования проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют стандартные процедуры оценки инновационных проектов, предусмотрены пакеты юридического оформления соглашений и контрактов, формы и методы контроля за исполнением статей договоров и соглашений. Методы контроля над ходом реализации проектов и использованием средств по целевому назначению постоянно совершенствуются. При этом увеличивается количество обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Большое значение для заказчика и исполнителей имеют сроки проведения экспертизы согласований, а также продолжительность периода от подачи заявок и предложений до начала финансирования или предоставления льгот и субсидий.

Для экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета, используют такие методы:

сравнение положений объекта «до» и «после»;

Описательный метод широко используют во многих странах. Суть его заключается в том, что рассматривают потенциальное воздействие результатов реализуемых проектов на складывающуюся ситуацию в определенном сегменте рынка товаров и услуг. Получаемые данные обобщаются, учитываются побочные явления, составляются прогнозы. Это метод позволяет учесть множество факторов, например взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом и налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.

Основной недостаток данного метода заключается в том, что с его помощью нельзя конкретно и корректно сопоставить два и более альтернативных варианта проекта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет учитывать не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако при использовании этого метода возможна субъективная интерпретация информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза заключается в сравнении социально-экономического положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. Главное в этом методе — сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что позволяет проверить экономическую обоснованность конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов. Этот метод имеет также недостатки, например, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Специальной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития рекомендуется руководствоваться принципами проведения экспертизы, основными из которых являются следующие:

независимость группы исследователей, являющихся арбитрами в спорных ситуациях по подбору экспертов, методов контроля и результатам экспертизы;

при расчетах добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу с целью определения эффективности и времени проведения контроля;

методы контроля необходимо увязывать с будущим развитием системы управления научно-технической политикой на государственном уровне.

Эксперты имеют право требовать любую информацию о проекте. К каждой экспертной группе может быть подключен представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право контролировать выполнение работ по проекту. Экспертную оценку проектов и контроль за их исполнением, как правило, выполняют организации, финансирующие проект. Обязательными параметрами при этом являются сроки завершения отдельных этапов проекта и проекта в целом, а также степень риска, связанного с осуществлением проекта.

С целью реализации научно-технических программ государственный заказчик проводит конкурсы и заключает государственные контракты. При этом экспертная оценка может быть формализована в виде ответов на вопросы экспертной анкеты с последующим итоговым балльным заключением эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

Такая экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала его автора (авторов). При этом учитываются:

четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

четкость определения методов исследования (четкое, нечеткое);

качественные показатели проекта (характер фундаментальный, междисциплинарный, или системный, и прикладной);

научный задел (имеется существенный научный и методологический задел в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертизой предусмотрены следующие вопросы:

Подготовлены ли программы исследований?

Подготовлены ли анкеты для опроса?

Проведено ли пилотажное исследование?

Обычно государственные фонды фундаментальных исследований проводят экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов, где предусмотрены три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение и отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, претендующему на индивидуальный уровень экспертизы.

Второй уровень — определение рейтинга индивидуального проекта.

Третий уровень — составление заключения по проекту (вносятся коррективы в общий рейтинг, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:
• качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;
• профессионализма руководителя проекта и его команды;
• научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;
• достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;
• качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогим инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считаем правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяются генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов [9]:
• наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;
• при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
• предварительное прогнозирование и планирование расходов необходимо проводить на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
• методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, считаем необходимым дополнить следующими:
• экспертная группа должна состоять не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
• работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости, объективности, профессионализма, комплексности, системности, мотивации конечных результатов труда;
• основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методических документов по инновационному менеджменту и функционированию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:
• уровень иерархии нормативно-методического обеспечения: международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;
• правовой статус документа: обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т. п.);
• содержание документа: технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.),. организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:
• комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
• степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичное™, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;
• степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
• количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
• количество использованных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то такое требование должно быть четко зафиксировано в документе;
• экономическая обоснованность управленческих решений;
• повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
• степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
• имидж организаций — разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
• органы, согласовавшие и утвердившие документ;
• степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие, перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизу инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:
• методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другим параметрам с мировыми достижениями;
• экспертный;
• индексный;
• балансовый;
• графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой^ При применении любого метода не обойтись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента, изложенных в темах 4-6. Далее описывается методика экспертизы проектов, изложенная в учебнике «Инновационный менеджмент», подготовленном коллективом под руководством С. Д. Ильенковой.

В России для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ,, отбираемых на конкурсной основе.
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из Основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
• четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
• четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
• качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
• научный задел (имеются существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
• новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; выявить относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; определить новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы.
• Подготовлены ли программы исследований?
• Подготовлены ли анкеты для опроса?
• Проведено ли пилотажное исследование?

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:
R = rl + r2 + г3,

где R — общий рейтинг проекта; г, — коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 — коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; г3 — коэффициент коррекции суммарной оценки г2 и г2. R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1, оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г, = 2 — достаточная полезность проекта; при г, = 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. фондом «Евразия», фондом Форда, институтом «Открытое общество» фонда Сороса, благотворительными трастами «Пью» и Всемирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.

Фонд «Евразия» — американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

В 1995-1996 гг. программами консорциума управлял фонд «Евразия».

Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:
• поддержки и распространения новых научных методов и идей;
• поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
• развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
• содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;
• создания условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество [9].

Источник: http://www.dist-cons.ru Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Какие методы экспертизы существуют?

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:

— Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

— Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

— Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Каковы рекомендуемые принципы проведения экспертиз?

Рекомендуем Вам руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

    наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы; при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривайте как производственную; проводите предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля; методы контроля увязывайте с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
    Что представляет собой РГНФ?

    Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

    В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает итоговое заключение эксперта по 5-бальной системе оценки.

    Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

    При анализе научного содержания проекта учитываются:

    четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое); четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко); качественные характеристики проекта; научный задел; новизна постановки проблемы.

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Что представляет собой РФФИ?

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Что представляет собой Консорциум Экономических исследований и образования?

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических исследований и образования, созданным в 1995г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «ПЬЮ» и Всемирным банком.

Фонд «Евразия»- американская организация, предоставляющая гранты на поддержку проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, содействующая процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотворительная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

В чем заключаются цели Консорциума?

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения научно-исследовательской работы.

Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:

    поддержки и распространения новых научных методов и идей; поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода; развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов; содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России; создания условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

Смотрите так же:

  • Заявления на выбор врача Заявление о выборе врача Образец №3 Заявление о выборе врача Главному врачу_____________________________ (наименование медицинской организации) __________________________________________ (Ф.И.О. руководителя МО) от ________________________________________ (Ф.И.О. гражданина) […]
  • Как получить разрешение на хранение ношение оружия Получаем лицензии на травматическое и гладкоствольное оружие Вы можете спросить зачем нужно получать лицензию на оба вида оружия. На то есть три довода: 1 — Практичность. Травматические оружие единственно эффективное легальное средство самообороны, а гладкоствольное — для охоты и для […]
  • Пенсии по старости гражданам пострадавшим от радиационных катастроф Пенсии по старости гражданам пострадавшим от радиационных катастроф 14 ПЕНСИИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ Право на пенсию имеют (п. 1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»): 3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий […]
  • Как оформить визу норвегию Виза в Норвегию — оформление самостоятельно 2018, стоимость норвежской визы, документы на Туристер.ру Россиянам для посещения Норвегии нужна шенгенская виза. Существует несколько типов норвежской визы. Так, для туристических поездок гражданам РФ потребуется виза типа С, она может иметь […]
  • Приватизация жилья несовершеннолетними Приватизация жилья несовершеннолетними Каковы особенности участия в приватизации несовершеннолетних граждан? В целях обеспечения права несовершеннолетних членов семьи на приватизацию жилья Закон о приватизации был дополнен соответствующими положениями ФЗ от 11.08.1994 № 26-ФЗ. Изменения […]
  • Применение ст 37 ук рф Необходимая самооборона, или Когда преступник и жертва меняются местами Руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры" специально для ГАРАНТ.РУ В жизни любого человека нельзя исключать возникновения ситуации, когда он окажется перед необходимостью защищать жизнь, свое здоровье […]