Международная перевозка штрафы

Содержание:

Стандартные условия на международные перевозки грузов по CMR

При всем многообразии международные перевозки грузов очень конкретны кода идет речь о цене. Для обеспечения единообразия представления фрахтовых ставок мы применяем стандартные условия на перевозку груза. За перевозку какого груза объявляется цена на международных грузоперевозках? Всегда считается цена за перевозку полной машины.

Полная машина это (full truck): 21’000 кг, 90 м3, 34 PLT (паллет — PLL), 13,6 LDM (погрузочных метров).

Стандартные условия на груз

ставка фрахта на перевозку подразумевает стандартные массо-габаритные характеристики груза, не более:

  • Вес: 21 тонна
  • Длина: 13,6 м
  • Ширина: 2,4 м
  • Высота: 2,7 м
  • вес на 1 погрузочный метр (LDM) 1,6 тонны
  • Стандартные условия на документы для международных перевозок грузов

    Ставка фрахта включает оформление транзита по территории России для 10 кодов ТНВЭД. Оформление транзита на партию груза более 10 кодов ТНВЭД, рассчитывается в соответствии с тарифами, действующими на момент осуществления перевозки.

    Тарифы

    не более 10 кодов ТНВЭД и не более 3-х CMR — входит в ставку фрахта.

    последующие CMR и коды считаются отдельно:

  • каждый код ТНВЭД после 10-го, включая проверку — 100 руб.
  • каждая CMR после 3-й — 1000 руб.
  • т.е. если в 4-й CMR всего один код ТНВЭД, то стоить это будет дополнительно 1100 руб. к ставке фрахта

    Стандартные условия на время погрузки, разгрузки и сверхнормативного простоя транспорта

    • норма погрузки – 1 рабочий день
    • Норма разгрузки и таможенного оформления – 2 рабочих дня
    • Штраф за превышение сроков – согласно договору
    • Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

      Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

      Страшные истории международных перевозок

      МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

      Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

      ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

      По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

      КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

      Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

      Документы для международных перевозок

      Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

      Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

      Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

      В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $<\large ()>$ и груз $<\large (gr)>$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $<\large >$ и $<\large >$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.

      Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

      Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
      IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

      Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

      Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

      Пресса о ВАС РФ

      Международная перевозка по внутренним правилам

      Безусловно, при осуществлении перевозок между странами решающую роль играют международные нормы, но, как показывает практика, суды зачастую неверно определяют применимое право к сложившимся отношениям. Так, ОАО «РЖД», осуществляя доставку грузов для ОАО «Энергопром – Новочеркасский электродный завод», столкнулось с задержкой вагонов и обратилось в суд с иском о взыскании штрафа. Ответчик же заявил о необоснованности требований, сославшись на применение в данном случае норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и пропуск перевозчиком срока исковой давности. Решением данного вопроса занимался Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ).

      В мае 2009 года ОАО «РЖД» и ОАО «Энергопром» заключили договор, регулирующий отношения, связанные с эксплуатацией заводом принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. Согласно его условиям вагоны на путь необщего пользования подаются локомотивом перевозчика. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца пути с расстановкой по местам погрузки-выгрузки с последующей их доставкой на подъездные пути.

      В связи с задержкой вагонов под грузовыми операциями сверх технологического срока ОАО «РЖД» рассчитало штраф в размере 328 200 руб.

      ОАО «Энергопром» не опровергло факт задержки вагонов, но указало, что спорная перевозка осуществлялась из Эстонии в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении. И стороны оформляли свои отношения в соответствии с накладными СМГС, тем самым определив соответствующий порядок перевозки.

      Ввиду изложенных обстоятельств электродный завод сослался на пропуск перевозчиком специального срока исковой давности в 9 месяцев, предусмотренного п. 1 ст. 31 СМГС.

      В связи с чем суды трех инстанций отказали РЖД в заявленных требованиях в полном объеме. По их мнению, спорные отношения возникли из договора международной перевозки грузов и регулируются СМГС. Срок исковой давности пропущен, а отношения, возникшие из договора международной перевозки грузов, завершаются в момент возврата разгруженных вагонов и в случае выгрузки после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.

      ОАО «РЖД», в свою очередь, обратилось с жалобой в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. ВАС РФ указал на то, что в соответствии со ст. 17 СМГС по прибытии на станцию назначения груз выдается грузополучателю. Согласно ст. 22 СМГС железная дорога несет ответственность за груз только до его выдачи на станции назначения. Следовательно, ОАО «РЖД» после выдачи груза заводу не несло ответственности за его сохранность и могло считаться исполнившим свои обязательства по договору международной перевозки грузов.

      Ст. 35 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает выдачу груза на железнодорожной станции назначения. Порядок оформления выдачи устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

      На путь необщего пользования груз был подан в соответствии с договором, технологические сроки, нарушенные ответчиком, также были установлены договором на эксплуатацию путей необщего пользования.

      Таким образом, выдача груза лицу, которое самостоятельно осуществляет его последующую доставку до мест выгрузки на подъездных путях в рамках заключенного договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, завершает отношения и по внутренней, и по международной перевозке груза. Данные отношения относятся к сфере регулирования Устава железнодорожного транспорта, и срок исковой давности по взысканию штрафа за задержку вагонов не пропущен.

      Суд первой инстанции при новом рассмотрении удовлетворил требования истца и взыскал с ответчика сумму штрафа за задержку вагонов.

      Рассмотренный в данной статье судебный прецедент имеет особое значение для участников гражданского оборота в сфере железнодорожных перевозок. Ввиду возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов со схожими фактическими обстоятельствами на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Административные штрафы за нарушение международных перевозок

      Административные штрафы для тех кто нарушает правила международной автомобильной перевозки грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, либо транзитом через территорию РФ.

      Статья 11.23 Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха.

      1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена «законодательством» Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

      Штраф на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей.

      2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

      Штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

      Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров.

      Использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

      Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки.

      Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку.

      Штраф на водителя в размере от 200 до 500 рублей.

      Статья 11.29 Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения.

      1. Осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных «частью 2» настоящей статьи, либо без учетного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.

      Штраф на водителя автотранспортного средства в размере от 100000 до 150000 рублей.

      2. Осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения.

      Штраф на водителя автотранспортного средства в размере от 150000 до 200000 рублей.

      Левака оставят без колес

      С 5 мая нарушители правил международных автомобильных перевозок подпадут в России под усиленные санкции. Увеличен размер штрафов за незаконное использование на дорогах грузового и пассажирского автотранспорта, зарегистрированного в других государствах. Сегодня «РГ» публикует поправки в Кодекс об административных правонарушениях в РФ.

      Но штрафы — это только начало. До выяснения и устранения причин будет разрешено задерживать и сами транспортные средства. Либо внутри страны — на специальных стационарных или передвижных контрольных пунктах, либо — в пунктах пропуска на государственной границе при выезде автонарушителя за пределы России. Правда, эта норма вступит в действие со 2 июля 2012 года.

      Российские перевозчики несколько лет добивались перемен, которые защитят легальный рынок внутренних грузоперевозок от недобросовестных иностранных конкурентов, рассказал «РГ» председатель центрального совета межрегионального профсоюза водителей профессионалов Александр Котов. «Ввозя на территорию России товары из третьих стран, дальнобойщики из других государств домой порожняком не торопились, и не имея оснований, без разрешений, в нарушение всех международных договоренностей, некоторое время незаконно работали на дорогах внутри страны», — поясняет Котов.

      По его словам, помимо нездоровой конкуренции с российскими перевозчиками, неуплаты налогов и роста объемов «серых» перевозок их действия зачастую носили криминальный характер. Желая сэкономить на нелегальной доставке, российские предприниматели, под фиктивные документы, доверяли иностранцам свои товары, которые впоследствии бесследно исчезали за границей. Теперь, по мнению Котова, беспредел остановлен — международные перевозчики подумают, стоит ли заработать 5-10 тысяч рублей при риске нарваться на штраф и на временную конфискацию машины.

      Размер штрафа, который заплатит водитель авто, принадлежащего иностранному перевозчику, в случае если он везет грузы или пассажиров между российскими населенными пунктами, теперь увеличен до 4-5 тысяч рублей с 1-1,5 тысячи рублей. За эти же правонарушения должностные лица заплатят 40-50 тысяч рублей. А юридические лица — владельцы фур — 400-500 тысяч рублей.

      Штраф, налагаемый на водителя автотранспортного средства за международные перевозки без разрешений, также увеличен. Его размер будет составлять от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Установлена и ответственность должностных лиц. Для них размер штрафа — 30-40 тысяч рублей, для юрлиц — 300-400 тысяч рублей).

      Ответить придется и за перевозку без разрешения грузов или пассажиров из России на территорию другого государства либо наоборот. Штраф за это будет наложен гораздо в большем размере, чем за другие случаи. Для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей. Для юрлиц — 400 тысяч и 500 тысяч рублей. Водители заплатят от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

      Международные перевозки

      ВОПРОС: Какие санкции применяются к должностному лицу, вынесшему незаконное постановление о привлечении к административной ответственности?

      ОТВЕТ: Законодательство РФ не содержит нормы, возлагающей ответственность должностного лица за принятое им незаконное решение. По общему правилу, такую ответственность перед «потерпевшим» несет государственный орган, в интересах которого действовало данное должностное лицо.

      Однако, у государственного органа есть полномочия по привлечению к ответственности должностного лица, принявшего незаконное решение, если будет установлено что данное лицо действовало с превышением своих полномочий либо заведомо незаконно.

      В таких случаях, должностное лицо может быть привлечено, как к дисциплинарной, так и к материальной ответственности.

      На практике, должностные лица транспортной инспекции и таможенных органов в РФ достаточно редко привлекаются к личной ответственности, но такие прецеденты есть и их количество увеличивается.

      ВОПРОС: Как оформить возврат ранее уплаченного штрафа в пользу транспортной инспекции за административное правонарушение?

      ОТВЕТ: Законодательно вопрос о возврате ранее уплаченного административного штрафа транспортной инспекции не урегулирован.

      Для возврата штрафа необходимо обратится с заявлением в территориальное подразделение транспортной инспекции, должностным лицом которого было принято решение о привлечении к ответственности. Заявление оформляется в свободной форме и должно содержать все обстоятельства и причины, по которым Вы обращаетесь в транспортную инспекцию за возвратом ранее уплаченного административного штрафа.

      ВОПРОС: На постах транспортной инспекции РФ при предъявлении для контроля CMR и Поручения перевозчику при перевозке груза третьего государства по двустороннему разрешению от латвийских перевозчиков требуют обязательное проставление в 4 графе CMR печати таможенного органа. Говорят, что данное условие закреплено в соглашении между Латвией и Россией. Правда ли это?

      Ответ: В данном случае, речь идет о перевозке груза третьего государства, правила которой регламентируются Приказом № 301 Минтранса РФ. Выполнять данную перевозку по двустороннему разрешению возможно при подтверждении такого права одним из способов, предусмотренных п.10 названного Приказа. Документ, подтверждающий такое право должен быть на борту транспортного средства в момент осуществления транспортного контроля.

      Одним из способов, предусмотренных п.10 Приказа является перевозка грузов третьих государств при совместном предъявлении для контроля CMR и Поручения перевозчику. При этом товаросопроводительные документы должны быть оформлены в соответствии с пунктами 5,6 Приказа.

      Для того, чтобы осуществлять данную перевозку таким способом нет необходимости проставлять в 4 графе CMR печать таможенного органа.

      В настоящее время какие-либо соглашения между Латвией и Россией по данному вопросу отсутствуют, поэтому указанные требования транспортного инспектора к латвийскому перевозчику являются незаконными и необоснованными.

      ВОПРОС: Я, латвийский перевозчик, планирую перевозку груза из России в Латвию на таможенный склад по инвойсу, покупатель согласно которого находится в Бразилии. Могу ли я проехать по России с разрешением на двустороннюю перевозку?

      ОТВЕТ: Фактически вы осуществляете перевозку груза третьего государства. Выполнять данную перевозку по двустороннему разрешению вы можете только при подтверждении такого права одним из способов, предусмотренных пунктом 10 Приказа Минтранса РФ № 301 от 14.10.2015 года.

      Для выполнения указанной вами перевозки по двустороннему разрешению вам необходимо оформить CMR в соответствии с требованиями Приказа №301 и обеспечить наличие на борту Поручения иностранному перевозчику, оформленного в соответствии с требованиями вышеназванного нормативно-правового акта.

      Иные способы подтверждения права на двустороннюю перевозку к перевозкам из России практически не применимы.

      ВОПРОС: Каким документом лучше оформить договорные отношения на перевозку груза: договором или заявкой?

      ОТВЕТ: Формально, документом достаточным для подтверждения договора международной перевозки груза является накладная CMR. Однако из практики, данного документа недостаточно для согласования всех условий перевозки груза.

      Мы рекомендуем своим клиентам оформлять отношения с клиентами по международной перевозке грузов следующими документами:

      1. Договором перевозки грузов. В договоре прописываются общие правила взаимоотношений сторон: порядок согласования заявок на перевозку, порядок оплаты, ответственность сторон, порядок разрешения споров.
      2. Заявкой. В заявке стороны согласуют детали и условия конкретной перевозки грузов: маршрут, даты, сроки, стоимость и пр.
      3. CMR накладной.

      ВОПРОС: В рамках транспортного контроля было установлено, что иностранный перевозчик перевозил груз третьего государства по территории РФ на основании разрешения на двустороннюю перевозку. Грузоотправитель оформил Поручение иностранному перевозчику на данную перевозку, но водитель потерял его (Поручение) в ходе рейса. Позже, должностному лицу транспортной инспекции был представлен дубликат данного Поручения. Правомерно ли в данном случае привлечение водителя к административной ответственности?

      ОТВЕТ: Документ, подтверждающий право иностранного перевозчика на осуществление международной перевозки по территории РФ груза третьего государства по разрешению на двустороннюю перевозку, должен находится на борту транспортного средства в течении всего периода его следования по территории России. Отсутствие такого документа на борту транспортного средства в момент осуществления контроля является формальным признаком административного нарушения по ч.1 ст.11.29 КоАП РФ.

      Представление Поручения после выявления правонарушения не устраняет факт совершенного нарушения.

      Однако, в описанной ситуации, привлеченное к ответственности лицо, имеет достаточные основания для признания судом, совершенного им нарушения малозначительным в виду отсутствия общественной опасности.

      ВОПРОС: В процессе международной перевозки по территории Таможенного Союза у автопоезда, зарегистрированного на территории Европейского Союза, сломался тягач. Могут ли транспортные средства (тягач и прицеп), ввезенные в одной сцепке, быть вывезены по отдельности в разное время? В каком порядке?

      ОТВЕТ: По общему правилу, иностранные транспортные средства для осуществления международной перевозки по территории Таможенного Союза оформляется таможенными органами как ТСМП (транспортное средство международной перевозки). Запретов и ограничений на раздельный вывоз транспортных средств, ранее ввезенных в одной сцепке, нет.

      Для раздельного вывоза транспортных средств вам понадобится оформить дубликат транзитной декларации на транспортное средство (ТД ТС), в соответствии с которой транспортные средства были ввезены на территорию Таможенного Союза. Оформить дубликат ТД ТС можно в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится транспортное средство.

      ВОПРОС: Что такое CMR-страхование? Обязательно ли наличие CMR-страховки у международного перевозчика?

      ОТВЕТ: CMR-страхование — это страхование ответственности перевозчика или экспедитора за гибель или повреждение груза, перевозимого перевозчиком (экспедитором) по конвенции КДПГ/CMR.

      Данный вид страхования является добровольным в соответствии с законодательством РФ. CMR-страхование не является обязательным для международного перевозчика, но значительно снижает риски последнего при возникновении неблагоприятных последствий при перевозке груза.

      ВОПРОС: Когда именно нужно заполнять российское разрешение на международную перевозку?

      ОТВЕТ: В настоящее время в российском законодательстве нет действующих правил заполнения российских разрешений. Правила их заполнения вступают в силу 01 января 2017 года (Приказ Минтранса РФ № 302).

      В связи с этим рекомендуем руководствоваться Приказом Минтранса РФ № 110, который утверждает только внешний вид российского разрешения (бланк разрешения на перевозку).

      Названным Приказом установлено, что перед началом поездки в разрешении должны быть заполнены пункты 4,5,8,9,10,11,12,13 бланка разрешения. Соответственно законодатель обязывает перевозчика заполнить разрешение до въезда на территорию РФ.

      В случае начала перевозки в России, разрешение должно быть заполнено до загрузки транспортного средства на территории РФ.

      ВОПРОС: Наша транспортная компания планирует заключить договор на международную перевозку груза с российской организацией. Какую подсудность нам лучше указать в договоре, чтобы эффективно взыскать долг за фрахт в случае неоплаты (литовскую или российскую)?

      ОТВЕТ: В данной ситуации есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать.

      Очевидно, что получить решение суда по долгу для литовского перевозчика проще в литовском суде, однако фактически его исполнить и получить денежные средства с должника на территории России достаточно проблематично, в связи с тем, что процедура легализация судебного решения занимает достаточно много времени и сил.

      Взыскание долга в российском суде с должника (резидента РФ) и его фактическое исполнение на территории России выглядит на наш взгляд более эффективным.

      Однако, Стороны договора вправе согласовать любую подсудность в договоре на перевозку, тщательно оценив свои риски при возникновении проблемных ситуаций.

      ВОПРОС: В процессе погрузки товара Отправителем было повреждено транспортное средство Перевозчика. Может ли Перевозчик рассчитывать на возмещение ущерба от Отправителя?

      ОТВЕТ: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов дает Перевозчику право требовать с Отправителя возмещения ущерба, причиненного последним транспортному средству при погрузке товара, в связи с тем, что Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам.

      Однако в данной ситуации необходимо доказать, что повреждение транспортного средства произошло во время погрузки товара и действия Отправителя при погрузке имели ненадлежащий характер.

      ВОПРОС: На посту транспортный инспектор потребовал у водителя оригинал поручения иностранному перевозчику, а у меня была только заверенная складом копия поручения. Правомерны ли требования инспектора?

      ОТВЕТ: Требования к оформлению поручения иностранному перевозчику установлены пунктами 5 и 6 Особенностей, утвержденных приказом Минтранса № 301 от 14.10.2015. В данном нормативно-правовом акте не указано в каком виде должен представляться данный документ в рамках транспортного контроля (оригинал или копия поручения).

      По смыслу российского законодательства не заверенная надлежащим образом копия документа не является подтверждением оригинала данного документа. Соответственно, если водитель предъявляет транспортному инспектору не заверенную копию поручения, то у последнего есть все основания не принять данное поручение в качестве надлежащего документа, подтверждающего право на перевозку груза третьего государства по двустороннему разрешению.

      Однако, водитель имеет право предъявить заверенную копию поручения иностранному перевозчику. Заверить документ может лицо, подписавшее поручение или законный представитель этого лица. Копию поручения может также заверить руководитель перевозчика, если оригинал данного поручения находится на руках у перевозчика.

      У склада какие-либо основания для заверения копии поручения отсутствуют.

      ВОПРОС: Каким образом документально перевозчик может зафиксировать простои транспортного средства?

      ОТВЕТ: Законодательством не предусмотрено каких-либо правил по документальному оформлению простоев транспортного средства. Поэтому для фиксации простоя может быть применен любой способ документальной фиксации данного события.

      Исходя из обычаев делового оборота и судебной практики, основным вариантом оформления простоя является составление простойного листа (карты простоя), либо фиксация факта простоя в CMR-накладной.

      При несогласии получателя с фактом простоя, либо его отказом в подписании документов, указанные документы (записи о простое) могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.

      Вопрос: Какая ответственность грозит иностранному водителю, не выехавшему с территории России до истечения срока действия визы?

      ОТВЕТ: За нарушение установленного визой срока выезда из России, водитель будет привлечен к административной ответственности. При этом, помимо наказания в виде штрафа водителю будет назначено дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

      Важно знать, что основным последствием административного выдворения является запрет на въезд на территорию России в течении 5 лет со дня выдворения.

      Вопрос: Имеет ли право международный перевозчик доставить товар по адресу, отличному от указанного в CMR?

      ОТВЕТ: В соответствии с положениями конвенции КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, потребовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или выдачи груза не тому получателю, который указан в накладной.

      Соответственно, доставить груз по адресу, отличному от указанного в CMR, перевозчик вправе только по указанию отправителя.

      Изменение места доставки возможно до того момента, как груз будет передан получателю, т.е. пока не будет поставлена отметка в графе 24 CMR.

      Во избежание возможных проблем с транспортной инспекцией, указание отправителя об изменении места доставки рекомендуется иметь в письменном виде.

      ВОПРОС: Перевозчик осуществлял международную автомобильную перевозку груза третьего государства из таможенного склада в стране регистрации своего транспортного средства по разрешению на двустороннюю перевозку. При осуществлении транспортного контроля должностные лица транспортной инспекции установили, что поручение иностранному перевозчику оформлено с нарушением закона. Что грозит перевозчику в такой ситуации?

      ОТВЕТ: В данной ситуации водитель фирмы-перевозчика не может быть привлечен к административной ответственности, если перевозка груза третьего государства оформлена в соответствии с требованиями закона.

      В соответствии с действующим приказом, которым урегулированы правила осуществления перевозок грузов третьих государств, право на осуществление перевозки груза третьего государства по двустороннему разрешению достаточно подтвердить одним из способов, предусмотренных приказом.

      В рассматриваем случае, правильно оформленная перевозка с таможенного склада уже дает перевозчику право на ее совершение по двустороннему разрешению. Соответственно, в предоставлении поручения иностранному перевозчику необходимости нет. Недействительность поручения не лишит перевозчика права на осуществление перевозки по двустороннему разрешению.

      ВОПРОС: Вправе ли иностранный перевозчик заплатить штраф с 50% скидкой в течении 20-ти дней со дня вынесения постановления транспортным инспектором?

      ОТВЕТ: Штраф в размере 50% от назначенной суммы в течении 20-ти дней со дня вынесения постановления привлеченное лицо может заплатить только по нарушениям, которые предусмотрены главой 12 Кодекса РФ об административных нарушениях.

      Применительно к компетенции транспортного инспектора, это штрафы за нарушение весовых и габаритных параметров транспортных средств.

      Льгота по оплате штрафов, установленных главой 11 КоАП РФ (нарушения по дозволам, каботажу и пр.) не распространяется.

      Право на льготу по уплате штрафе есть как у российский лиц, так и у иностранцев.

      ВОПРОС: В течение какого срока получатель груза вправе указать перевозчику о повреждениях груза?

      ОТВЕТ: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) устанавливает, что получатель груза в случае повреждения (потери) груза имеет право указать на это перевозчику:

      А) в момент разгрузки в присутствии перевозчика, при наличии заметных потерь или повреждений груза;

      Б) в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поставки груза, при наличии внешне незаметных потерь или повреждений груза.

      Если в указанные сроки получатель груза не сделал соответствующие оговорки, то груз считается принятым в состоянии, описанном в накладной.

      ВОПРОС: Несет ли ответственность перевозчик за поврежденный в ходе перевозки груз, если такое повреждение произошло из-за некачественной упаковки груза?

      ОТВЕТ: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) указывает на то, что при принятии груза перевозчик обязан проверить внешнее состояние упаковки груза. Однако, Закон не обязывает перевозчика определять и оценивать качество упаковки груза.

      Следовательно, если повреждение груза произошло из-за некачественной (неудовлетворительной) упаковки, то перевозчик не несет ответственность за повреждение груза.

      ВОПРОС: Кто в России имеет право лишить водителя транспортного средства водительского удостоверения («прав»)? Могут ли это сделать сотрудники ГИБДД (дорожной полиции)?

      ОТВЕТ: Лишение водительского удостоверения (права управления транспортным средством) — это форма административного наказания за ряд грубых нарушений правил дорожного движения. Назначить такое наказание в России может только суд.

      Инспектор ГИБДД (дорожной полиции) имеет право только изъять у водителя водительское удостоверение по факту выявленного нарушения, а затем направить материалы административного расследования для принятия решения о лишении «прав» в суд.

      ВОПРОС: В каком официальном документе сотрудник транспортной инспекции обязан отразить результаты взвешивания / измерения габаритов транспортного средства?

      ОТВЕТ: В соответствии с российским законодательством сотрудник транспортной инспекции по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства обязан составить акт о результатах измерения транспортного средства.

      В случае обнаружения в действиях лица нарушений действующего законодательства, результаты весовых и габаритных измерений транспортного средства в обязательном порядке вносятся в протокол об административном правонарушении.

      ВОПРОС: Какие допустимые погрешности в определении весовых параметров транспортных средств международной перевозки предусмотрены на территории России?

      ОТВЕТ: В Российской Федерации допускается расхождение допустимых и фактических весовых параметров транспортного средства (общая масса и нагрузки на оси) не более чем на 2% (два процента).

      Допустимые весовые параметры транспортных средств установлены в приложении № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 или в специальном разрешении на конкретную перевозку.

      Само правило 2% установлено пунктом 4 Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125.

      ВОПРОС: В течение какого срока перевозчик может обратиться в суд за взысканием с заказчика международной перевозки задолженности за оказанные услуги?

      ОТВЕТ: Согласно Конвенции о договоре международной перевозки, перевозчик имеет право обратиться в компетентный суд с иском о взыскании с заказчика международной перевозки задолженности в течение одного года по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

      По общему правилу, день заключения договора перевозки, это дата составления CMR на перевозку.

      Соответственно, общий срок предъявления иска составляет 1 (один) год и 3 (три) месяца с момента оформления CMR.

      ВОПРОС: Может ли транспортный инспектор задержать и изъять транспортное средство, в случае если на его борту нет разрешения на международную перевозку груза, необходимого для данного вида перевозки?

      ОТВЕТ: В соответствии с положениями ст. 11.29 КоАП РФ для водителей транспортных средств установлена административная ответственность за осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учётного талона.

      На основании положений ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил использования транспортного средства соответствующего вида, предусмотренных ст. 11.29 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки грузов путём перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации.

      Задержание транспортного средства за нарушение по ст.11.29 КоАП РФ может осуществляться путём перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 ст.27.13 КоАП РФ, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путём прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

      Выбор способа задержания остаётся за транспортным инспектором с учётом наличия у него необходимых технических устройств и места для размещения транспортного средства.

      Соответственно, инспектор имеет право задержать и изъять транспортное средство, в случае если водитель немедленно не устранил причину задержания (например: не предъявил специальное разрешение).

      При выезде с территории РФ на транспортном средстве, на котором совершено административное правонарушение, также для исключения задержания транспортного средства необходимо дополнительно оплатить штраф, наложенный на нарушителя.

      ВОПРОС: Обязан ли перевозчик направлять заказчику перевозки оригиналы счёта, акты об оказании услуг и других документов при завершении перевозки?

      ОТВЕТ: Непосредственно закон такую обязанность не устанавливает. Однако, в большинстве случаев договора и заявки на международные перевозки оформляются таким образом, что обязанность заказчика оплачивать перевозку возникает с момента получения последним счета и других документов по перевозке.

      До получения таких документов формально у заказчика перевозки не возникает обязанности оплатить оказанные услуги.

      Во избежание неоплаты оказанных перевозчиком услуг, рекомендуется направлять в адрес заказчика счета и другие документы по перевозке по почте с уведомлением и описью вложенных документов.

      ВОПРОС: Какое наказание грозит лицу, своевременно не оплатившему штраф за совершенное административное правонарушение?

      ОТВЕТ: За нарушение установленного срока оплаты административного штрафа допустившее просрочку лицо наказывается привлечением к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.

      Санкция за такое нарушение — наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

      При этом, оплата штрафа в двойном размере не освобождает лицо от обязанности оплатить ранее назначенный и не оплаченный основной штраф.

      Напоминаем, что общий срок оплаты административного штрафа – 60 дней с даты получения постановления.

      ВОПРОС: Какие существуют варианты обжалования постановления о штрафе, вынесенного транспортной инспекцией в отношении водителя?

      ОТВЕТ: Законодательство РФ предусматривает возможность обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях как в ведомственном порядке, так и в судебном.

      Ведомственный порядок обжалования предусматривает обжалование вынесенного постановления вышестоящему должностному лицу. Как правило, это начальник соответствующего территориального органа Ространснадзора.

      В судебном порядке жалоба подается в районный суд по месту совершения правонарушения.

      При этом, ведомственный порядок обжалования не исключает возможность последующего обжалования постановления в судебном порядке.

      В любом случае, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

      ВОПРОС: Должен ли иностранный гражданин во время пребывания на территории России встать на учёт, в каких случаях?

      ОТВЕТ: По общему правилу, иностранные граждане, прибывшие в Россию на срок более 7 дней, подлежат учету и обязаны уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о своем прибытии.

      Необходимо отметить, что данное правило не распространяется на ряд категорий иностранцев, в частности, на участвующих в международном движении на транспортных средствах водителей.

      За нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в России предусмотрена административная ответственность по ст.18.8 КоАП РФ: штраф от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы России или без такового.

      ВОПРОС: Имеют ли право сотрудники таможни РФ осуществлять транспортный контроль?

      ОТВЕТ: Да, федеральным законом РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» установлено, что должностные лица таможенной инспекции имеют право осуществлять транспортный контроль международных автомобильных перевозчиков. Однако, важно знать, что должностные лица таможни имеют право осуществлять транспортный контроль только при осуществлении таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, то есть на таможенных постах внешней границы РФ (МАПП).

      В иных местах, в том числе на внутренних таможенных постах, транспортный контроль должностные лица таможенной инспекции осуществлять не имеют права.

      ВОПРОС: Заказчик не оплатил оказанные услуги по перевозке груза. Обязательно ли направлять должнику претензию, прежде чем обращаться в суд с иском?

      ОТВЕТ: С 1 июня 2016 года до предъявления иска в арбитражный суд о взыскании задолженности юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязан направить в адрес должника претензию, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, даже если это не предусмотрено договором перевозки.

      Без доказательств направления претензии должнику суд не примет иск к рассмотрению.

      ВОПРОС: Действует ли на территории России Конвенция о договоре международной перевозке грузов (КДПГ, 1956 года)? Какой документ имеет приоритетное значение КДПГ или Таможенный кодекс Таможенного союза?

      ОТВЕТ: Поскольку Конвенция о договоре международной перевозке грузов ратифицирована Россией, то она в полной мере должна применяться на территории РФ. Согласно Конституции РФ, международные нормативно-правовые акты являются составной частью правовой системы РФ. Также, Конституцией РФ установлено, что нормы международного права имеют приоритетное значение над положениями законодательства РФ.

      Однако, Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) также является международным нормативно-правовым актом, поэтому он применяется наравне с положениями Конвенции КДПГ. При этом, в отношениях с таможенными органами положения ТК ТС, в случае противоречий с положениями КДПГ будут иметь приоритетное значение, как специальные нормы. Такую позицию относительно применений международных нормативных актов занимает Верховный суд РФ.

      ВОПРОС: Какие государственные органы в РФ имеют право осуществлять транспортный контроль?

      ОТВЕТ: Согласно положениям Федерального закона РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» полномочиями по осуществлению транспортного контроля за международными автомобильными перевозчиками наделены должностные лица Ространснадзора (транспортной инспекции) и Федеральной таможенной службы РФ.

      При этом, компетенция указанных федеральных органов разделена местом осуществления транспортного контроля.

      Должностные лица транспортной инспекции осуществляют транспортный контроль на внутренней территории России, а должностные лица таможни – на внешней границе (в МАПП) при прибытии и убытии транспортных средств.


      ВОПРОС: Где (в каких местах) сотрудники транспортной инспекции РФ имеют право осуществлять транспортный контроль?

      ОТВЕТ: Федеральным законом РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» установлено, что должностные лица транспортной инспекции имеют право осуществлять транспортный контроль международных автомобильных перевозчиков в следующих местах:

      • на дорогах общего пользования в стационарных и передвижных контрольных пунктах;
      • на стоянках (парковках), обозначенных соответствующими дорожными знаками.
      • В иных местах, право на осуществление транспортного контроля должностные лица Ространснадзора не имеют.


        ВОПРОС: В течение какого времени можно оплатить штраф за совершенное административное правонарушение? Какой порядок оплаты штрафа?

        ОТВЕТ: По общему правилу, административный штраф должен быть оплачен в течении 60-ти дней, со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа. Такое постановление вступает в силу либо по истечении срока на его обжалование (10 дней со дня получения), либо в день вынесения решения по жалобе на такое постановление.

        Необходимо иметь в виду, что по ряду административных правонарушений предусмотрен более короткий срок уплаты штрафа. Так, по статьям 11.29 КоАП РФ (каботаж) и 11.29 КоАП РФ (нарушение разрешительной системы в рамках международных перевозок), штраф должен быть уплачен до выезда транспортного средства, на котором совершено нарушение с территории РФ.

        Штраф уплачивается путем перечисления денежных средств через кредитную организацию (банк) на расчетный счет государственного органа, указанный в постановлении о наложении административного штрафа. Оплата штрафа на месте совершения нарушения наличным расчетом законодательством РФ не предусмотрена.

        ВОПРОС: Может ли иностранное транспортное средство, на котором совершено административное правонарушение, выехать из РФ до оплаты административного штрафа?

        ОТВЕТ: Согласно положениям КоАП РФ, иностранное транспортное средство на котором совершено нарушение не может выехать с территории РФ без уплаты административного штрафа при совершении нарушений, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:

      • ст. 11.25 КоАП РФ, ответственность за каботаж;
      • ст. 11.29 КоАП РФ, ответственность за нарушение правил разрешительной системы при международных автомобильных перевозках;
      • ст. 9 КоАП РФ, ответственность за превышение установленной скорости движения;
      • частями 6 и 7 статьи 12.16 КоАП РФ, ответственность за проезд под знак запрещающий движение грузовых транспортных средств;
      • статьей 12.21.3 КоАП РФ, ответственность за несоблюдение требований о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

      При совершении иных правонарушений, ограничения на выезд с территории РФ до истечения добровольного срока уплаты штрафа по постановлению не имеется.

      ВОПРОС: Могут ли таможенники (транспортники) задерживать (не впускать, не выпускать) транспортное средство, основываясь на том, что по их сведениям, ранее на данном транспортном средстве было совершено нарушение (иным водителем), а штраф оплачен не был?

      ОТВЕТ: Должностные лица таможни и транспортной инспекции имеют право задерживать транспортные средства только в момент совершения административного правонарушения, в целях его пресечения и до момента устранения причины задержания.

      Задерживать транспортное средство за ранее совершенные иным лицом правонарушения должностные лица права не имеют.

      Должностные лица имеют право ограничивать выезд иностранного транспортного средства до оплаты штрафа за нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 КоАП РФ и статьей 12.21.3 КоАП РФ. Ограничивать въезд транспортного средства на территорию РФ должностные лица не имеют права.

      ВОПРОС: Какой срок обжалования постановления об административном правонарушении?

      ОТВЕТ: Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано привлеченным к административной ответственности лицом в течении 10-ти дней со дня получения копии данного постановления.

      ВОПРОС: Должен ли быть на руках у водителя оригинал поручения международному перевозчику или достаточно копии?

      ОТВЕТ: В приказе Минтранса РФ от 14.10.2015 № 301 не указано, в каком виде должно быть поручение иностранному перевозчику на борту транспортного средства: в оригинальном экземпляре или в копии.

      То есть, факт отсутствия на борту транспортного средства оригинала поручения иностранному перевозчику не может служить основанием для его привлечения к ответственности.

      Тем не менее, во избежание недопонимания в отношениях с должностными лицами транспортной инспекции мы рекомендуем иметь на борту транспортного средства оригинал поручения иностранному перевозчику. При невозможности иметь оригинал поручения – можно дать водителю копию такого поручения заверенною печатью перевозчика.

      ВОПРОС: В ходе международной перевозки груза по территории России должностные лица транспортной инспекции обнаружили перевес на одну из осей. Транспортное средств задержано до устранения причины задержания. Каким образом можно устранить причину задержания?

      ОТВЕТ: Устранение указанной причины задержания может быть осуществлено одним их следующих способов:

    • путем получения и предоставления специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов;
    • путем устранения факта превышения нагрузки на ось.
    • Если грузовой отсек транспортного средства не опломбирован таможней, то водитель (или иные уполномоченные перевозчиком лица) имеют право беспрепятственно перераспределить груз по грузовому отсеку транспортного средства в целях равномерной нагрузки по осям.

      Если грузовой отсек вашего автомобиля находится под таможенной пломбой, то грузовые операции можно будет проводить только после снятия таможенной пломбы должностным лицом таможни и под его контролем. Для прибытья сотрудника таможни необходимо обратиться с заявлением на ближайший таможенный пост.

      Если ближайший таможенный пост находится в непосредственной близости от места задержания, то можно согласовать перемещение транспортного средства в сопровождении должностного лица транспортной инспекции на территорию таможенного поста, где будут производится дальнейшие грузовые операции.

      По факту устранения причины задержания, как правило, проводится повторное взвешивание транспортного средства.

      ВОПРОС: Допустимо ли вносить изменения в «дозвол» — российское разрешение на международную автомобильную перевозку грузов (двустороннее, транзитное, специальное)?

      ОТВЕТ: В настоящее время не существует действующего нормативно-правового акта, регулирующего правила заполнения разрешения на международную перевозку.

      Приказ Минтранса РФ №302 от 14.10.2015 которым утверждены правила заполнения разрешений вступит в силу только с 01.01.2017 года. При этом, данные правила также не содержат в себе запрета на внесение изменений в «дозвол».

      Таким образом, запрета на внесение изменений в разрешение нет

      ВОПРОС: В рейсе водитель потерял регистрационные документы на транспортное средство. Что делать?

      ОТВЕТ: В данной ситуации необходимо выполнить следующие действия:

    • Подать письменное заявление в полицию по факту утери регистрационных документов.
    • Запросить в полиции официальное письмо, подтверждающее факт кражи документов.
    • Передать водителю заверенную собственником или владельцем транспортного средства копию регистрационного документа.
    • Смотрите так же:

      • Декретные если стаж полгода Декретные если стаж полгода Мой трудовой стаж менее 6 месяцев (не хватило 2 дней). Декретные мне выплатили из МРОТ (сказали, из-за того, что стаж менее 6 месяцев) около 20 000 руб. Зарплата у меня была 11 000 руб. Правильно ли мне заплатили? А сколько бы я получила, если бы отработала […]
      • Техплан приказ Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или […]
      • Штрафы фмс для работодателя Штрафы фмс для работодателя Об этой странице Проверка по слову может также появляться, если вы вводите сложные запросы, обычно распространяемые автоматизированными системами, или же вводите запросы очень часто. Когда наличие у мигранта разрешения на работу не спасет работодателя от […]
      • Нотариальное заявление о прописке Нотариальное согласие на временную или постоянную регистрацию Выдается нотариальное согласие для регистрации в квартире или другом жилом помещении, чтобы официально зарегистрировать иногороднего гражданина. Проживать без прописки разрешается не больше 90 суток, для регистрации нужно […]
      • Приказ 416 мчс от 04082011 Приказ МЧС РФ от 4 августа 2011 г. N 416 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных" Приказ МЧС РФ от 4 августа 2011 г. N 416"Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра общественных […]
      • Правила приготовления мяса Как грамотно приготовить мясо. 3 простых правила и 100 рецептов (Е. Левашева, 2015) Для вашего удобства книга начинается с главных правил приготовления мяса, которые помогут в работе. Далее вас ждут вкусные и вполне доступные рецепты по типам мясных блюд. Четкие инструкции, точный […]