Налоги в 1990 годы

Налоговая система 90-х гг. : политика максимальных налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фокин Андрей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации механизма исполнения налогового законодательства 90-х годов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Фокин Андрей Николаевич,

Tax system of the 90th: policy of the maximum taxes

Текст научной работы на тему «Налоговая система 90-х гг. : политика максимальных налогов»

Фокин Андрей Николаевич

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета _(e-mail: [email protected])

Налоговая система 90-х гг. : политика максимальных налогов

Ключевые слова: политика, российская экономика, система налогообложения, экономическая реформа.

A.N. Fokin, Teacher of a Chair of the Theory and History of State and Law of the Kuban State University; e-mail: [email protected]

Tax system of the 90th: policy of the maximum taxes

In article topical issues of realization of the mechanism of performance of the tax legislation of the 90th years are considered.

Key words: policy, Russian economy. taxation system, economic reform.

Девяностые годы в России — время больших перемен. Изменения произошли практически во всех областях жизни государства: где-то поверхностные и незначительные, где-то кардинальные, повлекшие за собой дальнейшие преобразования, затянувшиеся на десятилетия. Так произошло, например, с налоговой системой.

Потребность в новой системе налогообложения стала закономерным следствием экономических перемен в стране. Эта потребность была обусловлена тем, что Россия взяла уверенный курс на коренные преобразования экономики, переход к рыночным отношениям. Ни для кого не секрет, что эти изменения в стране проходили болезненно. Становление и развитие налогового законодательства происходило в условиях экономического и социального кризиса, спада производства, инфляции, возрастающего дефицита федерального бюджета, роста цен, снижения уровня жизни населения, состояния социальной напряженности. Следствием стало то, что одним из методов формирования новой налоговой политики выступила политика максимальных налогов. Государство установило достаточно высокие налоговые ставки, введя большое число налогов. Острая потребность страны в финансовых ресурсах не позволила здраво оценить последствия такой политики. Ее выбор был решением скоропалительным: внедрение новой системы налогообложения проводилось единовременно с экономическими реформами, направленными на формирование рыночных отношений в российской экономике. Считалось, что при переходе к рыночным отношениям будет достигнута либерализации экономики, что сделает ее открытой и стабильной, и это было основной целью.

Необходимо было в сжатые сроки разработать иную, чем прежде, базу законодательного регулирования и правового оформления налоговой системы. По существу, задача состояла в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.

Для российской действительности начала 1990-х гг. была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране.

Основы налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. [1], который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками. Этот закон впервые в новейшей истории России определил общие принципы построения налоговой системы, сформировал перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, обозначил права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

По Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налоговая система 1990-х гг. состояла из:

а) федеральных налогов;

б) налогов республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

в) местных налогов.

В ходе формирования новой системы налогообложения существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.).

Вместе с тем, экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего столь необоснованное решение привело к резко негативным последствиям.

Во-первых, самым крупным недостатком налоговой системы являлось чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетали экономику России, выполняли абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены крайне завышенные ставки НДС — 28% и налога на прибыль — 38%. У налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось свободных денежных средств. В результате наблюдалось массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налоги вообще не платил; практически каждый второй платил налоги меньше, чем положено по закону; и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством. Фактически у предприятий почти полностью изъяли весь инвестиционный потенциал. Это привело к росту цен на товары и услуги, сокращению производства.

Необходимо было выделить и законодательно урегулировать основные аспекты налоговой системы: экономический, правовой, организационно-управленческий. Налоговый механизм, наряду с другими экономическими регуляторами (кредитными, денежными, бюджетными), создает общие условия экономической деятельности, формирует цели, обусловливает оценку и выбор стратегии хозяйственного поведения. Прежде всего, учитывается влияние налогообложения на эффективность хозяйственной деятельности на микроуровне, на то, как оно направляет и стимулирует социально полезные виды деятельности, изменения структуры и технологии производства. Также оно должно подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек себестоимости,

ресурсоемкость и т.д. Только при таком экономическом подходе налоги становятся важнейшим конструктивным элементом инфраструктуры рынка.

Правовой элемент налогообложения — это реализация и гарантия прав граждан, Российской Федерации, ее субъектов; права, обязанность и ответственность. При этом должны соблюдаться основные правовые принципы налогообложения [3, с. 33]:

равенство под бременем общих расходов и его колебания с учетом принципа справедливости;

соответствия налогового бремени способности платить налоги;

равенство внутри категории налогоплательщиков.

В системе налогообложения должен быть предусмотрен организационно-управленческий аспект:

органы налогообложения, их структура и функции;

управленческие процедуры и технологии, информация (получение, хранение и распространение), включая отчетную;

механизм принятия решений.

Только та система налогообложения может считаться современной и юридико-экономически эффективной, которая в одинаковой степени учитывает и реально воплощает в нормативном материале все три указанных аспекта.

К сожалению, пакет налоговых законов, принятых в 1991-1993 гг. этих моментов не учитывал.

Налоговое законодательство начала 1990-х гг. разошлось и с положениями принятой 12 декабря 1993 г. Конституцией РФ.

Правовую базу налогообложения необходимо было перестроить на основе положений Конституции Российской Федерации. Налоговое законодательство не может нарушать конституционные принципы, институты и гарантии. Конституция призвана быть основой механизма защиты от явных ошибок и очевидных просчетов в области налогообложения.

Налоговое законодательство 1990-х гг. предусматривало огромное количество льгот по большинству существовавших видов налогов. Это способствовало уклонению от налогообложения, в то время как честные налогоплательщики подвергались дискриминации.

Массовый характер приобрела так называемая теневая экономика , уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25% (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производ-

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 2 (44)

ства, а переводились на счета в зарубежных банках и работали на экономику других стран.

Частые изменения в налоговом законодательстве затрудняли планирование хозяйственной деятельности, ставили малые и средние предприятия на грань банкротства, создавали серьезные трудности крупным предприятиям. Неполнота и противоречивость налогового законодательства расширяли возможности для произвола власти, и налогоплательщик от этого никак не был защищен [2, с. 124].

Несправедливость налоговой системы 1990-х гг. фактически стимулировала уклонение от уплаты налогов. В результате сокращались доходы бюджета, затруднялось выполнение государством своих обязательств перед гражданами, уменьшались возможности экономического роста. Создавалась ситуация, при которой капиталы шли не туда, где российская промышленность способна развиваться в соответствии с динамикой потребительского спроса, а туда, где можно явно или тайно не платить налоги.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Противоречия, которые возникли в отечественной налоговой системе в результате налоговой реформы начала 1990-х гг., привели к тому, что во второй половине 1990-х гг. возникла острая проблема нового существенного пере-

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11.

2. Концепция развития Российского законодательства / под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского, М., 1994.

3. Налоговое право России. Общая часть / отв. ред. Н.А. Шевелева, М., 2001.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1997.

смотра сложившегося налогового законодательства.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1997 г. [4, с. 40] направления этого пересмотра были сформулированы в соответствии с уроками западных стран следующим образом:

кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации;

выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;

расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;

выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);

установление предельных ставок для региональных и местных налогов;

снижение ставок штрафов и пеней; кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов, с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.

Реализация этих направлений на практике означала, что налоговое законодательство России 1990-х гг. требует кардинального переосмысления и приведения к реальному состоянию дел в государстве.

1. Sheets of Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and Supreme Council of the Russian Federation. 1992. № 11.

2. Concept of development of the Russian legislation / ed. by L.A. Okunkov, Yu.A. Tikhomirov, Yu.P. Orlovsky, M, 1994.

3. Tax right of Russia. General part / ed. by N.A.Sheveleva, M, 2001.

4. Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly. M., 1997.

Налоги в 1990 годы

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 12955

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще в 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Именно тогда началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регулятора рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей, кооперативом, малых предприятий), а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.

Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один очень важный закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием закона «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года. Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система фактически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в РФ.

Налоговая система России того периода включала три группы налогов: общегосударственные налоги и сборы, республиканские налоги, местные налоги и сборы. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства.

Можно выделить три группы причин, которые обуславливали кризис доходной части бюджет:

— угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;

— объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня [5].

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат.

В 1997 году на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая система, которая включала: федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина и т.д.); республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду); местные налоги и сборы (НДФЛ, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу и т.д.).

Новизна сформированной налоговой системы Российской Федерации проявляется в следующем:

— основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных министерств и ведомств, партии и правительства, как было раньше;

— становится стабильной и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;

— при ее разработке использован мировой опыт налогообложения юридических и физических лиц;

— построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;

— налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, определены виды закрепленных и регулирующих налогов;

— региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

— законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов;

— в системе налогов определены общие и специальные платежи, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;

— налоговая система представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных [3, с.98].

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу — риски, связанные с изменением в налогообложении, оценивались, в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок [4, с.4].

С 1999 года начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и инструменты.

С введением этого документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения. Необходимость налоговой реформы в России к концу 90-х годов обусловлена скоростью и масштабностью изменений, происходящих в экономической жизни страны. Поэтому изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

— построение стабильной, справедливой, понятной и единой налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

— развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

— создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

— формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования [2].

В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам Росси было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Однако за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому в НК РФ была внесена большая серия поправок.

Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России, что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы в 90-х годах выявило много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформированию системы налогообложения [1, с.26].

Список использованной литературы:

1. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист. – 2007 – №7.

2. Закон Российской Федерации » Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Официальный текст по состоянию на 1 января 2000 г. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000. – 128 с.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Книжный мир, 1999. — С. 4.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР

Налоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов. Социально-экономическая сущность налогов, их структура и роль определяются экономическим и политическим строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями государства. «В налогах, — указывал К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства» [3, C. 308].

В антагонистических общественно-экономических формациях налоги выступают как один из главных источников доходов эксплуататорского государства. Они основной тяжестью падают на трудящихся и выражают собой отношения их дополнительной эксплуатации. Уже в рабовладельческих и феодальных обществах действовала широкая система налоги, в основном в форме натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) ив виде личных повинностей (участие в походах и др.). С развитием товарно-денежных отношений налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме и наибольшее развитие получили при капитализме, особенно в эпоху империализма. В условиях государственно-монополистического капитализма происходит стремительный рост налоги под влиянием милитаризации экономики, разбухания государственного аппарата, расширения государственного регулирования капиталистической экономики в интересах монополистического капитала. Доля национального дохода, мобилизуемая через налоги в бюджет, составляла в развитых капиталистических странах (конец 60-х гг. 20 в.): США 35%, Великобритании 45%, Франции 37%, ФРГ 38% и Японии 28%. За 1950-70 объёмы налоги в этих странах возросли в 3-6 раз и составляют до 70-80% доходов их государственных бюджетов.

В дореволюционной России основное место в системе налогообложения занимали косвенные налоги и среди них доход от винной монополии, составлявший 28,6% всех поступлений в бюджет в 1909-13. Крупные доходы приносили акцизы на сахар и др. предметы массового потребления. Значительно меньшую роль в бюджете играли прямые налоги. поземельный, промысловый и др. При их взимании большие льготы предоставлялись буржуазии и помещикам; тяжёлым бременем эти налоги ложились на широкие массы крестьянства. Характерной чертой налоговой системы в России было отсутствие подоходного налоговой, введению которого сопротивлялись буржуазия и помещики. Он был введён только с 1 января 1917 под давлением революционного движения.

Следует отметить, что в советские времена, начиная с 40-х годов в российской экономической литературе практически отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам функциональной направленности налоговой политики. Из монографических работ, в которых исследуется развитие теории и практики налогообложения в России можно назвать только книгу Г.Л.Марьяхина «Очерки истории налогов с населения в СССР» (1964 года издания), охватывающую период от 1918 года до начала 60-х годов, и краткое описание развития налоговой системы в СССР в монографии «Налоги в механизме хозяйствования» .

1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения» [10, C. 49]. Но это можно считать по меньшей мере некорректным по той простой причине, что 30. 11. 1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой.

Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения.

Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары;

в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.;

в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий;

в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2. 09. 1930 г. «О налоговой реформе»;

в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы;

в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена.

Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г.

21. 11. 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей – это эхо прошедшей войны.

Прежде всего, отметим, что в СССР платежи в бюджет налоговой системой по сути не являлись. Единственным платежом, более или менее напоминавшим налог, был подоходный налог. Но и его в общем-то можно было не взимать. Ведь все советские граждане были государственными служащими, и можно было просто недоплачивать соответствующую сумму заработной платы.

Все остальные обязательные платежи не обладали характерными свойствами налогов. Налогообложение предприятий осуществлялось, как правило, с помощью двух инструментов – налога с оборота и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли. Налог с оборота был по сути не налогом, а скорее неким механизмом регулирования цен и представлял собой определенную часть цены, индивидуально установленную для каждого товара. Соответственно, единой ставки не было, а было огромное количество этих надбавок. Что касается второго инструмента – перечисления свободного остатка прибыли, то он действовал следующим образом: у предприятия по итогам года забирали все, что осталось после оплаты всех необходимых с точки зрения государства расходов и перечисления налога с оборота и ряда других платежей.

Следует отметить, что при социализме налоги являются одним из средств планового распределения и перераспределения части национального дохода в интересах коммунистического строительства. Социалистическая собственность на средства производства позволяет государству осуществлять прямое распределение национального дохода и за счёт поступлений от социалистического хозяйства обеспечивать подавляющую часть доходов государственного бюджета. В конце 60-х гг. этот источник составлял в доходах государственного бюджета СССР свыше 90%, ПНР около 85%, ЧССР около 90%. Налоги с населения занимают незначительный удельный вес в доходах государственного бюджета. Так, в доходах государственного бюджета СССР 1973 они составляли около 8%. Характерной чертой налогов является их возвратность. Средства, мобилизуемые через налоги, используются на общественные нужды. В 1973 ассигнования только на социально-культурные нужды и науку превышали налоговые платежи населения более чем в 4 раза.

Налоговая политика социалистического государства проводится в соответствии с задачами, которые оно решает на различных этапах коммунистического строительства. После установления диктатуры пролетариата налоги использовались государством для подрыва экономической мощи буржуазии (например, чрезвычайные контрибуционные налоги). В переходный период система налогового обложения была направлена на ограничение и вытеснение капиталистических элементов города и деревни и укрепление союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Льготное обложение середняцких хозяйств сочеталось с частичным и полным освобождением от налогов. бедняцких крестьянских хозяйств. Подоходный налог с рабочих и служащих взимался с небольшой прогрессией, при значительном необлагаемом минимуме и льготах для низкооплачиваемых групп населения. Налоги с предприятий представляли собой одну из форм косвенного регулирования их деятельности. Наряду с прямыми налогами и налоги с доходов и имущества взимались также и косвенные налоги, однако в отличие от акцизов при капитализме наиболее высокими ставками облагались не товары массового потребления, а предметы роскоши.

Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала налоговые и неналоговые платежи в государственный бюджет и заменила их для социалистических предприятий двумя формами изъятия средств в бюджет — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. С победой социализма была перестроена и система налоги с населения. С ликвидацией капиталистических элементов такие налоги, как налоги на сверхприбыль и квартирный, были полностью отменены, а подоходный и с.-х. налоги были соответствующим образом перестроены. Удельный вес налоги с населения был резко снижен.

В 30-е годы в СССР возникает качественно новая экономическая ситуация. Налоговая система фактически перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 доля налоги с населения в доходах государственный бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных налогов были введены военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Это дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны. В послевоенные годы происходило неуклонное снижение налоги с населения. Был полностью отменен военный налог (1946) и значительно снижены налоги на холостяков и с.-х. налоги.

21-й съезд КПСС (1959) принял решение о постепенной отмене налог с населения. Разработанный в соответствии с этим решением закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» (май 1960) проводится в жизнь путём постепенного повышения необлагаемого минимума доходов и расширения налоговых льгот. В 1972 в ряде районов страны, где минимальная заработная плата рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства повышена до 70 руб. в месяц, отменены налоги с заработков этого уровня и уменьшены в среднем более чем на 1/3 ставки налог с заработной платы до 90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривает полную отмену налог с населения.

В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов.

В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.

В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.

Основными налоговыми платежами являлись:

— налоги с населения — подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

— налоги с предприятий — налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос от отмене налоговой системы как таковой.

Такое направление развития налоговой системы объясняется следующим:

1. В послевоенный период, начиная с 60-х годов, система подоходного налогообложения граждан в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента изъятия доходов, обеспечивающих рост капиталистического накопления. Ее роль в обеспечении принципа уравнительности в объемах доходов у различных категорий населения также постоянно сокращалась и к 60-м годам практически не была востребована. Таким образом система подоходного налогообложения полностью утратила возможность выполнять регулирующую функцию.

2. Развитие системы общественных фондов потребления монополизировало функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью утратил.

3. Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменила централизованная система нормирования оплаты труда, а через механизм отчислений от прибыли и из фонда оплаты труда осуществлялось практически доналоговое изъятие части заработной платы.

В течение послевоенного периода налоговая система СССР развивалась в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования плановой экономики. Ее основной задачей стало привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Формы осуществления налоговых сборов в бюджет соответствовали общей схеме перераспределения ресурсов в условиях централизованного регулирования экономики, базирующейся преимущественно на государственной собственности на средства производства.

В этих условиях в СССР налоговые поступления в бюджет в максимальной степени складывались из вычетов от прибыли государственных предприятий и за счет централизованного механизма определения структуры розничных цен в стране. Основную часть этих поступлений составляли отчисления от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал даже доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

Налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП) и действовала как чисто фискальный механизм. Роль регуляторов развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы.

В рамках отечественной фискальной системы 80-х годов налоги по сути перестали выполнять регулирующую функцию, которая была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Между тем в ходе западных налоговых реформ этого периода был выработан механизм льготного налогообложения инвестиционной деятельности предприятий, позволявший осуществлять структурное и региональное регулирование развития производства сугубо экономическими методами.

Центральные органы управления сосредоточили в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов. Последующее их перераспределение через расходную часть бюджета неизбежно приводило к переливу средств от эффективно работающих к низкорентабельным и убыточным предприятиям. Заинтересованность предприятий в максимизации прибыли отсутствовала. Следствием этого были низкая эффективность производства, нерациональный расход товарно-материальных ценностей, рост себестоимости продукции.

Таким образом, система налоговых отношений фактически стимулировала экстенсивные методы ведения хозяйства. Вследствие этого качество продукции отечественной промышленности существенно отставало от зарубежных аналогов, что делало ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Нарастало отставание от развитых стран в области технологических процессов. В СССР господствующее место продолжали занимать трудоемкие энергозатратные механические технологии.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

СССР, используя административно – командную систему управления экономикой применяла планово- директивную финансовую политику. Основанная на государственной собственности, на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитие отраслей социальной сферы.

Управления финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

При СССР государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы.

Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

Ежегодно на основе заданий народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом.

Выполнение Закона о бюджете являлось категорическим императивом для исполнительной власти. Контроль за исполнением бюджета служил основной задачей деятельности финансовых органов, а кассовое его исполнение входило в полную компетенцию Госбанка СССР. В 1966-1970 гг. через государственный бюджет распределилось 53% национального дохода, в 1971-1975 гг. -56.7%, 1976-1980 — 62,8% 1985г.-64,4%, в 1990 — 67,3%. Бюджет был тесным образом связан с финансовыми планами отраслей и предприятий и это было базовой информационной, аналитической и правовой основой контроля, за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов.

Принцип бюджетного устройства при СССР характеризовался: демократическим централизмом (заключался в органическом сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой с предоставлением широких бюджетных прав республиканским и местным органам власти, в привлечении к бюджетной работе широких масс трудящихся) и единством бюджетной системы(выражался в том, что все многочисленные самостоятельные бюджеты объединялись в государственном бюджете СССР, составлялись и исполнялись в соответствии с общими директивами и общесоюзным законодательством. Это обеспечивало единый подход к мобилизации средств на всей территории страны и финансированию различных видов расходов).

Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.

Прибыль — главная хозрасчетная форма чистого дохода предприятия — распределялась между хозяйством и бюджетом в определенных пропорциях (в последние годы примерно 40 и 60% соответственно). Отчисления прибыли в бюджет осуществлялись предприятиями в виде платы за фонды; в виде фиксированных и рентных платежей и в виде отчислений от прибыли.

Государственный бюджет (миллиардов рублей)

Смотрите так же:

  • Закон российской федерации о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Новый закон о бухгалтерском учете – важный инструмент устойчивой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки» Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Лабынцев Николай Тихонович Проведен анализ статей нового […]
  • История уголовной ответственности за преступления против собственности История становления уголовной ответственности за преступления против собственности в законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Молев […]
  • Модельный уголовный кодекс для государств Модельный Уголовный кодекс для государств участников СНГ и уголовное законодательство Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, […]
  • Позиции европейского суда Позиции Европейского суда по правам человека по вопросу обеспечения прав лиц, не владеющих языком судопроизводства Статья посвящена проблемным вопросам влияния правовых позиций Европейского суда по правам человека на преобразование юридического механизма защиты прав участников, не […]
  • Моя будущая профессия сочинение на английском юрист The profession of a lawyer - Профессия юриста It is very important for everybody to make a right choice (1) of profession. There are a lot of honourable (2) professions today. Still, it is difficult for young people to choose. I changed my planes several times about what want to be. I […]
  • Налог на доходы физический лиц это местный Зачисление налога на доходы физических лиц в местные бюджеты в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки» Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Покровская Наталья Владимировна В статье […]