Неоприходование денежных средств в кассу штраф

Содержание:

Сроки привлечения к ответственности за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности

Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в частности за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. За такое правонарушение установлен административный штраф в размере от 4000 до 5000 рублей для должностных лиц и от 40 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, причем для длящихся административных правонарушений сроки начинают исчисляться со дня их обнаружения.

Длящимся правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законом.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно пунктам 13, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 №40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 №18) прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Таким образом, организации, в соответствии с Порядком, обязаны совершать операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления, следовательно неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением.

В связи с изложенным, срок привлечения к ответственности за неоприходование наличной денежной выручки составляет два месяца со дня, когда поступившие денежные средства должны были быть оприходованы.

Указанная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 №10196/05.

Штраф за нарушение кассовой дисциплины с 2017 года

Обновление: 3 марта 2017 г.

Каждая отечественная компания в процессе экономической деятельности вправе осуществлять операции с наличными деньгами, но только при надлежащем оформлении таких расчетов. Если же операции должным образом не оформлены, то на соответствующую компанию может быть наложен штраф за нарушение кассовой дисциплины. С 2017 года ситуация в этом отношении не изменилась.

Общий порядок оформления кассовых операций

Отечественные организации в своей деятельности зачастую используют наличные деньги в случае реализации товаров или услуг населению за наличный расчет, в случае выдачи наличных денег своим работникам или подотчетным лицам, а также в случае сдачи или получения наличных в банке. Указанный перечень вариантов использования наличных денег в хозяйственной деятельности организаций не является исчерпывающим.

Важно учитывать, что порядок реализации товаров или услуг за наличные деньги не идентичен и существенно отличается от порядка оформления кассовых операций компаниями.

Каждая отечественная компания, осуществляющая прием или выдачу наличных денег, обязана иметь кассу, а также должна самостоятельно установить лимит наличных денег на конец дня в кассе. Данное правило прямо проистекает из содержания п. 2 Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У . Важно помнить, что все наличные деньги сверх установленного лимита должны сдаваться в банк.

Пунктом 4.1 названного Указания прямо предусмотрено, что кассовые операции оформляются кассовыми документами, которые обязательны для составления организациями. Для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства вводится упрощенный порядок ведения кассовых операций.

Каждое юридическое лицо, совершающее кассовые операции, помимо оформления кассовых документов также должно фиксировать такие операции в кассовой книге.

Кассовые документы подписываются бухгалтером и кассиром. Если такие операции ведет руководитель, то и кассовые документы подписывает руководитель.

В конце каждого рабочего дня кассир производит сверку данных в кассовой книге и кассовых документах. В этой же книге указывается остаток денег, который заверяется подписью кассира.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Принимая во внимание наличие и содержание Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У , можно сделать вывод, что кассовой дисциплиной являются правильные осуществление и оформление расчетов с использованием наличных денежных средств и неукоснительное соблюдение соответствующими организациями требований ЦБ РФ.

Важно отметить, что Указание ЦБ РФ устанавливает только порядок осуществления и оформления операций с наличностью и не предусматривает какой-либо ответственности за нарушение отечественными компаниями кассовой дисциплины. Но такая ответственность установлена в иных актах законотворчества.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» именно налоговые органы наделены полномочиями по проверке соблюдения отечественными компаниями кассовой дисциплины.

В случае выявления фактов нарушения кассовой дисциплины налоговый орган вправе привлечь соответствующего субъекта к административной ответственности.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины предусмотрена ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 вышеназванной нормы права за нарушение порядка работы с наличными деньгами, несоблюдение порядка ведения кассовых операций, неоприходование наличных или накопление в кассе денег сверх лимита соответствующий субъект может быть привлечен к установленной ответственности.

Размер возможных штрафов предусмотрен этой же нормой КоАП РФ и составляет для организаций денежную сумму в размере от 40000 до 50000 рублей, а для должностных лиц — сумму от 4000 до 5000 рублей.

Какой-либо иной ответственности за нарушение отечественными организациями кассовой дисциплины нормы российского права не содержат.

Вместо заключения следует отметить, что для того, чтобы избежать штрафа за нарушение кассовой дисциплины, руководителю соответствующей организации необходимо не только обеспечить знание кассовой дисциплины ответственными работниками, но и добиться от своих работников неукоснительного соблюдения кассовой дисциплины.

С учетом того, что размер штрафов за нарушение кассовой дисциплины велик, а штраф может налагаться за каждый случай нарушения кассовой дисциплины, итоговая цена незнания или несоблюдения кассовой дисциплины может оказаться очень существенной.

Необходимо учесть, что организация может быть оштрафована за нарушение кассовой дисциплины в течение двух месяцев с момента совершения каждого такого нарушения (статья 4.5 КоАП России).

Штрафы за неприменение ККТ и за неоприходование в кассу наличности оспариваются по отдельности и друг от друга не зависят

Инспекция провела проверку по вопросу полноты оприходования в кассу общества наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники.

По результатам проверки были вынесены два постановления:

1) по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ — за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров;

2) по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ — за неоприходование в кассу наличных денежных средств, полученных от покупателей.

Компания оспорила оба постановления в арбитражном суде.

Первое дело завершилось раньше: суд признал постановление по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ незаконным и отменил его. После этого производство по второму делу суд прекратил, исходя из того, что имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу, который принят по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Однако Верховный Суд решил, что второе дело автоматически прекращать не следовало.

Ведь оспаривались разные постановления. Они были вынесены инспекцией о привлечении общества к административной ответственности за совершение двух различных административных правонарушений, по двум самостоятельным составам. Они обжаловались обществом в суд путем подачи самостоятельных заявлений. Тот факт, что оба вынесены по результатам одной и той же проверки, не свидетельствует о тождественности оснований либо предметов исков.

С учетом изложенного, ВС РФ отправил второе на новое рассмотрение по существу.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2001 г. N 5478 по иску налоговой инспекции о взыскании с ООО штрафа за неоприходование в кассу денежных средств

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2001 г. N 5478

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2000 по делу N 5478 (судья Пятеренко Е.В.),

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда (далее — ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Балтмоторс и К» (далее — ООО «Балтмоторс и К») 68 802 рублей штрафных санкций на основании решения от 24.07.2000 N 214.

Решением суда от 20.10.2000 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 20.10.2000, считая, что при его принятии судом нарушены нормы материального права.

ИМНС и ООО «Балтмоторс и К» о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установил следующее.

ИМНС провела проверку соблюдения законодательства при осуществлении торговли (оказании услуг) ООО «Балтмоторс и К». В ходе проверки установлено неоприходование денежной наличности в кассу предприятия в сумме 22 934 рублей. По результатам проверки составлены акты от 12.07.2000 и принято решение от 24.07.2000 N 214 о привлечении ООО «Балтмоторс и К» к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 68 802 рублей.

Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23.05.94 N 1006 (далее — Указ) при несоблюдении условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяется финансовая ответственность. Рассмотрение дел о наложении штрафов производится налоговыми органами Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон) одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. Указ , исходя из его названия и содержания, может быть отнесен к налоговому законодательству.

Пунктом первым статьи 7 Закона налоговым органам предоставлено право производить в организациях проверки денежных документов. Документы, относящиеся к расчетно-кассовой деятельности организации и являются такими документами.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.

Из пункта 6 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. В автомастерской, где проведена проверка, расчеты производятся по бланкам строгой отчетности.

Пунктом 2.14 Положения от 05.01.98 N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» предусмотрено, что учреждения банков проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в Приложении N 7 к нему. В пункте 1 названного Приложения указано, что полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что проверка полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия является не только правом, но и обязанностью налоговых органов, независимо от того, проводится проверка соблюдения налогового законодательства в соответствии со статьей 89 НК РФ или проверка кассовой дисциплины предприятия, в связи с чем вывод арбитражного суда об отсутствии у ИМНС оснований для проверки полноты оприходования денежных средств в кассу несостоятелен.

Далее, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.93 N 18 (далее — Порядок), установлено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итог операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Таким образом, исполнение указанного Порядка и является оприходованием денежных средств в кассу предприятия.

Проверкой установлено, что в нарушение Порядка предприятием не велась кассовая книга с 29.06.2000 по 10.07.2000, тогда как выручка предприятия за этот период составила 22 934 рубля, что подтверждается бланками строгой отчетности, то есть, указанная сумма в соответствии с Порядком не оприходована в кассу предприятия.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а иск — удовлетворению.

Руководствуясь статьей 174 , пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2000 по делу N 5478 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Балтмоторс и К» в доход бюджета 68 802 рубля штрафа.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Балтмоторс и К» в доход федерального бюджета 3 996 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Штрафы за нарушения кассовой дисциплины

В 2012 г. существенно изменился порядок ведения кассовых операций для организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2012 г. вступило в силу новое «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П от 12 октября 2011 г. (далее – Положение № 373-П). Теперь проверки соблюдения кассовой дисциплины осуществляют налоговые органы. Нормативным документом, регулирующим порядок проведения проверок, является Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее — Регламент). Данный регламент вступил в силу с 19 февраля 2012 г.

Рассмотрим подробно, какие штрафы могут быть начислены организациям и индивидуальным предпринимателям за нарушения кассовой дисциплины.

В соответствии с п. 54 Регламента в случае выявления фактов нарушения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями, специалисты налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1. КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций может быть привлечена к ответственности как сама организация (индивидуальный предприниматель), так и ее должностные лица. Административный штраф на организацию может быть наложен в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб., на должностных лиц — в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Банка России от 15 февраля 2012 г. № 36-3/25, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.

Рассмотрим, в чем же выражается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:

  • Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров
  • Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, или между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Такой лимит установлен указанием ЦБ России от 20.06.07 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

    Следует отметить, что лимит наличных расчетов нужно соблюдать по совокупности расчетов в рамках одного договора.

  • Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности
  • Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимают несоблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

    По мнению судов, неотражение выручки в кассовой книге в день поступления свидетельствует о ее неоприходовании (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2010 № Ф03-8062/2009 и Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 № А33-441/2009).

    При осуществлении расчетов с применением контрольно – кассовой техники, несоответствие показаний ККТ и кассовой книги организации суды признают одним из доказательств неоприходования наличности (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 № А13-1936/2010 и Волго-Вятского округа от 23.08.2010 № А79-1256/2010).

  • Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств
  • В соответствии с п. 1.4. Положения № 373-П организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить на банковских счетах в банках свободные денежные средства. Свободные денежные средства — это наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег.

  • Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

В соответствии с п. 1.2 и п. 1.3 Положения № 373-П теперь лимит остатка кассы организации, а также их обособленные подразделения (филиалы, представительства) и индивидуальные предприниматели устанавливают сами без согласования с банком на основании внутренних документов.

Следует отметить, что в случае необходимости (например, при росте выручки) лимит наличности в кассе можно изменять любое количество раз (Письмо Банка России от 15 февраля 2012 г. № 36-3/25).

Накопление организацией (индивидуальным предпринимателем) наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, а также выплат социального характера (другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций (п. 1.4 Положения № 373-П).

Подробный перечень выплат формирующих фонд заработной платы установлен Приказом Росстата от 24.10.2011 № 435. Выплаты (в т.ч. компенсационные выплаты, единовременные поощрительные выплаты, премии, вознаграждения членам совета директоров и др.), формирующие фонд оплаты труда приведены в п.п. 85 – 88 вышеуказанного документа. Выплаты социального характера перечислены в п. 90. Кроме этих выплат, есть социальные выплаты, которые не включаются в фонд оплаты труда, но при этом учитываются при расчете сверхлимитных денежных средств, которые можно накапливать в кассе в дни выплат работникам. Перечень таких социальных выплат приведен в п. 91 приказа № 435. Например, это пособия за счет государственных внебюджетных фондов; суммы пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются за счет средств работодателя (за первые 3 дня нетрудоспособности); дивиденды; компенсация за использование личного имущества в производственных целях; и т.д.

Смотрите так же:

  • Закон о распитии спиртных напитках 2018 Административный штраф в 2018 году за распитие спиртных напитков Слово «штраф» в русский язык пришло из немецкого. Его значение в современном законодательстве – наказание за правонарушение в пользу государства, чаще всего в денежном эквиваленте. Административный штраф или денежное […]
  • Подоходный налог с материальной помощи 2018 Облагается ли материальная помощь НДФЛ? Рассмотрим особенности оформления и обложения НДФЛ материальной помощи в 2018 году. Составим налоговую отчетность по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по материальной помощи на лечение сотрудника. Налоговый кодекс устанавливает, что любое вознаграждение за […]
  • Лишили прав езжу без прав что будет Штраф за езду без прав - наказание за управление автомобилем, мотоциклом, квадроциклом без прав, с просроченными правами или без категории Предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. Нет, водителя не будут отстранять от управления ТС. - истечение срока […]
  • Закон о выборах в году думу Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской […]
  • Льгота по подоходному налогу на 2014 год Подоходный налог: вопросы и ответы Подоходный налог в России ввели в апреле 1996 года. С принятием в 2000 году части второй Налогового кодекса он стал называться налогом на доходы физических лиц. При этом только с 2001 года ввели плоскую шкалу налогообложения. Кто платит подоходный […]
  • Налог пенсионный для ооо ООО платит налоги в пенсионный фонд если работников нет? я являюсь директором. Директор это работник и за него нужно платить и отчитываться как за работника. Однако многие этого не делают. Для этого нужно написать письмо в ПФР и ФСС что вы не начисляете взносы директору, либо сдавать […]