Несколько законов из конституции

Несколько законов из конституции

Ныне действующая Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 года. В последней (12-й) редакции действует с 7 февраля 2014 года.

Поправки в Конституцию вносятся четырьмя различными способами предусмотренными главой 9 Конституции и конкретизированными решениями Конституционного Суда и федеральными законами:

  • Изменения в статью 65, вызванные переименованием субъектов Российской Федерации, вносятся указами Президента. Такой механизм предусмотрен Постановлением Конституционного Суда N 15-П от 28 ноября 1995 по Делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ. К началу 2014 года приняты 4 таких указа: N 20 от 9 января 1996, N 173 от 10 февраля 1996 и N 679 от 9 июня 2001, N 841 от 25 июля 2003.
  • Изменения в статью 65, вызванные образованием новых субъектов Российской Федерации, вносятся федеральными конституционными законами. К началу 2014 года приняты 5 таких законов: № 1-ФКЗ от 25 марта 2004, № 6-ФКЗ от 14 октября 2005, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006, № 6-ФКЗ от 30 декабря 2006, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007.
  • Поправки к главам 3 — 8 Конституции могут приниматься в форме Закона о поправках к Конституции. Процедура принятия таких поправок содержится в Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», который разработан на основе Постановления Конституционного Суда N 12-П от 31 октября 1995 по Делу о толковании статьи 136 Конституции РФ. К февралю 2014 года принято три таких закона: № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008, № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 2-ФКЗ от 5 февраля 2014. В начале 1995 года (до упомянутого решения КС) Дума пыталась принять ряд конституционнных поправок (в том числе о согласовании с парламентом кандидатур «силовых министров») в форме федеральных конституционных законов, но эти проекты были отклонены Советом Федерации.
  • Поправки к главам 1, 2, 9 Конституции принимаются Конституционным Собранием или выносятся этим органом на референдум. Механизм этот не может быть применен до тех пор, пока не принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании», т.к. в Конституции о составе этого органа и порядке его избрания (формирования) ничего не говорится.

    ПРЕЖНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ И СССР

    Самый лучший сайт о Конституции России, включающий все прежние редакции конституций с 1918 года, а также поправки, находящиеся на рассмотрении Думы — constitution.garant.ru. Тексты Конституций РСФСР и СССР 1918-1978 годов, а также конституционных проектов, начиная со времен декабристов, помещены в разделе «Основной закон» журнала Vivos Voco. In English: The Constitution of the USSR (1977) [Bucknell Univ.]

    ДРУГИЕ ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИИ РФ В ИНТЕРНЕТЕ

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГИПЕРТЕКСТОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

    Нельзя исключать возможности, что мы еще доживем до появления официальных гипертекстовых версий законов. В законодательстве столько взаимных отсылок, что его сам бог велел переводить на гипертекст. Пока за официальные версии законов отвечает НТЦ «Система» при ФАПСИ, но их интернетовская база пока в стадии создания, а локальная версия стоит очень дорого. Здешний вариант текста Конституции РФ отличается от большинства других как минимум тремя возможностями:

  • Ссылки внутри: Внутренние ссылки на статьи и главы (которых, правда, в Конституции немного) сделаны гипертекстовыми.
  • Ссылки извне: Перед каждой статьей, главой и разделом стоят внутренние метки типа A NAME=»8″, A NAME=»g1″, A NAME=»r2″, что позволяет ставить извне ссылки на конкретные статьи Конституции.
  • Ссылки вовне: Собственно в этом вся штука. Сейчас в тексте стоят ссылки на указы о поправках к Конституции и на Федеративный договор. Вполне естественны будут ссылки на упоминаемые в Конституции законы. А может быть и на законопроекты? — ведь большинство упомянутых в ней законов еще не приняты. Нерешенным остается вопрос о ссылках, которыми можно было бы снабдить многие другие слова. Теоретически возможны такие варианты: а) тавтологический: с каждого упоминания слова «Президент» ставить ссылку на одноименную главу самой Конституции б) авторизованный. Тогда ссылка «Президент» пойдет на http://president.kremlin.ru/. Беда в том, что сайты есть не у всех упомянутых объектов, а у некоторых их, наоборот, несколько. в) смысловой — к соответствующему разделу сайта «ПОЛИТИКА», на котором всё это находится. Но не будет ли это слишком нескромным? г) доменный — соответственно http://www.president.ru/, то есть довольно произвольным образом д) откровенно произвольный — возможно, это будет смешно, но удобно ли? е) толково-словарный — на Ожеговаи т.д. и т.п.

    Есть в сети и еще одна широко известная книга с якорями A NAME=»_» — БИБЛИЯ

    Еще один вопрос — о гипертекстовой версии законов «в развитии». Это нужно не только для истории, но имеет прямое отношение, например, к налогам, пенсиям, гражданским и конституционным судебным процессам и т.п. В известных мне правовых базах данных этот вопрос решен не полностью — например, в «Вашем праве» есть тексты законов в нескольких последовательных редакциях, но гипертекстовыми ссылками они не увязаны. С одной стороны, тут напрашивается применение рамок (фрэймов). С другой — с фрэймами такой закон труднее будет превратить в текстовый файл, а терминальные пользователи с Lynxом — вообще ничего не увидят.

    За всеми этими частностями просматривается и более общий вопрос — Как нам обустроить [русский] Интернет.

    Статья 40 Конституции РФ

    1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Комментарий к Статье 40 Конституции РФ

    1. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах. В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната. В 2007 г. на одного человека приходилось 21,1 кв. м жилья (социальная норма — 18 кв. м). Прогнозируется, что к 2020 г. средний размер жилплощади на одного человека составит 30-35 кв. м, что значительно меньше, чем в развитых странах (60-80 кв. м).

    Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.

    Лица, имеющие необходимые средства (в том числе не являющиеся гражданами РФ), могут приобретать жилье или арендовать его за свой счет; малоимущим гражданам РФ оно может быть предоставлено на основе социального найма, другим лицам — по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда. Для определенных категорий граждан (лица, подвергнувшиеся радиации в результате аварий и катастроф, переселенцы из районов Крайнего Севера, военнослужащие, уволенные в запас с военной службы, сотрудники органов МВД и др.) действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675)*(526). В соответствии с ней Правительство РФ ежегодно утверждает графики выпуска и распределения жилищных сертификатов для указанных категорий граждан (документы на имя получателя, предусматривающие выделение государством определенной суммы на приобретение жилья по рыночной стоимости, которая, правда, в связи с ростом цен на жилье зачастую оказывается недостаточной). Имеются льготы для предоставления жилья некоторым другим категориям лиц (детям-сиротам, погорельцам и др.). Регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием для лишения конституционного права на жилище или его ограничения. Временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, не может служить самостоятельным основанием для лишения права пользоваться жилым помещением (Постановления КС РФ от 25.04.1995 N 3-П и от 23.07.1995 N 8-П). Ранее право на проживание в государственном жилом помещении утрачивалось после шести месяцев постоянного отсутствия.

    Наряду с тремя национальными программами (см. комментарий к ст. 38) действует четвертая приоритетная национальная программа «Достойное и комфортное жилье — гражданам России». Правительство РФ разрабатывает правовые акты для ее осуществления*(527). Основным федеральным правовым актом, регулирующим порядок и условия предоставления жилого помещения, права и обязанности сторон, участвующих в жилищных правоотношениях, является ЖК. Имеются также иные федеральные акты, относящиеся к этим вопросам. В субъектах РФ действуют свои законы*(528).

    Жилищный кодекс устанавливает, что помимо проживания жилище может быть использовано для профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающих в нем лиц, если это не нарушает права и интересы других граждан и требования законодательства. Для промышленных целей использовать жилище нельзя. Право собственности на жилище подлежит государственной регистрации (существует учет жилых помещений, его ведут специальные органы).

    В зависимости от права собственности жилищный фонд в России подразделяется на: частный (собственность физических и юридических лиц); государственный (собственность Федерации и ее субъектов)*(529); муниципальный (собственность муниципальных образований). В зависимости от порядка использования жилья различаются фонд социального использования (по договорам социального найма жилищ, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям); фонд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, из которых жилье предоставляется по договорам в пользование физическим или юридическим лицам; специализированный фонд (для определенных категорий граждан, проживающих в помещениях, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям (например, для военнослужащих), индивидуальный (частный) фонд, жилищный фонд коммерческого использования (например, помещения сдаются в аренду или во временное пользование).

    Основаниями для вселения в жилье являются приобретение жилья в собственность, заключение соответствующего договора с собственником, акты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении жилья из соответствующих фондов, членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Жилье приобретается в собственность по рыночным ценам (цены очень высоки, при средней заработной плате россиянина в 2007 г. в 529 долл. США он, не используя заработную плату на другие цели, может приобрести 1 кв. м жилья за год трудовой деятельности в Москве (в некоторых других городах цены существенно ниже, но также высоки).

    Приобрести жилье в частную собственность граждане РФ могут также на основе бесплатной приватизации своего жилого помещения, принадлежащего государственному или муниципальному фонду жилья. Конституционный Суд защищал права граждан на приватизацию жилья. Он постановил, что бесплатная приватизация жилья («профессионального жилья», предоставляемого работникам, например врачам) из государственного или муниципального жилищного фонда возможна также в сельской местности (см. Постановление от 24.10.2000 N 13-П; Определение от 10.12.2002 N 316-О*(530)); определил, что жилищно-коммунальные льготы распространяются на работников военных госпиталей, проживающих в сельской местности (см. Определение от 04.12.2007 N 947-О-П*(531)). Суд постановил, что приватизация жилья (например, своей комнаты) правомерна в коммунальной квартире (см. Постановление от 03.11.1998 N 25-П*(532)). Вместе с тем он постановил также, что установление определенных сроков для бесплатной приватизации жилья — законно (см. Постановление от 15.06.2006 N 6-П*(533)). Законодатель вправе решать вопросы об объектах и сроках бесплатной приватизации жилья (установлены предельные сроки), но, как указал Суд, конституционный принцип равноправия требует, чтобы бесплатная приватизация была распространена на социальное жилье, которое получено до издания Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2008), нельзя исключать из этого принципа также жилье в сельской местности (см. Постановления КС РФ от 03.11.1998 N 25-П, от 15.07.2006 N 6-П*(534)). Приватизация социального жилья соответствует Конституции.

    В целом, толкуя статьи Конституции о праве на жилище, как и о других социальных правах, Конституционный Суд твердо придерживается правила, что положение граждан не должно ухудшаться, хотя формы социальной поддержки могут законами изменяться, но в единичных случаях (по вопросу о жилищных сертификатах лиц, выезжающих с места жительства в районах Крайнего Севера (см. Постановление от 24.05.2001 N 8-П*(535)), как представляется, допускал определенные варианты.

    Право на жилище предполагает законные способы приобретения жилья; самовольная застройка, захват жилья незаконны. Еще до принятия Конституции 1993 г. Конституционный Суд в Постановлении от 05.02.1993 N 2-П*(536), в котором рассматривались, в частности, вопросы конституционности административного порядка выселения граждан из самовольно занятых жилых помещений с санкции прокурора, указал, что такое выселение из государственного и муниципального фонда возможно (это соответствовало действовавшим тогда правовым нормам), но, отстаивая права граждан и в известной мере предвосхищая будущие конституционные нормы, Суд постановил, что нельзя применять такое выселение только с санкции прокурора без права гражданина обращаться в суд. При сносе для нужд государства, субъекта РФ, муниципального образования законного жилья порядок обеспечения собственника регулируется законодательством субъектов РФ. В Москве по решениям судов либо предоставлялось жилье, либо выплачивалась компенсация. Новые правила 2007 г. (от 13.03.2007 N 167-ПП) предусматривают выплату компенсации по рыночной стоимости, установленную независимым оценщиком, а также компенсацию ущерба в связи с переселением*(537).

    Приобретение права на жилище, как указал Конституционный Суд, не зависит от наличия так называемой прописки (административного акта), в связи с чем признал некоторые статьи прежнего ЖК РСФСР неконституционными (см. Постановление от 25.04.1995 N 3-П*(538)). Прописка была заменена регистрацией*(539). В регистрации не вправе отказывать, если лицо приобрело жилье законным способом (например, покупки или строительства на законных основаниях). Это решение предопределило дальнейшее решение вопросов о прописке. Конституционный Суд РФ защищал права переселенцев с Крайнего Севера, установив в таких делах более общее правило: нельзя отбирать назад уже обещанное законом и властями, хотя конкретные формы льгот или социальной поддержки могут быть изменены (см. Постановление КС РФ от 24.05.2001 N 8-П*(540)). Этот подход был потом развернут в делах при рассмотрении положений известного Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, перераспределившего полномочия по социальным вопросам между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, в связи с чем некоторые лица были ущемлены в мерах социальной поддержки (подробнее об этом Законе см. комментарий к ст. 41).

    К вопросам регистрации по месту жительства Конституционный Суд вновь обратился в 2008 г. Он признал несоответствующими Конституции несколько частей отдельных статей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13.05.2008), который запрещал регистрацию граждан в жилых строениях по месту расположения таких кооперативов. Суд постановил, что отказ в такой регистрации ограничивает «право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта» (Постановление от 14.04.2008 N 7-П*(541)). Хотя в Постановлении говорится только о садовых участках, оно по аналогии может быть распространено на огороднические и дачные кооперативы. Однако важно учесть, что, во-первых, речь идет о строении, пригодном для постоянного проживания, а во-вторых, кооператив должен быть расположен в черте населенного пункта. Решение Конституционного Суда вызвало неоднозначную реакцию среди органов МВД, занимающихся регистрацией граждан по месту жительства. В некоторых случаях (в Краснодарском крае и др.) происходит изменение уставов кооперативов и включение их территорий в городские и иные поселения, что влечет за собой определенные затраты по изменению инфраструктуры и обслуживания*(542).

    По договорам социального найма жилье предоставляется бессрочно в пользование малоимущим гражданам РФ, нуждающимся в жилье (законы субъектов РФ устанавливают, что «социальное жилище» может предоставляться в особых случаях гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилье (выселения из аварийного помещения, расселения коммунальной квартиры). Такое жилое помещение может быть предоставлено по договорам иностранцам и лицам без гражданства только в случае, если есть соответствующие международные договоры РФ по этому вопросу. Социальное жилье предоставляется нуждающимся в порядке очередности; очередность учитывается органами местного самоуправления. Преимущества в получении социального жилья имеют дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, и др. Оно предоставляется площадью не менее установленной субъектами РФ санитарной нормы на одного человека. В Москве в соответствии с названными выше законами социальная норма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Социальная норма может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в 2 раза. Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются постановлениями Правительства РФ. На 2009-2011 гг. действует постановление от 18.12.2008 N 960*(543).

    Социальные жилые помещения (служебные, общежития, маневренный фонд для вынужденных переселенцев и др.) предоставляются по договорам с собственниками помещений, обычно на срок или под условием, что договор может быть расторгнут. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, действующие на основании их уставов, предоставляют жилье их членам по решениям общих собраний. Требование обязательного вступления собственников жилья в качестве членов в состав товариществ собственников жилья Суд признал неконституционным в Постановлении от 03.04.1998 N 10-П*(543), объявив неконституционными соответствующие нормы Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

    Если прекращаются семейные отношения с собственником жилья, право пользования жилыми помещениями за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не предусмотрено договором (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ). При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть изъято его жилое помещение, но за выкуп или при предоставлении иного жилья и с его согласия. Если согласие не достигнуто, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о выселении. На основании судебного решения лицо обязано освободить жилое помещение.

    Жильцы обязаны поддерживать и сохранять жилище, выполнять требования закона. Произвольно лишить жилища, выселить из него никого нельзя. Но если лица, пользующиеся жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают законные права и интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилищем, допускают его разрушение, длительно (более шести месяцев) не оплачивают жилье и коммунальные услуги, к ним в соответствии с ч. 2 ст. 35 ЖК может быть применено выселение в соответствии с решением суда. Единичные факты такого рода имели место. Выселяемым предоставляется жилая площадь в общежитии. Вместе с тем Конституционный Суд признал неконституционным лишение гражданина жилья и членов его семьи в случае временного отсутствия, указав на неконституционность соответствующих статей прежнего ЖК РСФСР (см. Постановление от 23.06.1995 N 8-П*(545)).

    2. Жилищный кодекс устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Некоторые из этих положений являются общими для всех видов жилья, другие относятся лишь к государственным и муниципальным жилищным фондам. Обеспечивая право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере с целью создания необходимых условий для удовлетворения потребностей в жилище; используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники для улучшения жилищных условий граждан; предоставляют субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство. Эти органы также предоставляют гражданам жилые помещения по договорам в указанном выше порядке, обеспечивают защиту законных прав и интересов лиц, приобретающих жилые помещения или пользующихся ими на законных основаниях, а также защиту потребителей коммунальных услуг, наконец, они обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, сохранностью жилого фонда, соответствия его установленным санитарным и техническим требованиям, за соблюдением требований законодательства при осуществлении жилищного строительства.

    Для осуществления этих задач ст. 12 ЖК устанавливает разграничение компетенции органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере правового регулирования. К компетенции Российской Федерации относится определение порядка государственного учета жилья, установление требований к жилым помещениям (включая содержание общего имущества жителей), порядка предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма, предоставления помещений из Жилищного фонда РФ, определение порядка пользования жилыми помещениями, правил выселения граждан из жилых помещений и др. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ включает: учет жилых помещений фонда субъектов РФ, определение порядка предоставления жилья из специального фонда субъекта РФ, определение критериев для признания граждан малоимущими и др. Муниципальные органы самоуправления ведут учет муниципального жилищного фонда, устанавливают размеры доходов граждан для признания их малоимущими для получения жилья из муниципального фонда для договоров социального найма, ведут учет малоимущих граждан и др.

    С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (см. комментарий к ст. 25), о неприкосновенности частной жизни (см. комментарий к ст. 23). Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допустимо в двух случаях: при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожары, землетрясения, аварии водопровода, газоснабжения и т.д.) и при защите правопорядка (предупреждение преступлений, совершающихся в жилище, преследование преступника, укрывшегося в жилище, и т.д.). При проведении оперативно-следственных мероприятий возможны различные формы применения технических средств для прослушивания и наблюдений, но для этого необходимо постановление судьи. Для проведения следственных действий в жилище (обыски, выемки и др.) также необходимо постановление судьи.

    3. Приобретение, строительство жилья и даже его аренда требуют больших затрат. Малоимущие семьи, иные лица (дети-сироты, инвалиды и др.) не в состоянии нести такие расходы. Им нужна социальная помощь. Для этого органы государства субъектов РФ, муниципальных образований предусматривают различные меры. В концентрированном виде они обозначены в приоритетной социальной программе «Гражданам России — достойное и комфортное жилье». К числу таких мер относятся:

    1) массовое строительство жилья за счет средств Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

    2) помощь и предоставление дешевых кредитов индивидуальным застройщикам;

    3) переселение жильцов из домов, грозящих обвалом (аварийных). Это должны делать исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы муниципальных образований, поскольку на них закон возлагает контроль за состоянием жилых домов, находящихся на подведомственной территории (Постановление КС РФ от 05.02.1993 N 2-П*(546));

    4) жилищные субсидии для определенных категорий лиц (например, для работников Крайнего Севера) при определенном стаже работы;

    5) государственные жилищные сертификаты, выдаваемые военнослужащим по контракту;

    6) предоставление жилья гражданам, увольняемым с военной службы;

    7) предоставление жилого помещения для проживания в нем по договорам из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;

    8) приватизация жилья из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;

    9) предоставление нуждающимся и малообеспеченным категориям лиц жилья из государственного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований и др.

    Одной из наиболее сложных проблем в связи с правом на жилище является урегулирование вопросов о приватизации разных категорий жилых помещений. Эту проблему детально проанализировал Л.В. Лазарев. Опираясь на практику Конституционного Суда РФ, он констатировал, что ограничение круга объектов жилого фонда, которые могут быть приватизированы, не нарушает конституционных прав лица только в том случае, если правовой режим жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (особый правовой режим существует, например, для общежитий, служебных помещений). Запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., были предоставлены лицам из государственного или муниципального фонда, а следовательно, их правовой режим был одинаковым с правовым режимом тех жилых помещений, которые подлежали бесплатной приватизации*(547). Таким образом, не должно быть различий в правах граждан, приобретающих такие помещения, в том, что относится к их приватизации.

    Конституция РФ: закон и реальность

    Министерство образования и науки РХ
    МОУ Средняя Общеобразовательная Школа №20

    Выполнил: Благодатин Иван
    учащийся 11 класса А
    Вайло Евгения
    учащаяся 11 класса А
    Осина Ирина
    учащаяся 11 класса А

    Научный руководитель: Якушкин Игорь Станиславович,
    учитель истории, обществознания.

    • Введение.
    • 1. Первые опыты конституционализма в России
    • 2. Конституции социалистической России и Советского Союза
    • 3. Современная Конституция Российской Федерации: закон и реальность
    • Заключение
    • Литература

    Один из важнейших принципов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Однако если предоставить человеку полную, ничем не ограниченную свободу, получится анархия и вседозволенность, а значит — невозможность для более слабых или совестливых реализовать в этом беспределе свои права. С другой стороны, если государство отказывает своим гражданам в правах и свободах, то это — тоталитарное государство, в котором невозможно свободное развитие личности. Правильное соотношение власти и свободы призвано обеспечить Конституционное право.

    Нормы Конституционного права выражаются в различных формах, которые обычно называют источниками. В современной юридической Науке выделяют два основных вида источников: естественное право и позитивное право.

    Естественное право воплощает в себе общечеловеческие представления о свободе и справедливости, права и свободы, исторически признанные человечеством как неотъемлемо присущими каждому человеку oт рождений, не дарованными государством, а данные от природы. Наоборот, это государство должно признавать, соблюдать и гарантировать Их. Приоритет естественного права над писаными законами был признан ещё в античности. Цицерон, например, прямо заявлял, что нельзя считать законом тот закон, который противоречит естественному праву.

    Марксизм отвергал естественное право, что и повлекло за собой известные, тяжёлые для России, последствия: создание тоталитарного государства и бесправие людей. Поэтому в демократическом правовом Государстве, каковым сейчас становится Россия, основным принципом конституционного права должна быть истина: если закон противоречит естественному нраву, он ничтожен.

    В России идея естественных прав нашла своё выражение лишь в 1991 году, в принятой Декларации прав и свобод человека. Конституций 1993 года (ст. 17, ч. 2) устанавливает, что «основные права и свободы Человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Признаётся также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Диалогичные подходы к правам и свободам содержатся в конституциях многих стран.

    В наше время естественное право получило широкое признание, и общечеловеческие идеалы приобрели ясные правовые формы. В нынешней Конституции РФ, например, чётко закреплены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что естественное право всё больше сливается с позитивным правом, то есть правом писаным, в форме правовых актов.

    К источникам позитивного конституционного права в нашей стране относятся:

    — Конституция РФ (в настоящее время в России действует Конституция, принятая Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), а так же Конституции республик, входящих в состав Российской Федераций и уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);

    — Федеральные конституционные законы, изданные Федеральным Собранием, а также Федеральные законы, содержащие койстйтуЦйонно-правовые нормы, то есть регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти;
    — Законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ;
    Указы и другие нормативные акты Президента Российской Федерации, а так же аналогичные правовые акты, изданные президентами и главами администраций республик и других субъектов Российской Федерации для своих территорий;
    — Постановления Правительства РФ, содержащие общеобязательные нормы;
    — Постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, а, кроме того, разрешаются споры о компетенции, даётся толкование Конституции;
    — Декларации, например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;
    — договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, а так же внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации;
    некоторые правовые акты СССР и РСФСР, в силу правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство;
    акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).
    При этом следует отметить, что Конституция Российской Федерации есть и остаётся основным источником конституционного права, что обусловлено следующим:
    — в Конституции устанавливаются основополагающие нормы, другие нормативные источники исходят из конституционных норм, детализируют их положения;
    — Конституция характеризуется широтой содержания своих норм, то есть, касается всех сфер жизни общества;
    — Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

    Именно поэтому основным предметом нашего исследования мы выбрали Конституцию.

    Первые опыты конституционализма в России.

    Конституционное право, как и всё право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества. Иногда оно меняется так кардинально, что приводит к установлению нового типа конституционного права.

    В XX веке в России сменилось два типа конституционного нрава -дореволюционное и тоталитарное, а в настоящее время складывается Новый тип, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.

    Рассмотрим основные этапы становления конституционализма в России.

    Попытки создать конституцию были сделаны ещё декабристами. Известны проекты Конституций П. И. Пестеля («Русская правда») и Н. М Муравьёва. В проекте государственного устройства России, разработанном в 1821-25 Н. М. Муравьевым, предусматривались конституционная монархия, федерация областей, гражданское равноправие, свобода слова, печати, вероисповедания, освобождение крестьян при сохранений помещичьего землевладения. П. И. Пестель настаивал на республике. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах. Чем закончилось восстание декабристов, всем известно. После их подавления правительством Николая  в Петербурге был создан специальный Следственный комитет но делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600 человек, попавших под Подозрение в членстве в тайных обществах. 121 человек был предан суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести войны. 5 декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826; остальные осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства.

    (См. Приложение: «Из конституции Н. М. Муравьева»; «Из «Русской Правды» П. И. Пестеля»).

    Первые попытки установить в России конституционный строй провалились. Однако жизнь не стояло на месте, и вскоре необходимость преобразований в России стала очевидной даже для самого монарха.

    Со второй половины XIX века, с начала царствования Александра II, начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. Революция 1905 года подтолкнула Николая  к более решительным действиям: 17 октября им был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Это был первый в истории России акт о гражданских свободах. Кроме того, этот Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа — Государственной Думы. Однако монарх мог распустить Думу в любой момент, и этим правом активно пользовался. Кроме того, по-прежнему использовались репрессии, военно-полевые суды и другие чрезвычайные меры поддержания общественного порядка.

    В Февральской революции 1917 года конституционная Монархий была свергнута, к власти пришло Временное правительство. 1 сентября 1917 Года Россия была провозглашена Республикой. Было принято много прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.). Временное правительство отказалось от применения чрезвычайных мер и стало готовить конституционную реформу, которую должно было осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства Должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени которого в Учредительное собрание должны были вноситься законопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Это были только намётки, но можно смело предположить, что Учредительное собрание установило бы демократическую республику с конституционным слоем, свободно избранным парламентом и контролируемой исполнительной властью.

    Разработкой Конституции занимались такие видные учёные и политические деятели, как Чичерин Б.Н., Ковалевский ММ. И Другие. Они пытались совместить лучший зарубежный опыт с реалиями жизни в России. Однако завершить эту работу помешала Октябрьская Революция 1917 года.

    Конституция социалистической России и Советского союза.

    25 октября 1917 года II Всероссийским съездом Советов был Принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот.

    Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов — В.И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свёртывание свободной Деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 года не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство. Принятая в июле 1918 года Конституция РСФСР, закрепляющая диктатуру пролетариата, то есть, диктатуру одной части граждан над другой, это подтвердила.

    Создатели Конституции отбросили все выработанные к тому бремени демократические принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т. д. не было и речи. Проблема превышения власти или злоупотреблений ею не ставилась, а потому оказался ненужным принцип разделения властей. Неограниченная исполнительная власть стала самой характерной чертой нового государственного устройства. Не стеснённая парламентским или судебным контролем, эта власть рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены Из домов, вынуждены эмигрировать. Большинство гарантированных в Ней Нрав и свобод на деле никто не получил: свобода совести — и гонения на религию на деле; свобода союзов — и разгон, запрещение большинства партий, в том числе и демократических (эсеры, кадеты, меньшевики и т. д.). К власти пришла одна-единственная партия — РКП(б), а впоследствии фактически произошло сращивание партийной и государственной верхушки и полная централизация власти. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партийных вождей, но государственное право об этом умалчивало. Всеобщего избирательного права не было и в помине: все, кто использовал наёмный труд, люди, живущие на проценты, частные торговцы, священнослужители и многие другие слои населения избирательного права были лишены. Даже классы, составляющие основу «рабоче-крестьянского» государства, оказались не равны между собой: рабочие избирали на съезд Советов одного делегата от 25 тысяч избирателей, а крестьяне — от 125 тысяч. О какой власти народа здесь может идти речь! Конституций СССР, принятая после создании союзного государства, в своей основе Мало отличалась от Конституции 1918 года, особенно в смысле «демократичности» и «прогрессивности».

    Сталинская Конституция 1936 года была, действительно, очень демократичной для того времени. В ней уже был прописан принцип разделения и некоторой независимости ветвей власти. Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных нравах и свободах, социально-экономических правах. Но это была лишь бутафории, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин как был, так и остался практически бесправным.

    В марте 1936 г., незадолго до принятия «своей» конституций, И. б. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: «Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, свободы без кавычек. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода».

    В соответствии с таким подходом первое Место среди зафиксированных в Конституции прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Однако гарантий этих прав опирались только на государственные меры. А государство, как «хозяйн-барин», могло трактовать свои же законы, как ему вздумается.

    В Конституции были записаны и политические права — свобода слова, печати, собраний и т. д. На деле же — жесточайшая цензура и государственный контроль, недопущение никакого инакомыслия. О свободе совести — особый разговор. На деле свободно можно было проповедовать только одну религию — атеизм. Свобода антирелигиозной пропаганды закреплена в Конституции, о свободе религиозной пропаганды нет ни слова. Православная церковь, хоть и была отделена от государства, однако находилась под бдительным государственным контролем.

    Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав гражданам защиту от незаконных арестов, обысков и т. д. В то же время, было объявлено, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется. Из истории нам известно, что принятие этой Конституции совпало по времени с новым, чудовищным, всплеском репрессий против миллионов невинных людей: аресты, лишение всех прав, расстрелы или помещение в концлагеря.
    О каких правах и свободах граждан могла идти речь, если большая часть населения страны была объявлена «врагами народа» и Лишена всех прав, даже самого права на жизнь! При этом подавление прав и свобод граждан строилось на основе всё той же Конституции й законов, бот некоторые примеры и формы такой политики:

    — уничтожение и выселение миллионов крестьян в ходе коллективизации под видом «борьбы с кулачеством»;
    — Включение в Уголовный кодекс РСФСР (в соответствий с Конституцией, наверно!) статей 58, п.1, 10, 14, ст. 59, п. 13, которые йод видом борьбы с контрреволюционной агитацией и пропагандой» й «преступными сообществами», ликвидировали все «гарантированные» конституцией политические свободы;
    — всеобщая паспортизация населения с изъятием из неё Жителей села, что исключало возможность для крестьян свободно менять место жительства и устанавливало милицейский контроль за каждым городским жителем;
    — введение прописки в крупных городах, которая лишила людей возможности по собственному выбору определять своё место жительства;
    — запрещение браков с иностранными гражданами и свободного выезда из страны;
    — принудительное переселение целых народов (крымских Татар, чеченцев и ингушей и др.), якобы скомпрометировавших себя в годы Войны
    — принудительная депортация населения из прибалтийских республик под видом борьбы с «контрреволюционными элементами» и др.

    Модификации государственного права в годы правлений Н.С. Хрущева и Л. И. Брежнева не затронули его сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет человека, права и свободы. В стране действовали «правовые» механизмы, которые начисто перечёркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессий вплоть до массовых расстрелов (1962 г. В Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием. Представительная система пребывала в состоянии застоя и формализма. Стоит вспомнить хотя бы выборы без выбора!

    Известное обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956 год, развенчание культа личности Сталина), отражало политику верхов, которые хотели отбросить самые неприятные черты сталинизма и, в то же время, сохранить Тоталитаризм. Были сделаны попытки как-то оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, укрепить правосудие. Но над всеми процессами довлел зловещий контроль партаппарата, явно не желавшего расставаться с властью. Поэтому слабые попытки реформ уходили «в песок», подлинный конституционный строй так и не сложился.

    Брежневская бюрократия всё время маневрировала, пытаясь сдержать требования демократических перемен. В её действиях, однако, была двойственность. С одной стороны, разворачивались судебные Процессы против инакомыслящих, сотни диссидентов были лишены свободы и отправлены в лагеря или в психбольницы, многие — высланы Из страны. Произошло восстановление в былой силе и даже расширение аппарата КГБ, колоссально разрослась пропагандистская машина для оболванивания масс.

    С другой стороны, проводилась политика уступок освободительным настроениям внутри страны и давлению общественного мнения Запада. Правящие круги решились на ратификацию (утверждение) принятых ООН в 1966 году пактов о правах человека, но не допустил их широкого резонанса в средствах массовой информации. В 1975 году после долгих, но безуспешных попыток найти удобные для себя формулировки Л. И. Брежнев Подписал Хельсинский документ, в котором провозглашалась Незыблемость общепризнанных демократических прав и свобод человека.

    7 октября 1977 года была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную ещё И. В. Сталиным, и в то же время попыталась расширить Перечень гражданских прав и свобод. Но и на них легла печать двойственности: к формулировкам из международных документов добавлялись «цели коммунистического строительства». В Конституцию, красочно расписывающую достижения «развитого социализма», была включена ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

    Социализм без свободы доживал свои последние годы. Его лидеры, однако, так и не поняли, что все внутренние и внешние факторы толкают страну к изменению государственного строя. Общественное мнение в этот период ещё не обрело силы, чтобы заставить власть дать народу права и свободы, но добилось многого, и, прежде всего дискредитации сталинского тезиса о свободе при социализме и несвободе при капитализме. Это был главный сдвиг, подготовивший перестройку. Исчерпай все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане, живущие в условиях «загнивающего» капитализма.

    С конца 80-х годов в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного нрава. Этот процесс был связан с именем М.С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством -отмена ст. 6 конституции СССР, а затем и соответствующей статьи конституции РСФСР.

    Государственно-правовые реформы начались с создания органов представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начало парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации. Но всё же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и др.). Съезд народных Депутатов избрал президентом СССР М. С. Горбачева.

    Начался процесс расширения прав союзных республик. 6 апреле 1990 г. был провозглашён суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. Впервые всенародно избран её президент — Б. Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошел распад СССР на пятнадцать независимых государств. Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

    С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела Новое сущностное свойство. Это была уже не конституция субъекта Федерации, а конституция независимого, самостоятельного государства. В соответствий с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В Конституции РСФСР, как и в Конституциях других бывших союзных республик, были исключены из официального названия слова «советское» и «социалистическое». Появились важные новеллы в механизме государственной власти: введён институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти. Началась работа По подготовке новой Конституции РФ. Для этого 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, а 5 июня 1993 года для завершения подготовки проекта Конституций в Москве созывалось Конституционное совещание.

    В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы, когда Советы всех уровней контролировали всё и вся, ни за что не отвечая. Но если прежде, при реальном всевластии КПСС, эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобождённые от однопартийного диктата, начали противостоять исполнительной власти, Что порождало конфликты. Такую позицию занял Съезд народных депутатов России, избранный в годы диктатуры партии и под её решающим влиянием, а также созданный из части народных депутатов Верховный Совет.

    Современная Конституция Российской Федерации: закон и реальность.

    В 1992-1993 годах между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьёзные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 года Президент издал Указ № 1400, которым приостановил деятельность Верховного Совета й объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами. В этих условиях принятие новой конституции должно было являться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

    Проектов конституции было много, но основой послужили проект конституционной комиссии и проект, подготовленный конституционным совещанием, созванным по решению Президента Российской Федераций. На всенародное голосование была вынесена новая Конституция. За неё проголосовало большинство избирателей, в голосовании, как й Положено, приняли участие более половины всех зарегистрированных граждан.

    Новая, ныне действующая, Конституция Российской Федераций принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.
    При разработке конституционных основ новой России учтены, казалось бы, все прежние ошибки, а так же опыт демократических стран всего мира. 6 Основном законе нашего государства чётко прописаны и Государственное устройство Российской Федерации, и функции всех ветвей власти, и -подробно — права и свободы граждан. Президент, являющийся главой государства и гарантом Конституции, много работает над тем, чтобы действительно претворялись в жизнь все замечательные положения этого прогрессивного документа. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, являясь представительным законодательным органом, решает важнейшие вопросы в жизни Государства и народа й принимает Федеральные законы, которые, конечно же, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а, наоборот, должны способствовать её неукоснительному исполнению на территории всей России. Правительство Российской Федерации при осуществлении исполнительной власти также неукоснительно руководствуется Конституцией. Судебная власть осуществляет контроль за полным соответствием деятельности Всех и каждого Конституции и другим законодательным актам. Так записано в нашем Основном законе. С 1993 года, с момента принятия Конституции, действительно много сделано, чтобы всё в нашей жизни ей соответствовало, но, однако, несоответствий с реальностью остается ещё много. Попробуем пройтись по отдельным главам и статьям рассматриваемого документа.

    В первой главе, описывающей Основы Конституционного строя, остановимся на Статье 7:

    1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    Как видим, это статья, а так же статьи 38-43 из Главы 2, в которых подробнее прописаны наши права в социальной сфере, непосредственно касаются каждого из нас, от ребёнка до пенсионера. Поэтому даже мы, не обладая ещё достаточным жизненным опытом, видим здесь несоответствие Конституции и реальной жизни. Разве Государство действительно нас поддерживает? Разве оно действительно обеспечивает нам достойную жизнь? Размеры зарплаты бюджетников, а так же пенсий и пособий, не Позволяют получающим их людям жить достойно, а иногда и вообще не позволяют жить. Семья получает пособие от государства на ребёнка чуть более сотни рублей. Разве это может считаться помощью и поддержкой? От нашей , которая работает с инвалидами по зрению и, по долгу службы, хорошо знакома с их проблемами, мы узнали историю Людмилы Григорьевны Ветровой. В конце апреля или в начале мая ей была посвящена передача местного телевидения «Пятый угол».

    Людмила Григорьевна — инвалид по зрению первой группы с Детства. Она совсем ничего не видит, разве что отличает свет от тьмы. Сейчас, Когда ей исполнилось 50 лет, она пережила много жизненных трудностей й неурядиц, вырастила троих детей, похоронила мужа, её здоровье ещё ухудшилось: отказывают ноги, а главное — теряется слух. Всем известно, что если человек лишён зрения, то в своей жизни он больше полагается на оставшиеся чувства — прежде всего, на слух и осязание. Поэтому, потеряв ещё и слух, слепая женщина решила обратиться в больницу за слуховым аппаратом. Пройдя все кабинеты и комиссии, слуховой аппарат Людмила Григорьевна получила. И тут же чиновники из врачебной комиссии посчитали её реабилитированной, то есть, практически равной по трудоспособности здоровым. Ей изменили формулировку в специальной справке об инвалидности таким образом, что она потеряла полторы тысячи рублей, которые раньше доплачивали к пенсии за уход. А ведь незрячая женщина по-прежнему остаётся незрячей, даже надев слуховой аппарат! Она по-прежнему нуждается в посторонней помощи! Она по-прежнему не может самостоятельно решить всех своих бытовых проблем, например, сходить на рынок или в больницу. А за помощь посторонних людей приходится платить.

    Чиновники Медико-социальной экспертизы ссылаются на Федеральный Закон № 122, касающийся инвалидов. Но ведь его принимали, наверняка, в соответствии с Конституцией, а получается, что он мешает исполнению важного её постулата — о социальной направленности Политики нашего государства.

    Во исполнение этого положения нашей Конституции, Президент В. В. Путин обозначил и Национальные проекты, которые сейчас активно претворяются в жизнь. Это замечательно, что учителям и врачам добавили зарплату! Однако и это замечательное начинание не продумано. Во-первых, оказалось, что закон сформулирован так, что увеличение зарплат касается не всех врачей и учителей, работающих в одинаковых условиях. Кроме того, бюджет Российской Федерации и, особенно, местные бюджеты, из которых должны выплачиваться эти добавки, оказались, как всегда, к этому не готовы. Как сказал глава Республики Хакасия А. И. Лебедь, комментируя на пресс-конференции ежегодное послание Президента РФ В. В. Путина, чтобы выплатить все обещанные надбавки бюджетникам, «надо перекраивать весь бюджет и забирать деньги, запланированные на ремонт школ и больниц». Наверняка пострадают, как часто бывает, и статьи бюджета, обеспечивающие развитие культуры. Возможно, поэтому мы никак не можем справиться с засильем массовой западной, особенно, американской, культуры. На развитие своей денег нет.

    Кстати, именно недостатком средств Федерального бюджета объясняется ужасное обслуживание в государственных медицинских учреждениях, очереди, недостаток специалистов и оборудования, хамство медперсонала и даже врачебные ошибки. Поэтому прописанное в Конституции, в статье 41, право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, в жизни, увы, далеко не всегда можно осуществить.

    С правом на образование дело обстоит несколько иначе. Да, мы действительно получаем гарантированное Конституцией (ст. 43) бесплатное общее образование. Однако, нам-то, учащимся старших классов Школы, хорошо известно отличие условий обучения в государственных (бесплатных) и частных (платных) школах (техническое оснащение, состояние классов и здания школы и т. д.). Администрация школы и учителя, конечно, стараются выжать из отпускаемых бюджетных средств всё возможное, однако, очевидно, что без материальной поддержки наших родителей трудно многого добиться.

    Создаётся впечатление, что несоответствие реальной жизни некоторым положениям, записанным в Конституции Российской Федераций, происходят от бедности нашего государства. Но ведь это смешно! У нас — богатейшая страна и по территории, и по природным ресурсам. А какие у нас люди! У граждан России огромный интеллектуальный и творческий потенциал. Так в чём же тогда дело? В средствах массовой информации часто пишут о каком-то менталитете. Может, всё дело в нём?

    Право на свободу мысли, слова, провозглашённое в п. 1 статьи 29, безусловно, должно быть записано в конституции, как естественное, неотъемлемое право каждого человека. Оно должно защищаться государством. Свобода мысли и слова является предпосылкой интеллектуального развития общества, возникновения новых идей, проявления творческой фантазии. Однако эта свобода все же в какой-то мере ограничивается – и совершенно справедливо – п. 2 этой статьи:

    « Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Несоблюдение этого пункта нарушило бы права других граждан и безопасность страны. Почему же Тогда официальное лицо, губернатор Пермской области, пригласил на заседание местного Совета представителей движения скинхедов — фашиствующих молодчиков, открыто нарушающих процитированную выше статью, й мы всей страной обсуждаем, прав он был или не прав? Пока мы Думаем, стоит ли исполнять Конституцию, нацистские идеи в стране, победившей 60 с лишним лет назад фашизм, процветают.

    Проявлением свободы мысли и слова является гарантированная конституцией (ст. 44) свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, а так же свобода преподавания. Например, два учителя истории могут по-разному истолковать те или иные события. Однако, он должен изложить ученикам факты, не искажая их, и познакомить с разными точками зрения на них, даже те, с которыми он не согласен. 6 то же время и ученики в праве иметь своё, отличное от учительского, мнение и высказывать его. Однако, на практике, это право не всегда признаётся учителями за учеником.
    А вот ещё одно право граждан, которое записано в Конституций, но в жизни нарушается на каждом шагу, и власти просто не могут с этим справиться:
    «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не Может быть основанием для его умаления». (Ст. 21, п. 1).

    Ничто, ни отсутствие денег, ни физическая немощь, ни юный или, наоборот, солидный возраст, ни подчинённое положение одного человека по отношению к другому не могут служить основанием для умаления человеческого достоинства граждан. Но. начальник, кричащий на подчинённого, старослужащие, издевающиеся над новобранцами, равнодушные чиновники, заставляющие просителей часами сидеть перед дверями своих кабинетов и годами не решающие насущных проблем граждан, бездушные врачи, хамоватые продавцы и т. д., и т. п. — всё это далеко не единичные факты нарушения этого самого права.

    В реализации прав граждан на свободу передвижения внутри страны, а также свободу выезжать за пределы РФ и возвращаться обратно (ст. 27), на практике существует немало препятствий. С ростом преступности, террористических актов в городах России ужесточён паспортный режим. Для выезда за границу в большинство развитых стран требуется приглашение и въездная виза.
    И ещё один пример расхождения Конституции с реальной жизнью, широко обсуждавшийся этой весной в СМИ. На этот раз речь пойдёт о статье 23, п. 1 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

    Гражданка Российской Федерации, эстрадная певица Алсу, решила выйти замуж. Большое событие в мире шоу-бизнеса и, конечно же, рай для разного рода папарацци и корреспондентов. На такие мероприятия можно попасть только по приглашению, но корреспонденты обычно обходятся без него. Этот праздник не был исключением. У входа в гостиницу «Россия», где должно было состояться торжество, столпилось много народу. Корреспондентам телеканала MTV не удалось попасть на праздник, поэтому они начали приставать к гостям с расспросами и вести несанкционированную видеосъёмку. Когда же терпение жениха лопнуло, он перешёл к решительным действиям, защищая своё право на неприкосновенность частной жизни, и отобрал видеокамеру у бесцеремонных телевизионщиков. Несмотря на грубейшее нарушение права Алсу и её родных, граждан Российской Федерации, именно означенный видеоканал подал в суд иск против лиц, чьё право было нарушено.

    Хотелось бы ещё сказать несколько слов и об обязанностях граждан, записанных в Конституции:

    — обязанность родителей заботиться о своих детях (ст.38, п. 2) зачастую слагается с себя мамашами-кукушками, отказывающимися от своих детей в роддомах или просто не исполняющими эти обязанности, постоянно находясь в пьяном угаре. Лишение родительских прав в таком случае -только прекрасный способ снять с себя сразу все обязанности. А ведь дети страдают, кто же за это в ответе? Надо признать, что против нерадивого папаши ещё меньше рычагов воздействия у государства. Хотя и у хороших, заботливых родителей иногда вырастают дети, понятия не имеющие о своей конституционной обязанности заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38, п. 3). Посмотрите, как много у нас стариков, инвалидов, брошенных здоровыми, молодыми детьми на произвол судьбы. Эту обязанность дети должны выполнять по велению совести, ведь редкая мать обратится за помощью к государству, с иском против собственного ребёнка;
    -обязанность всех жителей платить установленные налоги и сборы (ст. 57) вызывает увлечённый поиск многими гражданами лазеек й способов ухода от налогов. При этом, никто особенно и не скрывает, что нашел способ не платить налоги в полном объёме;
    — к обязанности охранять природу и окружающую среду (ст. 58) каждый отдельный гражданин вообще не относиться всерьёз, поэтому так часты лесные пожары, происходящие от оставленных без присмотра костров или брошенных окурков, а так же чудовищные свалки, образованные в местах «культурного» отдыха граждан. По-видимому, нет действенных мер воздействия на несознательных граждан по обеспечению этой статьи Конституции;
    — всем известно, как в нашей стране осуществляется долг и обязанность гражданина защищать Отечество (ст. 59). Юноши, достигшие 18 лет, Изо всех сил стараются добиться отсрочки или вообще освобождения от этой обязанности. А родители считают своим долгом помочь сыну «откосить» от армии. Наверное, этого не было бы, если бы в самой армии было бы больше порядка;

    Мы могли бы обсудить с точки зрения выбранной темы ещё многие статьи и положения Основного закона нашего Государства, однако, изложенного выше, думается, достаточно, чтобы сделать некоторые выводы, подвести итоги нашего исследования.

    Заключение.

    История конституционализма в России богата и противоречива. Несмотря на то, что первые попытки создать Конституцию в нашей стране были сделаны ещё в начале XIX века, собственно Конституция появилась лишь в веке XX. Однако, в условиях революционной ситуации в начале века и последующего установления тоталитарного режима в стране, становление и развитие конституционного права шло сложно, неоднозначно и непоследовательно, отражая изменения экономического и политического строя. Кроме того, анализ показывает, что даже самые прогрессивные нормы, закреплённые в Конституции, в жизни далеко не всегда могли найти своё воплощение. Чтобы Конституция полностью соответствовала реальной жизни, нужно совпадение нескольких непременных условий.

    Во-первых, основной закон государства должен соответствовать экономическим условиям в этом государстве и, более того, должен способствовать развитию экономики. В противном случае, многие социально-экономические права граждан, прописанные в Конституции, на деле окажутся неработающими.

    Во-вторых, Конституция зависит от политического строй в стране и общественного устройства. Так, в тоталитарном обществе, имевшем место в России при социализме, конституции можно было во многом Назвать фиктивными, то есть не имеющими отношения к реальной жизни, прежде всего в части, связанной с закреплением в них прав и свобод граждан. Фиктивен в них и сам механизм государственной власти, поскольку реальная власть принадлежит партийному аппарату.

    В-третьих, неукоснительное исполнение Конституции в обществе зависит от уровня культуры всех граждан, и, в частности, oт уровня политической и правовой культуры. Без неё невозможна нормальная политическая и гражданская жизнь общества.

    В-четвёртых, необходимы чёткие механизмы защиты Конституции и охрана её от любых нарушений, как со стороны граждан, так и со стороны властей, строгий надзор за соответствием всех принимаемых в стране Законов и подзаконных актов Конституции. Решающее значение здесь имеет, конечно, Конституционный Суд, однако, многое могут сделать и законопослушные и грамотные в правовом отношении граждане.

    В-пятых, Конституционное право не должно оставаться застывшим, раз и навсегда данным. Оно должно постоянно развиваться, включать в себя новые, прогрессивные концепции и принципы конституционно-правового регулирования, расширять права и свободы граждан, в соответствии с тенденциями постоянно меняющейся жизни общества.

    Литература.

    1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006.

    2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002 — Мультипортал www.KM.ru

    3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. -2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юристъ, 1999.

    4. Комментарий Конституции Российской Федерации. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ. — М.: 1999.

    5. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.

    6. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий: — М.: Политиздат, 1982.

    7. Кукушкин Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. -2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987.

    8. Шилобод М. И. и др. Политика и право. 10-11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений \ М.И. Шилобод, А.С. Петрухйй, 6.Ф. Кривошеее. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998.

    Смотрите так же:

    • Закон об рцб Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 […]
    • 247 закон фз Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ"О […]
    • Фед закон фз 116 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" С изменениями и дополнениями от: 7 […]
    • Ханты-мансийск и их законы Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями и дополнениями) См. Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" Устав (Основной закон) […]
    • Закон о федеральной службе безопасности рф Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 […]
    • Ст 39 закона о сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 […]