Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность суда

Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность суда

НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»;

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 года
№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

5. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 года
№ 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 года
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 года
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

8. Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 года
№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

10. Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2010 года
№ 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»;

11. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

12. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свобод ы граждан».

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИРОВЫХ СУДЕЙ И СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ

Перечень законов, регламентирующих деятельность мировых судей и судебных участков

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ « О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации;

Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Республики Коми от 08.06.2000 N 34-РЗ «О мировых судьях в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 08.06.2000 N 35-РЗ «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 30.12.2003 N 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 28.06.2010 N 59-РЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Коми и мировых судей в Республике Коми».

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, и их классификация

Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности этих органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

Среди многочисленных правовых актов, как отмечалось выше, есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг регулируемых отношений (ведомственная инструкция и т.п.).

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Исходя из содержания нормативных правовых актов о правоохранительных органах, их можно разделить на следующие группы:

1. Акты общего действия. К ним относятся:

международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов, и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов относятся вышеупомянутые Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав и свобод человека и гражданина, а также Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г., Основные положения о роли адвокатов 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, 1990 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г.), Европейская хартия о законе «О статусе судей»1998 г., Итоговый документ семинара «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы» (Лиссабон, 10 апреля 1999 г.) и др.;

Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории России. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).

2. Нормативные правовые акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. Эту группу актов образуют прежде всего следующие федеральные конституционные законы:

от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.,

а также федеральные законы:

от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.; а также Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

3. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ И др.

4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

В этих актах закреплены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативных правовых актов относятся федеральные законы:

от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

а также Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, и др.

5. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, полномочия органов, осуществляющих данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. К этой группе актов могут быть отнесены:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

и другие федеральные законы:

от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 «О противодействии терроризму»;

от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

от 28 декабря 2010 г. № 403-Φ3 «О Следственном комитете Российской Федерации»;

а также Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.

6. Нормативные правовые акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. Эти акты регулируют порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, осуществляющих юридическую помощь, и т.д. К данной группе относятся следующие федеральные законы:

от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

от 21 ноября 2011 г. № 324-Φ3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

а также постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами» и др.

В основу классификации нормативно-правовой базы курса «Суд и правоохранительные органы» может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов. По юридической силе все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конституция РФ, имеющая, как отмечалось выше, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Этот основной закон принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом.

Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативные правовые акты, за исключением международных правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.

2. Международно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию, обусловленную федеративным устройством Российской Федерации:

Федеральное законодательство:

федеральные конституционные законы. Их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы Российской Федерации. К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации, относятся ранее упомянутые федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне. Выше мы говорили о федеральных законах: «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; «О федеральной службе безопасности»; «О полиции»; «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.

Законодательство субъектов РФ:

– конституции и уставы субъектов РФ;

– законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов, следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка»; Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине»; Закон Московской области от 16 мая 2005 г. № 122/2005-03 «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области»; Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве» и др.

Регулирование законами субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

4. Подзаконные акты:

указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативные акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, касающимся правоохранительной деятельности.

Содержание указов и распоряжений Президента РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным федеральными законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся, например, следующие указы Президента РФ:

от 28 сентября 2011 г. № 1252 «О федеральных кадровых резервах Следственного комитета Российской Федерации и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»;

от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»;

от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» и др.

Некоторые указы Президента РФ носят индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов;

постановления Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов. К числу таких актов следует отнести, например, следующие постановления Правительства РФ:

от 3 декабря 2009 г. № 991 «О государственных юридических бюро»;

от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам;

ведомственные нормативные правовые акты – акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб), уполномоченных осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, а также акты органов прокуратуры РФ. Первые утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вторые – Генеральным прокурором РФ. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере правоохраны, тому или иному ведомству

регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативных правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

К числу ведомственных нормативных правовых актов относятся:

приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ, например, следующие приказы:

от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»;

от 17 апреля 2008 г. № 67 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;

от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;

приказы Министерства юстиции РФ, например приказ от 3 марта 2006 г. № 33 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;

приказы Следственного комитета РФ, например приказ от 21 апреля 2011 г. № 70 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации» и др.

Большое практическое значение с точки зрения организации и деятельности правоохранительных органов имеют акты высших судебных органов: постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которые содержат разъяснения по вопросам применения правовых норм и являются обязательными для исполнения теми лицами и органами, которые применяют разъясняемые нормы права. Назовем некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 29 ноября 2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве»;

от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»;

постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

от 9 июня 2008 г. № 28 «Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ»;

от 23 марта 2012 г. № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» и др.

Особое значение в системе правового регулирования деятельности правоохранительных и судебных органов имеют решения Конституционного Суда РФ. Данный орган не наделен правом издавать нормативные правовые акты, однако в случае принятия им решения о признании не соответствующей Конституции РФ той или иной правовой нормы, последняя не подлежит применению (см., например, постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобой гражданина К. А. Охотникова» и от 20 июля 2011 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А. В. Матюшенко» и др.).

Правовые основы

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ККС.

1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1- ФКЗ

«О судебной системе Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

3. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992года № 3231-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

4. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011года №1-ФКЗ

«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

5. Федеральный конституционный закон 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ

«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

6. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года №4-ФКЗ

« О Дисциплинарном судебном присутствии».

7. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ

«О военных судах Российской Федерации».

8. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей.

9. Глава 52 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации.

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 года № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности.

11. Постановление Верховного Совета Федерации от 13 мая 1993 года №4960-1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей».

Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции (Корякин И.И.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

Рассмотрим место Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в нормативно-правовом регулировании организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.
Суть нормативно-правового регулирования заключается в установлении государством юридических норм с собственно правовым содержанием .
———————————
См.: Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46.

Правотворческая деятельность как законодательная, так и подзаконная, требует согласования действий различных нормотворческих органов .
———————————
См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. С. 333.

Вопрос о том, как организовано обеспечение судов общей юрисдикции в Российской Федерации, связан с отношением государства к роли и месту судебной власти в государственном механизме. За последнее столетие были опробованы различные модели организационного обеспечения правосудия, и они подвергались справедливой критике . Основных моделей было две: названные функции осуществляли или органы юстиции, или высшие судебные органы. Выбрана вторая модель.
———————————
См.: Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) «О судоустройстве РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976 (утратил силу с 01.01.2013).

В ст. 124 Конституции Российской Федерации, где указано, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и это должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом, был формально закреплен принцип абсолютной финансово-экономической достаточности функционирования судебной системы. Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер.
До известного времени вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в введении (а значит, и на усмотрении) исполнительной ветви власти. Непосредственно они были отнесены к полномочиям Министерства юстиции СССР, что естественным образом ставило судебную систему в зависимое положение и зачастую отодвигало ее на периферию интересов и обязанностей органов исполнительной власти.
Характерным в этом отношении является даже тот факт, что для обозначения деятельности Министерства юстиции СССР в отношении судов до середины 90-х гг. прошлого столетия использовался термин «организационное руководство судами» (ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР») . И хотя положениями этого Закона Министерству юстиции предписывалось «всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону», в то же время органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов.
———————————
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». М., 1998. С. 147.

Одна из значимых мер по укреплению независимости судебной власти, упорядочению организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества — это создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т.е. проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, организационно-правового и информационного характера, направленных на создание необходимых условий для нормального функционирования полного и независимого осуществления правосудия, считается неотъемлемой частью судебной власти.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» установил, что организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимого ресурсного обеспечения должны обеспечиваться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законодательством .
———————————
См.: Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31.12.1996 (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Создание отдельной структуры — исполнительного органа судебной власти, специального для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, диктовалось такими обстоятельствами:
необходимостью исключить влияние на судебную власть органов исполнительной власти, прежде всего, органов юстиции Российской Федерации — органов исполнительной власти, которые были со времен советской власти связаны с деятельностью судов;
недопустимостью расширения функций аппарата судов общей юрисдикции, не свойственных ему, направленных на организационное обеспечение их деятельности.
Нормативно-правовое регулирование в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле укрепления самостоятельности судов, независимости судей.
Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации определяет и особенности нормативно-правового регулирования его деятельности. Судебный департамент и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации в своей деятельности руководствуются:
— Конституцией Российской Федерации;
— федеральными законами;
— указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации;
— распоряжениями председателя Верховного Суда Российской Федерации;
— решениями судейского сообщества .
———————————
См.: Федеральный закон N 7-ФЗ от 08.01.1998 (в ред. от 25.12.2012) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

Все эти акты формируют правовую инфраструктуру Судебного департамента — исполнительного органа судебной власти — и создают надлежащие условия для его эффективного функционирования.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действующих структур судебной системы. К их числу относятся:
— установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
— включение в судебную систему звена в виде мировой юстиции;
— законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
— создание исполнительного органа для обеспечения функционирования судебной власти — Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации.
Предназначение любого органа государственной власти состоит в:
— осуществлении задач и функций государства;
— выступлении от его имени;
— наделении государственно-властными полномочиями.
Административно-правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — исполнительного органа судебной власти — складывается из совокупности норм, закрепляющих его положение, и включает в себя:
— правовые нормы, регулирующие порядок его формирования, состав и срок полномочия;
— правовые нормы, устанавливающие полномочия и компетенцию;
— правовые нормы, регулирующие порядок деятельности и его взаимоотношения с другими государственными органами.
Общими чертами правового положения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются:
— подзаконный характер деятельности;
— наделение правом распорядительства, правом издавать акты нормативного характера;
— подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих;
— оперативная самостоятельность в системе Судебного департамента в пределах компетенции.
Как уже отмечалось, деятельность Судебного департамента основывается на федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Российской Федерации, принимаемых на федеральном уровне, а также на положениях и актах, принимаемых на уровне исполнения полномочий органов и учреждений Судебного департамента.
Правоприменительная деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — исполнительного органа судебной власти включает в себя:
— установление фактических обстоятельств дела;
— квалификацию дела, соотнесение дела с юридической нормой;
— толкование выбранной нормы;
— принятие индивидуального акта;
— обжалование или опротестование принятого по делу решения;
— исполнение принятого решения.
Нормативно-правовое регулирование деятельности Судебного департамента позволяет четко координировать его работу, обеспечивать основные направления деятельности и в полном объеме осуществлять его полномочия как исполнительного органа судебной власти.
В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом, а ст. 31 регламентирует основы его деятельности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Большая роль принадлежит Федеральному закону от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» , которым определены цели, преследуемые созданием Судебного департамента, основные задачи и функции этого федерального органа государственной власти и управления.
———————————
См.: Федеральный закон N 7-ФЗ от 08.01.1998 (в ред. от 25.12.2012) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

Правовая форма управленческой деятельности Судебного департамента — это внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, осуществляемых в процессе административной деятельности.
Неправовые формы управленческой деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации включают:
— организационные действия или мероприятия:
— проведение совещаний;
— распространение опыта;
— разработку методических рекомендаций или указаний;
— оказание практической помощи на местах.
Материально-технические действия:
— ведение делопроизводства;
— регистрация, оформление, размножение и рассылка документов;
— обработка информации;
— материально-техническое обеспечение.
Важным компонентом, определяющим порядок деятельности Судебного департамента, является планирование его работы. Базовым документом такого рода является «План основных организационных мероприятий Судебного департамента», принимаемый на полугодие и утверждаемый Генеральным директором Судебного департамента. Содержание названного плана определяется как текущими задачами организационного обеспечения деятельности судов, так и решениями Совета судей Российской Федерации, председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Принципиальные решения по актуальным проблемам текущей деятельности Судебного департамента вырабатываются на проводимых, как правило, еженедельно оперативных совещаниях руководящего состава Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Восемнадцатого июля 2011 г. был принят Федеральный закон N 240-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» ряд существенных изменений.
В соответствии с внесенными изменениями Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно-телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.
Кроме того, в объединенные базы и банки данных включаются информационные ресурсы мировых судей. Устанавливаются единые технические требования к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей.
Судебный департамент осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей устанавливает Судебный департамент.
Для организационного обеспечения деятельности судов все возрастающее значение приобретают нормативные документы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подготавливаемые во взаимодействии с Советом судей Российской Федерации по вопросам информатизации, построению и развертыванию информационно-телекоммуникационных систем в федеральных судах общей юрисдикции, издан совместный Приказ Судебного департамента и Минюста Российской Федерации от 31 декабря 1998 г. «Об организации работы по информатизации судов общей юрисдикции» .
———————————
См.: Российская юстиция. 1999. N 7. С. 5.

Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации охарактеризовано в нормативных актах в системе российского законодательства.
Анализ и обобщение содержания и структуры актов позволяют выделить некоторые основополагающие группы вопросов, которые являются ключевыми для характеристики правового положения Судебного департамента в системе судебной власти.
Для построения законодательных актов, регулирующих оптимизацию в организации обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, можно выделить такие составляющие:
— образование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
— его задачи, компетенция и основные функции;
— место Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в государственном управлении;
— система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
— структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
— должностные лица, осуществляющие руководство в составе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
— администраторы судов и организация делопроизводства;
— организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Нормативные акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — исполнительного органа судебной власти — имеют регулирующую роль как юридические инструменты административного права.

Литература

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. С. 333.
2. Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46.

Смотрите так же:

  • Центр экспертизы репина Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина Экспертиза Известно, что предметы искусства имеют не только художественную, но и материальную ценность, более того, их нередко стремятся подделать. Именно поэтому сегодня существует и становится актуальной профессиональная экспертиза […]
  • ВСолоухин закон набата краткое содержание Владимир Солоухин: «Закон набата», «Мочёные яблоки» П рограмма по литературе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1–11-е классы / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2001) в 5–8-х классах построена на […]
  • Нотариусы на пермякова тюмень Нотариусы Тюмень Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абрамкина Надежда Александровна Телефон: +7(3452)316888 Адрес: 625003,г.Тюмень,ул.Пархоменко,1 Часы […]
  • Отказ от страховки по кредиту в ренессанс Возврат страховки по кредиту, Ренессанс Кредит Здравствуйте! Я взял кредит в 2012 году в банке Ренессанс кредит на сумму 50 тыс. Почти спустя год я заметил что в документах везде написано, якобы я взял не 50 тыс., а 80 600 р. Стали разбираться и оказывается это банк мне страховку на 30 […]
  • Реестры описаний процедур Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой […]
  • Шаблон для жалобы в прокуратуру Жалоба в прокуратуру Одним из основных способов решения проблем является жалоба в прокуратуру. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства РФ государственными органами, организациями и должностными лицами, гражданами РФ. Не вправе лишь давать оценку действиям и […]