О применении судами земельного законодательства

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 июля 2007 года №6

О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства

(В редакции Нормативных Постановлений Верховного Суда Республики Казахстан от 25.06.2010 г. №1, 30.12.2011 г. №5, 19.01.2018 г. №1)

В целях правильного и единообразного применения земельного законодательства пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, водным законодательством, законодательством о недрах, о растительном и животном мире и об особо охраняемых природных территориях Республики Казахстан.

2. Споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке.

К искам (заявлениям) вытекающим из земельных правоотношений относятся, в частности, требования: об оспаривании законности актов государственных органов по предоставлению земельных участков и по их изъятию (главы 2, 3, 4, 5, 9 Земельного кодекса); о возмещении убытков в связи с изъятием земельных участков (главы 2 и 20 Земельного кодекса); об оспаривании права собственности и землепользования (главы 3 и 4 Земельного кодекса); об обжаловании порядка предоставления акимами земельных участков (статьи с 43 по 47 Земельного кодекса); об обжаловании договора залога (глава 8 Земельного кодекса); об изъятии земельных участков в соответствии со статьями 92, 93, 94 Земельного кодекса; об установлении или прекращении сервитута (глава 7 Земельного кодекса); об отказе в регистрации и выдаче государственных актов, удостоверяющих право собственности или право землепользования на земельный участок и другие.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Нормативным Постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 19.01.2018 г. №1)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 16 апреля 2004 года №7

О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел

(по состоянию на 19 марта 2010 года)

В соответствии с ч.1 ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, которая заключается в обеспечении рационального использования земельных ресурсов, сохранении и воссоздании плодородия почв, защите их от порчи и загрязнения, реализации гражданами, юридическими лицами и государством их прав собственности и землепользования в соответствии с законом. Важная роль в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в земельных и связанных с ими имущественных правоотношениях принадлежит судам.

Обобщение практики рассмотрения судами земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров свидетельствует о том, что они решаются в основном правильно. В то же время в ряде случаев допускаются ошибки: в определении юрисдикции этих споров; применении норм об изъятии земель и возмещении причиненных нарушением земельного законодательства убытков; определении порядка использования земельного участка гражданами, которым принадлежит жилой дом, хозяйственные здания и сооружения на праве совместной собственности, и тому подобное.

С целью обеспечения правильного и одинакового применения законодательства при рассмотрении судами земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров Пленум Верховного Суда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов на необходимость неуклонно соблюдать нормы Конституции и законов Украины, принятых в соответствии с ними других нормативно-правовых актов о земле и ее охране, защищать права всех субъектов права собственности на землю и ведения хозяйства на ней при решении земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров.

2. По общему правилу разграничения компетенции судов по рассмотрению земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров осуществляется в зависимости от субъектного состава их участников. Те земельные и связанные с земельными отношениями имущественные споры, сторонами в которых есть юридические лица, а также граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке обрели статус субъекта предпринимательской деятельности, рассматриваются хозяйственными судами, а все другие — в порядке гражданского судопроизводства, кроме споров, в частности, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий при реализации ими управленческих функций в сфере земельных правоотношений, решение которых согласно пунктам 1, 3 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства отнесено к компетенции административных судов.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 20.12.1983 N 12

«О практике применения судами земельного законодательства»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Земля — всенародное достояние, составляющее важнейшее богатство советского общества.

Учитывая, что рациональное использование земли, ее природных ресурсов способствует успешному выполнению задач экономического и социального развития страны, судам необходимо усилить внимание к разрешению земельных и имущественных споров, связанных с земельными отношениями, полнее использовать правовые средства для защиты охраняемых законом прав и интересов колхозов, совхозов, других государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций и граждан, охраны земель от порчи, загрязнения, разбазаривания и дальнейшего укрепления законности в области земельных отношений.

Изучение практики рассмотрения дел показывает, что суды республики в основном правильно, в соответствии с требованием закона, разрешают земельные, а также имущественные споры, связанные с осуществлением и защитой прав землепользования: о возмещении землепользователям убытков при правомерном изъятии или временном занятии земель для государственных и общественных нужд, о возмещении вреда, причиненного самовольным занятием земельных участков, и другими нарушениями.

Вместе с тем в работе судов еще имеют место недостатки. В ряде случаев допускаются ошибки при решении вопроса о подведомственности спора суду. Не всегда надлежащим образом проводится подготовка таких дел к судебному разбирательству. Встречаются ошибки в отграничении оснований наступления ответственности за вред, причиненный самовольным занятием земельных участков, их порчей, загрязнением и т.п., от оснований наступления ответственности за нарушение земельного законодательства при правомерном изъятии или временном занятии земельных участков, что влечет за собой неправильное определение размера взыскания и неполное возмещение понесенных землепользователем убытков. Иногда неправильно применяются отдельные нормы земельного, гражданского и гражданского процессуального законодательства.

Нуждается в улучшении профилактическая работа по данной категории дел.

В целях устранения указанных недостатков, в связи с возникшими вопросами по применению действующего земельного законодательства, а также обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда РСФСР постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с действующим законодательством разрешение большинства земельных споров отнесено к ведению исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Суды рассматривают такие споры лишь в случаях, специально указанных в законе. Поэтому при поступлении исковых заявлений по делам, связанным с земельными отношениями, судье следует с особой тщательностью подходить к решению вопроса о подведомственности возникшего спора. При этом необходимо иметь в виду, что, в частности,

а) судам подведомственны:

— имущественные споры, вытекающие из права землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и граждан, о возмещении стоимости незавершенного производства либо урожая и иных убытков, понесенных землепользователем в связи с правомерным изъятием или временным занятием земель для государственных и общественных нужд, а также о возмещении ущерба, причиненного порчей, загрязнением земель и т.п., требующими восстановления прежних качеств испорченных земельных участков и неполученных в связи с этими нарушениями доходов, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин или колхоз;

— споры об определении порядка пользования общим земельным участком между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, рабочих, курортных, дачных поселков, а также на земельных участках в сельских населенных пунктах, отводимых исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов отдельным категориям граждан, постоянно проживающим в сельской местности (ст. 134 Земельного кодекса РСФСР);

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании участком, если при этом не оспариваются его границы и размеры;

б) неподведомственны судебным органам:

— споры колхозников, рабочих и служащих совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций, а также учителей, врачей и иных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, о предоставлении им приусадебных земельных участков, а равно о порядке пользования этими лицами приусадебными участками, отведенными им из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, а также споры членов товарищества между собой по поводу порядка пользования земельными участками, выделяемыми членам товарищества совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации;

— споры между дачно-строительным кооперативом и его членами или членами их семей, а также споры членов ДСК и членов их семей между собой по поводу пользования земельным участком, предоставленным дачно-строительному кооперативу;

в) имея в виду, что в соответствии с разделом X Земельного кодекса РСФСР разрешение споров о предоставлении гражданам в пользование приусадебных земельных участков отнесено к компетенции исполнительных комитетов соответствующих Советов народных депутатов, судам неподведомственны споры лиц, которым по наследству перешло право собственности на расположенное в сельской местности строение, о предоставлении им приусадебного земельного участка, необходимого для содержания строения.

По этим же основаниям судам неподведомственны споры наследников об увеличении размеров предоставленных им приусадебных земельных участков в пределах норм, установленных ч. 3 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР, а также об увеличении этих участков за счет земель, которые невозможно использовать для производственных нужд колхозов, совхозов, иных предприятий и организаций или передать другим гражданам, отводимых таким лицам в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1980 г. N 225 «О порядке предоставления мелких земельных участков при переходе по наследству права собственности на строение в сельской местности»;

г) разрешая вопрос о возможности принятия искового заявления об определении порядка пользования приусадебным земельным участком, выделенным в соответствии с ч. 3 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР и Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1980 г. N 225, судье следует выяснять, кем был отведен наследникам этот участок.

Если он был предоставлен по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных либо администрации совхоза, иного сельскохозяйственного предприятия, организации, то такой спор неподведомствен суду, поскольку в силу ст. 132 Земельного кодекса РСФСР его разрешение отнесено к ведению исполнительного комитета сельского, поселкового Совета народных депутатов.

Если же приусадебный участок был выделен наследникам в качестве общего участка по решению исполнительного комитета сельского Совета народных депутатов из числа земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий и организаций, то суд должен принять к своему производству такое исковое заявление и рассмотреть его по существу с соблюдением требований ст. 134 Земельного кодекса РСФСР.

2. При рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства, необходимо в каждом случае выяснять характер возникших правоотношений и каким нормативным актом они регулируются.

Если имеется нормативный акт, предусматривающий ответственность за тот или иной вид правонарушения (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. «Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах» с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1982 г.), следует руководствоваться этим актом, а при отсутствии такого акта — нормами земельного, гражданского, а также трудового или колхозного законодательства в зависимости от обстоятельств, при которых был причинен ущерб.

3. Правоотношения, возникающие при изъятии или временном занятии земельных участков для государственных или общественных нужд, помимо Земельного кодекса РСФСР регулируются Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1974 г. N 636 «О возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных и общественных нужд» и Инструкцией, утвержденной 14 мая 1975 г. Министерством сельского хозяйства СССР, Министерством финансов СССР и Министерством юстиции СССР.

В соответствии с названными актами размер понесенных землепользователем в этом случае убытков исчисляется оценочной комиссией, образуемой исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов.

Если организация, в пользование которой передан земельный участок, по каким-либо причинам не возместила установленные оценочной комиссией убытки, понесенные колхозом или гражданином, возникший в связи с этим спор решается судом.

При рассмотрении таких дел суд не должен входить в оценку правильности исчисления убытков, поскольку решение органов, определяющих их размер, в соответствии с законом является окончательным.

Если в процессе судебного разбирательства будут выявлены нарушения установленного порядка определения размера убытков, суд может отложить разбирательство дела, поставив перед исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов вопрос о проверке правильности исчисления указанных сумм.

4. В силу ст. 23 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения и организации, которым предоставляются во временное пользование сельскохозяйственные земли, обязаны в ходе работ, а при невозможности этого после их завершения в сроки, устанавливаемые органами, предоставляющими земельные участки, приводить эти земли в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.

Поэтому при рассмотрении споров о возмещении убытков, понесенных землепользователем в связи с отводом земель во временное пользование, суд вправе обязать ответчика привести земельный участок в надлежащее состояние или постановить решение о взыскании стоимости расходов, необходимых для восстановления земельного участка, и иных убытков (стоимость незавершенного производства, неснятого урожая и т.п.) в размере, определенном оценочной комиссией соответствующего исполкома Совета народных депутатов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что при разрешении споров о возмещении убытков, понесенных землепользователем в связи с несвоевременным возвратом таких земельных участков, размер ущерба определяется не оценочной комиссией, а судом, с учетом фактических затрат, необходимых на восстановление плодородия земель, и неполученных доходов за все время до приведения участка в пригодное состояние.

5. Разрешая спор о возмещении вреда, причиненного загрязнением и порчей сельскохозяйственных земель, надлежит учитывать, что в силу ст. 457 ГК РСФСР лицо, ответственное за вред, должно возместить его в натуре. При решении вопроса о способе возмещения по таким делам в каждом случае необходимо выяснять, имеется ли у ответчика возможность провести работы по восстановлению прежнего качества испорченных земель. Если такая возможность имеется, суду следует при согласии землепользователя возлагать на ответчика обязанность провести указанные работы, установив для этого реальный срок; при отсутствии у ответчика возможности своими силами устранить последствия допущенных им нарушений с него взыскивается стоимость всех необходимых работ по приведению испорченного земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (например, стоимость планировки, внесения удобрений, известкования, посева трав, специальной обработки для устранения загрязнения и т.д.).

Стоимость неполученного в связи с порчей земли урожая определяется исходя из средней урожайности культур, которые планировалось вырастить на испорченном земельном участке, и закупочных цен на них, если землепользователем является сельскохозяйственное предприятие (организация). Если же землепользователем является гражданин, стоимость неполученного урожая определяется с учетом государственных розничных цен, а при их отсутствии — по рыночным ценам, существующим в данной местности ко времени предъявления иска.

6. Поскольку возврат самовольно занятых земельных участков сам по себе не компенсирует ущерб, причиненный в таких случаях нарушением права землепользования, лицо, виновное в использовании земельного участка, который ему не отводился в установленном законом порядке, обязано передать землепользователю выращенный на этом участке урожай.

Затраты, связанные с обработкой участка для посева (посадки), уходом за культурами и уборкой урожая, не должны учитываться при определении размера понесенных землепользователем убытков, так как в силу ст. 138 Земельного кодекса РСФСР лица, пользующиеся земельными участками без разрешения компетентных органов, не имеют права на возмещение произведенных ими затрат за все время незаконного пользования землей.

7. Для правильного определения размера ущерба по делам о возврате урожая, собранного с самовольно занятого земельного участка, необходимо в каждом случае выяснять, какие именно культуры, на какой площади были выращены, и истребовать из районного управления сельского хозяйства справку о средней урожайности этих культур.

Если передать урожай в натуре невозможно, землепользователю должна быть возмещена его стоимость, которая определяется судом по правилам, изложенным в абзаце втором п. 5 настоящего Постановления Пленума.

Если будет установлено, что урожай продан ответчиком на рынке, сдан в организацию потребительской кооперации и т.п., с него должна быть взыскана сумма, фактически полученная от реализации сельскохозяйственной продукции.

8. При рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства, повлекшими порчу либо загрязнение сельскохозяйственных земель или приведение их в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, надлежит учитывать разъяснения, данные в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 «О практике применения судами законодательства об охране природы» о том, что правонарушитель обязан возместить ущерб в полном объеме и уменьшение размера взыскания возможно лишь в исключительных случаях в зависимости от установленного судом имущественного положения указанного лица, с обязательным приведением мотивов принятого решения.

При этом следует иметь в виду, что уменьшение размера возмещения за вред в силу ст. 458 ГК РСФСР допустимо лишь в случаях, когда он был причинен гражданином, а не предприятием, учреждением, организацией.

9. Судам следует иметь в виду, что купля-продажа, залог, завещание, дарение и другие сделки, в прямой или косвенной форме нарушающие право государственной собственности на землю, в силу ст. 136 Земельного кодекса РСФСР должны признаваться недействительными с наступлением последствий, предусмотренных ст. 49 ГК РСФСР.

10. Исходя из требований закона, судебной защите подлежат лишь только права и интересы граждан, связанные с правомерным пользованием землей. Поэтому при рассмотрении дел об определении порядка пользования совладельцами индивидуального строения общим земельным участком необходимо проверять, отведен ли земельный участок, по поводу которого возник спор, в установленном законом порядке, и истребовать документы, удостоверяющие право землепользования сторон, в том числе:

а) документы, подтверждающие предоставление в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности;

б) план земельного участка, отведенного в натуре;

в) план земельного участка, находящегося в фактическом пользовании каждого из сособственников, с указанием находящихся на нем строений, сооружений, плодово-ягодных насаждений;

г) документы о принадлежности жилого строения с указанием долей каждого сособственника;

д) соглашение или решение суда о реальном разделе дома либо об определении порядка пользования им, а также соглашение о порядке пользования общим земельным участком, если они имели место.

Учитывая, что разрешение такого спора затрагивает интересы всех сособственников дома, суд должен привлекать названных лиц к участию в рассмотрении дела.

11. Определяя порядок пользования общим земельным участком совладельцами индивидуального строения с учетом принадлежащих им долей в общей собственности на дом, суду следует выяснять, не сложился ли до возникновения спора между сторонами порядок пользования участком, а если сложился, то возможно ли его изменение без существенного нарушения интересов совладельцев (ст. 134 Земельного кодекса РСФСР).

Вопрос о том, является ли нарушение интересов существенным, решается судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела. При этом могут быть приняты во внимание затраты, вложенные сторонами в освоение и благоустройство земельного участка, нахождение на нем строений, сооружений, плодово-ягодных насаждений, возможность их переноса, а также необходимость выделения совладельцам части земельного участка для поддержания принадлежащих им частей дома, других строений и сооружений в пригодном для пользования состоянии.

12. Одновременно с рассмотрением требования об определении порядка пользования общим земельным участком суду надлежит при наличии спора разрешать вопрос и о плодово-ягодных насаждениях, если в результате устанавливаемого порядка пользования часть насаждений, принадлежащих одному из сособственников строения, окажется на земельном участке, выделенном другому сособственнику.

Суд, разрешая спор о насаждениях, должен предоставить собственнику насаждений реальную возможность распорядиться ими по своему усмотрению, в частности, перенести на выделенный в пользование участок.

В тех случаях, когда плодово-ягодные насаждения нельзя перенести без существенного снижения плодоношения, суду следует выяснить мнение сторон о возможности оставления насаждений на прежнем месте. Если сособственник строений, которому выделена данная часть участка, согласен оставить у себя эти насаждения, необходимо обсудить вопрос о компенсации за них.

13. При разрешении споров о порядке пользования земельным участком совладельцами строения, возникших после того, как порядок пользования общим участком ранее уже был определен, суду следует иметь в виду, что:

а) увеличение одним из сособственников своей доли в общей собственности на дом путем пристройки, надстройки или перестройки (ст. 125 ГК РСФСР) не является основанием для увеличения находящейся в его пользовании части земельного участка, поскольку такое изменение порядка пользования участком может существенно ущемить интересы других сособственников;

б) в случаях изменения соотношения долей в праве собственности на дом у всех его сособственников в результате отчуждения частей дома путем купли-продажи, дарения, мены, а также в силу наследования порядок пользования земельным участком может быть определен вновь с соблюдением требований ст. 134 Земельного кодекса РСФСР.

Если же в результате указанных сделок произошло изменение соотношения долей в праве собственности на дом не у всех его сособственников, а лишь у нескольких из них, порядок пользования земельным участком может быть определен вновь только между этими лицами без изменения порядка пользования земельным участком тех сособственников, чья доля осталась прежней, поскольку ранее вынесенное в отношении них вступившее в законную силу решение суда по этому вопросу является обязательным для всех участников возникших правоотношений и их правопреемников (ч. 3 ст. 208 ГПК РСФСР);

в) если отчуждение одним из сособственников принадлежащей ему части строения произошло в пользу третьего лица, то ранее определенный порядок пользования участком будет обязателен и для нового сособственника. Однако это не относится к случаям, когда прежний сособственник не пользовался земельным участком.

14. Поскольку решение суда должно содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных по делу фактических обстоятельств, в резолютивной части решения об определении порядка пользования общим земельным участком должны быть указаны размеры и границы участков, передаваемых в пользование каждой из сторон, а также участков, выделяемых в общее пользование; в случае необходимости установлены проходы через участки к дому, постройкам, сооружениям, на улицу и т.д.

Указанные обстоятельства в решении должны быть изложены таким образом, чтобы они были понятны и не вызывали споров и затруднений при исполнении решения.

15. Переход права собственности на жилое строение, расположенное в сельской местности, в силу ст. 73 Земельного кодекса РСФСР не влечет за собой перехода права пользования приусадебным земельным участком.

Однако при этом собственник плодово-ягодных насаждений, находящихся на приусадебном участке, не теряет праве на них и, в случае отказа в предоставлении ему данного участка, может распорядиться насаждениями по своему усмотрению.

Оставление плодово-ягодных насаждений на прежнем месте и компенсация за них возможны только при согласии собственника насаждений и лица, в пользование которого перешел приусадебный земельный участок.

16. Если при рассмотрении дел по земельным и связанным с ними имущественным спорам у суда возникнут вопросы, требующие специальных познаний о видах и стоимости работ, необходимых для восстановления прежних качеств испорченных земель, о возможных вариантах порядка пользования земельным участком, о переносе строений, сооружений, плодово-ягодных насаждений и другие, он вправе в соответствии со ст. 74 ГПК РСФСР назначить экспертизу.

17. Учитывая важность борьбы с бесхозяйственным использованием и самовольным захватом земель, судам при рассмотрении дел данной категории надлежит тщательно выяснять причины, порождающие возникновение земельных и связанных с ними имущественных споров, и реагировать путем вынесения частных определений на установленные нарушения земельного законодательства гражданами, отдельными должностными лицами, а также на недостатки в деятельности органов, обязанных осуществлять контроль за правильным использованием земель.

18. Судам следует периодически проводить изучение и обобщение судебной практики по делам, связанным с земельными отношениями, и принимать необходимые меры к устранению выявленных недостатков и предупреждению нарушений земельного законодательства.

19. Признать утратившим силу Постановление Пленума от 21 июня 1977 г. N 3 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами земельного законодательства».

Председатель
Верховного Суда РСФСР
А.К.ОРЛОВ

И.о. Секретаря Пленума,
член Верховного Суда РСФСР
И.К.ПИСКАРЕВ

О применении судами земельного законодательства

Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер

Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер , получат доступ к Java-книге.

Абоненты CDMA-оператора ( Dalacom, City, PaThword ) отправив SMS на номер , получат ссылку для скачивания обоев.

Стоимость услуги — тенге с учетом НДС.

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6
    О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства

    В целях правильного и единообразного применения земельного законодательства пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    • Показать изменения
    • 1. Законодательство по вопросам, регулирующим земельные правоотношения, основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Земельного кодекса Республики Казахстан (далее — Земельный кодекс) и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      Принятые до введения в действие Земельного кодекса нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей данному кодексу.

    • Поставить закладку
    • Судебные решения
    • В пункт 2 внесены изменения в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 19.01.18 г. № 1 ( см. стар. ред. )

      Под земельными правоотношениями следует понимать отношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю.

      К искам (заявлениям) вытекающим из земельных правоотношений относятся, в частности, требования: об оспаривании законности актов государственных органов по предоставлению земельных участков и по их изъятию (главы 2, 3, 4, 5, 9 Земельного кодекса); о возмещении убытков в связи с изъятием земельных участков (главы 2 и 20 Земельного кодекса); об оспаривании права собственности и землепользования (главы 3 и 4 Земельного кодекса); об обжаловании порядка предоставления акимами земельных участков ( статьи с 43 по 47 Земельного кодекса); об обжаловании договора залога (глава 8 Земельного кодекса); об изъятии земельных участков в соответствии со статьями 92, 93, 94 Земельного кодекса; об установлении или прекращении сервитута (глава 7 Земельного кодекса); об отказе в регистрации и выдаче государственных актов, удостоверяющих право собственности или право землепользования на земельный участок и другие.

      ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 13
      от 25 декабря 1996 г.
      г. Киев

      (Постанова втратила чинність на підставі
      Постанови Верховного суду
      N 7 в
      ід 16.04.2004)

      О практике применения судами
      земельного законодательства
      при рассмотрении гражданских дел

      Предусмотренная ст. 14 Конституции Украины особая охрана земли как основного национального багатства направлена на обеспечение рационального использования земельных ресурсов, сохранение и восстановление плодородности грунтов, защиту их от порчи и загрязнения, реализацию гражданами и юридическими лицами их права на землю в соответствии с законом. Важная роль в осуществлении этой охраны принадлежит судам, юрисдикция которых в сфере земельных и связанных с ними имущественных правоотношений значительно расширена.

      Обобщение практики рассмотрения судами отнесенных к их компетенции земельных споров, а также имущественных споров, связанных с земельными отношениями, свидетельствует, что они разрешаются в основном правильно. Вместе с тем, в ряде случаев допускаются ошибки в определении подведомственности споров в применении норм о изъятии земель и возмещении причиненных нарушением земельного законодательства убытков в определении порядка использования земельного участка гражданами, которым принадлежит жилой дом, хозяйственные строения и сооружения на праве общей собственности. В целях предотвращения указанных недостатков Пленум Верховного Суда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Обратить внимание судов на необходимость при разрешении отнесенных к их компетенции земельных и имущественных споров, связанных с земельными отношениями, неуклонно соблюдать нормы Конституции Украины, законов и принятых в соответствии с ними других нормативно-правовых актов о земле и ее охране, защите прав всех субъектов права собственности на землю и хозяйствования на ней, устранить недостатки в этой деятельности и усовершенствовать ее.

      2. При решении вопросов о подведомственности дел следует учитывать, что суды разрешают земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, если хотя бы одной ‘из сторон в споре является гражданин.

      Исходя из положений статей 8, 124 Конституции Украины, статей 5, 17, 26, 27, 28,31, 42, 43, 44, 51, 103, 104, 105, 107, 112, 114, 116 Земельного кодекса Украины (далее — ЗК), ст. 5 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.24 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее — ГПК) судам подведомственны, в частности, дела по заявлениям:

      — о предоставлении земельного участка для ведения (создания) крестьянского (фермерского) хозяйства в случае отказа в этом решением районного, городского (в административном подчинении которого находится район) совета;

      — о признании незаконным решения сельского, поселкового, городского совета об отказе передать гражданину в частную собственность земельный участок, предоставленный ему для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства;

      — о защите и восстановлении нарушенных прав владельцев земельных участков и землепользователей, устранении препятствий в использовании земельных участков;

      — о сокращении при наличии уважительных причин шестилетнего срока, в течение которого гражданам запрещается отчуждать земельный участок, переданный в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

      — о прекращении права пользования земельным участком или права собственности на него в случаях, предусмотренных Земельным кодексом;

      — о изъятии (выкупе) земельных участков по заявлениям соответствующих советов, предприятий, учреждений и организаций;

      — о возмещении владельцам земли и землепользователям убытков и приведении земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, предприятиями учреждениями, организациями, которые проводили разведывательные работы;

      — о разрешении споров между владельцами жилых домов, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, относительно устранения препятствий в пользовании последними;

      — об определении порядка распоряжения земельным участком и его использования гражданами, которым жилой дом, хозяйственные строения и сооружения принадлежат на праве общей (совместной или долевой) собственности;

      — о признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, залога, самовольного обмена земельных участков землепользователями, в том числе арендаторами, а также соглашений, заключенных владельцами земли с нарушением установленного для них порядка приобретения или отчуждения земельных участков;

      — о возврате самовольно занятых земельных участков, приведении их в пригодное для использования состояние, сносе возведенных на них строений и сооружений;

      — о разрешении земельного спора, который в соответствии с определеннной Земельным кодексом компетенцией рассматривался советом, с решением которого заявитель не соглашается;

      — о разрешении имущественных споров, связанных с земельными отношениями, в том числе о возмещении убытков, причиненных изъятием (выкупом) или временным занятием земельных участков, ограничением прав владельцев земли, арендаторов и других землепользователей, ухудшением качества земель или приведением их в непригодное для использования по целевому назначению состояние вследствие отрицательного влияния, причиненного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, или ущерба, причиненного их неправомерными действиями, повлекшими порчу, ухудшение качества земель или приведение их в непригодность:

      — о разрешении споров между субъектами права коллективной собственности на землю (ст.5 ЗК) и членами этих юридических лиц (или их наследниками) о праве на земельную долю, между садоводческими обществами и их членами, между членами такого общества и членами их семей или другими лицами относительно использования предоставленного члену общества земельного участка и устранения препятствий в этом.

      3. Земельные споры между юридическими лицами, в том числе о предоставлении зарегистрированному фермерскому хозяйству земли Для расширения хозяйства, подведомственны арбитражным судам.

      4. Поскольку ст.22 ЗК установление границ земельных участков в натуре отнесено к компетенции землеустроительных организаций, суды не могут рассматривать такие требования, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.51 ЗК).

      5. Учитывая, что основанием для исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства, являются обязательства, возникающие вследствие причинения такого ущерба имуществу организаций или граждан, эти иски в соответствии со ст. 126 ГП К могут предъявляться по выбору истца или по месту жительства ответчика (месту нахождения органов управления организаций), или по месту причинения ущерба.

      6. Споры по поводу смежного землепользования: соблюдения границ, правил добрососедства (в частности, относительно обязанности владельца или землепользователя разрешать владельцам или землепользователям соседнего участка проход к дорогам общего пользования для сооружения на смежном участке необходимых коммуникаций, принятия мер по недопущению возможности стока дождевых и сточных вод, проникновению ядохимикатов и минеральных удобрений на смежную территорию и др.) — рассматриваются судами в соответствии с ч.2 ст. 124 Конституции Украины и в том случае, когда они предварительно не разрешались избранной советом согласовательной комиссией.

      7. Судам следует иметь в виду, что подведомственные им споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в исковом производстве.

      По заявлению стороны, которая не соглашается с решением совета по земельному спору, суд проверяет правильность этого

      При обжаловании решения советов по другим вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об отказе в предоставлении земельного участка для ведения собственного подсобного хозяйства), суд в случае удовлетворения иска признает решение совета незаконным и обязует его выполнить определенные действия в защиту нарушенного права.

      8. Разрешая споры о прекращении права собственности на землю и права пользования земельным участком, суды должны учитывать, что совет имеет право принять решение об этом только в порядке, на основаниях и при условиях, предусмотренных статьями 27, 28, 29 ЗК. В случаях, определенных этими нормами, прекращение права собственности на землю и права землепользования осуществляется по иску соответствующего совета в судебном порядке, несоблюдение которого является основанием для признания решения совета незаконным.

      Вместе с тем, исходя из установленных законодательством условий предоставления земельных участков, нельзя считать противоречащим закону решение совета об отмене своего решения, по которому земельный участок был неправомерно получен в собственность или в пользование. В этом случае вопрос о недействительности документов, выданных на основании пересмотренного решения, решается в судебном порядке.

      При временном пользовании землей на условиях аренды вопрос о досрочном его прекращении решается путем предъявления иска о расторжении договора. В случае окончания указанного в договоре срока аренды предусмотренное ст.8 ЗК предпочтительное право арендаторов на возобновление договора аренды распространяется на случаи, когда земля снова передается в аренду.

      9. С заявлениями об изъятии (выкупе) земельных участков у граждан с целью передачи их в собственность или предоставление в пользование другим гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям имеют право обращаться советы — в случае отказа владельца земли или землепользователя дать согласие на его изъятие (выкуп), а также предприятия, учреждения, организации, которые согласовывали связанные с изъятием (выкупом) вопросы в установленном ст.34 ЗК порядке, — в случае отказа местного совета в изъятии (выкупе) земли.

      При решении таких требований суд должен учитывать как интересы гражданина, предприятия, учреждения, организации, для нужд которых изимается земельный участок, так и интересы его владельца или землепользователя, и определить, какому из этих интересов в данной ситуации надлежит отдать предпочтение.

      Лицо, у которого без его согласия решением совета изъят земельный участок, может обратиться с иском о признании этого решения незаконным (ст. 112 ЗК). В одном производстве по такому делу могут рассматриваться и встречные требования об изъятии земельного участка.

      Решение совета об изъятии (выкупе) земельного участка не может быть признано законным, если оно вынесено с нарушением предусмотренного законодательством порядка решения этих вопросов.

      Требования об изъятии (выкупе) земельных участков у граждан могут быть удовлетворены судом только при условии обеспечения гарантий, предусмотренных ст.46 ЗК, а именно после выделения советом по желанию этих граждан равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями, организациями, для которых отведен земельный участок, жилых, производственных и других строений вместо изымаемых, и возмещения в полном объеме других убытков согласно разд.IV этого Кодекса.

      10. В соответствии со ст.51 ЗК и ст.5 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» суд рассматривает заявления о предоставлении земельного участка гражданам, выявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, как в случае отказа районного, городского (в административном подчинении которого находится район) совета в предоставлении земельного участка, так и при его предоставлении в другом размере или месте, нежели просили граждане в своих заявлениях.

      При этом следует учитывать, что право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин, который достиг 18-летнего возраста, выявил такое желание, имеет документы, подтверждающие его способность заниматься сельским хозяйством, и прошел отбор в районной (городской) конкурсной комиссии, а также что первоочередной право на это предоставляется гражданам, которые проживают в сельской местности и имеют необходимую квалификацию или опыт работы в сельском хозяйства (ст.4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности или пользовании (ст. 7 ЗК). осуществляется только после их изъятия (выкупа) Членам коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятии (кроме исследовательских хозяйств), которые выявили желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, при отсутствии земель запаса предоставляются для этой цели земельные участки из пригодных для сельскохозяйственного производства земель указанных предприятий и кооперативов, изъятых без нарушения целостности других хозяйств (ч. 8 ст.51 ЗК).

      Поскольку решение суда об удовлетворении иска является основанием для отведения участка в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю или пользование ею, а также для заключения договора об аренде, в резолютивной части решения должно быть указано место расположения участка, его размер и границы.

      11. Нарушение советом предусмотренного 11.2 ст.5 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» месячного срока рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является созданием препятствий к осуществлению их прав, поэтому суд по заявлениям последних может в порядке, предусмотренном гл.31-А ГПК, обязать соответствующий совет рассмотреть такие заявления на ближайшей сессии.

      12. Рассматривая иски о защите прав владельцев земельных участков и землепользователей (об устранении препятствий в пользовании ими и др.), суд проверяет законность решения совета о передаче земельного участка другому лицу без изъятия его в установленном порядке у истца и в том случае, когда последним не предъявлен иск о признании этого решения незаконным.

      13. Разрешая иски о возмещении убытков владельцам земли и землепользователям, судам следует иметь в виду, что при изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков в установленном порядке, а также при ограничении прав владельцев и землепользователей (в том числе арендаторов), ухудшении качества земель или приведении их в непригодное для использования по целевому назначению состояние причиненные убытки возмещаются согласно статям 88, 89 ЗК предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которым отведены или предоставлены во временное пользование изымаемые (выкупаемые) земельные участки или тем, деятельность которых приводит к ограничению прав собственников и землепользователей или ухудшению качества земель, расположенных в зоне их влияния.

      В случаях самовольного занятия участков, порчи, загрязнения земель и других нарушений земельного законодательства ущерб возмещается в соответствии со статьями 116, 117 ЗК, статьями 203, 440, 441, 453 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) лицами, которые его причинили. При причинении ущерба источником повышенной опасности он возмещается владельцем этого источника по правилам ст.450 ГК.

      14. Разъяснить судам, что согласно ст.90 ЗК потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненные изъятием сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением прав владельцев и землепользователей или ухудшением качества земель вследствие отрицательного влияния, причиненного деятельностью предприятий, учреждений и организаций, не относятся к убыткам, на возмещение которых имеют право владельцы земельных участков и Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским советам наряду с возмещением убытков владельцам земли и землепользователям.

      15. Размеры убытков, причиненных владельцам земли и землепользователям изъятием (выкупом) или временным занятием в уствновленном порядке земельных участков,определяются комиссиями, созданными Киевской и Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, исполнительными комитетами городских (городов областного подчинения) советов в соответствии с Порядком определения и возмещения убытков владельцам земли и землепользователям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. N 284.

      В таком же порядке определяются убытки, причиненные ограничением прав владельцев земли и землепользователей, ухудшением качества земель или приведением их в непригодное для использования по целевому назначению состояние вследствие отрицательного влияния, причиненного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан.

      При временном занятии земельных участков для разведывателями и предприятиями, учреждениями, организациями — заказчиками разведывательных работ. При недостижении согласия размер убытков определяется указанными выше комиссиями, решения которых могут быть пересмотрены судом при разрешении соответствующих исков.

      16. При невыполнении предприятиями, учреждениями, организациями, которые временно использовали земельные участки для проведения геологосъемочных, поисковых, геодезических и других разведывательных работ, предусмотренной ст.26 ЗК обязанности привести занимаемый земельный участок за свой счет в установленный срок в состояние, пригодное для его использования по назначению, они должны в соответствии со ст. 17 ЗК, статьями 203, 440, 453 ГК возместить владельцу или землепользователю причиненный ущерб в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в такое состояние. Для определения размера этого ущерба суд в случае необходимости может назначить экспертизу.

      17. Разрешая иски о возмещении владельцам земли и землепользователям ущерба, причиненного самовольным занятием или загрязнением земельных участков и другими нарушениями земельного законодательства, суды должны исходить из того, что в соответствии со статьями 116, 117 ЗК, статьями 203, 440 ГК такой ущерб возмещается в полном объеме.

      Размер ущерба, причиненного повреждением посевов и насаждений при прокладывании путей, трубопроводов и проведении разведывательных, буровых, строительных работ, порчей и загрязнением сельскохозяйственных и других земель, другими нарушениями земельного законодательства, определяется с учетом расходов на восстановление плодородности земли, а также доходов, которые владелец земли или землепользователь мог бы получить из земельного участка и которые он не получил за время до приведения земли в состояние, пригодное для ее использования по назначению, или до возврата самовольно занятого участка.

      В частности, при повреждении посевов, самовольном занятии пашни или сенокоса, в пользу землепользователя (владельца) взимается стоимость неполученных сельскохозяйственной продукции или сена, исчисленная по рыночным ценам, с учетом средней урожайности данной культуры в хозяйстве, за исключением издержек производства, связанных со сбором урожая, а также расходов на восстановление качества земель в соответствии с их назначением. Если вместо повреждения посевов землепользователь провел в том же сезоне повторный посев культур, возмещению подлежат расходы на пересеивание (стоимость семян, обработку земли и др.).

      В соответствии со статьями 39, 116 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их владельцам или землепользователям с передачей последним несобранного урожая без возмещения расходов, произведенных во время незаконного пользования.

      18. По делам о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства, суда соответствии с ч.7 ст.203 ГПК вправе выйти за пределы заявленных исковых требований, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов владельцев земельных участков или землепользователей.

      Уменьшение на основании ст.454 ГК. размера возмещения ущерба, причиненного гражданином, может иметь место в исключительных случаях, в зависимости от установленного судом и тщательно проверенного в судебном заседании его имущественного положения, с обязательным приведением мотивов принятого решения.

      При рассмотрении исков о возмещении ущерба, причиненного порчей или загрязнением земли, судам следует выяснять наличие у ответчика возможности провести работы по восстановлению предыдущего качества земли. Если такая возможность есть, суд может с учетом мнения истца обязать ответчика согласно ст.453 ГК возместить ущерб в натуре, установив для этого соответствующий срок.

      19. При установлении порядка использования земельного участка и распоряжения им гражданами, которым жилой дом, хозяйственные строения и сооружения принадлежат на праве совместной долевой собственности, суд выясняет и учитывает возможность нормального пользования домом и осуществления ухода за ним, расположения хозяйственных строений, сооружений, необходимость возведения строений, размещения плодовоягодных насаждений совладельцев, возможность прохода с улицы во двор и др. Учитываются также требования санитарных правил и правил противопожарной безопасности. В случае невозможности перенесения совладельцем на предоставленный в его пользование участок хозяйственных строений и насаждений суд должен обговорить вопрос о соответствующей денежной компенсации.

      В совместном пользовании сторон суд может оставить только участки, раздельное пользование которыми установить невозможно.

      При приватизации гражданами одно- или многоквартирного дома государственного жилищного фонда пользование закрепленной за ним территорией около дома согласно п.5 ст. 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом относительно использования приусадебного участка гражданами, которым жилой дом принадлежит на праве совместной собственности (статьи 42, 105) Если в жилом доме приватизирована часть квартир, вопрос о пользовании приусадебной территорией решается по правилам ч.2 ст.30 ЗК,то есть путем деления этой территории в установленном порядке или совместного пользования ею, если раздел без ущерба для ее рационального использования не возможен.

      20. В случае, когда граждане, которым жилой дом принадлежит на праве совместной собственности, кроме предоставленного для строительства и обслуживания этого дома и хозяйственных строений земельного участка (приусадебного участка), временно пользуются по надлежащему разрешению местного совета незанятым смежным участком, суд, разрешая спор о порядке использования приусадебного участка и распоряжения им, может одновременно определить по тем же правилам и порядок временного пользования смежным участком, указав в решении, что он устанавливается на период до прекращения права пользования им.

      21. Исходя из того, что порядок использования и распоряжения совместным земельным участком определяется прежде всего самими совладельцами жилого дома в зависимости от размера их долей в совместной собственности на дом, суд в соответствии со ст. 42 3 К принимает во внимание их соглашение по этому поводу при разрешении споров как между ними самими, так и при участии лиц, которые позже приобрели соответствующую долю в совместной собственности на дом и для которых это соглашение также является обязательным. Это правило касается и случаев, когда жилой дом был разделен в натуре.

      Суд может не признать соглашение о порядке использования и распоряжения земельным участком, когда придет к выводу, что соглашение явно ущемляет законные интересы кого-то из совладельцев, лишает его возможности надлежаще пользоваться своей частью дома, фактически исключает его из числа пользователей совместным земельным участком, противоречит архитектурным, санитарным и противопожарным правилам.

      Если до разрешения судом спора между совладельцами дома о порядке использования земельного участка этот порядок ими не определялся, суду следует исходить из размера их долей в праве совместной собственности на дом, на время преобразования совместной смежной собственности в совместную долевую или на время возникновения последней.

      22. Суд не может отказать в иске или закрыть производство по делу об установлении порядка использования и распоряжения земельным участком на тех основаниях, что он определен соглашением сторон. Если при разрешении спора суд установит, что соглашением между совладельцами жилого дома был определен порядок использования и распоряжения земельным участком, для изменения которого оснований нет, он выносит решение об установлении именно такого порядка.

      В резолютивной части решения по такому делу суд в зависимости от обстоятельств последнего должен указать размеры и границы тех участков, которые должна использовать каждая из сторон, и тех, которые выделены для совместного пользования, а также указать, как должны стороны проходить к дому, строениям, сооружениям и на улицу.

      23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 ЗК пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в коллективной собственности граждан, осуществляется по решению общего собрания коллектива совладельцев, которыми являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, садоводческие общества, сельскохозяйственные акционерные общества (в том числе созданные на базе совхозов), другие сельскохозяйственные предприятия. Обжалование таких решений членами этих субъектов права коллективной собственности на землю согласно ст. 16 Закона Украины «Об обращении граждан» осуществляется в судебном порядке. Суд рассматривает такие жалобы по правилам гл.31-АГПК.

      Заявления членов указанных субъектов права коллективной собственности (.кроме садоводческого общества) или их наследников о выделении доли земли рассматриваются в исковом производстве. Вопросы о праве на долю и о ее размере решаются на основании статей 5 и 6 ЗК.

      До передачи земельных участков, предоставленных для ведения коллективного садоводства в коллективную собственность садоводческих обществ и частную собственность их членов, субъектами прав, обязанностей и гарантий относительно предоставленного земельного участка являются эти общества, которые в пределах своей компетенции устанавливают порядок пользования земельными участками, а также вправе требовать освобождения этих участков лицами, которые заняли их с нарушением прав других лиц или общества. Вместе с тем, члены садоводческих обществ имеют право требовать в судебном порядке устранения препятствий п пользовании выделенным им садовым участком, зданиями, насаждениями, а также защиты других субъективных прав.

      24. Обратить внимание судов на необходимость неукоснительного соблюдения требований ст.ИЗ ГПК относительно подготовки к судебному рассмотрению дел о земельных и имущественных спорах, связанных с земельными отношениями.

      В частности, по делам об установлении порядка пользования и распоряжения земельным участком необходимо истребовать документы о предоставлении его для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений; план земельного участка, отведенного в натуре (на местности); план этого участка с указанием его частей, находящихся в фактическом пользовании каждого из совладельцев, а также расположенных на нем строений, плодово-ягодных насаждений; правоустанавливающие документы на дом с указанием размера долей каждого совладельца; соглашение или решение суда о разделе дома в натуре или определение порядка пользования им; соглашение о порядке пользования земельным участком, если оно имело место.

      При подготовке к рассмотрению дела о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства надлежит истребовать документы об образовании, специальности или профессии истца, стаже его работы в сельском хозяйстве, месте жительства, план расположения земельного участка, обоснования относительно его размера и перспектив деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, документы конкурсной комиссии при рассмотрении заявления и прохождении конкурсного отбора, а также заказанный советом проект отведения земельного участка, согласованный с владельцем земли или землепользователем (если участок отводится из земель запаса, согласия не нужно).

      По делам о возмещении убытков или ущерба необходимо истребовать акт соответствующей комиссии, созданной Киевской и Севастопольской городскими, районной государственной администрацией или исполнительным комитетом городского (городов областного подчинения) совета для определения размера убытков, причиненных владельцам земли и землепользователям, утвержденный органом, создавшим эту комиссию: проект мероприятий для приведения в состояние, пригодное для использования по назначению земельных участков, предоставленных во временное пользование, и смету расходов на это; документы о стоимости работ по приведению к предыдущему состоянию испорченных или поврежденных земель; справку службы районной государственной администрации о средней урожайности соответствующих культур; справку о рыночной цене этих культур.

      Когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные знания, судья при подготовке дела к рассмотрению, а суд во время его рассмотрения назначают экспертизу с соблюдением требований ст. 57 ГПК.

      25. Судам необходимо иметь в виду, что купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен земельных участков землепользователями, в том числе арендаторами, а также соглашения, заключенные владельцами земли с нарушением установленного для них порядка приобретения или отчуждения земельных участков, в соответствии со ст. 114 ЗК должны признаваться недействительными с применением последствий, предусмотренных ст.49 ГК.

      26. В соответствии со статьями 48, 50 Закона Украины «О собственности», ст.71 ГК по спорам о защите прав владельцев земельных участков, стороной в которых является гражданин, применяется трехлетний срок исковой давности, если другое не предусмотрено законом.

      Установленный ст.112 ЗК месячный срок для обжалования в суде решений советов по земельным спорам является процессуальным, поэтому в случае, когда он не будет возобновлен из-за неуважительности причин пропуска, заявление о разрешении земельного спора в соответствии со ст. 8 5 ГПК остается без рассмотрения. При обжаловании других решений советов действуют соответствующие сроки, предусмотренные ГК, Законом Украины «Об обращении граждан» или другими актами законодательства Украины.

      27. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Украинской ССР от 27 июня 1986 г. N 7 «О практике применения судами Украины земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел».

      Председатель Верховного Суда Украины В.БОЙКО

      Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Украины Н.СЕЛИВАНОВ

      Смотрите так же:

      • Госпошлина судебный иск Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, не подлежащего оценке, а также неимущественного […]
      • Изменения в закон о ккт с 2018 года Новые поправки в Закон о ККТ 2018 Актуально на: 10 июля 2018 г. Госдума приняла поправки в Закон о ККТ, поэтому с 3 июля 2018 года он действует в новой редакции. Одно из важных изменений – обновленная формулировка понятия расчеты. Теперь в ней не сказано, что это должны быть расчеты за […]
      • Правила декларации ребёнка Правила декларации ребёнка Десять принципов Декларации прав ребенка (краткое содержание), 4 класс, Окружающий мир Принцип 1: Детям во всем мире принадлежат указанные ниже права. Принцип 2: Каждый ребенок имеет право нормально расти и развиваться. Принцип 3: Каждый ребенок имеет право на […]
      • Федеральный закон 94-фз статья 9 Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ"О внесении изменений в […]
      • Шпоры интеллектуальная собственность 61. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Понятие интеллектуальной собственности определяется как международными актами, так и Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: • литературным, […]
      • Признак делимости на 17 правило Признак делимости на 17 правило Ну, прежде всего, заметим, что на 1 делится любое число. Это, наверное, самый простой признак делимости. На два делятся четные числа, на пять - числа, оканчивающиеся на цифры 5 или 0, а на десять - числа, оканчивающиеся на 0. Это все знают. Также многие […]