Ответственность по закону об обращениях граждан

Содержание:

Ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гарантирует реализацию указанного права. В частности, законом установлены порядок и конкретные сроки, в течение которых обращения граждан должны быть объективно и всесторонне рассмотрены.

В случаях, когда требования указанного закона нарушаются должностными лицами, рассматривающими обращения граждан, виновные в этом подлежат привлечению к ответственности. Так, за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений, принятие необоснованных, незаконных решений, представление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан, а также за преследование гражданина в связи с критикой, содержащейся в его обращении, наступает административная ответственность.

При этом названный закон непосредственно не предусматривает меры ответственности, а отсылает к иному законодательству Российской Федерации, в том числе, к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления согласно статье 5.59 этого Кодекса влечет ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Положения данной статьи не распространяются на случаи отказа в представлении информации, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 5.39 названного Кодекса.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными двумя нормами Кодекса, а также другими нормами, установленными частью 1 статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.

Отдельные положения об ответственности государственных и муниципальных служащих содержатся в ведомственных правовых актах, касающихся вопросов организации рассмотрения обращений граждан. В случае их несоблюдения наступает дисциплинарная ответственность служащих.

Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления

Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях РФ введена новая статья 5.59, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39 (отказ в предоставлении информации).

Общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами предусмотрен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее Закон РФ).

В соответствии со ст. 2 указанного Закона РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В силу положений ст. 5 Закона РФ при рассмотрении обращения гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения и т.д.

Согласно ст. 12 Закона РФ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Только в исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Нарушение указанного порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 КоАП РФ.

За совершение данного правонарушения мера ответственности в виде администриавного штрафа может быть возложена исключительно на должностных лиц указанных органов.

Само определение понятия должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, а также в пункте 5 ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.

В соответствии с указанными положениями под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Пределы назначения наказания в виде штрафа за совершение указанного правонарушения составляют от 5 до 10 тыс. руб.

Кроме того, как следует из положений ст. 16 Закона РФ, гражданин, права которого нарушены при рассмотрении его обращения, имеет право в судебном порядке потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

В то же время, необходимо помнить, что в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Прокуратура Московской области

В последнее время участились случаи выявления прокуратурой области нарушений установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст. 5.59 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Ответственность за нарушение Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Хохрина Г. А.

В статье рассмотрен порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и ответственность за его нарушения. Проанализированы статьи КоАП РФ, посвященные нарушениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Хохрина Г.А.,

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушение Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»»

Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем предусмотрены права граждан на рассмотрение обращений, гарантии их безопасности при этом, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по порядку рассмотрения обращений граждан.

В статье 15 закона говорится о том, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Настоящая статья носит отсылочный характер. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность непосредственно за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, в связи с чем представляется возможным привлечение отдельных должностных лиц за неисполнение требований данного закона лишь к дисциплинарной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Аналогично дисциплинарная ответственность может быть возложена на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им по его вине возложенных на него служебных обязанностей, но перечень применяемых к нему дисциплинарных взысканий несколько уже. Это замечание, выговор и увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ст. 27).

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов не регламентируются действующим законодательством и определяются уставами муниципальных образований (ст. 71 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в редакции от 08.11.2007 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Лишь в ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность отзыва избирателями указанных лиц за их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся государственными служащими, действующим федеральным законодательством не регламентирована и может быть предусмотрена лишь законами субъектов РФ (ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

Существуют особенности привлечения к ответственности отдельных категорий должностных лиц, занимающих определенные должности.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2007) за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Схожие меры дисциплинарной ответственности могут быть применены и к должностным лицам правоохранительных органов.

При всей значимости дисциплинарной ответственности представляется, что более действенными применительно к данному закону являются меры административного воздействия на нарушителей его

норм. Даже сама возможность судебного рассмотрения оказывает профилактическое и эмоциональное воздействие на потенциального правонарушителя и побуждает его к неукоснительному исполнению норм закона. Меры административного воздействия предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Однако в КоАП РФ имеется лишь одна статья, нормы которой можно применить в отношении нарушителей Федерального закона № 59-ФЗ. Это статья 19.7, согласно которой граждане, должностные лица и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

К ответственности по указанной статье могут быть привлечены государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, не выполнившие требования ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о предоставлении по направленному запросу органа, рассматривающего обращение, в течение 15 дней документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения.

В ст. 28.3 КоАП РФ перечислены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, рассматривают такие дела мировые судьи.

Какая-либо административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в Кодексе отсутствует.

По мнению ряда ученых, действия лиц, нарушивших порядок рассмотрения обращений граждан, можно квалифицировать по ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации», так как при любом обращении гражданина речь идет о его желании получить информацию о тех или иных фактах, событиях, которая, по мнению гражданина, касается его прав и свобод.

Вместе с тем, на наш взгляд, такая позиция является ошибочной.

Диспозиция ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Права гражданина, за нарушение которых предусмотрена ответственность в данной статье Кодекса, гарантированы ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы», и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, закрепившей право граждан на свободное получение информации любым законным способом.

Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен был ранее Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в настоящее время — Федеральным законом от 27 ию-ля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 1 определена сфера действия данного закона — он регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Право же граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления предусмотрено ст. 33 Конституции РФ.

Порядок реализации гражданином данного права урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сфера действия которого четко и однозначно определена в статье 1 Закона.

Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, являются права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также на поиск и получение информации, а объектом нарушения порядка рассмотрения обращений граждан является право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Разные у них и объективные стороны. Для объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо как минимум заявление гражданина о предоставлении собранных документов, затрагивающих его права и свободы, либо предусмотренной законом информации.

Вместе с тем Федеральным законом № 59-ФЗ регулируется порядок рассмотрения иных видов обращений граждан. Это — предложение, т.е. рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, заявление-просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, а также жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Как видим, содержание требований граждан в их заявлениях по ст. 5.39 КоАП РФ не совпадает с содержанием обращений, порядок рассмотрения которых регулируется законом № 59-ФЗ.

Кроме того, противоправными по смыслу ст. 5.39 КоАП РФ будут действия, выраженные в отказе гражданину предоставить документы либо информацию, а также предоставление гражданину неполной либо заведомо недостоверной информации.

Противоправными же действиями по смыслу ст. 15 закона № 159-ФЗ являются различного рода нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, регламентированного этим законом, то есть нарушение порядка приема обращений к рассмотрению, ненадлежащая организация личного приема граждан, ненаправление письменного ответа на обращение или нарушение сроков его рассмотрения, преследование гражданина в связи с его обращениями, разглашение собранных о нем сведений, отсутствие контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан и т.п.

В связи с изложенным за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может наступить административная ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ. А с учетом того, что нарушения порядка рассмотрения обращений граждан носят распространенный характер, на федеральном уровне необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность непосредственно за нарушение прав граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам.

Отсутствие в настоящее время в Кодексе РФ об административных правонарушениях статьи об ответственности за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан компенсируется в какой-то мере законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, большинство из которых содержит соответствующие нормы. Вместе с тем в данном случае необходима единообразная практика привлечения к административной ответственности виновных лиц на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от уровня государственного органа и должностного лица.

Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) установлен общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Под должностными лицами, осуществляющими публично-значимые функции, подразумеваются также нотариусы, адвокаты, саморегулируемые организации арбитражных управляющих и т.д.

Статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Обращение в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней с момента его поступления.

Статье 8 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что в случае если обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В то же время, предусмотрено, что в исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует обратить внимание на то, что действие данной статьи не распространяется на обращения граждан, связанные с нарушением прав граждан на информацию (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), ответственность за нарушение которых предусмотрено статьями 5.39 и 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основаниями для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан являются не только несоблюдение сроков рассмотрения обращения, но и нарушение порядка его регистрации, своевременность перенаправления обращения в иной орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, всестороннее рассмотрение обращения и т.д.

В соответствии с ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Санкцией статьи предусмотрено назначение наказания в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей.

Смотрите так же:

  • На сколько процентов вырастут пенсии в 2018 году Индексация пенсий в 2018 году запланирована в полном объеме СОЧИ, 27 февраля. /ТАСС/. Индексация пенсий в 2018 году запланирована в полном объеме без сокращений и оптимизации. Об этом заявила ТАСС вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец в ходе Российского инвестиционного форума в […]
  • Использование записи в суде Является ли скрытая аудиозапись недопустимым доказательством? В прошлом году был подписан закон, который признал обязательность отнесения фотоматериалов, а также материалов видео- и звукозаписи к доказательствам по делу об административном правонарушении (Федеральный закон от 26 апреля […]
  • Центр экспертизы репина Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина Экспертиза Известно, что предметы искусства имеют не только художественную, но и материальную ценность, более того, их нередко стремятся подделать. Именно поэтому сегодня существует и становится актуальной профессиональная экспертиза […]
  • Приказ о продлении трудового договора в рк Образец приказа о продлении срочного трудового договора Обновление: 26 сентября 2016 г. Каждый работодатель должен разработать и утвердить формы первичных документов по кадрам. Но бывают случаи, когда форму нужно срочно разработать и утвердить, к примеру, образец приказа о продлении […]
  • Московская область патент на работу Получение патента в Московской области стало дешевле Получить патент в Подмосковье — в Едином миграционном центре теперь можно за меньшую сумму денег. Стоимость услуг миграционного центра по оформлению патента иностранным гражданам для работы в Московской области снижена. На днях […]
  • Учебное пособие соколова история История туризма: учебное пособие (7-е издание, исправленное) Учебное пособие создано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Туризм» (квалификация «бакалавр»).В учебном пособии рассмотрены основные этапы зарождения и […]