Подоходный налог в 1993 г

Ставки НДФЛ в 1993 году

Ставка НДФЛ в 1993, 1994, 95,96,97,98 годах

Вопрос относится к городу Г.Нижневартовск

Рекомендация эксперта
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 30 января 1992 г. N ИЛ-6-09/50О НОВОМ ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГАС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦВ связи с поступающими с мест запросами о порядке исчисления подоходного налога с физических лиц в 1992 г. и учитывая необходимость проведения изучения нового порядка исчисления указанного налога, Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает.Верховным Советом РСФСР рассмотрен проект Закона РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц», предусматривающий существенные изменения в порядке исчисления и перечисления подоходного налога с доходов, получаемых гражданами.До 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога производилось по различным ставкам в зависимости от источника получения дохода. По доходам, получаемым гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей (по ставкам статьи 8 Закона РСФСР от 02.12.90 «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (в редакции Закона РСФСР от 03.07.91); доходам, получаемым от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы (по ставкам статьи 14); авторским вознаграждениям за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства (по ставкам статьи 17); доходам от предпринимательской деятельности и других видов доходов, не связанных с осуществлением трудовых обязанностей (по ставкам статьи 20).Начиная с доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за выполненные работы и другую деятельность, осуществляемые после 1 января 1992 г., исчисление подоходного налога с граждан будет производиться исходя из совокупного годового дохода по единой шкале ставок с зачетом ранее удержанной суммы налога.При этом доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам.Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации.В 1992 году значительно расширяется база налогообложения. Практически все граждане привлекаются к уплате налога. В частности, с 1 января 1992 г. на одинаковом основании с рабочими и служащими будут привлекаться к уплате налога члены колхозов. До настоящего времени за членов колхоза уплату налога производили колхозы в размере 8% от суммы облагаемого фонда оплаты труда. Теперь этот налог с колхозов отменяется.Также с 1 января 1992 г. прекращается взимание на территории России налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.Новый Закон предусматривает, что у разных категорий плательщиков из полученного дохода до налогообложения будет исключаться различной суммы кратности необлагаемого налогом минимума, который соответствует размеру установленной Законом Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.Размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации установлен начиная с января 1992 г. в сумме 342 руб., в последующем в случае его изменения будет меняться и сумма, на которую будет уменьшаться доход.В новом Законе изменен и порядок перечисления подоходного налога. Начиная с 1992 г. предприятия, учреждения и организации по истечении каждого месяца, но не позднее срока получения в учреждении банка средств на оплату труда обязаны перечислить в бюджет сумму исчисленного и удержанного с граждан за этот месяц налога независимо от того, получены ли денежные средства для оплаты труда либо произведено их перечисление на лицевые счета работников.Начиная с 1992 г. по окончании каждого календарного года граждане, имевшие в течение года доходы от нескольких источников, обязаны не позднее 1 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими доходах, а также документально подтвержденных произведенных расходах и суммах начисленного и уплаченного налога.Граждане, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), в налоговые органы декларации о полученных за этот год доходах не представляют.В течение года исчисление подоходного налога с доходов, полученных гражданами по месту основной работы (службы, учебы) как за работу, связанную с исполнением трудовых обязанностей, так и за выполнение работ по месту основной работы по договорам гражданско — правового характера, в том числе за выполнение разовых работ, производится предприятиями, учреждениями и организациями ежемесячно с общей суммы дохода, начисленного с начала календарного года по новым ставкам, с зачетом ранее удержанной суммы налога.Следовательно, предприятия, учреждения и организации, производившие удержание подоходного налога по заработку за прошлый месяц, из январского заработка должны произвести удержание налога за два месяца — по доходу за декабрь 1991 г. и доходу за январь 1992 г.Общая сумма дохода, исчисленного по месту основной работы с начала года, до налогообложения уменьшается на:1. Сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации у следующих категорий граждан:Героев Советского Союза, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;инвалидов Великой Отечественной войны;инвалидов с детства, а также I и II групп;участников гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;лиц вольнонаемного состава Советской Армии, Военно — Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986 — 1987 гг.;лиц, эвакуированных, а также выехавших добровольно из зоны отчуждения в 1986 г. в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. (независимо от срока пребывания).2. Сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации у следующих категорий граждан:родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;военнослужащих и призванных на поверочные сборы военнообязанных, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц) воспитывающего совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, а также супруга этого инвалида.3. У граждан, не перечисленных в пунктах 1 и 2 настоящего письма, общая сумма дохода, начисленного по месту основной работы с начала года, до налогообложения дохода уменьшается на сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.При наличии у гражданина права на уменьшение дохода по нескольким основаниям совокупный годовой доход уменьшается не более чем на сумму дохода, не превышающую за каждый проработанный месяц пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда в РСФСР.Кроме вышеуказанных вычетов совокупный годовой доход за каждый проработанный месяц уменьшается также на расходы в размере минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, на студентов и учащихся дневной формы обучения — до 24 лет и на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода.Этот порядок применяется и в том случае, если дети, студенты, учащиеся имеют самостоятельные источники дохода, а также сохраняется до конца года, в котором дети достигли возраста 18 лет, а студенты и учащиеся — 24 лет, и в случае смерти детей и иждивенцев.У родителей, дети которых учатся в военных училищах, эти расходы исключаются до достижения курсантами возраста 18 лет.Указанные вычеты на детей и иждивенцев производятся из дохода до налогообложения у одного из супругов (по их выбору) на основании письменного заявления, в котором заявитель указывает, что его супруг (супруга) этой льготой не пользуется. Разделение детей между супругами в целях налогообложения не допускается. Не исключаются расходы на содержание детей и у лиц, выплачивающих алименты на этих детей.При создании студентами семей расходы на содержание супругов — студентов учитываются только у каждого из их родителей. Дети студентов (внуки) в составе расходов деда и бабки не учитываются.Пример исчисления подоходного налога за 1992 г.:Герой Советского Союза, выполнявший интернациональный долг в Республике Афганистан, имеет на иждивении дочь в возрасте 17 лет и сына — студента медицинского института в возрасте 23 лет, работает на заводе, его доход составил в 1992 г.: январе — 12500 руб., феврале — 12500 руб., марте — 12500 руб., апреле — 18000 руб.1. Необлагаемый налогом ежемесячный размер дохода данного гражданина составляет 2394 руб.: (342 руб. х 5) + (342 руб. х 2).2. За январь доход, подлежащий налогообложению, составит 10106 руб. (12500 руб. — 2394 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за январь в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 10106 руб.).3. Совокупный облагаемый доход за январь — февраль составит 20212 руб. (10106 руб. + 10106 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за февраль в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 20212 руб. составит 2425 руб. 44 коп. минус налог, удержанный за январь, — 1212 руб. 72 коп.). 4. Совокупный облагаемый доход за январь — март составит 30318 руб. (10106 руб. + 10106 руб. + 10106 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за март в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 30318 руб. составит 3638 руб. 16 коп. минус налог, удержанный за январь — февраль в размере 2425 руб. 44 коп.).5. Совокупный облагаемый доход за январь — апрель составит 45924 руб. (10106 руб. + 10106 руб. + 10106 руб. + 15606 руб.).Подоходный налог удерживается при выплате заработка за апрель в размере 1990 руб. 44 коп. (5628 руб. 60 коп. (12% от 42000 руб. + 15% от 3924 руб.) минус удержанный налог за январь — март 3638 руб. 16 коп.).6. Таким образом, за четыре месяца совокупный доход гражданина составил 55500 руб., а совокупный облагаемый доход для исчисления подоходного налога — 45924 руб. (55500 руб. — (2394 руб. х 4), или 83% от общего дохода. Сумма удержанного подоходного налога составила 5628 руб. 60 коп.С сумм, начисляемых к оплате труда и выплачиваемых по установленным законодательством СССР и РСФСР за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, коэффициентам (районным, за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах), и с сумм надбавок за стаж работы в указанных местностях налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 12%. В совокупный годовой доход указанные суммы не включаются.В случае если сумма вычетов будет превышать основной заработок, а вместе с надбавкой и коэффициентом общая сумма оплаты труда превысит сумму вычетов, то исчисление налога должно производиться с совокупной суммы основного заработка, коэффициента и надбавки.Пример. Рабочему, имеющему на иждивении 4 детей, по месту основной работы за январь месяц начислено 2030 руб., в том числе основной заработок составил 1610 руб., надбавка за стаж работы 210 руб., сумма по коэффициенту 210 руб. Исчисление подоходного налога в данном случае исходя из совокупного дохода должно быть произведено в размере 38 руб. 40 коп. (12% от 320 руб. (2030 руб. — 1710 руб. (342 руб. + (342 руб. х 4)))).С доходов, получаемых гражданами не по месту основной работы (учебы, службы), по совместительству и по договорам гражданско — правового характера, исчисление подоходного налога производится предприятиями, учреждениями и организациями в таком же порядке, как и по месту основной работы, но без исключения из их доходов сумм минимальной месячной оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев.Однако, если гражданин не имеет места основной работы, он в праве подать в бухгалтерию одного предприятия заявление об исключении из дохода сумм минимальной месячной оплаты труда и расходов на содержание детей.О всех доходах, выплаченных гражданам в течение года, и суммах удержанного подоходного налога не по месту основной работы, предприятия, учреждения и организации обязаны представлять сведения (не позднее 1 марта следующего года) налоговым органам по месту своего нахождения с указанием адресов и постоянного места жительства граждан.В связи с введением названного Закона следует иметь в виду следующее:оплата труда, другие денежные и натуральные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением трудовых и гражданско — правовых обязанностей на предприятиях, в учреждениях и организациях всех организационно — правовых форм и у физических лиц, а также все другие доходы, полученные гражданами за работы, осуществленные до 1 января 1992 года, облагаются подоходным налогом в порядке, действовавшем до 1 января 1992 г.;при выплате после 1 января 1992 г. вознаграждения по договорам подряда, работы по которым были завершены и приняты до 1 января 1992 г., исчисление налога производится по ставкам, действовавшим в 1991 г. В доход 1992 г. эти вознаграждения не включаются;премии, дивиденды по акциям, вознаграждения по итогам работы за 1991 г., выплачиваемые после 1 января 1992 г., облагаются подоходным налогом отдельно по ставкам, определенным статьей 14 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Единовременные вознаграждения за выслугу лет (стаж работы), выплачиваемые за 1991 г., облагаются налогом отдельно по ставке 12%. Указанные суммы, полученные за 1991 г., в состав совокупного дохода за 1992 г. не включаются;доходы, получаемые членами колхоза в 1992 г. от колхоза, членами которого они являются, за выполненные в нем в 1991 г. работы, подоходным налогом не облагаются.Государственная налоговая служба Российской Федерации, сообщая об основных положениях нового законопроекта, полагает целесообразным организовать их изучение работниками налоговых органов с тем, чтобы своевременно подготовиться к проведению разъяснительной работы и практической помощи налогоплательщикам по этому Закону после его официальной публикации в печати.Руководитель Государственнойналоговой службыРоссийской ФедерацииИ.Н.ЛАЗАРЕВ

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Подоходный налог в 1993 г

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) — один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена — до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%. НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА

С 1 января 2000 С 1 января 2001 С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-. . . .)

а) Советские ставки подоходного налога

До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». 23 апреля 1987 были приняты новые ставки для налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой именно — не знаю, цифр нет). Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок, действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы, превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000 руб/год). Шкала ставок доходов по авторским гонорарам варьировалась от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год). Для прочих доходов — от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше 7000 руб/год).

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум составил 100 руб. Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130 руб/мес — 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб — 30% с суммы, превышающей 101 руб. Далее следовала прогрессивная шкала:

С 1 июля 1990 Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес). Для прочих доходов — от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб. В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб — 20 коп, 152 — 50 коп, 153 — 90 коп, 154 — 1р40к, 155-200 руб. — 40% с суммы, превышающей 150 руб.

С 1 января 1991 Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками: Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%: Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется». 19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия — к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб.30 коп:

С 1 апреля 1991 Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы). Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу — 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними — 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год. Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 — осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих — шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей. 11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского — 160 руб. Прогрессивная шкала:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней — от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 — полностью совпадала с основной и внешатной. 3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом. Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы, дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при пеерсчете совпадала с основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее (т.е. социалистичнее). 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала — 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом — опять же с 1 января 1992 года — были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992 6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок — 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993 После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции — 11 декабря 1993 года. Указом N2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро — на будущее, с 1994:

С 1 января 1993 С 1 января 1994 К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) — и опять с 1 января почти закончившегося года:

С 1 января 1994 Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 — после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась):

С 1 января 1996 Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 — с учетом деноминации рубля в 1000 раз:

С 1 января 1998

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее «уплощение»). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога — высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.» Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.» В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно — повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» — минимальная ставка остается прежней — 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи — не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета — 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки — 149, со второй — 180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке — но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к. при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого — многие легализуют свои капиталы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%, как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных к отклонению — лично Н.П.Даниловой. Поправки «четверки»: необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому банку, а общий для всех — и привязанная к ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки — но не для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой — сохранить действующую шкалу и убрать абзац о единой ставке — подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе поправка о сохранении шкалы — КПРФ — 108, ЛДПР 2, НДР — 1, Яблоко — 0, Аграрии — 17, Народовластие — 22, Регионы — 1, вне фракций — 7. После этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не удалась — 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную строчку — 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

С 1 января 1999 * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1 января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

С 1 января 2000 С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК — апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 — подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта: — «горбатая шкала» — поправка Г.В.Бооса: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, до 1.000.000 — 30% с превышения, свыше 1.000.000 — 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, свыше 500.000 — 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался; — двухставочная шкала — поправка А.Д.Жукова: до 120.000 — 13%, свыше 120.000 — 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; — сохранение нынешней трехставочной шкалы — поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская — повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 — 12%, до 150.000 — 20%, свыше 150.000 — 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000 руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса — Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2000 С 1 января 2001 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте Федеральным законом 71-фз от 30 мая 2001 (в основном касавшимся налогобложения доходов от операций с ценными бумагами) из списка налогов, облагаемых по 35-процентной ставке изъяты выигрыши на тотализаторах и в других основанных на риске играх (в том числе с использованием игровых автоматов). Фактически в отношении игровых автоматов ставка не применялась. Федеральным законом 110-фз от 6 августа 2001 (вводившим в кодекс новую главу — «Налог на прибыль») введена четвертая ставка — для дивидендов — 6%.

С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

18 февраля 2005 Дума рассматривала законопроект Г.Н.Селезнева о возвращении к прогрессивной ставке налога: до 60 тыс.руб./год — 6%, до 360 — 13%, до 1,2 млн. — 20%, свыше 1,2 — 30%. Проект не набрал необходимого числа голосов — «за» 93. СРАВНЕНИЯ

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-.

  • Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (392-I от 2 декабря 1990). Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.
  • Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан (от 19 апреля 1991)
  • Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1998-I от 6 декабря 1991) Изменен законами 3317-I от 15 июля 1992, 4178-I от 22 декабря 1992, 4618-I от 6 марта 1993; указом 2129 от 11 декабря 1993; федеральными законами 29-фз от 27 октября 1994, 37-фз от 11 ноября 1994, 74-фз от 23 декабря 1994, 10-фз от 27 января 1995, 95-фз от 26 июля 1995, 125-фз от 4 августа 1995, 211-фз от 27 декабря 1995, 22-фз от 5 марта 1996, 83-фз от 21 июня 1996, 11-фз от 10 января 1997, 94-фз от 28 июня 1997, 159-фз от 31 декабря 1997, 65-фз от 31 марта 1999, 207-фз от 25 ноября 1999. Опубликован: ВСНД 1992-12-591, 1992-34-1976, 1993-4-118, 1993-14-486, САПП 1993-50-4867, СЗ 1994-27-2823, 1994-29-3010, 1994-35-3654, 1995-5-346, 1995-26-2403, 1995-32-3201, 1996-1-4, 1996-11-1015, 1996-26-3035, 1997-3-355, 1997-26-2955, 1998-1-6, 1999-14-1663, 1999-49-5903.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (117-фз от 5 августа 2000). Глава 23. Налог на доходы физических лиц Изменен федеральными законами: 166-фз от 29 декабря 2001; 71-фз от 30 мая 2001; 110-фз от 6 августа 2001. Опубликован: СЗ 2000-32-3340, 2001-1-18, 2001-23-2289

    Смотрите так же:

    • Приказ надбавка в процентах Приказ Минюста РФ от 5 сентября 2006 г. № 280 “Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне” В соответствии с Законом […]
    • Прокурор андрей николаевич Заместители Хамошин Андрей Николаевич Первый заместитель прокурора Орловской области Старший советник юстиции Родился в 1973 году в Краснозоренском районе Орловской области. В 2000 году окончил Воронежский государственный университет, юриспруденция 1990 – помощник комбайнера, […]
    • Закон о допуске к государственной тайне Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I"О государственной тайне" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 […]
    • При перевозке речными судами Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом. Часть I (утв. Департаментом речного транспорта Минтранса РФ) (в редакции на 1 января 1994 г.) (утратили силу) Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом(утв. Департаментом речного […]
    • 1 действие уголовного закона во времени обратная сила уголовного закона Действие уголовного закона во времени Вполне очевидно, что применению подлежит только тот уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее на момент совершения преступления. Между тем, в результате совершенствования уголовного законодательства могут возникать ситуации, когда с […]
    • Двойное гражданство италия россия Закон о гражданстве Италии Получение итальянского гражданства в настоящее время регулируется Законом № 91/1992 и правилами его реализации, а именно DPR № 572 от 12 октября 1993 года и DPR № 362 от 18 апреля 1994 года. Эти документы, в отличие от предыдущих законов, дают новую оценку […]