Полномочия генпрокуратуры

Генеральный прокурор РФ и его полномочия

Генеральный прокурор РФ – высшее должностное лицо прокуратуры, осуществляющее общее руководство Генеральной прокуратурой РФ.

Генеральный прокурор одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. В отсутствие Генерального прокурора его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей Генерального прокурора.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора. Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по ее укреплению. Генеральный прокурор принимает участие в заседаниях Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также вправе обращаться в пленум названных судов с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Полномочия Генерального прокурора по руководству системой прокуратуры:

  1. руководит системой прокуратуры;
  2. издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников;
  3. устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений;
  4. устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  5. назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
  6. назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей;
  7. несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.

Указания Генерального прокурора по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Генеральный прокурор устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. Генеральный прокурор имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. Генеральный прокурор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ – первый заместитель – назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

О Генпрокуратуре России

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
военных и других специализированных прокуратур

В связи с произошедшими структурными изменениями органов прокуратуры Российской Федерации, в целях оптимизации их деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения должного взаимодействия между ними, руководствуясь ст.ст. 11 и 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации следующие полномочия:

— надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

— надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров;

— организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

— надзор за исполнением законов территориальными органами Федеральной службы судебных приставов;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъекта Российской Федерации;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;

— руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур;

— взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и закрытых административно-территориальных образованиях (за исключением ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.

2.1. Прокурорам по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществлять:

— надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина специальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специализированными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на предприятиях и объектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 № 1655-75 (за исключением ФСТЭК России), их органами управления и руководителями, органами местного самоуправления и их должностными лицами, в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, где проживает или работает гражданское население;

— надзор за исполнением законов специализированными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях;

— надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в территориальных органах управления оборонно-промышленным комплексом, их хозяйствующих субъектах, в закрытых административно-территориальных образованиях проживающими в них либо работающими гражданскими лицами.

2.2. Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять:

— надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

— надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

— надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

— участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:

— надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории.

2.4. Иметь в виду, что в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

2.5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

3. Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:

— надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и особо режимных объектов), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

— обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

— руководство и обеспечение деятельности районных транспортных прокуратур;

— взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

4. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации)

— надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

— участие во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, включающих бассейн реки Волга, по вопросам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги;

— обеспечение участия в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Волжским межрегиональным природоохранным прокурором, его заместителями или подчиненными прокурорами;

— участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

— координацию деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, включающих бассейн р. Волга;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в названной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

— руководство и контроль за деятельностью подчиненных природоохранных прокуратур (на правах районных);

4.2. Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определять по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в совместных документах Волжского межрегионального природоохранного прокурора и соответствующих прокуроров субъекта Российской Федерации.

5. Прокурорам закрытых административно-территориальных образований г. Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:

— надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина специальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, специализированными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, действующих в закрытых административно-территориальных образованиях г. Межгорье и комплекса «Байконур»;

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

— надзор за исполнением законов специализированными подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

— надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур проживающими либо работающими гражданскими лицами;

— обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и их заместителями;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов руководителями и должностными лицами органов управления оборонно-промышленного комплекса, органов самоуправления закрытых административных образований, предприятий и организаций, действующих на их территории; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

— координацию деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

— взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

6. Военным прокурорам осуществлять:

— надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), ОАО «Военно-страховая компания», других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;

— надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;

— надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;

— надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления;

— осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;

— участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и граждани-
на, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

— взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, иным территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур:

7.1. Обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.

7.2. При поддержании государственного обвинения, участия в рассмотрении гражданских и арбитражных дел руководствоваться требованиями приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации о взаимозаменяемости и согласованности действий.

7.3. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого не известно, а также отдаленности или отсутствия специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия, организовать надлежащий надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В дальнейшем передавать материалы и уголовные дела по подследственности в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур осуществлять организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами на основе принципа единства системы органов прокуратуры, с учетом требований организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации о взаимодействии и сотрудничестве территориальных и специализированных прокуратур.

9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 09.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» признать утратившим силу.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Международное сотрудничество

Положение о правовом управлении

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный прокурор

Российской Федерации

Ю.Я.Чайка

о правовом управлении

Генеральной прокуратуры Российской Федерации

1. Общие положения

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Деятельность Управления осуществляется с учетом возложенных задач и предоставленных полномочий на основе перспективных и текущих планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов и планов Управления в тесном взаимодействии с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иными органами государственной власти, государственными органами, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.

2. Структура Управления

2.1. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления — старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. В состав Управления входят:

два заместителя начальника Управления — полномочных представителя Генерального прокурора Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности и уголовного судопроизводства, возглавляемый заместителем начальника Управления — начальником отдела;

отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений, возглавляемый заместителем начальника Управления -начальником отдела;

отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения, возглавляемый заместителем начальника Управления — начальником отдела;

отдел документационного обеспечения, возглавляемый начальником отдела.

2.3. В штате Управления состоят старшие прокуроры, прокуроры, а также федеральные государственные гражданские служащие. Должностные обязанности между работниками Управления распределяются начальником Управления.

3. Основные задачи Управления

3.1. Обеспечение участия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных ей органов и учреждений в правотворческой деятельности, координация правотворческой деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.2. Обеспечение взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с субъектами права законодательной инициативы.

3.3. Организация мониторинга законодательства и правоприменительной практики с целью дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и практики применения законодательства.

3.5. Организация и координация работы органов прокуратуры по взаимодействию с общественностью.

3.6. Организация и координация работы органов прокуратуры по вопросам правового просвещения граждан.

4. Функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов и участие в их разработке совместно с органами государственной власти и управления;

подготовка заключений на законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы, из Администрации Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации;

организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в сфере законопроектной деятельности;

организация взаимодействия с прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и иными специализированными прокуратурами, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по подготовке проектов плана мониторинга правоприменения и доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения;

сбор и анализ информации о тенденциях и перспективах развития законодательства и правоприменительной практики в связи с изменениями в законодательстве;

информирование органов государственной власти, уполномоченных осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, о выявленных на основании мониторинга правотворческой деятельности и практики прокурорского надзора проблемах правового регулирования и внесение предложений о совершенствовании законодательства;

определение основных направлений и организация планирования законопроектной деятельности в системе прокуратуры Российской Федерации;

участие в подготовке ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

учет принятых и вступивших в законную силу федеральных законов и других нормативных правовых актов, правовое обеспечение подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур;

методическое руководство и оказание помощи прокуратурам субъектов Российской Федерации в организации правотворческой работы и взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

участие совместно со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке программ, методических пособий и иных материалов по проблемам правотворчества, правового просвещения, взаимодействия с институтами гражданского общества, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Управления;

организация и координация работы по взаимодействию с институтами гражданского общества, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан;

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями и общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по правовому просвещению граждан;

осуществление иных функций в соответствии с компетенцией и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управление осуществляет свои задачи и функции через структурные подразделения:

5.1. Отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности и уголовного судопроизводства и отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений в пределах указанных сфер деятельности:

разрабатывают по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо по собственной инициативе на основании анализа законодательства и правоприменительной практики проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, требующим дополнительного правового регулирования, а также при необходимости устранения противоречий в действующем законодательстве;

участвуют в работе межведомственных рабочих групп по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

подготавливают заключения на поступающие из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов;

подготавливают по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключения на проекты законов и других нормативных правовых актов, поступающие из федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

участвуют в обсуждении законопроектов, подготовленных при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, организуемых ими парламентских слушаниях и «круглых столах»;

готовят предложения для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации об участии других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в обобщении правоприменительной практики и подготовке аналитических материалов в связи с проработкой законодательных инициатив;

на основе создаваемой базы данных и систематической аналитической работы осуществляют мониторинг законодательства и правоприменения, включающий совокупность знаний о состоянии, тенденциях и направлениях совершенствования федерального законодательства, в пределах компетенции прокуратуры Российской Федерации;

проводят по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации правовую экспертизу федеральных законов с целью выявления коррупциогенных факторов;

в координации с другими правоохранительными органами разрабатывают предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

анализируют и обобщают предложения прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур по вопросам совершенствования законодательства;

рассматривают обращения граждан по вопросам совершенствования законодательства.

5.2. Отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения:

осуществляет координацию работы прокуратур субъектов Российской Федерации по вопросам правотворческой деятельности и взаимодействия с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

готовит методические рекомендации и информационные письма по вопросам организации и осуществления взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

готовит для прокуратур субъектов Российской Федерации проекты модельных законов (предложений), которые могут быть внесены в порядке законодательной инициативы в законодательные органы субъектов Российской Федерации в целях единообразного правового регулирования актуальных вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

ведет учет вступивших в силу федеральных нормативных правовых актов, систематизирует их, в том числе в электронном виде, формирует картотеку судебной практики, поддерживает в контрольном состоянии фонд федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, проводит информационно-справочную работу по федеральному законодательству и судебной практике по запросам работников центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур;

обеспечивает структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации информационными материалами по законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;

готовит тематические подборки информационно-аналитических материалов по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и вопросам совершенствования законодательства по приоритетным направлениям деятельности прокуратуры; обеспечивает нормативными материалами руководство и подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

осуществляет координацию работы органов прокуратуры по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан;

осуществляет взаимодействие с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам правового просвещения граждан;

готовит предложения для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации о встречах с представителями общественных объединений и иных институтов гражданского общества с перечнем вопросов для обсуждения;

оказывает помощь в подготовке материалов о работе Управления для публикации в средствах массовой информации;

в пределах компетенции взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам проводимой органами прокуратуры работы по правовому просвещению граждан;

совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвует в разработке программ, методических пособий и иных материалов по вопросам правового обеспечения деятельности прокуратуры, проблемам правового просвещения различных групп населения и взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;

рассматривает обращения граждан по вопросам разъяснения законодательства;

координирует работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью по вопросам правового просвещения граждан, оказывает помощь в организации этой работы и распространяет положительный опыт;

проводит в соответствии с компетенцией отдела стажировку работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

6. Полномочия работников Управления

6.1. Начальник Управления:

осуществляет руководство Управлением, организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями начальника Управления — начальниками отделов и начальником отдела;

вносит руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения об изменении структуры и штатной численности Управления, о назначении и освобождении от должности работников Управления, о присвоении им классных чинов, об установлении и изменении должностных окладов и доплат, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности работников Управления;

организует планирование работы Управления, учет и анализ ее результатов;

проводит оперативные совещания по наиболее важным вопросам работы Управления;

издает распоряжения по вопросам организации деятельности Управления;

обеспечивает исполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов и планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

дает поручения своим заместителям, начальнику отдела, другим подчиненным работникам о выполнении заданий, устанавливает сроки их исполнения;

организует взаимодействие между подразделениями Управления, а также с другими подразделениями, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями по вопросам правотворчества, мониторинга законодательства, правоприменительной практики и правового просвещения граждан;

подписывает служебную документацию в пределах компетенции Управления;

принимает меры по повышению квалификации работников Управления, созданию им надлежащих условий труда, обеспечению их современными средствами оргтехники и связи;

организует совместно со своими заместителями и начальником отдела освещение работы Управления в средствах массовой информации;

выполняет другие обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

6.2. Заместители начальника Управления — полномочные представители Генерального прокурора Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации:

поддерживают постоянную связь с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетами, депутатскими объединениями с целью согласования законопроектной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

обеспечивают правовое сопровождение и поддержку в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетах и комиссиях проектов законодательных актов, поправок и дополнений к рассматриваемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектам, одобренных или предложенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

участвуют в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений, где представляют позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обсуждаемым законопроектам, поддерживают обращения и заключения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

во взаимодействии с аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации оказывают необходимую организационную и иную помощь Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителям при их участии в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также лицам, уполномоченным Генеральным прокурором Российской Федерации;

организуют работу по участию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и уполномоченных лиц в работе палат, комитетов, комиссий, рабочих групп, парламентских слушаниях;

при осуществлении своих обязанностей вправе во взаимодействии с начальниками отделов давать поручения работникам Управления о предоставлении справочной информации и ставить перед начальником Управления вопрос о необходимости обращения в другие структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

систематически информируют начальника Управления и курирующего заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, плане законотворческой работы и ходе его выполнения, результатах обсуждения палатами законопроектов.

6.3. Заместители начальника Управления — начальники отделов:

осуществляют руководство возглавляемыми ими отделами, непосредственно организуют и контролируют работу старших прокуроров и прокуроров отделов, несут персональную ответственность за выполнение отделами возложенных на них задач;

организуют подготовку предложений в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления, в соответствии со своей компетенцией обеспечивают качественное и своевременное выполнение запланированных мероприятий, а также исполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника Управления;

организуют в установленном порядке подготовку предложений по совершенствованию законодательства, заключений по соответствующим законопроектам;

организуют взаимодействие с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам деятельности Управления;

вносят предложения о подборе и расстановке кадров, установлении должностных окладов и доплат, о представлении к присвоению классных чинов, о поощрении и наказании подчиненных работников, представляют материалы для их аттестации;

выполняют иные обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и начальника Управления.

6.4. Старшие прокуроры и прокуроры:

готовят заключения по поступающим в Управление проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

в связи с рассмотрением законопроектов организуют в установленном порядке сбор и анализ статистических данных и иных сведений о правоприменительной практике, по результатам анализа вносят предложения по совершенствованию законодательства;

рассматривают поступающие из прокуратур субъектов Российской Федерации обзоры, обобщения, информации, запросы и другие материалы, дают по ним заключения и готовят проекты ответов;

при подготовке заключений на законопроекты и предложений о совершенствовании законодательства взаимодействуют в установленном порядке с отделами Управления, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти;

готовят по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления совместно с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации законопроекты по основным направлениям прокурорской деятельности на основании анализа результатов практики прокурорского надзора, оценки статистической и иной общедоступной информации, мониторинга потребностей правового регулирования;

готовят предложения в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, научно-консультативного совета и коллегии по вопросам своей деятельности;

оказывают методическую помощь работникам органов прокуратуры Российской Федерации при разработке ими проектов федеральных законов по основным направлениям прокурорской деятельности;

осуществляют в установленном порядке правовую экспертизу проектов организационно-распорядительных документов, издаваемых Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями;

проводят с участием подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления правовую экспертизу поступающих проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов с целью выявления коррупциогенных факторов;

по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления участвуют в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых ими парламентских слушаниях, конференциях и «круглых столах»;

рассматривают по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией запросы, обращения, иные документы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

рассматривают обращения граждан, организаций, государственных органов и их должностных лиц по вопросам совершенствования законодательства, относящимся к компетенции органов прокуратуры;

рассматривают обращения структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

в соответствии с распределением обязанностей проводят работу по систематизации законодательства;

участвуют в повышении квалификации работников подчиненных прокуратур, оказании им практической помощи, проведении их стажировки в Генеральной прокуратуре Российской Федерации;

взаимодействуют с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам правового просвещения граждан;

участвуют в организации рабочих встреч руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации с представителями общественных объединений и иных институтов гражданского общества, оказывают помощь в подготовке выступлений по вопросам правового просвещения и разъяснения законодательства в средствах массовой информации;

выполняют иные обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, начальника Управления и заместителей начальника Управления — начальников отделов.

6.5. Должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих определяются соответствующими должностными регламентами.

7.1. Общее и секретное делопроизводство в Управлении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны и Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях.

Работники Управления несут персональную ответственность за исполнение положений названного законодательства при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей.

Номенклатура несекретных дел утверждается начальником Управления, а номенклатура секретных дел утверждается в Первом отделе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

контролирует деятельность подчиненных, осуществляемую в соответствии с должностными регламентами.

Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 28.02.2007, считать утратившим силу.

Смотрите так же:

  • Закон налога на доходы Налог на доходы физических лиц 2017 Содержание Основание и правовые основы НДФЛ Налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ) - это налог, который касается абсолютно каждого, ведь все мы являемся физическими лицами. Его старое, более расхожее и привычное название - "подоходный налог". […]
  • Налоговый период порядок исчисления налогов Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: самим налогоплательщиком; налоговым агентом; […]
  • Спортивная страховка для детей росгосстрах Несчастный случай Действия при несчастном случае Получите необходимую медицинскую помощь. Предоставьте необходимые документы в ближайший центр урегулирования убытков компании «Росгосстрах». Это требуется для получения вами выплаты по полису страхования от несчастных случаев. Заявить […]
  • Двойное гражданство италия россия Закон о гражданстве Италии Получение итальянского гражданства в настоящее время регулируется Законом № 91/1992 и правилами его реализации, а именно DPR № 572 от 12 октября 1993 года и DPR № 362 от 18 апреля 1994 года. Эти документы, в отличие от предыдущих законов, дают новую оценку […]
  • Оформление ипотеки под материнский капитал Ипотека в Сбербанке под материнский капитал В перечне финансовых учреждений Российской Федерации, имеющих право на работу с материнским капиталом, Сбербанк по праву занимает одно из ведущих мест. Главный плюс использования данного вида пособия в Сбербанке — возможность получения […]
  • Пособие на 2 ребенка 2014 Пособия в 2014 году В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2014 года установлен 1,05. Это значит, что […]