Полномочия заместителя прокурора

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 17.11.95 — «Собрание законодательства РФ», 20.11.95, N 47, ст. 4472;
  • «Российская газета», N 229, 25.11.95)
  • Статья 22 Полномочия прокурора

    1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

    3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

    освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

    опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

    : Положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 11, 15 (части 1 и 2) и 125 (части 2, 3 и 6) (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П)

    вносит представление об устранении нарушений закона.

    : Содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П)

    4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

    Помощник прокурора, его права и обязанности

    Согласно закону Российской федерации, должность прокурора и его помощников имеют права занимать лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными качествами для исполнения обязанностей данной профессией.
    В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры имеются должности старшего помощника и помощника прокурора. Все помощники обедняются в специальные группы, за работой которых следит заместитель прокурора.

    Если права и обязанности прокурора в законе прописаны четко, то права и обязанности помощника прокурора нигде четко не прописываются, кроме несколько пунктов статье 40.1 закона «О прокуратуре РФ»

    В первую очередь, помощник прокурора должен:

  • Хорошо знать законы РФ.
  • Обладать высоким уровнем интеллекта.
  • Иметь лидерские качества.
  • Уметь быстро воспринимать полученную информацию и делать правильные выводы.
  • Быть устойчивым к стрессовым ситуациям.
  • Уметь хорошо общаться с людьми, быстро налаживать контакт.
  • Быть независимым, неподкупным и принципиальным.
  • Самой важной обязанностью помощника прокурора является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет прокурор.
    В обязанности помощника прокурора не входят обязанности самого прокурора. Но если прокурор отсутствует по уважительной причине, такой, как болезнь или отпуск, помощник имеет право исполнять обязанности своего начальника. В таком случае помощник вместо прокурора имеет право выступать в суде и принимать решения по поводу конкретного дела.

    Прокурор временно может передавать часть своих полномочий помощнику, составив специальный приказ или должностную инструкцию.

    Помощник прокурора может подготавливать исковые заявления в суд, а также подбирать материалы данных для исковых заявлений в соответствии с законами. Осуществлять наблюдения за правильным исполнением законов в судебных приставах. Работник имеет право собирать и подготавливать материалы для обращения прокурора в арбитражный суд. Стоит заметить, что помощник прокурора может вести наблюдение за делами, которые касаются стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц. По приказу прокурора помощник делает разнообразные запросы по делам,которые он ведет. Помощник прокурора может проводить анализ состояния преступности в городе или районе. В его обязанности входит подготовка исков по возмещению материального ущерба, который был нанесен стране. Он обязан помочь гражданам, которые обратились с жалобами, связными с социальной сферой, а именно решать вопросы об охране их прав. Помощник прокурора может наблюдать за тем, законно ли проверяют качество продуктов питания, наблюдать за работой санитарно — эпидемиологической станции. Прямой обязанностью также является проведение антикоррупционной экспертизы в делах. Вместе с прокурором и заступником прокурора помощник может совершать проверки юридических лиц, предпринимателей, разных приватных учреждений.

    Стоит заметить, что вся деятельность помощника прокурора должна проверятся самим прокурором. Именно прокурор в первую очередь несет ответственность за все дела своего помощника. Помощник в свою очередь должен постоянно помогать прокурору, поддерживать обвинение в суде.

    Права помощника прокурора.

    Главным правом помощника прокурора является поддержание обвинения в суде, контроль документов, проведение выступов.
    Если помощник прокурора в процессе выполнения работы видит правонарушение, что имеет состав преступления, он имеет право завести криминальное дело. Основания для открытия криминального дела регулируются законом РФ.

    Вместе с прокурором помощник может освобождать особ, которые были задержаны незаконно, изучать материалы дела. Имеет право без препятствий входить в государственные здания, список которых обозначен в законе «О прокуратуре РФ » . Государственный работник может вызывать на допрос граждан, требовать от них объяснений по поводу нарушения закона. Так же, со согласия прокурора, помощник может посещать задержанных по конкретному делу, проводить допросы, знакомится с документами, на основании которых произошло задержание лиц.
    Помощник прокурора имеет право присматривать за выполнением законов, присматривать за ходом дела и развитием следствия, запрашивать нужные документы.

    Получив сведения о неуплате налогов коммерческой организацией, может обратится в органы налогового контроля с требованием предоставить документы об уплате налогов данной организацией. С подобным требованием помощник прокурора может обратиться в статистические или банковские организации.

    Стоит заметить, что прокурор, его заместители и помощники обязаны один раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.

    Можно сделать выводы, что права и обязанности помощника прокурора четко не указанны в законе «О прокуратуре РФ». Они зависят от прокурора, от того, насколько прокурор доверяет своему помощнику и какую работу может поручить. Если помощник проявил себя ответственным работником, он может исполнять обязанности прокурора в его отсутствие.

    22 статья ФЗ «О прокуратуре»

    Прокуратура Российской Федерации — общегосударственная централизованная система служб, которая осуществляет от имени РФ контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России.

    Главный нормативно-правовой документ, содержащий принципы работы прокураторы, межнациональное сотрудничество, недопустимость вмешательства при исполнении прокурорского контроля каких-либо лиц, а также непосредственное участие прокурора в заседаниях служб государственного правления РФ, субъектов РФ, областного самоуправления, является Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

    Структура ФЗ состоит из 7 разделов и 54 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-10). Основные положения закона. Рассматривает обязанность исполнения прокурора, а также регулирует вопросы относительно деятельности по борьбе с преступностью;
  • раздел 2 (ст 11-20). Система и создание прокуратуры РФ. Регламентирует систему прокуратуры РФ, генерального прокурора РФ, назначение его и других лиц на должность, а также рассматривает систему субъектов РФ, городов, районов, полномочия прокуроров и суда в органах прокуратуры;
  • раздел 3 (ст 21-34). Прокурорский контроль. Данный раздел включает в себя 4 главы, которые рассматривают: общий контроль за исполнением законов и других законодательных актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека; контроль за соблюдением законов службами, исполняющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие; укрепляет надзор за исполнением законов администрациями служб и учреждений, осуществляющие наказание;
  • раздел 4 (ст 35-39). Соучастие прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями. Представлены случаи участия прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями, обжалование решений, отзыв протеста и способы приостановления исполнения судебного приговора;
  • раздел 5 (ст 40-45). Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Государственные служащие органов и учреждений прокуратуры. В соответствующем разделе содержатся все положения, регламентирующие нормы и требования служб в органах организации прокуратуры, а также положения, касающиеся отпуска, поощрения, ответственности, прекращения работы, повышения профессиональной квалификации, материального и социального обеспечения и меры законодательной и социальной поддержки;
  • раздел 6 (ст 46-50). Особенности формирования и обеспечения деятельности служб военной прокуратуры. Содержит главное положение о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочия соответствующих лиц, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих;
  • раздел 7 (ст 51-54). Другие вопросы относительно формирования и обеспечения деятельности органов прокуратуры. Укрепляет статическую отчетность, печать служб и учреждений, финансовое и материальное обеспечение служб и учреждений прокуратуры.
  • Статья 22 «Полномочия прокурора»

    Статья 22 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает основные полномочия прокурора. Данный документ состоит из 4 пунктов.

    Пункт 1. При исполнении возложенных на прокурора функций, он имеет право:

    • по предоставлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения служб, которые указаны в п. 1 статьи 21, а также имеет полный доступ ко всем документациям;
    • потребовать у администрации и иных должностных лиц статистические и другие сведения, установленные пунктами 2-2.5 статьи 6 настоящего закона;
    • требовать от должностных лиц и граждан объяснения относительно нарушений нормативно-правовых актов.
    • Пункт 2. Прокурор или его заместитель согласно основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении и требует привлечь соответствующих лиц к ответственности.

      Пункт 3. Если прокурором или его заместителем был зафиксирован факт нарушения Федерального закона, в этом случае обвинитель обладает следующими полномочиями:

      • освободить должностное лицо, которое незаконно было подвергнуто административному задержанию;
      • обжаловать законодательные акты, затем обращается в Арбитражный суд для признания данных документов недействительными;
      • вносит запись об устранении правонарушений закона.
      • Пункт 4. Государственные служащие, указанные в статьи 21 пункте 1, должны незамедлительно приступать к выполнению требований, установленные прокурором или его заместителем относительно проведения проверок и ревизий.

        Изменения ст 22 ФЗ о прокуратуре

        22 февраля 2017 года Государственная Дума приняла решение внести изменения в Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 1 марта того же года.

        В статью 22 пункт 1 также были внесены изменения, посредством которых были расширены полномочия прокуроров. Согласно новой редакции, соответствующие органы могут требовать от руководителей всю документацию организации, а также имеют полномочия проводить ревизию деятельности подконтрольных или подведомственных организаций.

        Важно! Абзац 3 пункта 3 статьи 22 признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ.

        Скачать ФЗ о прокуратуре

        Настоящий ФЗ является главным документом, регулирующим прокурорский контроль и его нормы и требования. В течение суток, проверяющие должны оповестить о нарушениях и составить соответствующий акт, указав в нем цели, основания и предмет контроля.

        Согласно последней редакции Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», организация может потребовать приостановить сроки проверки.

        Основания:

      • проведение специальной экспертизы, результаты которой могут повлиять на ход проверки, соответственно и на решение ген прокурора или его заместителя;
      • бездейственность проверяющего;
      • отсутствие документации, копий и доказательств, необходимых для принятия решения и закрытия дела.
      • Скачать ФЗ о прокуратуре РФ от 17.01.1992 по ссылке.

        Полномочия заместителя прокурора

        Архив прокуратуры также является структурным подразделением, подчиненным прокурору. Деятельность архива направлена на обеспечение сохранности полученной на хранение информации, ее отбор, учет, использование, подготовку и передачу на государственное хранение, а также оперативное предоставление информации с учетом различных режимов доступа к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        На архив возлагаются следующие задачи:

        прием документов на хранение;

        методическое руководство работой отделов по вопросам делопроизводства;

        учет, обеспечение сохранности документов

        информационное обеспечение пользователей соответствующей информацией

        Архив прокуратуры выполняет следующие функции:

        прием, регистрация, учет, систематизация принятых в архив дел и документов, обеспечение сохранности;

        учет использования документов, хранящихся в архиве, оформление учетных документов (книг учета, материалов дел)

        подготавливает и в установленном порядке передает на государственное хранение документы;

        организация использования документов: информирование работников о составе и содержании документов архива

        направление на основании письменного запроса материалов в другие организации и учреждения

        инструктирование работников прокуратуры о порядке формирования, подготовке и сдачи документов в архив;

        За период прохождения практики у меня сформировалось представление о деятельности прокуратуры, а также я получила опыт работы с юридическими значимыми документами, работы в коллективе, что важно для профессии юрист. Кроме того, прохождение практики в Хорошевской межрайонной прокуратуре сформировало у меня понимание важности работы прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.

        Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве

        Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве

        Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

        Деятельность органов прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства способствует укреплению законности в сфере экономической деятельности, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Обращения о вступлении прокуроров в дела, рассматриваемые арбитражными судами различных инстанций, неединичны. В них ставятся вопросы как о вступлении прокурора в споры, инициированные субъектами предпринимательства, так и о подаче органами прокуратуры заявлений в интересах конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей. Также распространены заявления о проверке законности принятых арбитражным судом судебных актов.

        При этом заявители не учитывают, что полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве не позволяют проверить законность любого судебного акта либо вступить в процесс по любому делу в целях обеспечения законности. В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

        Полномочия прокурора в арбитражном процессе регламентированы ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

        В соответствии с частью 1 указанной статьи, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с определенными требованиями:
        с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

        с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

        с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

        По делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

        Кроме того, в соответствии со ст. 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Таким образом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками (заявлениями), а также вступить в арбитражное дело, только по определенным законом основаниям.

        Правом обжалования судебных актов арбитражного суда обладают только лица, участвующие в деле, что предусмотрено ст. 41 АПК РФ, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 42 АПК РФ). Прокурор не вправе проверить законность и обжаловать судебные акты по делам, которые не указаны в ст. 52 АПК РФ.

        Вместе с тем участие прокурора в арбитражном процессе не ограничивается сферой искового производства.

        Статьей 30.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено право прокурора на оспаривание постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности в порядке и сроки, установленные статьями 30.1 — 30.3 данного кодекса.

        Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу части 3 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

        Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, обладает исключительно прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

        Также главой 25 АПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и предпринимателей к административной ответственности. Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 — 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; кроме того статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

        С учетом изложенного, при обращении в прокуратуру с заявлениями о проверке законности судебных актов, о вступлении в процесс прокурора, следует строго руководствоваться требованиями АПК РФ.

        При их несоблюдении, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, на обращение субъектов предпринимательства дается только разъяснение о полномочиях органов прокуратуры по затронутым вопросам.

        Смотрите так же:

        • Следственный комитет самара Отделы Следственного комитета в Самаре и Самарской области. Адрес и телефон. Куйбышевский межрайонный следственный отдел Адрес: 443099, Самарская область, г.Самара, ул.Степана Разина, 47 Телефон: 8-(846)-332-26-12 Ленинский межрайонный следственный отдел Адрес: 443099, Самарская […]
        • Оформить кредит чита Кредиты в Чите Где взять кредит в Чите В разделе представлены популярные программы для получения кредита от банков Читы. Вы можете сравнить и выбрать выгодную программу в зависимости от необходимой вам суммы и валюты (рубли, доллары и евро). Посмотреть все банки Читы. Для госслужащих от […]
        • Юрист овчинникова Адвокат по гражданским и уголовным делам Адвокат Овчинников В.Ю. представит Ваши интересы по гражданским делам, осуществляет защиту по уголовным и административным делам. Защита по по уголовным делам в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, преступлений […]
        • Закон день молодёжи В День молодежи и на выпускной в Благовещенске ограничат продажу алкоголя До конца июня в амурской столице трижды будут вводить ограничения на продажу алкоголя. Запрет будет связан с проведением выпускных вечеров в школах, а также с празднованием Дня молодежи. В следующую субботу, 23 […]
        • Аквакультуре закон Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в […]
        • Положение о лагере с дневным пребыванием при школе ПОЛОЖЕНИЕ о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием 1. Общие положения 1.1. Летний оздоровительный лагерь создается в целях:• сохранения и укрепления здоровья детей, популяризации различных видов спорта, привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой […]