Правила о подследственности уголовного дела

Правила о подследственности уголовного дела

Следующей категорией, отграничивающей друг от друга следствие и дознание как формы предварительного расследования, является подследственность [1] .

Подследственность – это термин, который встречается не только в ст.151 УПК РФ, но и в ст.152 УПК РФ, например, и иных.

Термин «подследственность» имеет два значения.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак).

Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление [2] .

Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по подследственности дознание производится:

· дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ: по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 — 157, 158 частями первой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 — 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 257, 258, 260 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 313 частью первой, 314, 319, 324 — 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

· по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

· по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей статьи 151 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

· дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в пункте 2 части первой статьи 40 настоящего Кодекса, — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

· дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

· дознавателями органов Государственной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

· следователями прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, по которым проводится дознание, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, членами выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьёй Конституционного Суда Российской Федерации, судьёй федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировым судьёй и судьёй конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудиторами Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации, прокурором, следователем, адвокатом, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

· дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.

Практика применения нового УПК РФ показала, что он далек от совершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызывают двоякое толкование норм, что явно не способствует единообразному правоприменению. Отмеченные недостатки коснулись и института подследственности, нормы которого изменились коренным образом.

Безусловно, вопросы подследственности относятся не только к стадии предварительного расследования, но и к стадии возбуждения уголовного дела [3] .

Так, п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор могут передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение о преступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно из двух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, — о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Получается, что орган, принявший сообщение о преступлении и установивший при проверке признаки состава преступления, расследование которого должен производить другой орган предварительного расследования, вправе, а в ряде случаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157 УПК РФ, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В то же время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правил подследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такие уголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела о преступлениях «не своей» подследственности обладают только органы дознания [4] . Следователю же такое полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157 УПК РФ, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1 ст. 146 УПК РФ, согласно которому при наличии повода и основания следователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело только в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом. Наряду с этим ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет следователю с согласия прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, т.е. уголовные дела частного и частно-публичного обвинения, при условии, что преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Если же говорить о полномочиях по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении «не своей» подследственности, то, каких-либо ограничений по органам, уполномоченным принимать такое решение, УПК РФ не содержит. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указано, что дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся. Указанная норма не содержит указания на необходимость соблюдения подследственности. В пределах своей компетенции указанные должностные лица и орган дознания обязаны принять только решение по поступившему сообщению. В то же время, если в ходе проверки не будет установлен состав какого-либо преступления, то любое должностное лицо или орган дознания вправе принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

На практике очень часто возникают споры о том, как процессуально оформить передачу сообщения о преступлении по подследственности. УПК РФ не закрепляет процессуальную форму такого решения. Если исходить из того, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии со ст. 145 УПК принимается одно из трех решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности, первые два из которых оформляются в форме постановления, — то и решение о передаче по подследственности также должно оформляться аналогичным образом. Для единообразного применения УПК следует закрепить это требование, внеся соответствующие дополнения.

Коллизии возникают при определении подследственности уголовных дел, в ходе расследования которых обнаруживаются также признаки другого преступления, расследование которого подследственно другому органу. П. 9 ст. 37 УПК РФ указывает, что прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности. В ст. 37 УПК РФ имеется п. 8, закрепляющий такие полномочия прокурора, как изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому. Можно ли применять эту норму для определения органа, который должен расследовать уголовное дело, применительно к рассматриваемому случаю? Видимо, целью законодателя, разделившего полномочия прокурора и закрепившего их в разных пунктах (п. 8 и п. 9), тогда как в УПК РСФСР эти полномочия не разграничивались подобным образом, было предоставление прокурору возможности в полной мере реализовать свою функцию по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия путем изъятия у органа дознания уголовного дела о любом преступлении и передачи его для расследования, например, более опытному следователю либо передачи от одного следователя другому ввиду, например, особой общественной значимости преступления. Эта цель прослеживается из формулировки первой части п. 8 — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. В то же время, продолжая формулировку полномочий прокурора, законодатель несколько размыл поставленную цель, не конкретизировав, следователю того же либо другого ведомства возможна передача уголовного дела. Отвечая на поставленный выше вопрос, можно сделать вывод, что если в ходе расследования уголовного дела, подследственного органу дознания, выявится дополнительный состав преступления, уголовное дело о котором подследственно следователю того либо иного ведомства, то прокурор вправе передать это уголовное дело для производства предварительного следствия следователю соответствующего ведомства. А формулировка полномочий прокурора, позволяющих передавать уголовное дело от одного следователя другому, в той редакции, которая закреплена в п. 8 ст. 37 УПК, не дает возможности однозначно ответить на указанный вопрос. Поэтому следовало бы изложить п. 8 в следующей редакции: «Изымать любое уголовное дело у органа дознания либо следователя и передавать его следователю того же либо другого ведомства с обязательным указанием оснований такой передачи». При такой формулировке вопрос о подследственности уголовных дел о различных преступлениях автоматически снимается.

Определяя подследственность таких уголовных дел, прокурор должен будет руководствоваться одним из следующих правил:

· уголовное дело будет расследовать тот орган, который раньше возбудил свое уголовное дело;

· расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело о более тяжком составе преступления;

· расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело особой общественной значимости;

· расследовать будет тот орган, в котором имеются более опытные следователи либо в котором нагрузка на следователей менее высокая [5] .

Именно эти правила прокурор должен использовать для обоснования передачи уголовных дел.

По уголовным делам альтернативной подследственности рассматриваемая проблема не возникает, поскольку вопрос решается в соответствии с ч. 6 ст. 151 УПК РФ. Так, например, если следователем органа внутренних дел расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ, то при установлении дополнительного состава преступления уголовное дело будет расследовать тот же следователь.

При соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, следует руководствоваться ч. 7 ст. 151 УПК РФ, согласно которой подследственность в этих случаях определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

После возбуждения уголовного дела прокурор может соединить уголовные дела и определить подследственность в соответствии с ч. 7 ст. 151 УПК. Но следует подчеркнуть, что это касается случаев, когда преступления, хотя и совершенные одним и тем же лицом, не связаны между собой. Если же связь имеется, то остается и проблема с подследственностью.

Следует отметить, что в новом УПК РФ законодателем не закреплена процессуальная форма решения о передаче уголовного дела по подследственности, так же как и о передаче по подследственности сообщения о преступлении, за исключением ч. 4 ст. 150 УПК, где говорится, что уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 статьи 151 УПК РФ, т.е. уголовные дела, могут быть переданы для производства предварительного следствия по письменному указанию прокурора.

Закрепление в УПК РФ подследственности дознавателей различных органов дознания выявило еще одну проблему: следователь какого ведомства должен расследовать уголовное дело в случае, если:

· виновное лицо не установлено;

· если истекли сроки дознания.

Такой вопрос возникает по уголовным делам, дознание по которым производят дознаватели органов Пограничной службы РФ (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознаватели органов службы судебных приставов МЮ РФ (п. 4 ст. 151 УПК РФ), дознаватели таможенных органов РФ (п. 5 ст. 151 УПК РФ), дознаватели органов Государственной противопожарной службы (п. 6 ст. 151 УПК РФ). Эта проблема также требует законодательного решения. А пока прокурорам остается разрабатывать свои критерии определения подследственности таких уголовных дел для практического применения [6] .

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой институт отрасли уголовно-процессуального права, регулирующий вопросы подследственности довольно сложен, содержит в себе достаточное количество коллизий, и поэтому он требует при применении тщательного анализа ситуации в целях правильного применения норм права данного института.

[1] Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — с.7-9

[2] Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — с.7-9

[3] Гирько С.И. Новое уголовно-процессуальное законодательство России и проблемы его применения в деятельности органов предварительного следствия и дознания МВД России // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. — с.201-208

[4] Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003. С 52

[5] Масленников М.Я. Взаимодействие органов дознания, следствия и прокуратуры с органами административной юрисдикции // Российский следователь. — М.; Юрист, 2002. — № 3. — с.40-43

[6] Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие): Учебно-практическое пособие / Пан Т.Д., Якимович Ю.К.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. С 174.

1. Подследственность уголовных дел, ее признаки. Передача дел по подследственности

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по­зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2

ст 40[192]). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157). Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле­дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича­ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу­дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор­му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед­ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво­ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб­ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за­конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше­ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас­следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен­ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след­ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед­ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол­нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно­стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич­ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов­ного преследования (универсальная подследственность)[193].

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви­дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте­пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ­ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или сред­ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга­нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова­телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий­ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель­ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед­ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ­бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе­тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри­торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо­ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по­следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по­страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер­ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен­ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак­тами с учетом административно-территориального деления.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня­емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе­чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе­ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ­ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня­емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо­вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де­лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква­лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре­ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли­цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор­ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо­ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако­не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след­ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при­меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след­ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга­на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до­пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва­рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва­рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще­ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите­том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ­ной последняя имеет большую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо­вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус­тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след­ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован­ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель­ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва­рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде­ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно­сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку­рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер­сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).

§ 3. Определение подследственности

Подследственность- совокупность признаков уголовного Дела, сочетание которых согласно закону позволяет относить его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.

В зависимости от признаков подследственности в соответствии со ст.

нания, будет производить предварительное расследование по данному уголовному делу. В уголовно-процессуальном законе используются следующие признаки подследственности:

— по связи уголовных дел;

Предметный признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от рода преступления, его характера и степени общественной опасности. Соответственно в законе для каждого органа предварительного расследования определены перечни преступлений, отнесенных к их компетенции.

Персональный признак подследственности связан с личностью подозреваемого или обвиняемого лица, его должностным или служебным положением, особым правовым статусом в государстве.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Определяемая законом целесообразность расследования некоторых преступлений совместно с другими, тесно с ними связанными преступлениями, характеризует подследственность по связи уголовных дел.

С помощью территориального признака подследственности определяется место производства предварительного расследования и, соответственно, какому следователю, дознавателю по месту его профессиональной деятельности будет поручено расследование (обычно в зависимости от того, где конкретное преступление совершено).

Совокупность перечисленных признаков позволяет определить оптимальный режим подследственности, с наибольшей эффективностью распределить следственную работу между следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и органов налоговой полиции, а также между различными органами дознания. При этом такие признаки подследственности, как предметный, персональный, альтернативный и по связи уголовных дел, всегда применяются в сочетании с территориальным признаком подследственности. В случае возникновения коллизии между персональным и иными признаками подследственности кроме территориального применению подлежит, как правило, именно персональный признак.

По предметному признаку к подследственности следователей прокуратуры отнесены наиболее опасные преступления против личности (убийство, похищение человека, изнасилование и др.)> против общественной безопасности и общественного порядка (массовые беспорядки, нарушение пра-

Глава XIV Общие условия предварительного расследования

вил техники безопасности на объектах атомной энергетики и т. п.), большинство преступлений против мира и безопасности человечества, все преступления против военной службы. Исключительно следователи прокуратуры расследуют преступления против конституционных прав и свобод граждан.

Следователям органов федеральной службы безопасности подследственны уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, а также о противоправном ее изменении, о производстве или распространении оружия массового поражения и т. п.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений. Им подследственно большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Следователи федеральных органов налоговой полиции производят предварительное следствие по уголовным делам о производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, уклонении физических лиц от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, а также об изготовлении, сбыте поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использовании.

По персональному признаку определяется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью. Предварительное следствие по таким делам производится следователями прокуратуры.

В соответствии с персональным признаком подследственности в компетенцию следователей прокуратуры входит также производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных Должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федера-

Раздел II. Досудебное производство

ции, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Однако по уголовным делам о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в случае совершения указанных преступлений военнослужащими и иными перечисленными выше лицами предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности (ч. 4 ст. 151). Персональный признак подследственности, обуславливающий отнесение данной категории дел к подследственности следователей прокуратуры, в данном случае не применяется.

Альтернативный признак используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК. Альтернативность предполагает, что предварительное следствие по уголовным делам об указанных преступлениях может производиться либо следователями, которым они подследственны по предметному признаку, либо следователями органа, выявившего эти преступления.

Разновидностью альтернативной (смешанной) подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными преступлениями. Предварительное следст-

Глава XIV. Общие условия предварительного расследования

вие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

В соответствии с территориальным признаком подследственности предварительное расследование, как правило, производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В случаях, когда преступления совершены в разных местах, по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (ст. 152 УПК).

Под местом профессиональной деятельности следователя подразумевается территория (район, город, межрайонное территориальное образование и др.), в пределах которой он обычно осуществляет предварительное следствие. При возникновении необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе направить соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение об их проведении, обычно именуемое «отдельным поручением». В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. Поручения в необходимых случаях сопровождаются приложениями, включая согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения, а также копии процессуальных документов, различные справки по уголовному делу. Следователь или орган дознания, получивший отдельное поручение, обязан выполнить его в срок не позднее 10 суток (ч. 1 ст. 152).

Подследственность уголовных дел различным органам дознания определяется по предметному признаку в сочетании с территориальным признаком. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, в том числе об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности и другие дела, прямо перечисленные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. По уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней степени тяжести, круг которых законом не определяется, дознание согласно п. 2 ч. 3 ст. 150 УК может быть произведено только по письменному указанию прокурора.

Дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации- по всем уголовным делам, подследственным органам дознания в соответствии

с ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, прямо отнесенных законом к подследственности дознавателей органов налоговой полиции, органов пограничной службы, органов службы судебных приставов и таможенных органов.

2) дознавателями органов налоговой полиции — по уголовным делам об уклонении физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, а также уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, при совершении указанных преступлений без отягчающих обстоятельств;

3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации — по уголовным делам о нарушении законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и некоторых иных преступлениях, выявляемых в ходе несения службы по охране Государственной границы;

4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; неуважении к суду; разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, а также по уголовным делам о неисполнении приговора, решения суда или иного судебного акта.

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о контрабанде, совершенной без отягчающих обстоятельств, и уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы -по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ1;

7) следователи прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК2.

Следователь, а также дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, передает его прокурору для направления по подследственности. В случае необходимости по уголовному делу, подлежащему на-

‘ См. ст 151 УПК в ред Федерального закона № 58-ФЗ. 2 См. там же.

правлению по подследственности, производятся неотложные следственные действия. Решение о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности излагается следователем (дознавателем) в мотивированном постановлении. Прокурор передает уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому органу с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указаний оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Прокурор вправе по собственной инициативе или в связи с ходатайствами участников уголовного судопроизводства изъять любое уголовное дело у органа дознания и передать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК).

В случае соединения в одном производстве уголовных дел, по одному из которых обязательно предварительное следствие, а по другому возможно проведение дознания, расследование осуществляется в форме предварительного следствия. При соединении дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, отнесенных к компетенции разных органов предварительного следствия, подследственность определяется прокурором с учетом установленных УПК правил подследственности.

В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия или дознания вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где предварительное расследование начато. Следователь (дознаватель) вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору.

Смотрите так же:

  • Штраф за перевозки без лицензии Штраф за заказные перевозки людей для физлиц без лицензии составит 1,5 - 2 тыс. рублей МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. При введении лицензирования всех видов пассажирских перевозок штраф за заказную перевозку без соответствующей лицензии для физических лиц составит 1,5-2 тыс. рублей, для […]
  • Федеральным законом no 151-фз Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, […]
  • Приказы по военному ведомству 1914 год Приказы по военному ведомству 1914 год ПРИКАЗЫ ПО ВОЕННОМУ ВЕДОМСТВУ (продолжение) Jus: Приказы по военному ведомству: 1880 1881 (только №№ 243-364) 1883 (отсутствуют №№ 246-248, 254-255, 271) 1885 (отсутствуют №№ 40-42, 264-265) 1889 (отсутствуют №№ 41/окончание/, 137-140) 1892 […]
  • Пленум осаго 15 ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – […]
  • Пенсия волгоград ноябрь 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Волгограда и Волгоградской области в 2018 году В Волгоградском регионе проживает 762 152 пенсионера. Их число постоянно увеличивается. Этот фактор влияет на состояние экономики региона, а также на бюджетные траты. Ведь минимальная пенсия в Волгограде в […]
  • Налог с владельцев транспортных средств 2014 Транспортный налог 2014 Все о транспортном налоге в России: ставки транспортного налога в 2014 году, автомобили, перспективы, изменения в законодательстве. Субъекты могут увеличивать или уменьшать установленные НК РФ базовые ставки транспортного налога не более чем в 10 раз Субъектам РФ […]