Правила работы экскаватора

Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора

Эта информация может оказаться очень полезной при осуществлении производственной деятельности.

1. Общие требования безопасности

1.1. К управлению экскаватором допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья, обученные безопасным методам труда и имеющие удостоверения на право управления, прошедшие инструктаж по безопасности труда. В дальнейшем проверка знаний и проведение инструктажей проводится в соответствии.
1.2. Проверку знаний по безопасности труда машинистов экскаваторов должна ежегодно проводить квалификационная комиссия, организуемая на основании приказа по организации (предприятию).
1.3. Машинистам, успешно прошедшим проверку знаний, выдают удостоверения на право самостоятельной работы. Удостоверения, выданные комиссией, действительны и в других организациях. При перерывах в работе по данной специальности более одного года машинисты должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.
1.4. Машинисты экскаваторов должны иметь I квалификационную группу по электробезопасности, а при работе на машинах с электроприводом II группу.
1.5. Машинисты, обслуживающие экскаваторы, должны быть ознакомлены с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.
1.6. Машинисты должны работать в спецодежде, спецобуви и применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы и отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.
Машинисту экскаватора предусмотрен:

  • костюм хлопчатобумажный;
  • кепи;
  • ботинки кожаные (сапоги кирзовые);
  • рукавицы комбинированные;
  • каска защитная.
  • Зимой дополнительно:

  • куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
  • брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
  • подшлемник;
  • сапоги кирзовые утепленные.
  • 1.7. Во время движения необходимо соблюдать Правила дорожного движения.
    1.8. Машинистам экскаваторов запрещается:

    1.8.1.приступать к работе в нетрезвом состоянии;
    1.8.2.курить и пользоваться открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом, перевозить и хранить горюче-смазочные материалы в кабине машины;
    1.8.3.работать на экскаваторе при неисправности топливопроводов, карбюраторов и топливных баков;
    1.8.4.подогревать двигатель открытым огнем (костром, факелом, паяльной лампой);
    1.8.5. работать при подтекании топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлики;
    1.8.6.запускать перегретый двигатель вручную во избежание обратного удара;
    1.8.7.находиться под экскаватором при работающем двигателе;
    1.8.8.работать на экскаваторе при движении на подъем или с уклона, где угол наклона больше, чем указан в паспорте (инструкции по эксплуатации).

    1.9. Каждый экскаватор закрепляется за машинистом или обслуживающей его бригадой приказом по организации (предприятию). Замена машинистов и их помощников на машине без приказа не допускается.
    1.10. Перед вводом в эксплуатацию отремонтированных экскаваторов проводится их наладка, освидетельствование и испытание. Машина не может быть пущена в эксплуатацию без санкции главного инженера или главного механика организации (предприятия).
    1.11. Самоходные экскаваторы должны находиться в технически исправном состоянии и оборудоваться звуковой, световой или комбинированной сигнализацией и зеркалом заднего вида.
    1.12. Все движущиеся части машин и механизмов, а также цепные, ременные и другие передачи должны быть ограждены в местах доступа к ним людей. Для удобства осмотра и смазки ограждения должны быть легкосъемными или с открывающимися дверцами.
    1.13. На экскаваторе или в зоне его работы следует вывесить предупредительные знаки, надписи, плакаты и инструкции по охране труда.
    1.14. В случае работы экскаватора в темное время суток (при плохой видимости) место работы, рабочие органы и механизмы управления должны быть освещены.
    1.15. Заправка экскаваторов горюче-смазочными материалами должна производиться, как правило, днем. Ночью заправку разрешается производить лишь в исключительных случаях и обязательно при электрическом освещении (не менее 10 лк). Проверять уровень топлива в баке необходимо только мерной линейкой.
    1.16. Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом запрещается.
    1.17. Заправлять системы охлаждения двигателей экскаваторов антифризом следует при помощи насосов, специально выделенных для этого.
    Переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом не допускается.
    1.18. Чистить, смазывать и ремонтировать экскаваторы необходимо после их полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключаться возможность их запуска.
    1.19. Корпуса экскаваторов и механизмов с электроприводом, корпуса электродвигателей, пони­жающих трансформаторов, пусковых аппаратов, кожухов рубильников и других устройств необходимо заземлять в соответствии с Правилами устройства электроустановок и Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента.
    1.20. Установка и работа экскаваторов на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером организации и лицом, ответственным за электрохозяйство.
    1.21. Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи производятся под непосредственным руководством- лица, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии.
    1.22. При работе экскаваторов в зоне расположения подземных коммуникаций земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от газопровода или электрокабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового или электрохозяйства.
    1.23. Перед перемещением экскаваторов через мосты (путепроводы) нужно убедиться в том, что грузоподъемность мостов (путепроводов) и их техническое состояние обеспечивают безопасный переезд, а габариты мостов (путепроводов) соответствуют габаритам данного типа экскаваторов.
    1.24. Движение по железнодорожным переездам экскаваторов, скорость которых менее 5 км/ч, разрешается только начальником дистанции пути и производится в присутствии дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте перевозимого экскаватора более 4,5 м в присутствии представителя дистанции контактной сети.
    1.25. Не разрешается переключать передачи и выключать сцепление на переезде через железнодорожные пути и на уклонах.
    1.26. При установке и передвижении экскаваторов должны быть приняты меры, исключающие возможность их произвольного перемещения и опрокидывания под действием силы тяжести и внешних нагрузок.
    1.27. В кабине экскаватора необходимо иметь пакет первой медицинской помощи и огнетушитель.
    1.28. Транспортировка экскаваторов на прицепах или железнодорожной платформе производится в транспортном положении.
    Под гусеницы или колеса необходимо подложить башмаки (спереди и сзади). Выключить передачу, машину затормозить.
    Рабочий орган следует опустить, а машину прикрепить к платформе при помощи растяжек.
    1.29. Экскаваторы необходимо перемещать на платформу по наклонному въезду. Клетки (пандусы) для въезда дорожных машин устраивают из шпал или брусьев, скрепленных между собой скобами или уложенных вплотную к платформе на твердое основание.
    1.30. Угол наклона бревенчатого или шпального настила въезда должен быть не более 15°. Во избежание пробуксовывания экскаватора при подъеме на платформу доски и брусья, уложенные на пандусы, необходимо посыпать песком или мелким шлаком.
    1.31. Не разрешается устройство въездов (съездов) из свеженасыпанного грунта.
    1.32. Не допускается нахождение людей на экскаваторе или платформе во время транспортирования, а также в кузове при перевозке на бортовом автомобиле.
    1.33. Работа на экскаваторе в холодное время года допускается после удаления с рабочих органов и ходовых частей льда, снега и грунта.
    1.34. При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных камней или других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятст­вие. Если крупные камни находятся на откосах выемок и забоев, землеройную машину необходимо предварительно отвести на безопасное расстояние.
    1.35. Перед началом производства работы необходимо опробовать на месте без нагрузки работу отдельных механизмов, переключающих устройств, тормозов, исправность сигнализации и освещения, контрольно-измерительных приборов.
    1.36. Перед пуском двигателя и механизмов машинист должен дать предупредительный звуковой сигнал.
    1.37. В мастерских для ремонта машин не разрешается:
    курить, пользоваться открытым огнем и паяльными лампами;
    хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах, превышающих сменную потребность;
    загромождать проходы к местам расположения пожарного инвентаря и оборудования.
    1.38. Опасные и вредные производственные факторы:

  • применение открытого огня при заправке топливом;
  • установка экскаватора на площадке, когда расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи (котлована) менее 1 м;
  • нахождение людей вблизи рабочей машины;
  • работа под проводами ЛЭП;
  • осколки мерзлого грунта при его рыхлении клин-бабой.
  • 1.39. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Проверить исправность освещения, сигнализации, тормозов, состояние канатов и агрегатов гидравлической системы, а на экскаваторе с электроприводом — состояние электрооборудования и заземления.
    2.2. Осмотреть место предстоящей работы и установить, насколько оно отвечает требованиям безопасности.
    2.3. Путь, по которому передвигается экскаватор в пределах объекта производства работ, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом.
    2.4. При работе в слабых грунтах экскаватор нужно установить на специальные деревянные щиты (елани). Щиты можно перекладывать ковшом экскаватора. Для захвата у щита должно быть специ­альное приспособление.
    2.5. До запуска двигателя необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся механизмах.

    3. Требования безопасности при выполнении работы

    3.1. На экскаваторе необходимо соблюдать чистоту. Весь инструмент следует хранить в исправном состоянии в специально отведенных для этого местах.
    3.2. Не оставлять машину без присмотра с работающим двигателем.
    3.3. Во избежание ожогов рук не следует касаться выхлопной трубы при работе пускового двигателя и дизеля.
    Соблюдать осторожность следует также при открывании крышки радиатора и спуске горячей воды из системы охлаждения.
    3.4. При работе экскаватора запрещается:

    3.4.1. находиться под его ковшом или стрелой;
    3.4.2. менять вылет телескопической стрелы при заполненном ковше;
    3.4.3. подтягивать груз при помощи стрелы;
    3.4.4. регулировать тормоза при поднятом ковше;
    3.4.5. производить ремонтные работы и регулировку узлов;
    3.4.6. производить какие-либо работы со стороны забоя;
    3.4.7. находиться людям ближе радиуса действия экскаватора плюс 5 м;
    3.4.8. двигаться по пересеченной местности на максимальной скорости или с поднятым ковшом;
    3.4.9. поднимать или перемещать негабаритные грузы: крупные куски породы, бревна, балки при помощи ковша (кроме щитов, необходимых для перемещения самого экскаватора);
    3.4.10. работать в дождливую погоду и грозу;
    3.4.11. преодолевать препятствия резким рывком ковша.

    3.5. Во время перерывов в работе независимо от их причин и продолжительности, а также при очистке ковша стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
    3.6. В случае временного прекращения работ или ремонта экскаватора он должен быть перемещен на расстояние не менее 2 м от края отрытой выемки или траншеи. При этом необходимо подложить специальные подкладки с обеих сторон гусениц или колес.
    3.7. Ремонтные работы разрешено выполнять только на специально подготовленных площадках.
    3.8. Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш опускать на высоту не более 1 м от земли.
    3.9. При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы экскаватора должны находиться в транспортном положении.
    Передвижение экскаватора вне дороги под проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
    3.10. При погрузке грунта в транспортные средства не проносить ковш экскаватора над людьми и кабиной водителя. При погрузке в транспортные средства, не имеющие над кабиной предохранительного бронировочного щита, водитель должен выйти из кабины автомобиля.
    3.11. При погрузке грунта экскаватором необходимо:

    3.11.1. ожидающие погрузку транспортные средства размещать за пределами радиуса действия экскаваторного ковша;
    3.11.2. подъезд автотранспорта под погрузку осуществлять только после сигнала машиниста экскаватора;
    3.11.3. погрузку грунта в транспортные средства производить только со стороны заднего или бокового борта;
    3.11.4. нагруженный транспорт отводить только после сигнала машиниста экскаватора.

    3.12. В зимний период при преодолении крутых подъемов и наледей необходимо дорогу посыпать песком.
    3.13. Передвижение экскаватора на строительной площадке во время гололедицы допускается в том случае, если его гусеницы оборудованы специальными шипами.
    3.14. Передвижение экскаватора через мелкие реки вброд производится с разрешения ответственного руководителя работ после обследования пути движения.
    3.15. В процессе работы экскаватора, оборудованного прямой или обратной лопатой, необходимо:

    3.15.1.во избежание опрокидывания экскаватора не допускать чрезмерного врезания его в грунт;
    3.15.2. поворот на выгрузку, а также передвижение экскаватора с опорожненным ковшом начинать после выхода ковша из грунта;
    3.15.3.тормозить в конце поворота с заполненным ковшом плавно;
    3.15.4.при разработке тяжелых грунтов не выдвигать рукоять до отказа;
    3.15.5.при опускании ковша не сообщать рукоятке напорного движения;
    3.15.6.при подъеме ковша не допускать удара ковша о блок стрелы;
    3.15.7.при опускании стрелы или ковша не допускать их ударов о раму, гусеницу или грунт;
    3.15.8. регулярно в процессе работы проверять правильность навивки канатов на барабан лебедки, не допуская их перекрещивания на барабане. Запрещается направлять канаты руками при включенной лебедке.

    3.16. При проходке пионерной траншеи необходимо следить, чтобы при повороте хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя, а ковш был поднят выше боковой стенки забоя.
    3.17. На рабочем месте машиниста экскаватора должна быть следующая документация: паспорт забоя;
    журнал осмотра технического состояния экскаватора; журнал приема и передачи смен.
    3.18. Для обеспечения устойчивости экскаватора противовес должен быть рассчитан по условию полной загрузки ковша.
    3.19. При работе драглайна необходимо:

    3.19.1. не допускать значительных отклонений ковша от направления проекций — продольной оси стрелы, которые могут произойти при забрасывании ковша на повороте;
    3.19.2. принять меры к устранению препятствий, встречающихся на пути ковша при его заполнении (валуны, пни, фундаменты сносимых зданий и т.п.).

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. В случае потери устойчивости экскаватора на слабых грунтах, при невозможности покинуть его и вытащить на ровное место при помощи буксира необходимо опустить рабочий орган, включить задний ход и устранить крен машины.
    4.2. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя гидро-, пневмосистемы рабочего оборудования, работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
    4.3. При обнаружении на участке выполняемой работы подземных коммуникаций и сооружений, электрокабелей, трубопроводов, взрывоопасных или других неизвестных предметов машинист обязан немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.
    4.4. При травмировании, отравлении и внезапном заболевании работник должен немедленно сообщить руководителю работ, который обязан срочно организовать помощь потерпевшему и его доставку в лечебное учреждение.
    До прибытия руководителя работ или в случае его отсутствия очевидцы должны немедленно оказать первую помощь потерпевшему, а при необходимости организовать доставку заболевшего или травмированного работника в лечебное учреждение, сохранив при этом до прибытия комиссии обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников, не приведет к аварии и не нарушит производственного процесса, который по технологии должен вестись непрерывно).
    4.5. При дорожно-транспортном происшествии машинист, причастный к нему, обязан:

    4.5.1. остановить, не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
    4.5.2. вызвать в случае необходимости «скорую помощь», а если это невозможно, отправить потерпевших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак экскаватора, после чего возвратиться к месту происшествия;
    4.5.3. сообщить о случившемся в ГАИ, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
    4.5.4. если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение экскаватора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. Отвести экскаватор от забоя на безопасное расстояние, не менее 2 м. Стрелу расположить вдоль оси экскаватора, а ковш опустить на землю.
    5.2. Остановить двигатель и поставить все рычаги в нейтральное положение.
    5.3. Очистить экскаватор от пыли и грязи.
    5.4. Осмотреть двигатель и все механизмы и устранить обнаруженные неисправности.
    5.5. Отметить в журнале техническое состояние экскаватора и неполадки, имевшие место в течение смены.
    5.6. Передать экскаватор машинисту следующей смены или закрыть кабину на замок.
    5.7. Выполнить гигиенические процедуры.

    Техника безопасности при работе на экскаваторах

    Правила техники безопасности при работе на экскаваторах

    1. Часто причиной производственного травматизма при экскаваторных работах является незнание правил ухода за экскаваторами, невыполнение требований техники безопасности. Поэтому к управлению экскаваторами допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение. Кроме того, в начале работы экскаваторщик обязан хорошо изучить заводскую инструкцию по данному экскаватору.

    2. Перед началом работы сменный машинист обязан подробно осмотреть экскаватор и убедиться в полНой его исправности.

    При этом необходимо проверить систему управления, а также:

    1. состояние зубчатых передач, кремальерной рейки и лебедок;
    2. затяжку болтовых соединений и шплинтовку;
    3. регулировку тормозов и фрикционов;
    4. состояние канатов и их заделку;
    5. исправность ковша, его зубьев, днища, засова и деталей подвески;
    6. наличие масла в картере двигателя и воды в системе охлаждения;
    7. исправность смазывающей аппаратуры;
    8. надежность ограждения всех открытых движущихся механизмов сетками, кожухами и щитками.
    9. 3. Машинист-экскаваторщик должен убедиться, что все посторонние предметы удалены от движущихся частей механизмов, а инструмент убран в предназначенное для него место. Затем следует опробовать вхолостую работу двигателя и, после того как он проработает 2—3 минуты, постепенно и плавно включая рычаги, проверить работу механизмов, переключающих устройств и тормозов.

      4. При обнаружении каких-либо неисправностей машину следует остановить и немедленно принять меры к их устранению. Если окажется невозможным произвести это силами бригады, машинист обязан немедленно поставить об этом в известность участкового механика или главного инженера.

      5. Для безопасного осмотра и смазки головных роликов и других деталей, расположенных на стреле, ее нужно оборудовать соответствующими приспособлениями или специальной лестницей. При отсутствии таких приспособлений осмотр нужно производить при опущенной стреле, опертой на надежную опору.

      6. Перед началом работ необходимо проверить. наличие и исправность освещения и звуковых сигналов. Таблица сигналов должна быть вывешена на экскаваторе на видном месте и известна всем рабочим, находящимся в забое и на транспорте, обслуживающем экскаватор.

      7. Место установки экскаватора для работы должно быть выбрано ровное. В случае необходимости это место нужно спланировать во избежание возможных перекосов при работе экскаватора и его поворотах.

      8. При строительстве магистрального канала оборудованный драглайном или обратной лопатой экскаватор должен находиться за пределами обрушения.

      9. Передвижение экскаватора должно осуществляться по подготовленному и выровненному пути.

      При наличии слабых грунтов или грунтов, насыщенных водой, следует применять сплошные настилы из бревен, шпал, брусьев или переносные щиты длиной 6—6,5 м.

      Укладывать или убирать вручную настил или щиты во время хода экскаватора запрещается.

      10. Во время передвижения стрела экскаватора должна быть направлена по ходу гусениц, а ковш подтянут к стреле. При оборудовании драглайном стрелу нужно опустить возможно ниже, а ковш должен быть подтянут к ее пяте и находиться в приподнятом положении па высоте 0,5—1 м от земли.

      11. Переход экскаватора через искусственные сооружения (мосты, трубы, плотины) допускается только после проверки их прочности и при наличии письменного разрешения организации, в ведении которой находится сооружение. В случае необходимости по согласованию с этой организацией должны быть приняты меры по усилению прочности сооружепия для пропуска через него экскаватора.

      12. На переход экскаватора через действующие железнодорожные пути должно быть получено письменное разрешение железнодорожной администрации. Во избежание повреждения путей гусеницами экскаватора на железнодорожное полотно должен быть уложен сплошной настил из шпал или бревен.

      13. Проход экскаватора под проводами электролинии высоковольтной передачи допускается только в том случае, если расстояние между проводами и верхом экскаватора будет не менее 2 м.

      14. Передвижение экскаватора с наполненным ковшом воспрещается. При передвижении экскаватора сопровождающие его рабочие не должны находиться перед машиной.

      15. Спуск и подъем экскаватора по крутым уклонам следует осуществлять при помощи трактора или лебедки. Воспрещается прокладывать шпалы или бревна под гусеницы экскаватора для торможения.

      16. Обслуживающему персоналу запрещается находиться или проходить между экскаватором и транспортными средствами во время его работы, а также под стрелой или ковшом экскаватора.

      17. Во время работы запрещается проходить между экскаватором и откосом забоя или стенками выемки.

      18. Для производства работ вблизи зданий или сооружений необходимо получить соответствующее разрешение.

      19. Если при производстве экскаваторных работ будут обнаружены какие-либо неизвестные ранее предметы, подземные трубопроводы, кабели или сооружения и т. д., работы необходимо немедленно приостановить и поставить в известность администрацию строительства.

      20. Во избежание поломок, аварий и несчастных случаев во время работы экскаватора запрещается:

    10. регулировать тормозы или делать какой бы то ни было ремонт;
    11. менять наклон стрелы при наполненном ковше;
    12. приводить в действие механизмы поворота и движения во время врезания ковша в грунт;
    13. подтягивать стрелой груз, расположенный сбоку.
    14. 21. Поворот верхней части экскаватора для разгрузки ковша, а также передвижка экскаватора по забою разрешаются только тогда, когда ковш не касается грунта.

      22. Торможение в конце поворота верхней части экскаватора с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков, во избежание выпадания из ковша комьев Грунта и возможных ушибов рабочих.

      23. Останавливая экскаватор даже на короткое время, машинист обязан опустить ковш на грунт. Спуск ковша следует производить плавно, не допуская его удара о грунт.

      24. Чистку ковша следует производить только тогда, когда ковш опущен на грунт.

      25. При работе в населенной местности забои и участки работы экскаватора следует оградить и установить предупредительные надписи. В вечернее и ночное время ограждения должны быть освещены.

      26. При работе в темное время фронт работ экскаватора в забое, место погрузки и разгрузки грунта в автомашину, подъездные пути должны быть хорошо освещены.

      27. Для внутреннего осмотра и ремонтных надобностей на экскаваторе следует применять специальные переносные лампы с соткой, включаемые во внутреннюю осветительную сеть экскаватора напряженней 12 в.

      28. Машинист должен работать на экскаваторе в установленной спецодежде и иметь очки для предохранения глаз от пыли.

      29. Рабочим запрещается находиться на землевозном подвижном составе во время его погрузки, находиться и проходить во время погрузки между тележкой и кабиной экскаватора.

      30. Погрузку грунта в автомашину разрешается производить только после сигнала о ее готовности для принятия грунта. При погрузке грунта драглайном необходимо следить, чтобы кабина автомашины находилась вне радиуса действия ковша.

      31. При работе экскаватора с дизельной установкой категорически запрещается подогревание дизеля (при запуске) и отдельных его частей паяльными лампами, горящей паклей и т. п.

      32. Зимой при запуске дизеля следует заливать в картер зимнее масло, подогретое до 70°, а в радиатор воду, тоже подогретую до 70°.

      33. После окончания работы экскаватора в холодное время необходимо спустить воду из радиатора и трубопроводов и дать двигателю проработать несколько минут, чтобы выкачать остатки воды из системы охлаждения, после чего остановить двигатель.

      34. Площадка для монтажа и демонтажа экскаватора должна быть ровной и свободной от посторонних предметов.

      35. Подъемные средства и приспособления, применяемые для монтажа и демонтажа, должны иметь соответствующее клеймо, устанавливающее их грузоподъемность.

      36. Тали и домкраты для подъема монтируемых частей должны быть надежно установлены и укреплены.

      37. Клетки из шпал или брусков для размещения рукояти с ковшом, стрелы, поворотной платформы и других частей экскаватора должны быть тщательно выложены и скреплены скобками.

      38. Во время подъема и опускания частей экскаватора рабочие должны находиться на безопасном расстоянии. Во время опускания монтируемых частей применение каких-либо прокладок не допускается. В случае надобности прокладки должны быть заготовлены заранее и уложены после небольшого приподнятия груза.

      39. Во время запасовки канатов работа механизмов экскаватора не допускается. Наматывание канатов на барабан можно производить включением лебедок, однако регулировать направление канатов руками нельзя.

      40. На каждом экскаваторе в кабине на видном месте должен находиться исправный огнетушитель.

      41. Нельзя хранить в кабине экскаватора бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества.

      42. Открытые склады горючего должны находиться не ближе 20 м от места работы экскаватора.

      43. Выдача горючего и смазочных материалов должна производиться только днем или при электрическом освещении.

      44. Курить, ходить с огнем, зажигать спички и т. и. в местах хранения горючего строго воспрещается.

      45. Тушение воспламенившейся нефти, керосина, бензина и масла должно производиться огнетушителем, песком, землей, войлоком или брезентом.

      46. На месте хранения горючего необходимо иметь огнетушитель и лопату.

      47. Масляные тряпки н обтирочные концы следует складывать в специальные железные ящики с крышками.

      48. При работе экскаватора в забоях не должно быть свисающих козырьков. Запрещаются какие-либо подсобные работы со стороны забоя, нахождение рабочих под ковшом и стрелой экскаватора и т. д.

      Особенности эксплуатации и техобслуживания экскаваторов

      Важные правила эксплуатации экскаватора необходимо знать уже с первого дня приобретения техники. Существенным плюсом было бы то, что фирма- производитель либо дилер предоставляли обучение и консультацию техникам и операторам. У оператора должна быть инструкция, где описаны все обслуживание из расчета моточасы. В инструкции четко расписывается, когда должен происходит ремонт двигателя, топливной и гидравлической систем, системы охлаждения, впуска воздуха, электрооборудования, замена различных масел и многое другое.

      Особенности эксплуатации экскаваторов и мероприятия по техобслуживанию машин

      Во время эксплуатации техническое обслуживание экскаваторов происходит по определенным техническим схемам. В первую очередь, для поддержания рабочего состояния экскаваторной техники необходимо проводить регулярную чистку, протирку, смазывание деталей, вовремя заправлять водой и топливом. Важным фактом является своевременная замена изношенных деталей на новые элементы. Нельзя допускать эксплуатацию транспорта с механизмами, которые перестали соответствовать установленным технологическим параметрам и потеряли свои функциональные свойства.

      Следующим этапом обслуживания экскаватора является организация ремонтных работ по восстановлению, замене деталей, устранению неполадок. В стране действует общепринятая схема относительно технического обслуживания машин. Строительная машина направляется на ремонт согласно графику, после выработки определенного количества часов, для прохождения общей профилактики и выявления нарушений в конструкции. Данное обслуживание происходит в обязательном порядке — осуществляется проверка общего технического состояния машины и при необходимости выполняются ремонтные работы.

      Также, на техническое состояние экскаватора влияют условия его эксплуатации. Например, эксплуатация экскаватора в зимний период отличается от эксплуатации в теплый период. Из-за значительно пониженной температуры воздуха, постает необходимость в замене всех жидкостей в экскаваторе на более вязкие, такие как трансмиссионные, моторные, гидравлические масла, зимнее дизельное топливо, антифриза (либо его концентрации), различных смазок.

      В зимний период необходимо придерживаться правил при запуске двигателя и начале работы машины. Если в машине установлена система предпускового подогрева воздуха, который подается на двигатель, то нужно ей воспользоваться. После запуска двигателя не допускается подача высоких оборотов. Несоблюдение этих правил может привести к поломке не только двигателя, но и других сопутствующих деталей.

      Оформление необходимых на перевозку экскаваторов документов

      Перевозка экскаватора осуществляется специально оборудованными машинами (автопоезд), возможна также транспортировка водным транспортом или железной дорогой. Любой вид транспортировки должен соответствовать установленным инструкциям и не нарушать правила дорожного движения. Существуют специальные организации, которые занимаются транспортировкой дорожно-строительной, крупногабаритной техники. Рекомендуется воспользоваться их услугами, чтобы не возникал вопрос о целостности техники.

      Еще, одним из важных фактов, в учете работы экскаватора, является выдача сопровождающих бумаг. Путевой лист экскаватора выдается ответственным сотрудником на день, на смену либо декаду. С помощью данного листа ведется контроль работы экскаватора, время простоя, маршрут. Вся эта информация записывается с обратной стороны листа. Он подписывается прорабом или машинистом, или начальником участка. Данный документ является основанием при расчете и начислении заработной платы сотрудникам.

      Техника безопасности при работе на экскаваторе

      Общая часть

    15. Машинист экскаватора и весь персонал, обслуживающий механизмы, участвующие в комплексе, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, который следует повторять не реже 1 раза в 3 месяца и при каждом переходе этих рабочих на новое место работы или при изменении условий их труда.
    16. Машинист экскаватора и весь обслуживающий персонал машины должны быть обеспечены, спецодеждой и защитными средствами согласно действующим нормам и обязательно применять их во время работы. Без соответствующих спецодежды и защитных средств обслуживающий персонал экскаватора к работе не допускается.
    17. Машинисты одноковшовых экскаваторов, работающих с оборудованием, па которое распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (крюком или грейфером), в тех случаях, когда стрела, а также крюк или грейфер подвешены па канате, должны быть обучены и аттестованы квалификационной комиссией с обязательным участием представителя местного органа Госгортехнадзора.
    18. У всех машинистов экскаваторов, их помощников, слесарей, электромонтеров, стропальщиков (при работе экскаваторов с крановым оборудованием) следует периодически не реже одного раза в 12 месяцев, а также при нарушении правил техники безопасности проверять знание этих правил.
    19. Все виды инструктажа и проверки знаний по технике безопасности следует оформлять соответствующими документами-журналами проведения инструктажа, протоколами и т. п.
    20. Машинист экскаватора может быть допущен к работе только на той машине, по которой прошел обучение. В удостоверении, выданном машинисту экскаватора, должно быть указано, на какой марке экскаватора он допущен к работе.
    21. Машинист экскаватора должен:
      • знать инструкцию по технике безопасности для машиниста экскаватора, а также инструкцию завода изготовителя данного экскаватора по монтажу и эксплуатации машины;
      • знать устройство экскаватора, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
      • владеть навыками, нужными для управления механизмами экскаватора и ухода за ними; перед тем как перейти к самостоятельному управлению экскаватором, машинист, окончивший курс обучения, не менее 1 месяца должен проработать на экскаваторе под руководством опытного машиниста и ознакомиться со всеми условиями, в которых работает данный экскаватор, а также необходимыми мерами предосторожности;
      • если экскаватор работает с крановым или грейферным оборудованием, знать факторы, влияющие на устойчивость экскаватора, и причины потери устойчивости;
      • знать ассортимент и назначение горючего и смазочных материалов, применяемых для данного экскаватора;
      • при комплексной механизации производственного процесса знать правила безопасной работы на всех машинах, участвующих в комплексе. Это необходимо потому, что машинист экскаватора отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми рабочими, обслуживающими экскаватор.
      • Источник фото: exkavator.ru В удостоверении машиниста должна быть указана марка экскаватора

        Выполнение правил техники безопасности перед началом работы на экскаватора

      • Перед началом работы машинист экскаватора должен получить:
        • точные указания об условиях работы (наличие подземных коммуникаций и место их прохождения, расположение надземных линий электропередач, наличие препятствий и т. п.);
        • технологическую карту работы экскаватора;
        • инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).
        • Перед началом работ на экскаваторе машинист обязан:
          • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
          • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
          • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
          • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
          • убедиться в наличии исправного инструмента;
          • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
          • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
          • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
          • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.
          • Убедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с другим обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора. При этом должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
            • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
            • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
            • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
            • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
            • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.
            • Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

              1. Перед запуском двигателя машинист должен убедиться в его исправности, а также в исправности пусковых устройств двигателя:
              2. Заводить двигатель должен сам машинист экскаватора.

                • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
                • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
                • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
                • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.
                • При заводке жидкотопливного пускового двигателя должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
                  • при заводке двигателя с помощью рукоятки запрещается брать ее в «обхват»; все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки;
                  • при заводке двигателя с помощью пускового шнура запрещается пользоваться случайным шнуром, не имеющим рукоятки, а также наматывать шнур на руку;
                  • храповик коленчатого вала для ручного прокручивания должен иметь несработанные прорези, пусковая рукоятка должна иметь гладкую, без заусенцев, поверхность.
                  • Пуск двигателя разрешается только после подачи машинистом предупредительного сигнала.

                    При отрицательной температуре наружного воздуха запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо залить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло. При этом следует принять меры предосторожности против образования трещин в блоке цилиндров и «прихватки» нижней части радиатора. Необходимо соблюдать осторожность при открывании крышки радиатора при горячем двигателе и спуске горячей воды из радиатора; не разрешается без рукавиц, концов или тряпок открывать крышку радиатора, если двигатель перегрет; при снятии крышки необходимо отвернуть лицо от наливного отверстия.

                    Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель. Во избежание ожогов руки запрещается при заводке двигателя и его работе касаться выхлопной трубы.

                    Запрещается устранять неисправности на работающем двигателе.

                    Необходимо соблюдать особую осторожность при применении в холодное время года в качестве охлаждающей жидкости антифриза (смеси этиленгликоля с водой). Машинист должен знать, что антифриз является ядом, который может вызвать сильное отравление, даже со смертельным исходом. Нельзя допускать, чтобы антифриз попал на губы или в рот. Для этиленгликоля следует применять отдельную тару со специальной маркировкой; тара должна находиться под особым наблюдением. Нельзя допускать попадания в тару масла, так как это вызовет вспенивание и выброс жидкости из системы охлаждения.

                    Источник фото: exkavator.ru Пуск двигателя разрешается после подачи машинистом предупредительного сигнала

                    Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту одноковшового экскаватора

                    Требования безопасности при работе экскаватора

                  • На каждом экскаваторе должны быть вывешены таблицы работы рычагов управления и схемы пусковых устройств. Экскаватор должен быть оборудован звуковым сигналом.
                  • При работе экскаватора в комплексе с транспортными средствами или подсобными машинами (автогрейдер, бульдозер и др.) между машинистом экскаватора и машинистами (водителями) других машин должна быть отработана система сигнализации.
                  • Во время работы экскаватора запрещается менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма), подтягивать с помощью стрелы или ковша груз, расположенный сбоку. Запрещается регулировать тормоза при поднятом ковше.
                  • Во время перерыва в работе, независимо от его продолжительности, стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
                  • Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникнет опасность обрушения, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ или мастеру. При обнаружении во время работы подземных кабелей, газопроводов и труб, находящихся под давлением, не известных заранее машинисту, работы следует немедленно приостановить и известить об этом администрацию.
                  • Запрещается подъем и перемещение ковшом негабаритных кусков породы, бревен, досок, балок и др. (это правило не распространяется на щиты елани для передвижки экскаватора).
                  • Запрещается подкладывать под гусеничные ленты или катки гусениц доски, бревна, клинья, камни и другие предметы для предотвращения смещения гусеничного экскаватора во время работы. Для этой цели должны применяться исправные тормозные устройства ходового механизма.
                  • Грунт на автомобиль следует грузить со стороны заднего или бокового его борта. Категорически запрещается переносить ковш над кабиной шофера или людьми. Во время погрузки шофер должен выходить из машины, если кабина не имеет броневого щита.
                  • Ковш при разгрузке грунта в автомобиль следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить машину. Не допускается сверхгабаритная загрузка кузова автомобиля и неравномерное распределение грунта в нем.
                  • При работе экскаватора по разборке разрушенных зданий должны быть выполнены следующие требования безопасности:
                    • запрещается устанавливать экскаватор и начинать им работу до полной остановки механизма, разрушающего здание;
                    • машинист экскаватора должен работать в пылезащитных очках;
                    • все стекла и двери кабины экскаватора во время производства работ должны быть закрыты во избежание запыления кабины;
                    • место производства работ следует периодически поливать водой для оседания пыли;
                    • следует остерегаться нависших балок, блоков и других частей разрушенного здания;
                    • машинисту экскаватора должен быть выдан наряд на особо опасные работы.
                    • Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его полной остановки. Двигатель должен быть выключен и все движущиеся ходовые части экскаватора — застопорены,
                    • Ковш разрешается чистить от налипшего грунта или застрявших в его зубьях предметов с ведома машиниста во время остановки экскаватора, когда ковш опущен на землю.
                    • Осмотр головных блоков стрелы допускается только во время остановки экскаватора и с разрешения машиниста.
                    • Во время работы экскаватора запрещается кому бы то ни было (включая помощника машиниста) находиться на поворотной платформе, а также кому-нибудь (включая машиниста) переходить на другую сторону экскаватора через работающие механизмы.
                    • Во избежание аварии до пуска экскаватора с поворотной платформы должны быть убраны все посторонние предметы. Весь необходимый для работы инвентарь и инструменты следует хранить в специально предназначенном для этой цели месте.
                    • При работе с прямой лопатой необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:
                      • наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного его врезания в грунт;
                      • торможение в конце поворота экскаватора с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;
                      • поднимая ковш, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы, а опуская ковш, нельзя сообщать рукояти напорное движение;
                      • опускаемый ковш не должен ударяться о раму или гусеницу, а также о грунт;
                      • при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;
                      • препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить;
                      • когда разрабатывается пионерная траншея для спуска экскаватора в котлован, необходимо следить, чтобы при повороте экскаватора на разгрузку его хвостовая часть не задевала за боковые стенки траншеи (ковш должен быть поднят выше стенок).
                      • При работе экскаватора с драглайном или обратной лопатой должны быть соблюдены следующие дополнительные требования безопасности:
                        • нельзя допускать чрезмерного врезания ковша в грунт;
                        • торможение экскаватора при его повороте с загруженным ковшом должно производиться плавно, без резких рывков;
                        • в случае временного прекращения работ по отрывке котлована или траншеи или при ремонте экскаватора последний должен быть отведен на расстояние не менее 2 м от края отрытого котлована (траншеи). Под гусеницы или колеса экскаватора должны быть подложены подкладки с обеих сторон его.
                        • Во время экскавации необходимо следить за намоткой канатов на барабаны лебедок. Нельзя допускать, чтобы канаты перекрещивались на барабанах. Категорически запрещается направлять наматывающиеся на барабаны канаты руками.
                        • По окончании работы на экскаваторе машинист обязан:
                          • повернуть поворотную платформу так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя;
                          • повернуть стрелу вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт;
                          • остановить двигатель и поставить все рычаги в нейтральное положение;
                          • очистить экскаватор от грязи и пыли;
                          • осмотреть двигатель, все механизмы и канаты и по возможности устранить обнаруженные неисправности.
                          • передать экскаватор сменяющему машинисту или закрыть кабину на замок;
                          • сделать надлежащие записи в вахтенном журнале экскаватора.
                          • При работе экскаватора по разрушению старых зданий и разборке руин клин-бабой или шар-бабой не обходимо выполнять следующие правила безопасности:
                            • к работе на экскаваторе допускается только обслуживающий персонал, прошедший специальный инструктаж по технике безопасности при рыхлении грунта указанным оборудованием;
                            • зона действия экскаватора, оборудованного клин-бабой (шар-бабой), должна быть ограждена предупредительными знаками или сигнальным освещением в радиусе не менее 40 ж;
                            • перед началом работ необходимо тщательно проверить крепления канатов; канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы (шар-бабы) о подошву забоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;
                            • работать разрешается при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;
                            • переднее стекло кабины должно иметь бронированное ограждение;
                            • при осмотре и ремонте, а также при замене каната клин-баба (шар-баба) должен находиться на земле.
                            • При производстве работ на экскаваторе по разрушению старых зданий экскаватором с шар-бабой, кроме правил безопасности, указанных в п. 20, следует выполнять также следующие требования:
                              • машинист обязан надевать во время работы пылезащитные очки;
                              • экскаватор должен стоять за пределами возможного обрушения стен или перекрытий, т. е. приблизительно на расстоянии не менее высоты разрушаемого здания; соответственно этому должны быть вылет стрелы и длина каната подвески шар-бабы;
                              • место работы необходимо периодически поливать водой;
                              • рабочая площадка должна быть хорошо освещена прожекторами; установка прожекторов должна исключать возможность ослепления машиниста экскаватора;
                              • начинать работы по уборке разрушенных конструкций и строительного мусора разрешается только после остановки работ по разрушению здания.

              Источник фото: exkavator.ru По окончании работы машинист обязан повернуть стрелу вдоль оси и опустить ковш на грунт

              Смотрите так же:

              • Пособие по изготовление мебели SoftLabirint.Ru На страницах этих книг Вы найдете не только чертежи готовых конструкций, но и подробное содержание инструментов и приемов работы с каждым из них. Советы и рекомендации столяров-профессионалов помогут начинающим мастерам в процессе обучения. 01. Изготовление мебели своими […]
              • Приемные дни для подачи заявления в загс Подача заявления в ЗАГС: правила, документы, дни подачи, срок, порядок подачи, госпошлина Лучший свадебный инстаграм Публикация от MARRY ME свадебное агентство (@marryme.ru) Сен 23, 2017 at 2:37 PDT В современном мире для заключения брака требуется не только взаимная любовь и взаимное […]
              • График выплат субсидий График выплаты за сентябрь 2018 года пенсий и иных социальных выплат через отделения почтовой связи Дата выплаты по графику Дата фактической выплаты 3 3 сентября 4 4 сентября 5 5 сентября 6 6 сентября 7 - 8 7 сентября 9 - 10 10 сентября 11 11 сентября 12 12 сентября 13 13 сентября 14 - […]
              • Шпоры интеллектуальная собственность 61. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Понятие интеллектуальной собственности определяется как международными актами, так и Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: • литературным, […]
              • Стандартные налоговые вычеты мать одиночка Налоговый вычет на ребёнка в 2018 году Законодательство регламентирует некоторые виды доходов граждан, которые вычитаются из общей суммы при налогообложении. Налоговые вычеты не облагаются обычной ставкой НДФЛ 13%, если они относятся к стандартным. Суммы, вычитаемые за детей, […]
              • Коллектор выпускной шевроле круз 16 Коллектор выпускной шевроле круз 16 Гарантия - 12 месяцев, обмен-возврат - 4 недели. Производство - Рrо Sроrt (Тайвань) Выпуcкной коллектоp / паук 4-2-1 Сhеvrоlеt Cruzе 16V 1,6L (Pосcия) Артикул RS-10494 Весь тoвap - нoвый, в упaкoвке. Есть дoвoльнo мнoгo вcегo для тюнингa, пишите нa […]