Причины возникновения двойного гражданства

Причины возникновения двойного гражданства

Т. ШИНГИРЕЙ,
аспирантка юридического факультета МГУ

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.

Родившись, человеке большинстве случаев обретает статус гражданства, при этом от самого человека не зависит, на какой государственной территории он родился или гражданами какого государства являются его родители. Однако для признания у родившегося лица гражданства эти обстоятельства важны. Это так называемые принципы «право почвы» и «право крови», которые законодательство государств кладет в основу при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства.

Согласно «праву крови» гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства, согласно «праву почвы» гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории. Использование этих принципов в законодательстве разных стран ведет к появлению коллизий и возможности возникновения такого явления, как двойное гражданство (бипатризм).

Сущность и причины возникновения двойного гражданства

Двойное гражданство или множественное — такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства.

Как правило, двойное гражданство возникает при каких-то территориальных изменениях и миграции населения. При феодализме, когда существовало прикрепление крестьян к земле, миграция была сведена до минимума, а в отдельных государствах запрещена под страхом смертной казни. Возникновение двойного подданства в данный период было редким явлением в низших сословиях. Но у представителей высшего дворянства двойное подданство вполне могло возникнуть.

Здесь следует сказать о различии понятий «гражданство» и «подданство». Понятие «гражданство» традиционно используется для обозначения правовой связи лица и государства при республиканской форме правления. Понятие «подданство» связано с монархией. Причем подданный рассматривается как человек, не принадлежащий себе, а подчиненный власти и воле другого лица (монарха или хозяина владений при феодализме). Гражданин же — это свободный человек в свободном государстве-республике.

С возникновением капитализма, и особенно в период его бурного развития, началась активная экономическая и политическая миграция населения, следствием которой явилось увеличение числа лиц, правовое положение которых оставалось неясным, поскольку они обладали гражданством (подданством) нескольких государств.

В современном обществе в силу быстрого развития международных связей миграция имеет тенденцию к усилению, и, следовательно, перед государствами стоит задача предотвращения случаев возникновения двойного гражданства.

Преобладающим источником возникновения бипатризма является наличие расхождений в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и утраты гражданства. Так, двойное гражданство может возникнуть в силу коллизий «права почвы» и «права крови». Ребенок, родившийся на территории государства, где доминирует «право почвы», у родителей-иностранцев, получает два гражданства: гражданство родителей и гражданство того государства, на территории которого он родился.

«Право почвы» согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских отношениях 1963 г. не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов1. В польском журнале «Kobieta i zycie» (12.04.85 г.) был опубликован любопытный пример возникновения двойного гражданства как результат коллизии «права крови» и «права почвы».

Гражданка Аргентины Роза Бисьон летела самолетом к мужу в Нью-Йорк. Когда самолет взял старт в Рио-де-Жанейро, у женщины начались роды. На летном поле в Белем (Бразилия) появился насеет мальчик Мауро. Мать чувствовала себя хорошо и хотела продолжать путешествие, но на пути возникли препятствия в виде правовых предписаний. Маленький Мауро, родившись в Бразилии, автоматически становился бразильским гражданином и как таковой должен был выполнить все формальности, необходимые для бразильцев, выезжающих за границу.

Он должен был иметь метрики с согласием отца, пребывающего в Нью-Йорке, иметь паспорт, поскольку в паспорт матери, гражданки Аргентины, вписать его было нельзя.

Роза Бисьон жила с ребенком в отеле за счет авиакомпании три недели, пока бразильские власти подготовили бумаги. Когда документы были готовы, оказалось, что новорожденный должен заплатить 22 тыс. крузейро, как каждый покидающий родину бразилец2.

Бипатризм возникает также независимо от места рождения ребенка в случае смешанного брака, если законодательство страны матери и отца содержит правило, по которому «право крови» действует и тогда, когда один из родителей обладает гражданством данного государства.

Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если отечественное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа. Так, иностранка, вышедшая замуж за бельгийского или мексиканского гражданина, «следует гражданству мужа своего», но не утрачивает гражданство, которым обладала до вступления в брак.

Следует отметить то, что двойное гражданство приводит к возникновению негативных последствий и порождает целый ряд практических проблем как для государства, так и для конкретного лица. Возникает неопределенность фактического и юридического положения личности, улица появляются противоречивые, а иногда несовместимые обязанности перед разными государствами.

Под гражданством подразумевается устойчивая правовая связь, и сохранить лояльность сразу двум государствам довольно сложно. К примеру, человек имеет доступ к секретным документам, которые затрагивают интересы его родины. Как поступить гражданину в данном случае?

Правовое положение лица с двойным гражданством осложняется и тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, в принципе может требовать от него выполнения обязанностей, в частности, воинской повинности. Например, лицо призвано а армию в одной стране, но в то же время оно является гражданином другого государства, где также установлена воинская обязанность. Следовательно, второе государство будет рассматривать это лицо как уклоняющееся от воинской службы.

При этом лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказаться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к другому государству, гражданином которого оно также является.

В мировой практике, как об этом свидетельствует законодательство ряда стран, большинство государств придерживаются позиции непризнания двойного гражданства. Так, положение о недопущении двойного гражданства есть в законодательстве США и многих других стран.

Однако существуют и страны, допускающие состояние двойного гражданства (Испания, Израиль, Канада, Аргентина и др.). Например, в соответствии с Конституцией Испании государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией. В этих странах испанцы могут подвергаться натурализации без утраты своего первоначального гражданства, даже если эти страны не признают их своими гражданами на взаимной основе.

До распада Советского Союза наша правовая доктрина исходила из устойчивости гражданства как фактической связи лица с государством и основывалась на непризнании двойного гражданства.

Декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» требовал извещения иностранных государств о приобретении советского гражданства лицами, которые ранее состояли гражданами этих государств3.

Согласно декрету СНК РСФСР 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство», лица, проживающие в пределах РСФСР, принятые в российское гражданство и не ликвидировавшие своих отношений по гражданству (подданству) с иностранным государством, лишались права апеллировать для защиты своих интересов к правительству той страны, гражданами которой они ранее состояли4.

В соответствии с Положениями о гражданстве СССР 1924 г. (ст. 11), 1930 г (ст. 4), 1931 г. (ст. 4) иностранные граждане, принятые в гражданство СССР, не пользовались правами и не несли обязанностей, связанных с принадлежностью к гражданству другого государства.

Законы о гражданстве СССР 1978 г. (ст. 8) и 1990 г. (ст. 11) устанавливали, что «за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства5.

С разрушением Союза ситуация изменилась, и в настоящее время Конституция России и Закон Российской Федерации о гражданстве 1991 г. допускают двойное гражданство.

Согласно Конституции РФ (ст. 62) «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральными законом или международным договором Российской Федерации».

Статья 3 Закона о гражданстве РФ указывает, что «за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». И далее в статье 3 отмечается, что «гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор» (ч. 2)6.

С принятием этих норм стало возможным приобретение российского гражданства при сохранении гражданства другого государства. Это было связано с желанием нашего законодателя создать возможность для россиян, живущих за пределами России, сохранить связь с родиной.

Ведь за пределами РФ оказалось порядка 25 млн. русских, из них 11,5 млн. — на Украине; 6,3 млн. — в Казахстане; 1,4 — в Белоруссии, около 3 млн. — в Закавказье и Средней Азии7.

Обострение межнациональных конфликтов в бывших союзных республиках, негативное отношение к русским привело к усилению миграции русского населения и ослаблению участия русских в политической жизни республик.

Эмиграция русских в Россию из стран ближнего зарубежья создает проблемы как для РФ, так и для республик бывшего СССР. Лишаясь специалистов и квалифицированной рабочей силы, страдают национальные экономики, поскольку отток русского населения приводит к закрытию и приостановке производств, где русские составляли основную часть работающих.

Однако следует отметить, что введение двойного гражданства, улучшая положение русских вне России, не решает межнациональных и межгосударственных проблем, а, более того, создает новые.

  • Во-первых, с установлением двойного гражданства не исключен приток в Россию из бывших республик СССР не только русских, но и таджиков, армян, узбеков, грузин, которые из-за плохих условий жизни и гражданской нестабильности начнут мигрировать в Россию.
  • Во-вторых, в России большая (10 млн.) диаспора украинцев, армян, грузин, азербайджанцев, белорусов, и предоставление им второго гражданства вызовет ряд экономических и правовых проблем.
  • В-третьих, приобретение второго, российского, гражданства значительной частью населения в бывших союзных республиках едва ли будет способствовать стабилизации, поскольку местные политики рассматривают двойное гражданство как попытку усилить русское присутствие в своих государствах.
  • Часть государств категорически против введения двойного гражданства. Это в первую очередь Балтийские республики. В других бывших союзных республиках ситуация разная. Так, казахские официальные лица считают, что введение двойного гражданства может негативно повлиять на процесс формирования национального самосознания. Кроме того, более половины населения республики окажется в особом положении и приобретет дополнительные преимущества по сравнению с казахами. Исходя из этого, Казахстан выступает за введение единого гражданства в пределах всего СНГ или заинтересованных в этом стран — Казахстана, России, Киргизии, Белоруссии.

    Ряд стран СНГ склонны к установлению двойного гражданства. Но Соглашение о двойном гражданстве подписано только между Россией и Туркменией в декабре 1993 г.

    Российские дипломаты возлагают надежду на российско-киргизский Договор о дружбе и взаимопомощи, подписанный 10 июня 1992г. Согласно этому документу двойное гражданство предусматривается в случае подписания специального соглашения.

    Таким образом, анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что наше законодательство рассматривает двойное гражданство для россиян не как правило, а скорее, как исключение из правил. Не другое государство, а сама РФ решает вопрос о возможности двойного гражданства, причем для получения двойного гражданства необходим ряд условий: ходатайство гражданина в адрес российских компетентных органов; дача ими разрешения гражданину на второе гражданство; получение гражданства только той страны, с которой РФ имеет договор о возможности двойного гражданства. Международные и внутригосударственные способы устранения двойного гражданства

    Как уже было сказано, в мировой практике большинство государств придерживается позиции непризнания двойного гражданства, а их законодательство исходит из принципиального положения — каждый человек должен быть гражданином одного государства.

    Для устранения причин, порождающих явление двойного гражданства, а также ликвидации конкретных случаев двойного гражданства международные суды и непосредственно государства принимают ряд мер.

    Так, для устранения бипатризма международные суды используют принцип «эффективности гражданства», который основывается на том, что международные суды решают вопрос о принадлежности к гражданству двух государств и возможности устранения этой ситуации на основе ряда критериев. Такими критериями являются: постоянное место жительства, место работы, несения военной или государственной службы, место, где лицо реально пользуется своими гражданскими и политическими правами. То есть суды, рассматривая вопрос о гражданстве бипатрида, в спорных случаях решают в пользу того государства, «с которым лицо наиболее тесно связано».

    Относительно проблемы «связи с государством «международными судами при нят целый ряд решений. Наиболее известным стало решение по делу Каневаро. Так, Каневаро по «праву крови» приобрел итальянское гражданство, а по «праву почвы» — перуанское. Постоянная палата международного правосудия в 1912 г. решила, что Каневаро обладает гражданством Перу, так как он был избран в сенат Перу и назначался этим государством на должность генерального консула в Голландии. Таким образом, суд этим решением закрепил концепцию активной государственной принадлежности8.

    Меры, применяемые самими государствами для устранения случаев двойного гражданства, можно разделить на внутригосударственные и международно-правовые.

    Существует несколько внутригосударственных способов сокращения таких фактов.

    1. Предоставление лицам с двойным гражданством права отказаться от одного из гражданств (оптация). Такой порядок предусмотрен в разделе 12 Закона о британской государственной принадлежности 1981 г.
    2. Для сокращения случаев возникновения двойного гражданства у детей при смешанных браках ряд государств в своем законодательстве предусматривает, что в данной ситуации гражданство ребенка будет определяться по «праву крови» отца (Закон о гражданстве Финляндии). Вопросы двойного гражданства у детей в нашем законодательстве решались еще в период существования СССР9. В российском Законе о гражданстве 1991 г. существует ряд статей, направленных на предотвращение возникновения бипатризма у детей (ст. 14, 15, 17, 29).

    Согласно ст. 15 ч. 2 при различном гражданстве родителей вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ.

    Ребенок, являющийся иностранным гражданином, при усыновлении его гражданином РФ или супругами — гражданами РФ, становится гражданином РФ, т.е. в данном случае другое гражданство автоматически утрачивается (ст. 29 ч. 2). Гражданином России становится ребенок и при усыновлении его супругами, один из которых гражданин РФ, а другой является лицом без гражданства (ст. 29 ч. 3).

    При усыновлении ребенка — иностранного гражданина, когда один из супругов гражданин РФ, а другой гражданин иностранного государства, гражданство ребенка определяется по согласованию усыновителей (ст. 29 ч. 4).

  • Для предотвращения возникновения двойного гражданства у женщины при вступлении в брак с иностранцем в большинстве правовых систем закреплен принцип, согласно которому: вступление в брак с иностранцем не влияет на гражданство женщины. Данный принцип существовал в законодательных актах о гражданстве СССР, а в настоящее время нашел отражение в статье 6 Закона о гражданстве Российской Федерации, где указано, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства.
  • С целью пресечения неограниченного приобретения гражданства эмигрантами, утратившими реальную связь со страной, в законодательстве ряда государств предусмотрена норма о количестве поколений лиц, постоянно проживающих за границей, которые могут передавать детям гражданство по «праву крови». Так, это предусмотрено в Законе о шведском гражданстве 1950 г. в редакции 1979 г., где применение «права крови» ограничивается одним поколением эмигрантов.
  • В ряде Латиноамериканских государств и в США предусмотрен принцип «лояльности лица в отношении своего государства», согласно которому гражданин теряет первичное гражданство в случае поступления на государственную службу другого государства для ведения подрывной деятельности.
  • Международно-правовым средством устранения бипатризма является заключение соответствующих двусторонних и многосторонних договоров.

    На данный момент еще не существует международных конвенций, подписанных Россией по вопросам гражданства, исходя из этого российское законодательство придерживается позиции правопреемства. Согласно Закону о гражданстве РФ международные договоры бывшего СССР по вопросам гражданства применяются на территории РФ (ст. 49 ч. 2).

    После окончания второй мировой войны проблемы двойного гражданства приобрели особую остроту. В связи с этим СССР принял широкий круг мер по разрешению этого вопроса.

    В период с 1956-1958 гг. были подписаны двусторонние конвенции с Югославией, Венгрией, Румынией, Албанией, Чехословакией, Болгарией, КНДР, Польшей, ГДР об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством10.

    Но поскольку договоры с социалистическими странами 50-х годов не разрешили полностью данной проблемы, в 60-70 годы СССР заключает ряд новых договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства: в 1963 г. — с Венгрией, в 1965 г. — с Польшей, в 1966 г. — с Болгарией, в 1969 г. — с ГДР, в 1975 г. — с МНР, в 1978 г. — с Румынией и Чехословакией11.

    Эти договоры включали новые положения, направленные на разрешение проблемы двойного гражданства и предусматривали единый порядок решения вопроса о гражданстве бипатридов, сохраняющий гражданство только одного государства.

    В целом все указанные договоры содержали следующие правовые меры:

    • При приобретении гражданства другой договаривающейся стороны первичное гражданство считается утраченным.
    • Перед натурализацией необходимо предоставить разрешение о выходе из гражданства другого государства. Здесь следует заметить, что данная норма содержалась уже в первом договоре по вопросам гражданства между СССР и МНР от 24 апреля 1937 г.
    • В большинстве конвенций указывалось на то, что проживающие на территории одной из договаривающихся стран лица, которых обе стороны на основе своего законодательства считают своими гражданами, могут избрать гражданство любой из сторон.
    • Конвенции устанавливали годичный срок для избрания гражданства, если в указанный срок лица не избирали гражданство, то их считали гражданами того государства, на территории которого они проживали.
    • Гражданство детей при различном гражданстве родителей определяется соглашением между родителями. В случае отсутствия соглашения дети сохраняют гражданство государства, где они постоянно проживают.
    • Такое положение содержалось как в конвенциях 50-х годов, так и в договорах 70-80-х годов. В Договоре о предотвращении возникновения двойного гражданства, заключенном в июне 1980 г. между СССР и Чехословакией, предусматривались меры по предотвращению двойного гражданства у детей12.

      В частности, указывалось, что если один из родителей имеет советское гражданство, а другой — чехословацкое, то для ребенка, родившегося после вступления в силу настоящего договора, родители могут избрать гражданство одной из договаривающихся сторон. О выборе гражданства родители подают совместное заявление не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.

      Согласно всем конвенциям, заключенным СССР с социалистическими странами, несовершеннолетние лица, родители которых умерли, неизвестны, сохраняли гражданство того договаривающегося государства, где они постоянно проживали.

      Для предотвращения возникновения двойного гражданства в будущем Конвенции с Чехословакией и Болгарией установили, что гражданство новорожденного определяется соглашением родителей при регистрации ребенка. При отсутствии такого соглашения ребенок имеет гражданство того из договаривающихся государств, на территории которого он родился.

      Особую область в международно-правовых способах устранения бипатризма составляют положения об оптации, включаемые в договоры о двойном гражданстве, о территориальных изменениях.

      Под оптацией следует понимать предоставляемый международным договором свободный выбор отдельным лицом гражданства одного из договаривающихся государств.

      Различают позитивную оптацию, т.е. в пользу гражданства какого-то государства, и негативную — отказ от одного из своих гражданств.

      Значительное число международных договоров об оптации было заключено Советским Союзом после войны, что было связано с некоторыми территориальными изменениями.

      К таким договорам относится договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине от 29 июня 1945 г., содержащий положение об оптации гражданства одной из договаривающихся сторон, но в каждом случае лишь с разрешения того государства, гражданство которого оптировалось. Срок оптации был установлен 12 месяцев13. Положения этого договора были развиты в советско-чехословацком соглашении о праве оптации и переселения от 10 июля 1946 г.14.

      Согласно данному соглашению право самостоятельной оптации предоставлялось с 18 летнего возраста, причем оптация осуществлялась как с согласия той договаривающейся стороны, чье гражданство оптировалось, так и с согласия той стороны, гражданство которой утрачивалось одновременно с оптацией. Оптанты имели право при переселении брать с собой членов своих семей. Упущение сроков оптации влекло закрепление за бипатридом гражданства того государства, на территории которого он проживал постоянно.

      Из многосторонних международных конвенций, направленных на устранение двойного гражданства, следует отметить:

      • Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957 г., содержащую положение о том, что вступление женщины в брак с иностранцем не влияет на ее гражданство.
      • Гаагскую конвенцию о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, подписанную 12 апреля 1930 г. Отдельные положения данной конвенции касались вопросов двойного гражданства.
      • Европейскую конвенцию о сокращении случаев множественности гражданства и о военной обязанности в случаях множественности гражданства 1963 г., предусматривающую отказ бипатридов от одного из своих гражданств. Названная конвенция предписывала лицу нести воинскую обязанность лишь в том государстве, государственной принадлежностью которого оно обладает и на территории которого постоянно проживает, однако ему предоставляется определенное право выбора. В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на принятие международно-правовых и внутригосударственных мер, направленных на устранение двойного гражданства, это явление продолжает существовать.

      Более того, в России в силу сложившейся ситуации (распада СССР и образования Новых Независимых Государств, в результате чего значительное количество русских оказалось за пределами своей страны) институт двойного гражданства приобрел как бы второе рождение. Но думается, что это временное явление, поскольку, как показывает мировая практика, большинство государств придерживается позиции непризнания двойного гражданства и принимает меры к его ликвидации.

      __________

      1. Международное право в документах. М., 1982.
      2. «Kobiela i zycie», № 49,1985.
      3. СУ РСФСР, 1918, № 31, ст. 405.
      4. СУ РСФСР, 1921, Ms 62, ст. 437.
      5. Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 49, ст. 816. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 23, ст. 435.
      6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, 1992, № 6, ст. 243; 1993, № 29, ст. 1112.
      7. Тишков В. Русские вне России: мифы и политика. «Независимая газета», 20 января 1994 г.
      8. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М» «Международные отношения», 1986, с. 20.
      9. Злагопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М» 1960, с. 259-261.
      10. Ведомости Верховного Совета СССР: 1958, № 4, ст. 84; 1958, № 9, ст. 205, 209; 1958, № 17, ст. 289, 1958, № 35, ст. 426.
      11. Ведомости Верховного Совета СССР: 1966, № 15, ст. 225; 1967, № 7, ст. 78; 1970, № 6, ст. 50,1979, ^18, ст. 331; 1981, № 32, ст. 950; 1984, № 17, ст. 284.
      12. Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 32, ст. 950.
      13. Вилков Г.Е. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. М., «Международные отношения», 1964, с. 61.
      14. «Известия», 1946,11 июля.

      Причины двойного (множественного) гражданства

      В наше время второе гражданство предоставляет своим обладателям массу возможностей. И это не только шанс легально переехать за границу, сохранив при этом свою родину (каждый гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, абсолютно беспрепятственно в последующем может находиться на территории России). Главное, что даёт институт двойного гражданства (если говорить про второе гражданство для россиян в Европе), это возможность проживать в одном из самых развитых государств мира, свободно перемещаться по территории стран Шенгенского соглашения, а также работать и вести успешный бизнес в обстановке стабильности и безопасности.

      Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам возникновения двойного гражданства, помимо расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, относятся: территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев. Субъективными факторами, порождающими двойное гражданство, является деятельность лиц, приобретающих второе гражданство в нарушение установленных государствами правил приема и утраты гражданства Фимина Н. Двойное гражданство: особенности правового и налогового статуса // Налоговый вестник. 2014. N 12. С. 46 — 48..

      ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» не содержит причин получения двойного гражданства.

      В нем лишь закрепляется, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

      Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

      Двойное гражданство

      Двойное гражданство.docx

      Рассмотрение понятия двойного гражданства является актуальной задачей на сегодняшний день. Непрерывные перемещения людей из одной страны в другую, браки с гражданами других государств, заставляют изменять или приобретать новое гражданство. Основная часть практических вопросов, связанных с определением и приобретением гражданства, решаются с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами).

      В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но существуют и группы, не имеющие гражданства (апатриды), либо иностранные граждане. В некоторых государствах разрешено двойное гражданство. В международном праве физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из указанных государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей, называется бипатридом. Пребывание в двойном гражданстве расширяет права и обязанности граждан.

      Целью данной работы является изучение понятия двойного гражданства, задачами являются: раскрыть сущность понятия гражданства, выяснить права и обязанности лиц с двойным гражданством.

      Основная часть

      Понятие двойного гражданства

      Под двойным гражданством следует понимать особое политико – правовое состояние физического лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств.

      Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

      Двойное гражданство влечет установление сложного правового положения лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает не только «двойные правила», но и «двойные обязанности».

      Двойное гражданство по своей структуре не однородно. Следует различать состояние юридического (легального) двойного гражданства, когда одно государство, гражданство которого имеет лицо, признает за ним также наличие гражданства другого государства и считается с его наличием, и фактическое состояние двойного гражданства, когда государством игнорируется наличие еще одного гражданства у его гражданина. В последнем случае лицо рассматривается государством только как гражданин своей страны, хотя при этом оно имеет два или же более национальных документа, подтверждающих его гражданство, и, следовательно, субъективно само себя вправе считать гражданином одновременно двух или более стран.

      Как социально – правовое явление двойное гражданство получило распространение в буржуазную эпоху, поскольку феодализм основывался на прикреплении крестьян к земле, и миграция населения запрещалась. Возникновение в тот период двойного гражданства у низших сословий было редким явлением, хотя у представителей высшего сословия двойное подданство могло возникнуть в том случае, если они имели владения на территориях разных государств.

      Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера.

      К объективным причинам возникновения двойного гражданства помимо расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства следует отнести территориальные изменения, влекущие изменения юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев. Двойное гражданство может также являться результатом целенаправленного и согласованного решения государств об этом.

      Двойное гражданство чаще всего порождается в результате коллизии законодательства различных государств, когда одно государство при определении принадлежности к своему гражданству следует исключающему принципу «право крови» (jus sangguinis), т.е. признает своими гражданами лиц, родители которых являются его гражданами, а другое государство следует включающему принципу «право почвы» (jus soli), т.е. признает своими гражданами лиц, родившихся на ее территории.1 Бипатризм (от греческого bi — два и patris — отечество, родина) возникает также независимо от места рождения ребенка, если законодательство страны позволяет передать ребенку по «праву крови» имеющиеся у родителей множественные гражданства.

      Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает ее гражданства. Автоматическое предоставление гражданства иностранцам при вступлении в брак с гражданами государства предусматривают, например, законы Италии, Доминиканской Республики.

      Возникновение двойного гражданства может стать результатом целенаправленной государственной политики, когда одно государство сознательно преследует цель ущемить суверенитет другого государства, сохранить влияние в бывших колониях или обострить международную обстановку.

      Причинами возникновения двойного гражданства могут быть также специальные международные соглашения.

      Субъективным фактором, порождающим двойное гражданство, является деятельность лиц, приобретающих второе гражданство, в том числе в нарушение установленных государствами правил приема в гражданство и его утраты.

      Приобретение двойного гражданства

      Конституционное признание двойного гражданства обусловило сохранение его в ныне действующем Законе о российском гражданстве 2002 г., хотя и в несколько ином понимании по сравнению с предыдущим законом.

      В ч. 1 ст. 6 Закона закреплено: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

      В ч. 2 этой же статьи сказано, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации.

      Другое понимание двойного гражданства в проекте Закона связано с отказом от практики порождения фактического двойного гражданства. Проявляется это через требование отказа от иностранного гражданства при приеме в гражданство Российской Федерации. Таким образом, воспроизводится норма ч. 1 ст. 3 Закона «О гражданстве РСФСР» в первоначальной редакции от 28 ноября 1991 г.

      Во всех случаях для приобретения двойного гражданства необходимо ходатайство гражданина в адрес компетентных государственных органов, дача ими разрешения гражданину на второе гражданство, получение гражданства только той страны, с которой у государства – участника СНГ имеется договор о двойном гражданстве. Процедура приобретения второго гражданства аналогична приобретению гражданства в обычном порядке.

      Права, обязанности и ограничения для лиц с двойным гражданством

      Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации «. наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. «

      Согласно Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать о приобретении гражданства другого государства в день его приобретения; гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае приобретения гражданства другого государства, а также наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

      Согласно главе 2 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» о Назначении на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров: Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

      Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане прошедшие военную службу в другом государстве.

      Вопросы выполнения воинской обязанности бипатридами часто становится предметом межгосударственных споров. Это связано с тем, что лицо, имеющее двойное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах своего гражданства. Проходить ее, конечно, лицо будет только в одном государстве. Причем другое государство, гражданином которого данное лицо также является, вправе, если это окажется в пределах его юрисдикции, привлечь данное лицо к ответственности за прохождение военной службы в иностранном государстве или уклонение от призыва на военную службу. И хотя первое государство имеет право предоставить ему защиту, практически она оказывается бессильной.2

      Проблему двойной воинской обязанности в случаях двойного гражданства в международной практике решают с помощью двух диаметрально противоположных подходов. Первый заключается в том, чтобы путем заключения соответствующих международных соглашений предотвратить, запретить, ликвидировать случаи двойного гражданства у граждан договаривающихся государств. Результатом таких соглашений будет полное отсутствие проблемы двойной воинской обязанности по причине отсутствия самих лиц с двойным гражданством. Второй подход основывается на том, чтобы при допущении двойного гражданства ликвидировать связанные с ним отдельные негативные последствия, в частности, двойную воинскую обязанность.

      Последствия наличия двойного гражданства

      Объективная оценка двойного гражданства требует выявления в его природе как положительных, так и отрицательных последствий.

      Положительные последствия двойного гражданства таковы:

      • дополнительные гарантии реализации и защиты прав и свобод личности, поскольку лица, обладающие двойным гражданством, имеют равные права и обязанности с гражданами страны проживания, в то же время сохраняя культурные и иные связи со страной происхождения;

      • выгоды в отношении права на жительство в обоих государствах, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения гражданства в смешанном браке;

      • принимающее государство легче интегрирует резидента с двойным гражданством, чем иностранного гражданина, а государство происхождения сохраняет связи со своим гражданином, что особенно важно для развивающихся стран;

      • наличие значительного числа лиц с двойным гражданством может способствовать интенсификации связей между государствами. Бывшая Югославия, например, не препятствовала двойному гражданству, поощряя миграцию, снимавшую отчасти проблемы безработицы, профессиональной подготовки населения за границей, получения валютных доходов.

      Отрицательные последствия двойного гражданства следующие:

      • двойное гражданство способно создать для индивида дополнительные обязанности. Его могут обязать нести военную службу в двух государствах, платить налоги двум государствам и т.д. Такого рода установление двойных обязанностей является правомерным, поскольку Гаагской конвенцией о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин»;

      • лицо с двойным гражданством, согласно этой же Конвенции, имеет усечённые права на дипломатическую защиту. Неизбежны коллизии в правовом статусе лица с двойным гражданством из-за противоречий в законодательстве двух стран, разрешающихся чаще всего не в пользу этого лица;

      • некоторые страны считают определенные действия своих граждан государственной изменой, даже если эти действия совершены за рубежом. В 1989 г. правительство США объявило, что оно имеет «законное право» похищать любого человека, имеющего американское гражданство, и доставлять его в США для предания суду, невзирая на местное законодательство;

      • в отношении лиц с двойным гражданством возникают трудности в сфере межгосударственных отношений. С одной стороны, может возникнуть спор о гражданстве лица между государствами, рассматривающими его как своего гражданина, а с другой — по каким-либо причинам третье государство может быть вынуждено решать, какому гражданству лица с двойным гражданством следует отдать предпочтение;

      • для государства лицо с двойным гражданством всегда будет восприниматься как недостаточно лояльное. Если учитывать то, что лояльность граждан своему государству подразумевает два аспекта — внутренний и внешний (внутренний состоит в том, что граждане обязаны повиноваться любым конституционно принятым решениям государственной власти, независимо от своего личного согласия или не согласия; в своем внешнем аспекте лояльность испытывается в условиях международных кризисов, когда жизненно важные интересы государства сталкиваются с угрозой со стороны других государств), то двойное гражданство может плохо сочетаться с лояльностью в обоих ее проявлениях. Противоречие между двойным гражданством и «внутренней» лояльностью усматривается в такой ситуации, когда человек, обладающий двойным гражданством, сохраняет сильную привязанность к стране, где он воспитан, причем эта страна слишком резко отличается от страны его нынешнего проживания по религии, политической культуре, образу жизни и правовой системе. По отношению к «внешней лояльности» двойное гражданство несовместимо с ситуацией, когда первое гражданство лица находится или находилось во враждебных отношениях со страной его нынешнего гражданства;

      Смотрите так же:

      • Межотраслевые правила по от при эксплуатации газового хозяйства организаций Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций" Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства […]
      • Заявления на выбор врача Заявление о выборе врача Образец №3 Заявление о выборе врача Главному врачу_____________________________ (наименование медицинской организации) __________________________________________ (Ф.И.О. руководителя МО) от ________________________________________ (Ф.И.О. гражданина) […]
      • Как оформить дом после смерти мужа Как оформить дом после смерти мужа Эта страница отображается в тех случаях, когда автоматическими системами Google регистрируются исходящие из вашей сети запросы, которые нарушают Условия использования. Страница перестанет отображаться после того, как эти запросы прекратятся. До этого […]
      • Заключил договор с юристом Как заключать договор с адвокатом (юристом)? Как это сделать? Казалось бы, ничего такого уж сверхестественного в этом нет: находишь, мол, хорошего адвоката (по знакомству или еще как), обсуждаешь с ним все детали своей юридической проблемы, заключаешь с ним договор – и все. Однако, не […]
      • Как получить разрешение на хранение ношение оружия Получаем лицензии на травматическое и гладкоствольное оружие Вы можете спросить зачем нужно получать лицензию на оба вида оружия. На то есть три довода: 1 — Практичность. Травматические оружие единственно эффективное легальное средство самообороны, а гладкоствольное — для охоты и для […]
      • Как оформить возврат товара надлежащего качества Что нельзя вернуть по закону Не вся продукция может быть возвращена в магазин. Это обусловлено ее свойствами и спецификой применения. Согласно постановлению №55 Правительства РФ невозможно оформить отказ от товара, который не имеет дефектов, для определенных категорий. вещи, […]