Приказ по спецмедгруппе

Приказ по спецмедгруппе

Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении.

Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой.

Принципы разделения

Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещёниям физкультуры.

Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка.

Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения.

В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки.

Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную.

Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма.

Правила определения медицинских групп ля занятий несовершеннолетними

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой:

основная,

подготовительная

и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3 — 5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.

Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н «ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В НИХ»

Статья по физкультуре по теме:
Организация работы специальной медицинской группы

Данный материал раскрывает организацию работы со специальной медицинской группой, а конкретнее работу с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и что для этого необходимо.

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья,

к специальной медицинской группе

Нужно, чтобы к физическим упражнениям

приобщался каждый человек.

Без этого немыслимы никакие разговоры

о здоровом образе жизни.

Н.М. Амосов (хирург-кардиолог,

В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, формирования интереса к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе организованы занятия специальной медицинской группы.

Обучение проводится по отдельной рабочей программе, разработанной на основе федерального компонента государственного стандарта по физической культуре, а также на основании авторской программы под редакцией А.П. Матвеева, с учетом нормативных документов федерального (Письмо министерства образования России от 14.05.1999г. № 717/11-12 «О преподавании физической культуры») и регионального уровня (письмо № 461 от 21.08.2007г. «О реализации процесса физического воспитания в образовательном учреждении»).

Медицинский работник предоставляет директору список детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, после чего директор издает приказ по школе об организации занятий СМГ. Затем медицинский работник информирует классного руководителя, родителей о том, что их ребенок по состоянию здоровья относится к СМГ и должен заниматься отдельно от основного состава класса, по отдельной программе. Некоторые родители пишут отказ от СМГ, и эти дети посещают основные уроки по физкультуре.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Какие же особенности здесь используются? Комплектование СМГ проводится в конце учебного года, а в течение последующего учебного года вносятся изменения. Так на 1 сентября 2012 13 учебного года в СМГ состояло 9 обучающихся с 1 по 11 класс. На основании приказа Отдела образования Администрации города Шадринска (приказ № 374 от 30.08.2011 г. «Об организации занятий по физической культуре с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе» о комплектовании СМГ по школе издан приказ от 02.09.2011 г. № 165а «О комплектовании специальной медицинской группы».

В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения.

На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относятся школьники без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объёме учебной программы. В зависимости от состояния здоровья, морфологических и функциональных особенностей учащихся им рекомендуются занятия определённым видом спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие заболевания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышения функциональных возможностей представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу.

К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующего годов обучения – в сентябре, декабре и апреле.

Имеется утвержденное расписание занятий СМГ. Инструктаж по ТБ проводится со всеми обучающимися, где присутствует класс в полном составе, после чего все обучающиеся расписываются в журнале инструктажа по ТБ. В соответствии с письмом Министерства образования 31.10.2003г. № 13-51-263/13 об оценивании обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, эти дети также оцениваются, и оценка выставляется в основной журнал.

На основании результатов после проведенного медицинского осмотра детей по приказу директора школы были внесены изменения в список СМГ и добавлено 7 человек. Итого получилось 16 человек. Из них двое обучающихся были переведены в подготовительную группу на основании медицинских справок, предоставленных из поликлиники. Так, например, в октябре 2012 года был переведен в подготовительную группу обучающийся 4 класса, а в ноябре 2012 года обучающийся 7 класса.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение защитных сил организма и сопротивляемости;
  • формирование правильной осанки;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
  • Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

    Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

    Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.

    В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

    Подгруппа «А» — школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

    Подгруппа «Б» — школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).

    В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.

    В условиях аэробного дыхания двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.

    В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

    На сегодняшний день в СМГ состоит 13 человек. Дети подразделяются на подгруппы. У нас выделено 2 подгруппы: 1 подгруппа – 1-4 класс (2 обучающихся), 2 подгруппа – 5-9 класс (11 обучающихся).

    Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На основании этого документа директор школы издает приказ о переводе школьника в другую группу здоровья.

    В соответствии с заболеваниями, подобраны комплексы спец. упражнений по заболеваниям, сделаны индивидуальные карточки для самостоятельных и индивидуальных занятий.

    Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся СМГ делится на два периода – подготовительный и основной.

    Основная цель подготовительного периода (приблизительно сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.

    Задачи подготовительного периода :

  • постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
  • воспитать у учащихся потребность систематических занятий физическими упражнениями;
  • научить быстро находить и правильно считать пульс;
  • обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).
  • В основной период – приблизительно декабрь–май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.

    В процессе занятий физической культурой ставятся задачи образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение технике движений, её совершенствование.

    Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

    Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу.

    Задачи основного периода:

  • освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ;
  • повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

    Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно регулировать:

  • темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
  • подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
  • амплитудой движений;
  • исходными положениями при выполнении упражнений;
  • временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между ними;
  • степенью мышечного напряжения;
  • эмоциональным фактором.
  • Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.

    Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).

    Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:

  • построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;
  • перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;
  • при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;
  • при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;
  • в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются в зависимости от диагноза.

    1. Занятия проводятся в спортивном зале, в работе я использую нестандартное оборудование. Например, массажер су-джок для пальчиковой гимнастики, самодельную «дорожку здоровья», таблицы и картинки для глаз и др.
    2. В соответствии с письмом Министерства образования 31.10.2003г. № 13-51-263/13 об оценивании обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ имеют право сдавать экзамен по физкультуре, но в обязательном присутствии медицинского работника школы. При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры должен учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении. У нас пока таких случаев не было.

      В своей работе использую разнообразную методическую литературу. Настольная книга учителя физкультуры под редакцией профессора Л.Б. Кофмана; Оздоровительные основы физических упражнений автор Назаренко Л.Д.; CD-диск «Физическая культура 1-11 класс» Издательство «Учитель» — 2010 год, здесь есть раздел «Специальная медицинская группа»; Физическая культура – система работы с учащимися СМГ, авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. Также очень хорошо помогают в работе журналы «Спорт в школе» и «Здоровье детей», которые получаю в электронном варианте в свой личный кабинет. Создана небольшая методическая копилка (комплексы упражнений по заболеванию).

      Уже второй год наша школа участвует в общероссийском проекте «Школа цифрового века», который проводит издательский дом «Первое сентября». Все выбранные нами издания мы получаем в свой личный кабинет на сайте www.1September.ru . За участие в данном проекте мы получили за 2011-12 учебный год именные сертификаты «Учитель цифрового века», где указано, что мы применяем в работе современные информационные технологии. За 2012-13 учебный год – дипломы «Учитель цифрового века». К тому же в 2012-13 учебном году доступны бесплатные 6-ти часовые модульные курсы в рамках проекта, за которые также высылаются именные сертификаты.

      Хотелось бы закончить свое выступление словами Гиппократа «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

    3. Влияние заболеваний на учебную деятельность детей и подростков. // Здоровье детей. – 2007. — № 23. – с. 16-23.
    4. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. (Директивное письмо Минообразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/13).
    5. Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. – 2005. – № 5. – С. 11-17.
    6. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 185 с.
    7. СD диск Физическая культура 1-11 класс. Рекомендации, разработки. Издательство «Учитель» — 2010 год.

    Рабочая программа по физической культуре для «Спецмедгруппы»

    Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).w

    Просмотр содержимого документа
    «Рабочая программа по физической культуре для «Спецмедгруппы»»

    Пояснительная записка стр2-3

    Структура программы стр4

    Содержание программы стр 5—9

    Учебно – тематический план стр 10

    Календарно – тематическое планирование стр 11-14

    Приложение стр 16

    Материально-техническое обеспечение стр17

    Критерии оценки стр18

    Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).

    В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

    Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся школы , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:

    • повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;

    • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;

    • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

    • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;

    • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.

    Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:

    • направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

    • направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);

    • направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

    • направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

    Рабочая программа включает в себя четыре раздела:

    1. «Основы знаний о физической культуре» — включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

    2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.

    3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.

    4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

    Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

    Основы знаний о физической культуре

    Физическая культура как система разнообраз­ных форм занятий физической подготовкой и ук­реплением здоровья человека.

    Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой де­ятельностью.

    Жизненно важные способы передвижения чело­века: сходство и различия.

    Режим дня и личная гигиена.

    Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.

    Оздоровительные занятия в режиме дня: про­ведение утренней зарядки, физкультминуток, ды­хательной гимнастики, подвижных игр, комплек­сов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.

    Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика

    Комплексы упражнений: упражнения на форми­рование правильной осанки (без предметов и с пред­метами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с раз­личным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на мес­те и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.

    Ходьба: с изменяющейся скоростью и направле­нием передвижения; левым и правым боком; спи­ной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).

    Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.

    Гимнастика с основами акробатики: органи­зующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; постро­ение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в груп­пировке (с помощью); перекаты из упора присев на­зад и боком. Прикладно-гимнастические упражне­ния: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; пе­редвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-плас­тунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастиче­ской скамейке; лазание по наклонной гимнастиче­ской скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); ими­тационные упражнения (подражание передвиже­нию животных). Кувырки вперёд, назад. Лазание по шесту. Упражнения с гимнастическими снарядами.

    Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чере­довании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускоре­нием. Прыжки на месте с поворотами вправо и вле­во, с продвижением вперед и назад, в длину и вы­соту с места; спрыгивание с горки матов, с мяг­ким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с ко­лена». Бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.

    Лыжные гонки: организующие команды и прие­мы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к пере­движению на лыжах (расчехление лыж и их за­крепление на ноге). Передвижения на лыжах сту­пающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с рав­номерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг».

    Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бо­ру », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мя­чом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подго­товки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спор­тивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся на­встречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Вы­стрел в небо», «Охотники и утки»).

    Игры включаются в учебный процесс по усмотре­нию учителя в зависимости от условий проведения заня­тий, логики планирования основного материала и подго­товленности учащихся.

    Требования к качеству освоения программного материала

    В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставления:

    • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

    • о способах изменения направления и скорости передвижения;

    • о режиме дня и личной гигиене;

    • о правилах составления комплексов утренней зарядки;

    • о правилах поведения на занятиях физической культурой;

    • о правилах подготовки мест для самостоятель­ных физкультурно-оздоровительных занятий.

    • выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

    • выполнять комплексы упражнений (с предме­тами и без предметов), направленно воздействую­щие на формирование правильной осанки;

    • выполнять комплексы упражнений на локаль­ное развитие отдельных мышечных групп;

    • выполнять упражнения на профилактику плос­костопия;

    • выполнять комплексы дыхательных упражне­ний;

    • выполнять комплексы упражнений на профи­лактику нарушений зрения;

    • выполнять упражнения и технические дейст­вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

    • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж­ках разными способами;

    • выполнять строевые упражнения.

    Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

    гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);

    быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);

    выносливость — ходьба в течение одной мину­ты, м;

    сила — прыжок в длину с места (демонстриро­вать технику);

    координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

    Смотрите так же:

    • Межотраслевые правила по от при эксплуатации газового хозяйства организаций Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций" Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства […]
    • Незаконное получение субсидии жкх Незаконное получение субсидии жкх рассмотрев материалы уголовного дела в отношении в порядке ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не задерживалась; избрана мера процессуального принуждения - обязательство о явке; обвиняемой в совершении преступления, […]
    • Заявление на кражу гос номеров Украли автомобильные номера Если сравнить современную процедуру восстановления номеров с той, которая была раньше, то она стала намного проще. Буквально пару лет назад для того, чтобы добыть новые номера, каждый водитель сталкивался с заполнением кучи документов, которые связаны с […]
    • Материнский капитал на оплату детского сада Правила оплаты детского сада средствами Материнского капитала С 2007 года российские семьи, в которых есть больше одного ребенка, имеют возможность получить сертификат на материнский капитал. Как им распоряжаться, каждая семья решает по-своему. В правительстве постоянно не прекращаются […]
    • Закон о срочных пенсиях Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2018 Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся: условий получения такого пенсионного обеспечения, порядка его начисления и доставки, расчёта отчислений из пенсионных […]
    • Срок рассмотрения представления об устранении нарушения закона Порядок и сроки рассмотрения надзорного представления прокурора ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ НАДЗОРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА Бызова М., помощник Чайковского городского прокурора Пермского края. Представление об устранении нарушений закона, именуемое также надзорным , - сегодня один из […]