Примеры слов на правило безударная гласная в корне слова

«Безударные гласные в корне слова». 3-й класс

– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.

Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).

1. Организационный момент.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело

Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.

– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)

Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.

– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).

3. Путешествие по Стране безударных гласных.

1. “Полянка слов” (Слайд № 3).

Задание: определите безударную гласную в корне.

Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора.

Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.

2. “Скалолазы” (Слайд № 4)

– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”

Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.

3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).

– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.

Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)

Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.)

4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).

Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).

– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.

Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.

Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.

6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).

– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.

– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!

– Где проходило наше занятие?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

– Какой алгоритм мы сегодня вывели?

– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).

Список используемой литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
  2. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1985.

14. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правила

Сильной позицией для гласных звуков является позиция
в ударном слоге.

Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция
сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.

Безударные гласные корня проверяются ударением:

волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.

Способы проверки безударных гласных в корне

1. Подбор однокоренных слов:

соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.

2. Изменение формы слова:

окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое
значение:

спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.

Задачи на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Расп лить бревно, гр зовая туча, г родские пейзажи, похв лить за работу, усл жнить задание, дер венская улица, вредные исп рения, щеб танье птиц.

Выделите в каждой четвёрке слов однокоренные.

1. Вода, водяной, водитель, водичка.
2. Смешать, смех, смешной, смешить.
3. Лес, лестница, лесок, лесничий.
4. Левый, налево, лев, левая.

Вставьте пропущенные буквы.

Д ждливый, с довый, м рской, д лёкий, р дной, в черний, взл теть, вм стить, вх дить, заг дать, г ворить, разд лить, г стить, в здушный.

Заг дать желание, зал зать на дерево, зар дить ружьё, неожиданно засм яться, зап вать песню, изн сить костюм, пос деть на берегу, зап вать молоком, пр сить о помощи, осл беть от болезни.

Раск лоть бревно – раск лить сковородку. Зап вать песню – зап вать лекарство. Посв тить искусству – посв тить фонариком. Прим рить друзей – прим рять платье. Ч стота в помещении – ч стота волн.

Скр пить документы – скр петь дверью. Нав вать скуку – нав вать проволоку. Сп шите видеть – сп шите в тетрадь. Зал зать рану – зал зать на дерево. Прож вать по адресу – тщательно прож вать.

Неожиданно обог титься, сильное землетр сение, зар дить ружьё, к лючий кактус, укр щать льва, опл тить проезд, перест новка мебели.

Металлическое огр ждение, громко засм яться, оч ровательный малыш, сост влять расписание, усл жнить ситуацию, прор дить посевы.

Безударная гласная в корне

Холодный или халодный ? Вырастет или выростет? Корабль или карабль ? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

1) ух. дить Можно подобрать проверочные слова ход , уход . В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – ух о дить .

2) аргум. нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент , в котором ударение падает на букву е . Значит, правильное написание – аргум е нтировать .

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв. щение и посв. щение . Проверочное слово для слова просв. щениесвет , поэтому надо писать просвещение . Проверочное слово для слова посвящениесвятость , поэтому посвящение пишется через букву я . Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада ); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь ); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара ); постигать — постигнуть (а не стегать ); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: г о ра (г о ры, г о рный), н а брать (н а бранный), земл я ной (овс я ный), в дом е (в стол е ).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: в о да (в о ды, в о дный), с а ды (с а д, с а дик), св и нья (св и ньи), я йцо ( я йца ), г о в о рить (г о вор, разгов о р), м о л о дой (м о лод, м о лодость, мол о денький), ж а ра (ж а р, ж а ркий), ш а лун (ш а лость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра , ла (в ра та, сок ра тить, б ра зды, г ла ва, об ла ко, в ла чить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро , оло (в оро та, к оро ткий, б оро зды, г оло ва, в оло чить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах зат о пить, оп о здать, прогл о тить, раздв о ить, зат о птать и других гласная о проверяется однокоренными словами п о здно, гл о тка, дв о е, т о пчет, хотя есть глаголы зат а пливать, оп а здывать, прогл а тывать, раздв а ивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс — ирова — — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бр о сать, т о птать, см о треть, м о лчать следует привлекать такие слова и формы, как бр о сить, перебр о ска, т о пчет, см о трит, см о тр, м о лча, ум о лкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (зараб о тать – зараб а тывать, усв о ить – усв а ивать и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните попарно слова: ч а стота (ч а стый) и ч и стота (ч и стый), пол а скать (л а ска) и пол о скать (пол о щет), п а ры (мн. ч., ср. п а р ) и до п о ры (ср. до сих п о р), л е са (мн. ч., ср. л е с) и л и са (ср. л и сы, л и сонька), пос и деть (с и дя) и пос е деть (с е д , кр. ф. от седой), разв и вать (разв и ть) и разв е вать (в е ять), разр я дить (разр я д) и разр е дить (р е дкий), осв е тить (св е т, осв е тит) и осв я тить (св я т, св я тость), прим е рять (м е рить) и прим и рять (м . р.).

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё ). Сравните: б е лить (б е лый) и в е ла (в ё л), с е ло (с ё ла и с е льский ), ш е лестеть (ш е лест ) и ш е лка (ш ё лк), ж е мчуга (ж е мчуг ) и ж е лудей (ж ё лудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат после х в безударной позиции пишется буква а (также барх а тный, барх а тистый), хотя под ударением в слове бархотка (вариант: барх а тка ) – гласный о . Безударному гласному в слове леб е дь, который передается буквой е , соответствуют под ударением ё и я : леб ё дка, леб ё душка и леб я жий . В слове л а дья без ударения пишется а , а под ударением в слове л о дка – о .

В словах д е тёныш, д е тёнок, д е твора, д е торождение и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове д е ти и производных от него – детский, детство, бездетный и т. п. Однако в слове д и тя , а также в просторечных д и тё и д и тячий пишется и (ударный и в д и тятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е.

Например, магн и т, магн и тный, намагн и тить и магн е то, магн е тик, парамагн е тик; магнитограф , магн и ториум, магн и тола, магн и тометр, магн и тофон, магн и тобиология, магн и тооптика и магн е тический, магн е тизм, магн е тит, магн е тон, магн е трон . варианты: магн е тоэлектрический эффект и магн и тоэлектрическая машина, магн и тохимия и магн е тохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и или е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова деб е т (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах деб е т, деб е товать, деб е товый ) и и (в словах деб и тор, деб и торский ). В корне слов инфекция и дезинфекция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать . Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг . Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е, например: звук о режиссёр, мир о воззрение, сен о кос, работ о датель, дикт о фон, москв о рецкий, одн о разовый, девяност о летний, ст о рублёвый, мор е плаватель, древн е русский, пыл е сос, общ е доступный, тысяч е летний, свеж е окрашенный, мыш е ловка, овц е водство, ча е питие; гряз е вод о лечебница, масл о сыр о варенный.

Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кров е носный и кров о подтёк, кон е водство и кон о крад, дальн е прицельный и дальн о зоркий, песн е творчество и песн о пение.

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея,

например: бактери о носитель (бактерия), истори о графия (история), религи о ведение (религия), хими о терапия (химия), трахе о бронхит (трахея), музе о логия (музей), но: музе е ведение.

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

я – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый (но в себе стоимость и себе довлеющий буква е); время-,

например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,

например: имятворчество, имяславие (общественно-философское течение); семя-,

например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);

а – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,

например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто- и сто- пишется о);

и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать, а также тридцать, пятьдесят и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

ы – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква- (акванавт, акватехника ), мега- (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа- (медиакомпания, медиахолдинг), макси- (макси-юбка ), миди- (миди-платье), милли- (миллиметр, миллиграмм), мини- (мини-турнир), санти- (сантиметр), деци- (дециметр), поли- (поливитамины, политехнический), квази- (квазиизлучение, квазинаучный); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура (но агрокультура с другим значением).

Проверка безударных гласных в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва про­ве­рим, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва, что­бы про­блем­ный глас­ный звук ока­зал­ся в силь­ной пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

Проверим безударные гласные в корне

Начнем с того, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное.

Оно может падать на при­став­ку ( ро́з ыгрыш, на́д пись, на́ бело), корень сло­ва ( ве́рн ый, бы́стр ый), суф­фикс (дерев я́нн ый, солом е́нн ый, пауч о́к ), на окон­ча­ние (больш о́й , взял а́ , шест и́ ).

Имеем в виду, что глас­ные зву­ки отчет­ли­во зву­чат и сов­па­да­ют с обо­зна­ча­ю­щи­ми их бук­ва­ми толь­ко под уда­ре­ни­ем. В слу­ча­ях, когда уда­ре­ние нахо­дит­ся на дру­гих мор­фе­мах, в корне сло­ва неяс­но слы­шит­ся глас­ный звук, кото­рый ока­зал­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния.

В напи­са­нии слов с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне будем учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке основ­ным явля­ет­ся не фоне­ти­че­ский прин­цип напи­са­ния слов (как слы­шу, так и пишу), а мор­фо­ло­ги­че­ский. Суть это­го прин­ци­па пра­во­пи­са­ния состо­ит в том, что в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем неза­ви­си­мо от их зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных.

В без­удар­ных сло­гах пишет­ся та же глас­ная, кото­рая высту­па­ет в том же сло­ге под уда­ре­ни­ем в род­ствен­ных сло­вах или фор­мах слов.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, необ­хо­ди­мо подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром уда­ре­ние про­яс­нит зву­ча­ние сомни­тель­но­го глас­но­го.

Безударные глас­ные мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем дву­мя спо­со­ба­ми:

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му исход­но­го сло­ва

Правило написания безударных гласных

Иногда в корне сло­ва име­ют­ся два без­удар­ных глас­ных, тогда при­ме­ня­ют одно­вре­мен­но оба спо­со­ба про­вер­ки без­удар­но­го глас­но­го.

  • г о л о ва́ — го́ловы, голо́вка;
  • п о л о са́ — по́лосы, поло́ска;
  • б о р о зда́ — бо́розды, боро́здка.
  • Словарные слова

    Правописание мно­гих слов с без­удар­ны­ми глас­ны­ми нель­зя про­ве­рить уда­ре­ни­ем, поэто­му их сле­ду­ет запом­нить:

    Такие лек­се­мы с непро­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне назы­ва­ют­ся сло­вар­ны­ми сло­ва­ми. При затруд­не­нии в их напи­са­нии обра­ща­ем­ся к помо­щи орфо­гра­фи­че­ско­го сло­ва­ря.

    Рассмотрим, как про­ве­рить без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва «домаш­ний».

    В этом сло­ве уда­ре­ние пада­ет на глас­ный звук в суф­фик­се:

    дом а́шн ий — корень/суффикс/окончание.

    Неясно слы­шит­ся глас­ный в корне:

    д о ма́шний [д а м а ш н’ и й’]

    Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии это­го при­ла­га­тель­но­го, под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва, что­бы сомни­тель­ный глас­ный ока­зал­ся под уда­ре­ни­ем:

    д о ма́шний — дом, до́мик

    В сло­вах «окно», «вода», «роса» без­удар­ный глас­ный в корне про­ве­рим, изме­нив фор­му суще­стви­тель­но­го един­ствен­но­го чис­ла на фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

    Написание без­удар­ной глас­ной в корне сло­ва «нога» мож­но про­ве­рить с помо­щью одно­ко­рен­но­го сло­ва «но́жка», а так­же изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му суще­стви­тель­но­го:

    Смотрите так же:

    • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
    • Госпошлина водительского удостоверения иркутск Автошкола Фаэтон Для получения водительского удостоверения после экзамена в ГИБДД нужно забрать в автошколе справку о прохождении медицинской комиссии и свидетельство об окончании автошколы. Зайдите в личный кабинет на портале www.gosuslugi.ru . Откройте "Каталог услуг", выберите " […]
    • Нотариус на снежной Нотариусы района Москвы Свиблово Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Вергасова Галина Ивановна Телефон: (499) 186-25-10 Адрес: Берингов пр., д. 1 Часы работы: Пн-Чт […]
    • Через сколько дней после дтп нужно обратиться в страховую по осаго Срок обращения в страховую компанию после ДТП Здравствуйте! В какой срок нужно обратиться в страховую компанию для получения выплаты, при оформлении дтп в гибдд? На сайтах страховых пишут, что в течении 5 рабочих дней. На горячей линии страховой говорят строго 5 дней для европротокола, […]
    • Закон рф о дистанционном обучении Закон рф о дистанционном обучении В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № […]
    • Налог пенсионный для ооо ООО платит налоги в пенсионный фонд если работников нет? я являюсь директором. Директор это работник и за него нужно платить и отчитываться как за работника. Однако многие этого не делают. Для этого нужно написать письмо в ПФР и ФСС что вы не начисляете взносы директору, либо сдавать […]