Принцип всеобщего изменения законы и категории

Принцип всеобщего изменения законы и категории

1. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления.
2. Идея развития в философии и науке ХХ в.
3. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления. Виды категорий.

Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.

Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.

Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
• Расхождения диалектики и идеи развития.
• Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.
• Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.
• Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.
• Герменевтика представляет игру как принцип развития.

Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.

Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.

Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого.

Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части.

Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса.

Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.

Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.

Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах.

Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Причинность и свобода воли человека. Имеется ли причина у самой причины?

Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей.

Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия.

Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность.

Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя. Структура необходимости: неразрешенное противоречие, условия, процесс их слияния. Случай как чистая возможность, как то, что может быть, а может и не быть. Случай как проявление необходимости, как зародыш новой необходимости. Случайность как точка пересечения двух необходимых процессов. Проблема объективности случайности.

Диалектика в методологическом плане занимает важное место в познавательной деятельности. Само понятие диалектика может употребляться в трех значениях:
• Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная реальность.
• Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
• Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.

Диалектика в своем арсенале имеет ряд специфических категорий, служащих познанию окружающей действительности.

Методические рекомендации к лекции

Прежде всего, обратите внимание на овладение категориальным аппаратом диалектики. Усвойте действие основных законов диалектики с применением их в объяснении окружающего мира. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. Обратите особое внимание на специфику диалектического метода.

1. Абдильдин Ж.М. Собр.соч. В 5 тт. Т.2. – Астана, 2000. – с. 32-148.
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1988. – с. 21-342.
3. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – с.282-411.
4. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 — М., 1996 – с.191-197.

Вопросы и задания контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Что включает в себя диалектика как понятие?
2. Назовите и охарактеризуйте законы диалектики.
3. Что такое категория? Назовите и охарактеризуйте парные категории диалектики.

Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке.
2. Проведите сравнительный анализ марксистской и гегелевской диалектики.
3. Проведите сравнительный анализ диалектики и метафизики.

Творческий уровень:
1. Интерпретируйте диалектику гегелевского положения: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
2. Раскройте на конкретном примере сущность категорий «действительности» и «возможности», «необходимости и случайности».
3. Каким образом была осмыслена Гегелем диалектика Гераклита?

Принципы, законы и категории диалектики

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Диалектика: основные категории, законы и принципы

    Диалектика как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

    Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

    Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

    Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
  • Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);
  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Категория «скачок» отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;

    Закон отрицания отрицания

    Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.

    Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
  • Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

    Принципы диалектики

    Основными принципами диалектики являются:

    • принцип всеобщей связи, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
    • принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
    • принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
    • принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
    • принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
    • Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

      Основные категории диалектики

      В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

      Категория диалектики — наиболее общие понятия, используемые философией для раскрытия сути диалектических проблем.

      Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

      В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.

      Определяют эти категории так:

    • сущность — категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
    • явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
    • содержание — определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
    • форма — способ существования и выражения содержания;
    • причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
    • следствие — явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
    • возможность — объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
    • действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
    • необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
    • случайность — категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.

    Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

    Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

    О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.

    Основные принципы диалектики

    Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

    В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

    Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

    При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.

    Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными, в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.

    Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами, отдельными людьми).

    Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.

    Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.

    Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным «строительным материалом» или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.

    Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.

    Основные законы диалектики

    Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

    Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.

    Закон единства и борьбы противоположностей является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

    Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).

    Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея, которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.

    В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.

    Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.

    Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.

    Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

    Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.

    Количество — категория, выражающая внешнюю сторону объекта, его величину, число, интенсивность тех или иных свойств, исчисляемые соотношения данного объекта и других объектов.

    Мера — единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

    Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм. Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.

    Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.

    Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.

    36.Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика как логика мышления

    Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения.

    Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли.

    Структура диалектика: 1. Принцип руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.

    Основные законы диалектики:

    Закон единства и борьбы противоположностей,

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    Не основные законы:

    Причина и следствие.

    Возможность и действительность.

    Необходимость и случайность.

    Содержание и форма.

    Проблема единства и многообразия мира, принцип глобального эволюционизма.

    Главные постулаты концепции глобального эволюционизма:

    Вселенная — это единая самоорганизующаяся система.

    Эволюция вселенной имеет направленность:

    тенденция усложнения возможных организационных структур материи и рост их разнообразия.

    уменьшение стабильности систем по мере роста их сложности.

    Все процессы во Вселенной определяются и воздействием случайных факторов. Случайность и неопределённость существует на всех уровнях организации материи.

    Настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им полностью.

    Самоорганизация Вселенной не представляет собой абсолютного произвола. Существует некая система законов (правил отбора, которые выделят реальное из виртуального). В основном, это законы физики и химии.

    В основе процесса самоорганизации следующие механизмы — это механизмы изменения состояния системы:

    дарвиновские (изменчивость, наследственность, отбор). Они делают переход системы из одного состояния в другое однозначным.

    бифуркационные (развитие таких процессов непредсказуемо). Бифуркация — ветвление каналов эволюции. Это явление быстрой коренной перестройки характера развития системы. Чем сложнее система, тем больше в ней бифуркаций.

    механизм сборки: природе свойственна кооперативность, т.е. объединение отдельных элементов в системе. Отсюда формула: целое не равно сумме его частей. У образующейся системы могут возникать новые свойства.

    Смотрите так же:

    • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
    • Ст 319 ук с комментарием Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти Текущая редакция ст. 319 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока […]
    • Закон рф о дистанционном обучении Закон рф о дистанционном обучении В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № […]
    • Сроки апелляционного обжалования решение суда по гражданскому делу Срок обжалования решения суда Здравствуйте, решение суда в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2015 года, ответчику направлено почтой и получено им 24 декабря 2015 года срок для подачи апелляционной жалобу с какой даты надо считать с даты изготовления решения или все таки с даты […]
    • 57 статье ук рф Статья 57. Пожизненное лишение свободы СТ 57 УК РФ. 1. Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной […]
    • Правило оформление приложений к письмам Реквизит 21 – отметка о наличии приложения Отметка о наличии приложения – реквизит, содержащий сведения о дополнительно прилагаемом документе (документах). 1 Отметку о наличии приложения (реквизит 21), названного в тексте письма, оформляют следующим образом: 2 Приложение: на 5 л. в 2 […]