Принудительность налога и сбора

Содержание:

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.
  • ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

    Внесем ясность в определения

    Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
  • Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.
  • Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).
  • Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

  • Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  • Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
    • По принципу пополнения того или иного бюджета:
      • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
      • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
      • По субъекту платы:
        • запланирован для оплаты только физическими лицами;
        • платят исключительно организации (юридические лица);
        • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
        • Налог и сбор: между ними много общего

          1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
          2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
          3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

          10 главных отличий налогов и сборов

          Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

          Понятие, признаки и функции налогов и сборов

          Билет 1

          Вопрос 1.

          Понятие, признаки и функции налогов и сборов.

          Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.

          1. Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанав­ливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого граждани­на. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждо­го платить законно установленные налоги и сборы. Следова­тельно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выпол­нения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных ви­дов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного ко­декса РФ (далее — БК РФ).

          2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Закон­но уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государст­ву в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматри­вает никаких личных компенсаций налогоплательщику за пере­численные обязательные платежи.

          3. Денежный характер. Налог взимается посредством отчуж­дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной фор­ме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

          Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих на­логоплательщику.

          4. Публичное предназначение. Особенностью налога следует считать его движение только в одном направлении — от налогоплательщика в бюджет госу­дарства (конечно, за исключением частных случаев его пере­платы или решения суда о возврате незаконно взысканных на­логов). После отчуждения налогоплательщиком причитающих­ся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего терри­ториального уровня или внебюджетные фонды. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то за­численные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер. Посредством распределения бюджетных или внебюд­жетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых меро­приятий. Таким образом, государство становится своеобраз­ным каналом перераспределения денежных средств между все­ми членами общества независимо от суммы индивидуально уп­лачиваемых налогов.

          Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в пер­вую очередь в нарушении финансовых интересов государства.

          -фискальная. Сущ­ность ее заключается в обеспечении государства или муници­пальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность.

          -регулирующая функция, которая затрагивает регулирова­ние производства или потребления определенных видов това­ров, работ или услуг. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налого­вый механизм.

          -контрольная функция, через которую го­сударство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспе­чивает «прозрачность» финансовых потоков.

          В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничива­ет понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в про­цессе правоприменительной деятельности, определены и разъ­яснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

          Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

          Налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

          — обязательность уплаты налогов и сборов в соответствую­щие бюджеты или внебюджетные фонды;

          — адресное поступление в бюджеты или фонды, за которы­ми они закреплены;

          — изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

          — возможность принудительного способа изъятия;

          — осуществление контроля единой системой налоговых ор­ганов.

          В то же время, несмотря на некоторые одинаковые призна­ки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по сле­дующим юридическим характеристикам.

          1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях яв­ляются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

          2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

          3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляе­мую плательщику государственным (муниципальным) учреждени­ем, которое реализует государственно-властные полномочия.

          4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

          5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

          Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

          Понятия «Налоги» и «Сборы» с позиций законодательства, науки и практики Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

          Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ароян О. Р.

          На основе анализа положений российского законодательства, доктрины налогового права и судебной практики предпринята попытка сформулировать понятия терминов « налоги » и « сборы ».

          Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ароян О.Р.,

          The concept of «taxes» and «fees» from the standpoint of law, science and practice

          Based on the analysis of the provisions of Russian law, the doctrine of tax law and the jurisprudence of an attempt to formulate a definition of the term «taxes» and «fees».

          Текст научной работы на тему «Понятия «Налоги» и «Сборы» с позиций законодательства, науки и практики»

          ПОНЯТИЯ «НАЛОГИ» И «СБОРЫ» С ПОЗИЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКИ И ПРАКТИКИ

          старший преподаватель кафедры ТиИГиП Волжского филиала МЮИ при Минюсте России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

          Аннотация. На основе анализа положений российского законодательства, доктрины налогового права и судебной практики предпринята попытка сформулировать понятия терминов «налоги» и «сборы». Ключевые слова: налоги, сборы, государственная пошлина, понятие, признаки.

          THE CONCEPT OF «TAXES» AND «FEES» FROM THE STANDPOINT OF LAW, SCIENCE AND PRACTICE

          senior lecturer of the department of theory and history state and law of the Volga branch of the International Law Institute under the Ministry of Justice of Russia

          Annotation. Based on the analysis of the provisions of Russian law, the doctrine of tax law and the jurisprudence of an attempt to formulate a definition of the term «taxes» and «fees». Keywords: taxes, state tax, the concept features.

          Среди актуальных проблем налогового права можно выделить проблему соотношения таких категорий, как «налог», «сбор», «государственная пошлина». Несмотря на то что законодательство содержит определения этих понятий, названия некоторых обязательных платежей, предусмотренных в законодательстве, не соответствуют их правовой природе.

          Налог может быть рассмотрен с двух позиций. С одной стороны, для государства это необходимый атрибут, возможность, располагая необходимыми финансовыми ресурсами, успешно реализовать соответствующие задачи и функции (свыше 90% доходной части государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений). В концентрированном виде исключительную значимость налогов для функционирования государства можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»1. С другой стороны,

          для частных лиц налог — это прежде всего ограничение конституционного права собственности, но ограничение правомерное2, так как в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

          О значении налогов для государства и человека точно сказал Б. Франклин: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

          До принятия НК законодательного определения налога не существовало. Статья 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяла, что «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в

          1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 83.

          2 Фома Аквинский определял налог как «дозволенную законом форму грабежа».

          бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Из определения следует, что законодатель не провел четкого разграничения между обязательными платежами, хотя не все обязательные платежи могли быть отнесены к налогам.

          Сегодня, несмотря на наличие законодательного определения понятия налога (ст. 8 НК), существует множество доктринальных определений этого понятия, что подтверждает актуальность и сложность решения проблемы, связанной с определением понятия налога. Наличие доктринальных определений обусловлено прежде всего «присутствием концептуального противоречия»3 в определении налога, которое содержится в Кодексе.

          Н.П. Кучерявенко дает следующее определения налога: «Это форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж»4.

          Ю.А. Крохина определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»5. Исследователь выделяет следующие основные признаки налога: обязательность, безвозвратность и индивидуальную безвозмездность, денежный характер, публичное предназначение.

          А.И. Худяков отмечает, что «отождествлять понятие «налог» с понятием «обязательный платеж» нет никаких оснований». К юридическим признакам налога он относит следующие: «1) налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа; 2) налог может существовать только в правовой форме; 3) налог является односторонним установлением государства; 4) установление налога порождает налоговое обязательство; 5) налог носит принудительный характер; 6) осуществляемое по-

          средством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер»6.

          А.В. Демин выделяет следующие признаки налога: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежную форму уплаты и публичные цели налогообложения. Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств7.

          С.Г. Пепеляев определяет налог как единственно законную (устанавливаемую законом) форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти8. Он выделяет следующие юридические черты налога: односторонний характер его установления, индивидуальную безвозмездность, взыскивается на условиях безвозвратности, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

          Проблемы, связанные с определением налога, были предметом исследования и дореволюционных ученых России. А.А. Соколов под налогом понимал «принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента». Налоги характеризуются двумя основными признаками: «а) принудительностью и б) отсутствием специальной возмездности»9. А.А. Исаев предложил следующее определение налогов: «обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления»10.

          Все доктринальные определения понятия «налог» субъективны, но позволяют выявить дальнейшие пути законодательного совершенствования

          3 Соловьев В.А. О правовой природе налога // Журнал рос. права.

          4 Основы налогового права / под ред. Н.П. Кучерявенко. Харьков,

          5 Налоговое право России / под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2003. С. 45.

          6 Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения: учеб. пособие. Алмата, 2002. С. 11.

          7 Налоговое право России / под ред. А.В. Демина. М., 2006. С. 57.

          8 Налоговое право: учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 26.

          9 Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 69.

          10 Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль, 1887. С. 1.

          этого понятия. Законодательное определение налога содержит ст. 8 НК: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ст. 11 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

          Вопрос внутренней структуры налога также является дискуссионным. В юридической литературе нет единства мнений как в отношении количества структурных элементов налога, так и в отношении используемой терминологии. Внутренняя структура налога, как правило, описывается путем использования понятий «элемент закона о налоге», «элемент налога», «элемент налогообложения», «юридический состав налога», «элемент правового механизма налога» (Конституционный Суд РФ использует термин «элемент налогового обязательства»).

          До настоящего времени в теории налогового права является дискуссионным вопрос соотношения понятий налогов и сборов и юридической природы сборов. Д.В. Винницкий предлагает следующее определение понятия «сбор»: «это установленное законно сформированным представительным органом власти фискальное взимание в денежной форме, основанное на принципе частичной (неполной) эквивалентности, обусловленное совершением уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) в пользу плательщика определенных действий, имеющих юридическое значение, либо обусловленное передачей плательщику определенных товаров (работ, услуг), приобретение которых у государства для него обязательно по закону или вынужденно по причине наличия государственной монополии в соответствующей сфере»11.

          А.И. Худяков приводит следующие отличия налогов и сборов: сборы призваны компенсировать расходы государственного аппарата; сбор является относительно эквивалентным платежом; сбор является разовым платежом; отношения, связанные с уплатой сбора, носят добровольный характер12. Как отмечает С.Г. Пепеляев, «при уплате пошлин и сборов всегда присутствует специальная цель и специальные интересы», при этом «не могут рассматриваться как платежи по обязательствам договорные платежи». Он определяет сбор как «принудительный платеж, внесение которого является условием доступа к праву, получения прав или возможности реализовать право, порождающий встречное обязательство государственного органа перед плательщиком и сопоставимый с объемом и характером этого обязательства»13.

          НК определяет сбор как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8). Государственная пошлина рассматривается в качестве разновидности сбора.

          По вопросу о критериях разграничения налогов и сборов И.И. Янжул отмечал: «Различие между ними весьма существенно и касается: 1) самого основания этих сборов: в налогах контрибуэнт не получает от государства никакого эквивалента, кроме общих выгод и удобств жизни в государственном союзе; наоборот, вслед за уплатой пошлины следует непременно какое-нибудь одолжение плательщику со стороны государства; 2) организация их: вытекая из общей податной обязанности, налоги сообразуются с податной способностью каждого; напротив, пошлины, платимые лишь в случае нужды в услугах государства, несутся не всеми гражданами по одинаковому масштабу, а соразмеряются со степенью пользования государственными учреждениями; 3) роли государства при взимании тех и других: взимая налог, государство

          11 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003 С. 37.

          12 Худяков А.И., Бродский Г.М. Указ. соч. С. 23, 24.

          13 Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 32, 33.

          не имеет в виду прямой выгоды плательщика; взимая же пошлину, государство тем самым обязывается произвести известные для плательщика действия»14.

          Отграничение сборов от налогов представляет известную сложность, поскольку название обязательного платежа не всегда свидетельствует о его действительной правовой природе. На это обстоятельство справедливо обращено внимание Пленумом ВАС РФ в постановлении от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Суд обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленных в законодательстве.

          Уплачиваемые ранее целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, сбор с владельцев собак по своим элементам и признакам представляли собой налоги, а не сборы, несмотря на название. Оценивая конституционность введения Правительством РФ сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П по делу о соответствии Конституции РФ п. 8 и 9 постановления Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» указал, что основные характеристики этого сбора (плательщики сбора, объект обложения, ставка сбора и порядок ее дифференциации, включение сбора в доход федерального бюджета) свидетельствуют о том, что фактически он представляет собой один из видов налога — акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом. Суд также отнес к налоговым платежам установленные Правительством РФ сборы за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции (постановление от 18 февраля 1997 г. № 3-П по делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. «О введении платы за

          выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»), сбор за компенсацию затрат по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство (постановление от 2 июля 1997 г. № 10-П по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 и 3 ст. 2 и ч. 6 ст. 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 г. «О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов), сбор за пограничное оформление (постановление от 11 ноября 1997 г. № 16-П) и др.

          Исполнительский сбор является платежом, название которого также не соответствует его правовой природе. Исполнительский сбор представляет собой не что иное, как санкцию штрафного характера (мера административной ответственности), т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П по делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой ОАО «Разрез «Изыхский»).

          Таким образом, платеж, называемый исполнительским сбором, является административным наказанием. При назначении этого наказания (при наличии соответствующего правонарушения) учитываются характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, другие существенные обстоятельства.

          Законодательство (как акты законодательства о налогах и сборах, так и таможенное законодательство) не позволяет четко провести различия в статусе таможенной пошлины и налогов. Правовая идентификация разных обязательных платежей составляет одну из актуальных проблем науки налогового права.

          14 Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 509.

          Понятие и элементы налога и налогообложения

          Понятие налога

          Определение налога содержится в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее — НК), согласно которой налогэто обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Из данного определения можно выделить следующие признаки налога:

          законодательный порядок установления;

          процедурный характер взимания;

          личный характер исполнения обязательства.

          Публичность – указывает на его общественное предназначение, которое заключается в обеспечении формирования бюджетов различных уровней, расходуемых в интересах общества и государства.

          Законодательный порядок установления предполагает установление и введение налога исключительно посредством принятия законодательным органом власти нормативного правового акта в виде закона.

          Обязательность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона является обязанностью последнего, которая подлежит неукоснительному исполнению.

          Абстрактность – это возникновение в результате его установления у физ лиц и организаций ничем, кроме закона не обусловленной обязанности по его уплате для покрытия неких общественно значимых расходов.

          Процедурный характер заключается в том, что взимание налогов не допускает произвольного поведения налогоплательщиков при их уплате, а строго подчинено установленным процедурам и осуществляется в рамах налогового производства.

          Индивидуальность означает личный характер исполнения обязательства по уплате налога — согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого прямо запрещено). В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

          Примечание: при этом остается открытым вопрос о том, как в этом случае дети могут уплачивать налоги?

          Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

          Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах. Но не следует понимать буквально, т.к НК предусматривает основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных налогов.

          Принудительность изъятия не отрицает возможности самостоятельной добросовестной уплаты налогов. Но исполнение этой обязанности обеспечивается силой гос. принуждения. В случае неисполнения своих обязанностей налогоплательщиком, отчуждение его доли собственности в счет уплаты налогов осуществляется принудительно.

          Законно установленный налог

          Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, т.е. такие налоги и сборы, которые установлены законом (а не любым нормативно-правовым актом).

          Из статьи 3 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи может быть возложена на налогоплательщика только при одновременном выполнении следующих условий:

          налог, сбор, иной взнос или платеж предусмотрен Налоговым кодексом РФ;

          налог, сбор, иной взнос или платеж обладает всеми установленными Налоговым кодексом РФ признаками налога или сбора;

          Из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П следует, что все элементы налогообложения должны быть определены законом, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогового обязательства. Данный вывод подтверждает и Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П, в п. 5 которого прямо указано «Конституционным требованием законного установления налога, в том числе регионального, является определение федеральным законодателем исчерпывающим и недискриминирующим образом круга плательщиков этого налога«.

          Этот вопрос имеет большое практическое значение, т.к. ряд исходя из изложенного не все налоги можно считать законно установленными (например, транспортный налог, НДФЛ с наследства), а это значит, что обязанности по уплате таких налогов нет и любые требования об уплате таких налогов являются незаконными.

          Что же делать в таких случаях?

          В таких случаях надо:

          обязательно отвечать на каждое полученное налоговое уведомление;

          отвечать таким образом, чтобы у налогового органа не оставалось никаких сомнений о возникшем споре о праве.

          Спор о праве — это спор по принципиальному вопросу: если налог не установлен, то нет и обязанности его уплачивать. О возникшем споре о праве желательно известить суд или указать в ответе налоговому органу, что о возникшем споре о праве также извещен суд. Такое заявление в суд может быть следующего содержания:

          В ____ суд
          от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____
          Заявление о возникновении спора о праве
          Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как «_____ налог».
          По основаниям, приведенным в моем ответе налоговому органу (копия прилагается), требование об уплате данного налога является незаконным (копия ответа прилагается). Данный налог не может считаться «законно установленным».
          Извещаю суд, что в отношении уплаты _____ налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ, действующем налоговом законодательстве.
          Заявляю, что рассмотрение (возможного) заявления налогового органа о взыскании с меня какой-либо недоимки по данному налогу в порядке приказного производства невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 125 ГПК РФ.
          Приложение. Копия ответа налоговому органу от __.__.201__ на __ листах.
          Дата. Подпись

          По мнению некторых авторов (например, — Королева А.Н.) в такой ситуации налоговый орган, скорее всего, в суд не пойдет вообще: проиграв спор по существу хотя бы в одном суде, «похоронен» будет налог на всей территории России. Однако наша «локальная» цель – превентивными мерами добиться того, чтобы либо налоговый орган в суд вообще не обратился, либо при обращении в суд судья отказал в выдаче судебного приказа. Ибо судья понимает «цену вопроса» и в судебном процессе «налог Иванова И. И. против всего транспортного налога России» интересы государства победят независимо от законодательства, постановлений Конституционного Суда, честности и беспристрастности самого судьи, тем более при наличии апелляционной и кассационной инстанций. Финансовые интересы государства, даже основанные на глупости законодателей, явном беззаконии и безграмотных письмах Минфина, не оставят вам в процессе ни малейшего шанса. Поэтому, чтобы не подвергать проверке эти самые «честность и беспристрастность», до процесса лучше не доводить «по формальным основаниям» – «есть спор о праве, нет судебного приказа, нет его отмены, нет рассмотрения дела по существу в порядке искового производства».

          Функции налогов в системе налогообложения

          В теории налогового права принято различать следующие функции налогов:

          Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

          Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

          Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

          Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

          Фискальная функция является основной функцией налога. Главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

          Распределительная (социальная) функция — заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

          С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.

          Элементы налога и налогообложения

          Элементы налога это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

          В статье 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:

          порядок исчисления налога;

          порядок и сроки уплаты налога.

          Схематично существенные элементы налогообложения можно представить так:

          Указанные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи этих элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

          Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

          Субъектами налога являются налогоплательщик. Согласно статье 19 НК налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

          Объект налогообложения

          Согласно пункту 1 статьи 38 НК объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

          Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК.

          Объект налогообложения часто дает название самому налогу (например, транспортный налог, налог на доходы физических лиц т.п.).

          Налоговая база

          В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая базаэто стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

          Общие вопросы исчисления налоговой базы закреплены в статье 54 НК.

          Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Названный порядок распространяется на налогоплательщиков-организации.

          Согласно правилу, изложенному в пункте 2 статьи 54 НК, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

          Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (пункт 3 статьи 54 НК). К примеру, если налогоплательщик — физическое лицо получил доход от организации, то его доход определяется на основании справки по форме 2-НДФЛ, а если он получил доход от другого физического лица — тогда на основании декларации 3-НДФЛ и приложенной к ней копии расписки или иного платежного документа.

          Налоговый период

          Согласно пункту 1 статьи 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

          налога на добавленную стоимость (НДС) налоговым периодом является квартал (статья 163 НК);

          налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговым периодом является календарный год (статья 216 НК);

          упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК);

          единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — налоговым периодом признается квартал (статья 346.30 НК);

          по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц — налоговым периодом является календарный год.

          Федеральным законом от 18.07.2017 № 173-ФЗ в порядок определения налогового периода внесен ряд уточнений, а именно:

        • если организация была создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года;
        • если организация была создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее создания;
        • если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физлица в качестве ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физлица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (ИП), налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (регистрации ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физ. лица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физлица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физ. лица в качестве ИП).
        • Налоговая ставка

          В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

          Ставки различных налогов могут быть едиными, а могут быть и разными в зависимости от объекта, субъекта или других элементов налогообложения.

          налога на доходы физических лиц налоговая ставка может быть 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида дохода и статуса налогоплательщика (статья 224 НК);

          упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговые ставки установлены в размере 6% и 15% в зависимости от объекта налогообложения (статья 346.20 НК);

          по транспортному налогу статьей 361 Налогового кодекса установлены лишь условные ставки, которые могут быть изменены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз;

          по налогу на имущество физических лиц — ставки установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в зависимости от стоимости недвижимого имущества.

          Порядок исчисления налога

          По общему правилу, изложенному в части 1 статьи 52 НК, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но, как известно, из любого правила есть исключения.

          К примеру, по имущественным налогам физического лица (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) обязанность по исчислению размера налога и направлению налогового уведомления об уплате налогов лежит на налоговом органе. Более того, до тех пор, пока налогоплательщик не получит налоговое уведомление, обязанности по уплате этих налогов у него не возникает.

          Порядок и сроки уплаты налога

          Согласно пункту 1 статьи 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

          налогу на доходы физических лиц срок уплаты налога установлен до 15 июля года, следующего за истекшим (статья 228 НК);

          по транспортному налогу срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим (статья 363 НК).

          Налоговые льготы

          В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

          Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

          В Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК. Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

          При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков, к примеру:

          для налога на имущество физических лиц льготы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для отдельных объектов и субъектов налогообложения (до 31.12.2014) и статьей 407 НК (с 01.01.2015);

          для транспортного налога льготные субъекты налогообложения определяются законом каждого региона.

          Прямые и косвенные налоги

          В теории налогового права принято также различать прямые и косвенные налоги.

          Прямые налоги налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

          Косвенные налоги налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов — акциз, налог на добавленную стоимость).

          Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик — потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

          Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена — 27.08.2015, 27.11.2015, 14.09.2016, 21.07.2017

          Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

          Смотрите так же:

          • Наказание за экологическое правонарушение Какой штраф положен за экологические правонарушения в 2018 году К таким разновидностям нарушений относятся вред окружающей среды, а также неправильное, нерациональное использование природных ресурсов. Вид ответственности полностью зависит от сложности правонарушения. Что такое […]
          • Совершение преступления средней тяжести Преступления средней тяжести: понятие, виды, примеры Преступления средней тяжести выделяются российским уголовным законодательством в отдельную категорию. Попробуем разобраться, какие общие черты характерны для них и какие конкретно деяния считаются имеющими среднюю тяжесть. […]
          • Автоматическое исправление ошибок реестра Автоматическое исправление ошибок реестра Registry Repair 5.0.1.100 Описание Скачать Скриншоты Отзывы (2) Registry Repair - это легкий в использовании инструмент для поиска и исправления ошибок в системном реестре. Программа сканирует реестр на предмет наличия таких […]
          • Жалобы при гломерулонефрита Причины и симптомы гломерулонефрита Гломерулонефрит — это болезнь почек, при которой происходит преимущественное поражение ее клубочков. Кроме того, в воспалительный процесс могут быть вовлечены канальцы почек, а также интерстициальная ткань. Причины гломерулонефрита К причинам […]
          • Полномочия заместителя прокурора Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В данном виде документ опубликован не был (в ред. от 17.11.95 - "Собрание […]
          • Кредит под залог в волжском Кредит под залог в волжском Потребительский кредит Ипотека Кредитные карты Дебетовые карты Автокредит Кредит для бизнеса Кредит под залог Микрозаймы Открытие счета для юридических лиц (Расчетно-кассовое обслуживание) Согласие на обработку и передачу данных Для того, […]