Проблема множественного гражданства

Проблема двойного (множественного) гражданства и ее решение в новом законодательстве

Двойное гражданство — это предусмотренная законом возможность для гражданина России иметь гражданство иностранного государства.

Двойное гражданство есть такое государственно-правовое состояние, при котором гражданин одного государства на законном основании приобретает гражданство другого государства. Получение гражданином РФ двойного гражданства возможно при условии: а) наличия договора со страной, гражданство которой намеревается приобрести данный гражданин, которым предусмотрена возможность приобретения двойного гражданства; б) обращения гражданина с ходатайством в полномочные органы РФ о предоставлении ему двойного гражданства; в) разрешения указанных органов о предоставлении данному гражданину права приобрести двойное гражданство.

От двойного гражданства следует отличать понятие многогражданства. Это понятие получило свое распространение в связи с возникновением Европейского Союза, чему предшествовало подписание в Париже в 1951 г. шестью государствами Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), а также двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). С экономической интеграцией объективно связана идея многогражданства. Многогражданство в этой связи означает возможность гражданина европейского государства — члена Европейского Союза иметь гражданство других государств — участников этого Союза. С целью упорядочения отношений, вытекающих из многогражданства, в 1963 г. была подготовлена и открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства. Конвенция предусматривала утрату гражданства одного государства после добровольного приобретения им гражданства другого государства, а также содержала указание на то, что лицам, имеющим гражданство двух и более стран и проживающим за пределами одного из государств, следует отказываться от одного из гражданств. Конвенция не получила значительного распространения среди европейских государств ввиду затруднения ее практической реализации. Многие европейские государства предпочли выступать в поддержку двойного гражданства. В 1997 г. была принята новая Европейская конвенция о гражданстве, которая не создавала препятствий для многогражданства, но и не требовала от государства признавать многогражданство как общий принцип. Конвенция предоставляла лицам, имеющим второе гражданство, равные права на территории проживания.

Идея европейского гражданства наиболее плодотворно реализуется в гражданстве Европейского Союза, зафиксированном в положениях Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. Такое гражданство, как следует из данного договора, имеет субсидиарный или дополнительный характер по отношению к национальному гражданству государств. Из договора вытекает, что каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство. Права граждан Европейского Союза, содержащиеся в Договоре о Европейском Союзе, включают две их группы:

1) миграционные — право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории другого государства-члена, гражданином которого он является;

2) политические: право участвовать в голосовании и баллотироваться кандидатом на выборы в Европарламент; право избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных условиях с гражданами данной страны; право обращаться с жалобами в Европарламент и Уполномоченному по правам человека; право гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в Европейский Союз, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого государства — члена Европейского Союза. Европейское гражданство, таким образом, направлено на более гарантированное обеспечение прав и свобод граждан тех стран, которые входят в Европейский Союз.

В ее первой части предусмотрено, что «при решении вопросов гражданства наряду с настоящим
Новое законодательство Российской Федерации занимает не столь жесткую по сравнению с законодательством СССР позицию применительно к двойному гражданству.

Чаще всего проблемы статуса бипатридов, как и аполидов, регулируются не в конституциях, а в специальном законодательстве.
Вопрос о двойном гражданстве нередко возникает и при заключении брака и при рождении ребенка от родителей, имеющих различное гражданство.

Проблема в плане дипломатической защиты иностранцев существенно осложняется, когда налицо ситуация двойного (множественного) гражданства, порождающая существенные противоречия между заинтересованными государствами и не имеющая однозначного решения.

Москва — 2007

Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин

ННОУ «Московский гуманитарный университет»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Прудников Анатолий Семенович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Черемных Геннадий Григорьевич

кандидат юридических наук

Головистикова Анастасия Николаевна

Ведущая организация: НОУ «Институт международного права

и экономики им. А.С. Грибоедова»

Защита состоится 24 января 2008 г. в 12 час. в на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ННОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

кандидат юридических наук, доцент Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Обозначенный в Конституции Российской Федерации курс на построение в России демократического правового государства (ст. 1) требует адекватного теоретического осмысления. Важнейшей частью научного исследования радикальных изменений, происходящих во всех сферах российского общества, является углубленная разработка вопроса о взаимоотношениях личности, общества и государства. Важнейшим элементом правового положения (статуса) личности и одновременно основой конституционного строя является институт гражданства. Полный объем прав, свобод и обязанностей, закрепленных в конституциях и законах в каждом государстве, установлен только для его граждан.

В то же время, помимо граждан государства составляющих наибольшую часть населения любого государства, некоторая его часть представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также лицами, имеющих гражданство двух или более государств. Последняя категория лиц соответственно имеет более сложное правовое положение, поскольку зачастую возникают коллизии при использовании ими прав и исполнении обязанностей по отношению к странам их гражданства.

Отношение различных государств к институту множественного гражданства неоднозначно и колеблется в диапазоне от его распространения, до безразличного отношения и полного непризнания. Можно отметить, что оно формируется под влиянием множества разнообразных факторов: гомогенности этнического состава населения государства, его культурных, исторических, экономических, географических и иных особенностей. Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев).

Распад СССР породил проблему определения правового положения населения, оставшегося проживать на его территории. С одной стороны, формирование собственной суверенной государственности в государствах бывшего СССР немыслимо без установления собственного гражданства. Однако в принятых законах о гражданстве ряда стран-бывших республик СССР, зачастую находят отражение нормы и принципы гражданства, противоречащие международным. С другой стороны, спустя пятнадцать лет после распада СССР, по-прежнему острой остается проблема национальных меньшинств, лиц без гражданства, мигрантов, а также этнических соотечественников, оказавшихся в одночасье и не по своей воле в юридическом плане иностранными гражданами или лицами без гражданства по отношению к России, гражданство которой они хотели бы иметь.

Особое значение проблема множественного гражданства приобрела в условиях прекращения единого союзного гражданства для взаимоотношений России с другими странами и, прежде всего, со странами «ближнего» зарубежья. Это подтверждает недавнее обострение ситуации в Туркменистане, несмотря на то, что Россией и Туркменистаном был заключен договор о двойном гражданстве. Из-за массового предоставления Российского гражданства жителям Абхазии и Южной Осетии, тупиковая по своей сути ситуация сложилась в отношениях России и Грузии, находящейся в состоянии полураспада.

За прошедший после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве и, в частности, множественного гражданства. Для более полной и правильной оценки феномена множественного гражданства, его положительных и отрицательных сторон, а также для выработки практических рекомендаций по устранению проблем, связанных с данным институтом права, необходимо комплексное изучение множественного гражданства и его отдельных аспектов. Последними выступают, прежде всего, безопасность государства и личности, вопросы лояльности, пользования правами и исполнения обязанностей индивидом, дипломатическая и консульская защита, проблема воинской обязанности, налогообложения и другие. Таким образом, происходящие изменения, касающиеся множественного гражданства, а также многогранность правовых, политических и социальных проблем, с ним связанных, свидетельствуют об актуальности и важности дальнейшего исследования данной темы.

Степень научной разработанности темы. В советское время вопросам множественного гражданства вообще не уделялось внимания, поскольку в СССР данный правовой институт отрицался. После распада СССР и принятия Конституции 1993 г., которая содержит специальную норму (ч. 1 ст. 62) о возможности наличия у гражданина РФ иного иностранного гражданства, был опубликован ряд работ на эту тему. Различные аспекты множественного гражданства исследованы в трудах таких современных ученых – юристов как С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Ю.Р. Боярса (после распада СССР — гражданина Латвии), Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводина, K озловой, С.А. Комарова, О.Е. Кутафина, А.В. Мицкевича, А.С. Прудникова, Б.Н. Топорнина, С.В. Черниченко, В.Е. Чиркина, Басик В.П. и других авторов. Также были использованы труды и зарубежных авторов – специалистов в области международного права, — Р. Давида, Т. Хаммара, У. Хилла.

Следует отметить, что в настоящее время по-прежнему отсутствует фундаментальное комплексное исследование множественного гражданства, что порождает необходимость его дальнейшего исследования.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, конституции республик в ее составе, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», иное федеральное законодательство Российской Федерации, а также международно-правовые договоры и соглашения Российской Федерации, определения и решения Верховного Суда Российской Федерации, конституции и законодательство о гражданстве стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья. Использовались также материалы и публикации периодической печати. В процессе исследования были также изучены конституционные документы дореволюционного и советского периодов.

Объектом настоящего исследования является совокупность связанных с множественным гражданством внутригосударственных и межгосударственных правовых отношений.

Предмет исследования составляет институт множественного гражданства в российском и международном праве, его политико-правовая природа и отличительные черты, особенности законодательного регулирования, роль и место в правовой системе Российской Федерации и других государств, а также динамика его развития.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических основ института множественного гражданства, выявление социально-политических особенностей, обуславливающих его правовое регулирование, а также возможных путей его дальнейшего развития в России и в государствах СНГ.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

— рассмотрение исторических условий и социальных предпосылок возникновения гражданства и множественного гражданства;

— формулировка и обоснование определения понятия гражданства и множественного гражданства, раскрытие их сущности и содержания, социальной и политико-правовой природы;

— выяснение взаимосвязи между множественным гражданством и процессом формирования государственности в государствах бывшего СССР, связи влияния множественного гражданства на государственный суверенитет;

— обзор и анализ источников внутригосударственного и международно-правового регулирования в области множественного гражданства;

— уточнение понятий «двойное гражданство» и «множественное гражданство» по содержанию, основным особенностям и значению, а также их связи и отличия с общим понятием «гражданство»;

— проведение сравнительного анализа законодательства, касающегося множественного гражданства Российской Федерации и зарубежных стран, в том числе стран-участников СНГ;

— исследование оснований и порядка приобретения и прекращения российского гражданства во взаимосвязи с возникновением и прекращением ситуации множественного гражданства;

— выявление и исследование практики решения вопросов в отношении лиц с множественным гражданством;

— сравнительный анализ международных договоров и внутреннего законодательства России по двойному гражданству;

— на основе проведенного исследования определить существующие пробелы в законодательстве в области регулирования правового положения лиц с множественным гражданством и внести практические рекомендации по его усовершенствованию.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к такому государственно-правового явления как множественное гражданство. В процессе его познания автор использовал общенаучный подход, включающий систему методов, логических приемов и средств познания рассматриваемого явления. Раскрытие темы проведено с позиций общенаучных методов (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, исторический), общелогических методов теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование), частно — научных методов (сравнительного правоведения, технико — юридического анализа, конкретизации, толкования). В силу того, что множественное гражданство не является сугубо правовой категорией, в ходе исследования также использованы научные положения и выводы, содержащиеся в работах по философии, политологии, социологии, истории.

Применение в диссертации общенаучного системного подхода позволило раскрыть политическую, социальную и правовую природу множественного гражданства, и тем самым решить поставленные автором задачи исследования.

Эмпирическую базу исследования составил анализ 100 разработанных автором анкет граждан, имеющих иное гражданство и желающих приобрести российское гражданство, а также анализ опроса 100 сотрудников Управления Федеральной миграционной службы России в городе Смоленске; анализ практики работы УФМС России по Смоленской области в период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2006 года; анализ определений и решений Верховного Суда РФ с января 2001 года по июль 2007 года.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является одним из первых комплексных монографических исследований института множественного гражданства. В диссертации раскрывается природа и различные аспекты данного правового института, этапы его развития, дана оценка изменений, произошедших в новом законодательстве о гражданстве России и государств СНГ. В работе раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны множественного гражданства, предлагаются пути урегулирования проблемных вопросов, связанных с правовым статусом апатридов, бипатридов и полипатридов, определяются направления совершенствования законодательства, регулирующего множественное гражданство. Предложенный в диссертационном исследовании проект договора о множественном гражданстве стран СНГ позволит унифицировать законодательство данных государств СНГ в указанной сфере. Разработанный автором исследования законопроект «О множественном гражданстве в Российской Федерации» позволит более четко определить правовой статус лиц, имеющих множественное гражданство.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение многогражданства как конституционно-правового института, обеспечивающего возможность приобретения физическим лицом гражданства нескольких государств, каждое из которых признает его только своим гражданином, со всеми вытекающими из этого состояния субъективными правами, свободами и обязанностями.

2. Этапы развития законодательства о гражданстве и многогражданстве на территории государств СНГ:

а) установление одного общего для всего населения России наименования – гражданин Российской республики в результате издания декрета «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 25 (10) ноября 1917 г.;

б) установление единого союзного гражданства в результате принятия Закона «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» 1938 г.;

в) присоединение СССР к некоторым многосторонним международным соглашениям, имеющим целью уменьшить коллизии в законодательстве о гражданстве и сократить число лиц со спорным (неустановленным) гражданством в 50-е, 60-е гг. ХХ в;

г) принятие в 1991 г. «Закона о гражданстве РСФСР», в котором впервые признавалось двойное гражданство;

д) принятие в 90-е гг. ХХ в. в государствах СНГ законов о гражданстве;

е) принятие в 2002 году Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

3. Вывод о том, что действующая Конституция РФ и большинство Конституций государств СНГ не препятствуют приобретению гражданами этих государств иного гражданства без утраты основного.

4. Заключение о том, что законодательное регулирование множественного гражданства в России и других государствах СНГ включает в себя следующие уровни:

а) международные акты;

б) Конституции государств;

в) федеральное законодательство;

г) двусторонние договоры.

5. Вывод о том, что социальными и политико-правовыми факторами, определяющими тенденции развития института множественного гражданства на современном этапе, являются:

а) отношение к множественному гражданству определяет сущность государственно-правовой политики государства в сфере гражданства и зависит от ряда объективных таких факторов, как особенности политики, культуры, истории, экономики, демографической и этнографической ситуации, географического положения и т.д.;

б) в странах-республиках бывшего СССР множественное гражданство

встречает негативное отношение со стороны органов государственной власти этих государств, поскольку рассматривается как инструмент сохранения влияния Российской Федерации на пространстве бывшего СССР, в связи с чем решение проблемы множественного гражданства возможно путем заключения заинтересованными государствами соответствующих международных договоров;

в) в целях создания механизма реализации множественного гражданства предложен проект договора стран СНГ, который позволит регламентировать данное правовое состояние.

6. Вывод о том, что приобретение усыновленными детьми гражданства их усыновителей не препятствует дальнейшему восстановлению их прежнего гражданства без утраты приобретенного.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью и научной новизной. В диссертации выявлены различные научные подходы, касающиеся института множественного гражданства на современном этапе развития российской государственности, предложены пути преодоления коллизий, связанных с данным правовым институтом.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов, предложений и рекомендаций, сформулированных в диссертации, при дальнейшей разработке доктринальных основ гражданства и множественного гражданства, в законотворческой деятельности, связанной с вопросами гражданства в Российской Федерации, в преподавании курса конституционного и международного права в высших юридических учебных заведениях. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть применимы в практике государственных органов, занимающихся вопросами гражданства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин факультета психологии и права Смоленского Гуманитарного Университета, докладывались на научных и практических конференциях. Основные положения диссертации опубликованы автором в шести научных статьях.

Материалы диссертации использовались в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий по конституционному праву Российской Федерации и зарубежных стран на факультете психологии и права СГУ, Московском университете МВД РФ, Налоговой Академии РФ, в практической деятельности УВД Смоленской области.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава «Развитие института множественного гражданства в России и странах СНГ» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Множественное гражданство: понятие, политико-правовая природа, причины возникновения» дается определение и характеристика понятия множественного гражданства, рассматривается его социальная и политико-правовая природа, причины возникновения данного правового явления, а также особенности его восприятия и применения на современном этапе, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Возникновение ситуации множественного гражданства, по общему правилу, является объективным отражением коллизии двух принципов предоставления гражданства: “права почвы” (jus soli – «включающего») и “права крови” (jus sanguinis – «исключающего»). Юридическое признание множественного гражданства отражено в Гаагской конвенции «О некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве», принятой в 1930 г., ст.3 которой определяет, что лицо, «…имеющее двойное или множественное гражданство, может рассматриваться в качестве своего гражданина любым государством, гражданством которого оно обладает».

Анализ положительных и отрицательных сторон множественного гражданства показывает, что оно уменьшает разобщенность между нацией и соотечественниками, проживающими в разных государствах мира, дает человеку реальную возможность обладать практически всеми правами в государствах гражданства. В то же время лица с множественным гражданством не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей, вытекающих из принадлежности к гражданству того или иного государства, или освобождаться от выполнения обязанностей и любого вида ответственности.

Проведенный автором социологический опрос показывает, что большинство опрошенных при проведении анкетирования назвали ряд преимуществ, которыми обладает человек с множественным гражданством (данные от 100% опрошенных):

— человек обладает правами и несет обязанности граждан нескольких стран («право работы не в одном государстве, социальные гарантии»; «право голоса»; «гражданин должен выполнять законы и платить налоги в нескольких странах») – 54%;

— человек имеет право беспрепятственно проживать в двух и более странах – 33%;

— может свободно перемещаться из одной страны в другую- 21%;

Допущение множественного гражданства для своих граждан лишь в виде исключения или по международному договору соответствует стремлению к предотвращению множественного гражданства. Не противоречит нормам международного права и прямое запрещение множественного гражданства, если при этом не возникает состояния безгражданства. Тем более не затрагивает ничьих прав безусловное признание множественного гражданства. Однако запрещение множественного гражданства может создавать трудности, особенно в условиях распада единого прежде государства. Поэтому признание данного правового института, хотя бы и под определенными условиями, выглядит более демократично, чем полный отказ от него.

Автор уточняет понятие термина «множественное гражданство». Как правило, в отечественной и в зарубежной литературе рассматриваются вопросы, связанные с двойном гражданством, обладателей которого называют бипатридами (от би. и греч. patris, род. падеж patridos — отечество, родина) и биполидами (от би. и греч. polis — граждане, государство). В то же время в диссертации подчеркивается, что двойное гражданство следует рассматривать в качестве частного случая множественного гражданства. Употребление в научной литературе термина «двойное гражданство», приводит к одностороннему и упрощенному рассмотрению вопросов множественного гражданства. В этой связи автор считает целесообразным использовать преимущественно термин «множественное гражданство», который является более широким по своему значению, и отражает современные подходы к рассмотрению данной проблемы.

Во втором параграфе «Ретроспективный анализ института гражданства и множественного гражданства» автор дает характеристику рассматриваемому явлению с начала его развития, а в России – с дореволюционного периода, когда монархическая форма правления предполагала наличие не гражданства, а подданства, предоставляющего сословно-дифференцированный правовой статус его обладателям, до принятия в 1991 г. Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» 1 .

Понятие гражданства было известно еще греческим полисам и римским гражданским общинам. Гражданство древности не подвергалось правовому оформлению и не являлось однотипным. Рабы, женщины, свободные, но неимущие исключались из числа граждан Рима. Вместе с тем, время от времени происходило включение в состав латинян жителей новых областей, что оформлялось дарованием римского гражданства. В результате появляется сложное явление как множественное гражданство, т.е. на территориях стали проживать граждане других государств, пользующиеся в то же время определенным правовым статусом. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли изменения в понимание гражданства. На смену этого понятия приходит «подданство», характеризующее личную зависимость вассала от сюзерена. Во времена Французской революции в противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха была выдвинута концепция гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие «гражданство». Однако в России этот термин начал применяться в нормативных актах только в начале ХХ века, а общее для всего населения наименование – гражданин было введено декретом ВЦИК от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Институт множественного гражданства в истории России развивался достаточно сложно и неоднозначно. Советское законодательство о гражданстве, отражая изоляционистскую политику государства, исходило из недопустимости иного гражданства.

В третьем параграфе «Развитие института множественного гражданства на современном этапе развития государственности России и стран СНГ» дается характеристика данного правового института в связи с обострившимися после распада СССР проблемами гражданства. Усилившиеся на пост-советском пространстве миграционные процессы объективно породили необходимость в правовом урегулировании вопросов гражданства лиц, идентифицирующих себя как российских граждан.

Подписанное 8 декабря 1991 г. Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств юридически ознаменовало прекращение существования Советского Союза и одновременно явилось началом становления национальной государственности бывших союзных республик, непременным атрибутом которой явился институт гражданства. В такой ситуации признание множественного гражданства стало рассматриваться в качестве одного из важнейших средств защиты прав российских соотечественников, оставшихся проживать в бывших союзных республиках.

Многие государства, в том числе, страны-участники СНГ, законодательно закрепив возможность получения их гражданами второго гражданства, на практике, тем не менее, по возможности, стремятся ограничить его широкое предоставление, что диктуется стремлением к гражданской устойчивости и желанием избежать возникающие при его наличии нежелательные правовые коллизии. Следует отметить, что международная практика выработала способы предотвращения, минимизации или регулирования подобных коллизий путем заключения международных и межгосударственных договоров по вопросам множественного гражданства. В диссертации дается правовой анализ двух договоров, заключенных Российской Федерацией с Туркменистаном и Таджикистаном о двойном гражданстве.

Рассматривая институт гражданства в федеративных государствах автор делает вывод, что по отношению к общефедеральному гражданству гражданство субъектов федерации не порождает ситуации множественного гражданства. Целостность федеративных государств обеспечивается рядом гарантий, среди которых одной из важнейших является единое гражданство. Наличие республиканского гражданства в Российской Федерации также не приводит к возникновению множественного гражданства, так как под множественным гражданством следует понимать особое политико-правовое состояние физического лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. Кроме того, самостоятельное регулирование в республиканском законодательстве вопросов гражданства и наполнение его собственным правовым статусом, отличным от общероссийского статуса гражданина, нарушает установленное в ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и влечет различия в правовом статусе граждан республик в составе Российской Федерации.

Активную роль в упорядочении чрезвычайно сложных федеративных отношений, в том числе, и в решении столь сложной, и запутанной как в теоретическом так и в практическом плане проблемы, касающейся суверенитета республик и республиканского гражданства сыграло конституционное правосудие. Конституционный Суд РФ однозначно установил, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не обладают суверенитетом в условиях Российской Федерации как конституционной федерации, в силу чего республиканское гражданство не может рассматриваться как атрибут и выражение государственного суверенитета. Конституционный Суд РФ в определении «По запросу группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан» от 27 июня 2000г. пояснил, что вопросы гражданства составляют предмет исключительного ведения Федерации 1 .

С введением в действие Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в 2002 г. все сомнения относительно правомерности существования республиканского гражданства отпадают. Поскольку в нем о республиканском гражданстве ничего не говорится, то провозглашенный конституционный принцип единства российского гражданства должен пониматься как отрицание легитимности существования гражданства республик.

Вторая глава «Институт множественного гражданства в правовой системе России и стран СНГ» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Социальные и политико-правовые факторы, определяющие тенденции развития института множественного гражданства» отмечается, что ситуация множественного гражданства связана с обусловлено большим количеством проблем, коллизий, несовершенством законодательства в различных странах, противоречивой практикой его применения. Кроме того, процессы приобретения гражданами одного государства гражданства других стран, как правило, носят неконтролируемый характер со стороны властей государства первого гражданства, что в дальнейшем вызывает определённые сложности в реализации такими гражданами своих прав и обязанностей, трудности во взаимоотношениях с государствами своей гражданской принадлежности.

В диссертации показано, что у людей зачастую возникает ситуация множественного гражданства по причинам неиммиграционного характера, например, при заключении брака с гражданином другого государства, рождении ребенка на территории государства, гражданства которого его родители не имеют. Множественное гражданство представляет собой сложное правовое явление и объективно порождается из-за большого разнообразия существующих в мире нормативных актов о гражданстве. В одних странах законодательство разрешает иметь иное гражданство, а в других — прежнее гражданство отменяется, как только человек обращается с просьбой о предоставление гражданства другого государства. В некоторых странах иное гражданство не признается, и в большинстве стран иностранному супругу гражданство предоставляется не сразу. При этом какой-либо единый подход и какая-то единая логика отсутствуют, поскольку каждое государство подходит к решению этих проблем по-своему.

Во втором параграфе «Законодательное регулирование множественного гражданства в России и странах СНГ» множественное гражданство рассматривается в аспекте способов законодательного регулирования приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации и странах СНГ.

При этом отмечается, что предыдущая российская государственно-правовая политика в сфере гражданства по Закону о гражданстве 1991 г. основывалась на принципе накопления гражданства, одним из направлений которой являлось распространение множественного гражданства. Особенностью российского законодательства о гражданстве являлось то, что при приобретении лицом российского гражданства не требовался в качестве условия его отказ от прежнего гражданства. Однако требования государственно-правового строительства России в сочетании с требованиями государственной (национальной) безопасности привели к необходимости упорядочения отношений гражданства в новом Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Отмечаются сложные требования, предусмотренные законами о гражданстве стран-участников СНГ, где условия приема в гражданство носят либо политический, либо демографический характер. Такими требованиями, прежде всего, выступают непризнание множественного гражданства и отказ от иностранного гражданства.

Большинство государств-участников СНГ избрало в качестве приоритетной политику моногражданства. Только Молдова является единственным государством, в законе о гражданств которого употребляется термин «множественное» гражданство, дается его характеристика, рассматриваются случаи его приобретении (ст. 24). Приобретение гражданином Республики Молдова гражданства другого государства не влечет утраты им гражданства Республики Молдова. В Законе «О гражданстве Республики Молдова» 1 предусмотрено, что гражданин Республики Молдова, обладающий гражданством другого государства, в отношениях с Республикой Молдова выступает только как ее гражданин. Граждане Республики Молдова, законно и постоянно проживающие на территории Республики Молдова и законно обладающие гражданством другого государства, имеют те же права и обязанности, что и все остальные граждане Республики Молдова.

На основе проведенного исследования автор делает вывод о том, что значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжает там проживать до сих пор. Получив вопреки национальному законодательству второе российское гражданство, такие лица поставили себя под угрозу санкций со стороны национальных органов государственной власти. Данное обстоятельство является источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений, достаточно привести пример отношений между Россией и Грузией. Свыше двух третей населения Абхазии и примерно половины населения Южной Осетии получили российское гражданство, и какой в дальнейшем будет найден выход из создавшегося положения, сказать трудно. Приобретение российского гражданства в массовом порядке, в том числе лицами, проживающими за ее пределами, в определенной степени явилось нарушением международно-правового принципа невмешательства во внутренние дела других государств и нигде в мире не практикуется.

В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. изменилась сама концепция приобретения гражданства, что, прежде всего, выражается в требовании отказа от имеющегося иностранного гражданства при приеме в российское гражданство, установление при этом цензов. Указанные требования сближают новый закон о гражданстве России с законами о гражданстве развитых стран мира и стран СНГ.

При анализе общего и упрощенного порядка приема в российское гражданства, закрепленных в действующем Законе о гражданстве 2002 г., указывается, что одним из условий, необходимых при приобретении российского гражданства в общем порядке, является отказ от имеющегося иностранного гражданства. Подобный отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Законом о гражданстве, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

В параграфе отмечается, что устранению ситуации множественного гражданства способствует такое основание его прекращения как автоматическая утрата, наступающая при строго определенных обстоятельствах, в частности, при приобретении лицом гражданства иностранного государства. Основания прекращения гражданства в Российской Федерации по новому Закону о гражданстве, не включают в себя распространенных в законодательстве о гражданстве других стран норм об автоматической утрате гражданства. Можно сделать вывод, что российский закон о гражданстве предусматривает только одно основание утраты гражданства, путем отмены решения о приеме в гражданство — при предоставлении заведомо ложных сведений и фальшивых документов.

Автором изложены характеристики органов государств СНГ, занимающихся вопросами гражданства. Реализация норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования. В законах о гражданстве стран СНГ регламентируется, какие органы ведают делами о гражданстве. Полномочия указанных органов в государствах СНГ в целом аналогичны и имеют своей целью предоставить возможность как гражданам государства, так и лицам, которые только собираются стать таковыми, использовать все возможности для реализации своих прав и обязанностей в сфере гражданства.

В то же время, по мнению автора, следует различать государственные и полномочные органы, ведающие вопросами гражданства. Эти понятия необходимо различать, поскольку название органа отражает его природу и соответственно очеркивает круг его полномочий. Так, государственным органом может быть как одно лицо (например, Президент), так и коллектив лиц, наделенных государственно-властными полномочиями, и уполномоченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном законом порядке. Полномочными органами являются вспомогательные структуры — различного рода комиссии, ведающие вопросами гражданства (например, Комиссия по гражданству при Президенте РФ). Законодатель делегировал данным структурам часть полномочий в сфере гражданства.

В третьем параграфе «Особенности законодательного регулирования гражданства детей при изменении гражданства родителей» отмечается, что законодательство России и стран СНГ подробно регулирует положение ребенка в семье, предусматривает различные ситуации законодательного регулирования гражданства детей в случае изменения гражданства одного или двух родителей (опекунов, попечителей). Действующий закон о гражданстве России, в отличие от предыдущего, уделяет значительно большее внимание вопросам гражданства детей при изменении гражданства их родителей.

Важным является принципиальное положение о том, что гражданство ребенка не утрачивается при прекращении прежнего гражданства его родителями, лишенных родительских прав. Ребенок, достигший возраста 14 лет, утрачивает прежнее гражданство только при наличии его согласия на это.

При усыновлении (удочерении) законодатели стран устанавливают ряд условий, соблюдение которых обязательно. В первую очередь, это условие о возрасте как усыновляемых, так и усыновителей, другое важное условие, — наличие в семье возможностей для нормального развития, воспитания и образования ребенка, а также необходимо согласие супруга усыновителя, которое требуется, если ребенок усыновляется только одним из супругов. Перечисленные нормы гарантируют ребенку возможность принимать решения по наиболее важным вопросам в своей жизни, право определять, в какой семье и стране жить и воспитываться. Несовершеннолетние дети приобретают гражданство России вместе со своими родителями (родителем).

Рассмотренные особенности законодательства стран СНГ о гражданстве детей при изменении гражданства их родителей, опекунов, попечителей показывают, что многие нормы универсальны, проверены временем, и целесообразность их существования не вызывает сомнений. По мнению диссертанта, рассмотренные положения очень важны в связи с тем, что в результате изменения гражданства детей впоследствии они могут быть отнесены к категории лиц с множественным гражданством, что существенно расширяет их статус и требует уточнения их правового положения.

В заключении формулируются основные выводы и предложения.

Анализируя правомочия государства, проистекающие из субъектной (личной) связи, автор делает вывод о крайне ограниченной роли субъектного (личного) верховенства государства над своими гражданами, которая свидетельствует о неэффективности массового распространения множественного гражданства, рассматриваемого в качестве способа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Сторонниками его развития подразумевается, что предоставление иного гражданства автоматически вводит в действие ч. 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации, гарантирующей российским гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Тем не менее, как показано в диссертации, территориальные пределы национальной юрисдикции приводят к тому, что защита и покровительство граждан, находящихся за границей, в действительности сводится к оказанию им дипломатической и правовой помощи.

Множественное гражданство в диссертации анализируется в качестве способа защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, политико-правового разрешения сложившейся ситуации, в которой оказались русские и другие выходцы из России в государствах СНГ, а лица других национальностей в России.

Анализ последствий множественного гражданства приводит к выводу, что оно не может служить эффективным способом поддержки этнических россиян при проживании на территориях бывших союзных республик СССР, но становится таковым при переселении их в Российскую Федерацию, где они сразу получают статус полноправных российских граждан.

Не следует переоценивать возможности множественного гражданства и исключительно в нем нельзя видеть выход в решении межнациональных проблем. В отношении проблемы правового положения соотечественников должны существовать и другие способы решения этого вопроса, которыми могут выступать двусторонние соглашения, предметом которых является защита национальных меньшинств. Необходимо соблюдение заключенной государствами-членами СНГ Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (ратифицирован Россией 4 ноября 1995 г.).

Альтернативой множественному гражданству может стать возможность установления, при соответствующих условиях, единого гражданства, примером которого является союзное гражданство России и Беларуси, а также общее гражданство Европейского Союза. Европейский опыт мог бы быть использован при решении вопросов гражданства в рамках СНГ. Ориентиром при решении спорных вопросов гражданства и унификации законодательства о гражданстве России и стран СНГ должна служить Европейская Конвенция о гражданстве 1997 г., содержащая рекомендации, связанные с правопреемством государств на постсоветском пространстве и открытая для присоединения к ней государств, не входящих в Совет Европы.

Сотрудничество между государствами-членами СНГ в сфере гражданства и соблюдения прав человека подразумевает обмен необходимой информацией о своем внутреннем законодательстве, касающемся гражданства и правового положения личности, включая данные о случаях возникновения безгражданства и множественного гражданства. В частности, представляется целесообразным создание единого информационного электронного банка данных, а также выпуск периодического издания, в котором и проводились бы дискуссии, анализ и практика законодательств указанных стран в области гражданства.

В з аключении излагаются основные теоретические выводы и практические рекомендации, которые вытекают из исследования.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Васильева С.В. Правовое регулирование института множественного гражданства в России на современном этапе // Современное право. — 2006. — № 12. — 0,8 п.л.

Работы, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:

2. Васильева С.В. Особенности правового регулирования двойного гражданства в Российской Федерации // Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации: сборник материалов IV Межвузовской научно-практической конференции. — Смоленск: Универсум, 2006. — 0,6 п.л.

3. Васильева С.В. Множественное гражданство и его правовое регулирование в странах СНГ // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник научных трудов (по материалам IV Международной научно-практической конференции, состоявшейся 15 октября 2005 г.): в 3-х ч. — Ч. 2 / Отв. ред. И.М. Машаров. — Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2005. — 0,8 п.л.

4. Васильева С.В. Правовое регулирование граждан и национальных меньшинств в странах СНГ // Смоленщина многонациональная: этнические стереотипы и границы межкультурного понимания: Сборник научных статей. — Смоленск: СГУ, 2005. — 0,7 п.л.

5. Васильева С.В. Понятие института множественного гражданства // Актуальные проблемы современного права: XII Кирилло-мефодиевские чтения. — Смоленск: СГУ, 2006. — 0,6 п.л.

6. Васильева С.В. Двойное гражданство и проблемы его реализации в России и некоторых зарубежных странах // Право и современность: Сб. научно-практических статей. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006. — 0.5 п.л.

1 Закон РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991г. № 1948-1 // Рос. газ. — 1992. — 6 фев.

Смотрите так же:

  • Крупный ущерб для ст 256 ук рф Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов 1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, […]
  • Ингушский воры законе Вор в законе из клана противников Деда Хасана вышел на свободу Из московского СИЗО №4 освобожден ингушский вор в законе Дулат Йоуло, он же Ахмед Евлоев, более известный в криминальной среде как Ахмед Сутулый. Криминальный авторитет просидел под следствием максимально возможный срок — […]
  • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
  • Пример соглашения сторон для увольнения Порядок увольнения по соглашению сторон Работник и работодатель являются равнозначными сторонами договора, который они заключают в момент трудоустройства. Как и всякий другой договор, трудовой контракт может быть расторгнут по воле каждого из них в отдельности, либо по их взаимной […]
  • Телеграмма суд Суд выдал Роскомнадзору решение о блокировке Telegram Решение суда о блокировке мессенджера Telegram выдано Роскомнадзору Таганским судом Москвы. О выдаче решения о блокировке «Интерфаксу» сообщили в суде. Представитель суда: «В течение какого времени решение будет исполнено, через час, […]
  • Правило берт Берт Хеллингер: Тот, кому дали свыше меры, уйдет из отношений Экология познания. Психология: Порядки «брать и давать» предписаны нам нашей совестью. Она служит равновесию «брать и давать» и взаимообмену в наших отношениях. Как только мы берем или получаем что-то от кого-то, мы чувствуем […]