Райзберг ба диссертация и ученая степень пособие для соискателей

Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Пособие для соискателей. — 9-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2010. -240 с.

Книга представляет собой самое полное и многогранное из всех изданных пособий для соискателей ученой степени кандидата и доктора наук; в ней отражены изменения в порядке присуждения ученых степеней, произошедшие в период 2002-2009 гг. Приведена обновленная в 2009 году «Номенклатура специальностей научных работников», откорректированы паспорта отдельных специальностей.
В пособии изложены не только формальные процедуры подготовки диссертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, самой защиты.
Высказаны советы соискателям ученых степеней.
Книга содержит воспоминания автора о ситуациях, возникающих в связи с защитой диссертаций, а также Приложения нормативного и справочно-го характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и защите диссертации.
Настоящее, девятое издание дополнено сведениями о нормативных документах, принятых после выхода предыдущего издания.
Предназначена для соискателей ученых степеней.

Рецензии на книгу « Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей »

Б. А. Райзберг

Книга представляет самое полное и многогранное из всех изданных пособий для соискателей ученой степени кандидата и доктора наук; в ней отражены изменения в порядке присуждения ученых степеней, произошедшие в период 1999-2003 гг. Приведены новые, принятые в 2002 г. положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.
Пособие отличается также тем, что в нем изложены не только формальные процедуры подготовки диссертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, защиты. Высказаны советы соискателям ученых степеней.
Книга содержит отдельные воспоминания автора о ситуациях, возникающих в связи с защитой диссертации, и высказывания выдающихся людей о науке и ученых, а также Приложения нормативного и справочного характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и защите диссертации.
Настоящее, третье издание дополнено сведениями о нормативных документах, принятых после выхода второго издания.

Райзберг. Диссертация и ученая степень

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ДИССЕРТАЦИЯ И УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СОИСКАТЕЛЕЙ

Издание девятое, дополненное и исправленное

Москва ИНФРА-М 2010

УДК 001.8(031) ББК 72я2

Райзберг Б .А. Диссертация и ученая степень: Пособие для Р12 соискателей. — 9-е изд., доп. и испр. — М.: ИНФРА-М, 2010. —

240 с. (+ CD-R). — (Менеджмент в высшей школе). ISBN 978-5-16-003698-4

Книга представляет собой самое полное и многогранное из всех изданных пособий для соискателей ученой степени кандидата и доктора наук; в ней отражены изменения в порядке присуждения ученых степеней, произошедшие в период 2002-2009 гг. Приведена обновленная в 2009 г. Номенклатура специальностей научных работников, откорректированы паспорта отдельных специальностей.

В пособии изложены не только формальные процедуры подготовки диссертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, самой защиты. Высказаны советы соискателям ученых степеней.

Книга содержит воспоминания автора о ситуациях, возникающих в связи с защитой диссертаций, а также Приложения нормативного и справочного характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и защите диссертации.

Настоящее, девятое издание дополнено сведениями о нормативных документах, принятых после выхода предыдущего издания.

Предназначена для соискателей ученых степеней.

© Райзберг Б.А., 2000, 2002,

2003, 2005, 2006, 2008, 2009

Оригинал-макет подготовлен в «Издательстве ИНФРА-М»

Формат 60 х 90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 14,51. Доп. тираж 1500 экз. Цена свободная. Заказ № 1942.

Издательский Дом «ИНФРА-М» 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в.

Тел.: (495) 380-05-40, 380-05-43. Факс: (495) 363-92-12. E-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

Отдел геологической литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ К ДЕВЯТОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание книги вышло в свет в 2000 г. и разошлось за один год после выпуска; столь же быстро нашли своего читателя последующие издания. Всего за восемь лет свыше 25 ООО соискателей ученой степени, творцов диссертаций приобрели пособие и, думается, о том не сожалеют. Одна из позвонивших автору признательных читательниц выразила даже крайнее мнение: «Без этой книги я бы не могла защитить диссертацию».

Научно-диссертационная жизнь не стоит на месте. Происходит пересмотр отдельных положений, регламентирующих порядок представления и защиты диссертаций, конкретизируются требования к диссертационным исследованиям, ужесточается контроль за соблюдением установленных норм и правил. К числу наиболее значимых относятся изменения в 2006—2007 гг. Положения о порядке присуждения ученых степеней, Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук ( Приложение За), Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций ( Приложение 4).

Книга содержит наряду с общими положениями описание выбора темы диссертации в соответствии с областью практической деятельности соискателя. В специальном разделе приложения выделены 70 обязательных процедур подготовки и защиты диссертационной работы с указанием лиц, призванных выполнять эти процедуры. Упорядочение состава и содержания процедур, их адресная привязка в соответствии с действующими положениями, а также логикой проведения научного исследования и оформления его результатов важны хотя бы потому, что с переходом к рыночным отношениям на соискателей, а частично и научных руководителей стали взваливать все, что должны делать другие лица на общественных началах или по долгу службы, в соответствии со своими обязанностями.

Кандидатскую и докторскую диссертацию можно, конечно, защитить и не читая эту книгу. Но, прочитав, вы сможете «остепениться» быстрее, увереннее и радостнее.

Автор признателен Тебякину А.А. за помощь при подготовке рукописи книги к публикации.

Хромой, идущий по верному пути, обгонит сбившегося с дороги скорохода.

К вершинам величия ведет трудная дорога.

Написать эту книгу меня побудило прежде всего сострадание к тем сотням и тысячам неумелых искателей, которые со страстным желанием, неуемным усердием, завидной настойчивостью один за другим прокладывают свой тернистый путь в науку, точнее, к ученым степеням и званиям. Сколько элементарных ошибок, ненужных мучений и переживаний, неудач и огорчений приходится им допускать, переносить, испытывать! И все по простейшему неведению, нежеланию предпослать диссертационному исследованию познание тонкой технологии и организации этого процесса.

С горечью и стыдом вспоминаю собственное научное прошлое. Только пройдя ряд ступенек: кандидатскую, доцентскую, дважды докторскую, профессорскую, воспитав свыше сотни кандидатов наук, более ста раз выступив официальным оппонентом и подписав примерно пятьсот отзывов на диссертации и авторефераты, осознал до конца, насколько проще и увереннее можно достичь сияющих вершин, познав искусство научного продвижения. Своих ошибок уже не исправишь. Но хочется поделиться мыслями и опытом с теми, кто еще в начале дороги. Благодаря знанию многих не столь уж хитрых истин путь к ученой степени можно сделать более коротким, уверенным и в то же время приятным, избегая ненужных хлопот, страданий, потерь. В любом случае дорога была, есть и останется трудной, но облегчить ее можно и нужно, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потерянное время.

Настоящее пособие, предлагаемое вниманию всех продвигающихся в науку, стремящихся защитить диссертацию и приобрести ученую степень, обладает некоторыми выраженными особенностями, о которых следует заранее предупредить читателя.

Будучи весьма серьезной по содержанию, книга, во-первых, написана в популярно-повествовательном стиле. Ей присущи элементы легкой иронии и вкрапления юмора, отдельные отступления от стержневой линии описаний и рассуждений в сторону воспоминаний, аналогий, случаев, способствующих лучшему, более полному пониманию и усвоению излагаемых истин. Но подобный стиль изложения не наносит ущерба сущностной стороне повествования, которая остается на первом плане.

Во-вторых, само пособие в чем-то напоминает диссертационную работу, написано в стиле диссертационного исследования. Благодаря такому построению книги потенциальный читатель в лице аспиранта, докторанта, любого другого соискателя ученой степени или просто интересующейся личности получает наглядное представление о том, как строится и излагается подлинная диссертационная работа. Понятно, что такое представление есть лишь модель настоящей диссертации, т.е. несколько условный образ, к тому же в отдельных, достаточно очевидных местах явно отличающийся от истинно диссертационной работы, в которой традиционно не допустим юмор. Однажды рецензент рукописи моей книги (в то время ответственный работник Госплана) по поводу изложенного в рукописи книги предложения использовать

в планировании деловые игры строго указал: «Мы в Госплане не

в игры играем, а серьезными вещами занимаемся». Глубоко убежден, что диссертация — очень серьезная вещь, но тональность повествования о том, как надо творить диссертации, не обязательно должна быть сухой и формальной.

О путях, ведущих в науку, говорили и писали многие известные люди. Великий экономист, социолог, философ Карл Маркс утверждал, что в науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто без усталости карабкается по каменистым научным тропам. А не менее знаменитый последователь Маркса В.И. Ленин как-то сказал, что коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В советский период российской истории эти афоризмы висели на стенах многих научных и образовательных учреждений.

История подтвердила, что классики марксизма-ленинизма ошибались далеко не во всем. Но вот приведенные их рассуждения по поводу науки и знаний ей-ей кое в чем грешат. Может быть, лет 100, а то и 150 тому назад эти мысли были верны, но сейчас их истинность подлежит сомнению.

Да простят меня Маркс и Ленин, но берусь утверждать, что в современную науку ведет достаточно широкая столбовая дорога — надо ее только знать и уметь по ней шагать. И для этого вовсе не следует тащить на себе весь груз знаний, который выработало человечество. Ныне это просто невозможно. Достаточно и малой толики знаний, умения, навыков. При известной степени умелости ловкачи протискиваются в науку, обладая минимумом знаний. Об этом мы тоже будем говорить, но не для того, чтобы обучить порочным приемам, а с целью показать, какие тропы следовало бы перекрыть, заградив запретную дорогу барьерами.

Что же касается ленинского высказывания, то обогащать себя знаниями во имя того, чтобы стать коммунистом, ныне не приходится, так как стремление быть коммунистом вышло из моды.

Для ищущих путь к ученой степени необходимо овладевать набором знаний, необходимых для преодоления этого пути, в том числе знаний о том, как надо выполнять и защищать диссертационную работу.

В последнее время после некоторого перерыва, обусловленного падением престижа научной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике, в российскую науку вновь устремились аспиранты, докторанты, соискатели.

Поток страждущих называться учеными, полуЧить ученую степень и звание непрерывно пополняется новыми претендентами. Будем откровенны — на научную стезю стремятся попасть не только таланты, для которых деятельность в сфере науки — призвание, судьба. Двинулся и середняк, а вслед за ним — бедняк, а то и вовсе интеллектуальный импотент, арсенал знаний и умений которого намного ниже его желаний, вожделений, амбиций.

Но общая беда кандидатов в кандидаты вовсе не в том, что им недостает таланта. Как уже упоминалось, трагедия в ином — в большинстве случаев они не обладают необходимым умением уверенно прокладывать путь в науку, используя опыт предшественников, изучив правила научного продвижения, зная предъявляемые к нему требования. В чем причина?

Ученые, получившие заветные аттестаты и дипломы, вовсе не жаждут передать опыт, обучить освоенным ими приемам новичков, которые робко стучатся в ворота Храма науки. Все еще не получили достойного хождения пособия для соискателей о путях и способах быстрейшего достижения заветной цели, изложенные

в виде добрых, деловых советов. Хотя, кажется, прорыв в этом деле уже намечается. Что же касается официальных положений, инструкций, которые, конечно же, существуют, то они, естественно, до предела формальны, написаны сухим канцелярским языком и практически не ставят своей задачей что-либо советовать. Это установки, указания, а не рекомендации.

С целью дать в руки малоопытному соискателю надежную практичную рецептуру действий и написано это руководство. Тот, кто внимательно прочтет книгу и будет следовать советам, вправе рассчитывать на успех. Отсутствие отрицательных последствий автор гарантирует. А шансы на удачу нисколько не меньше, а может быть, и больше, чем, скажем, у тех, кто пользуется многочисленными рецептами похудения или советами обращать свои деньги в российские ценные бумаги.

Следуя выработанным исходным установкам, начнем воспроизводить некий аналог диссертационной работы, тема которой «Как надо писать и защищать диссертацию». Согласно требованиям к диссертации предложенные автором новыерешения долж-

ны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. Поэтому, как это делают многие диссертанты при написании диссертаций, начнем с анализа уже известных работ, посвященных проблеме подготовки и защиты диссертации.

Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИССЕРТАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Слово «диссертация» происходит от латинского dissertatio, буквально означающего рассуждение, исследование. Диссертации зародились как специальные научные работы, выполненные в виде рукописного труда, положения которого претенденту на ученую степень требовалось отстоять в ходе публичной устной дискуссии, проходившей обычно в стенах университетов. Как свидетельствуют историки, первая докторская степень на основе публичной защиты диссертации была присуждена в университете г. Болонья в 1130 г. Естественно, что первыми докторами наук становились университетские преподаватели.

К XVI в. происходит дальнейшее упорядочение процесса подготовки и публичной защиты диссертаций, которые в это время уже оформляются не только в виде рукописей, но и печатных работ. Постепенно складывается система публичной защиты обязательных письменных сочинений на научные и литературные темы для получения ученой степени и звания. Первоначально такая система получила распространение в университетах немецкоязычных стран, а затем, в XVII в., утвердилась и в других странах.

Требования к подготовке диссертаций стали фиксироваться в университетских уставах. Уже в тот период сформировалось представление о диссертации как о самостоятельной письменной работе, которую лицо, претендующее на ученую степень, должно было опубликовать за свой счет и распространить, передать компетентным в данной области ученым, чтобы они могли участвовать в публичной дискуссии при защите диссертации.

В России защита диссертаций в печатном виде введена после образования в 1755 г. Московского императорского университета, которому в 1791 г. было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины. В 1803 г. согласно императорскому указу вводятся ученые степени кандидата, магистра и доктора наук. Чтобы получить ученую степень, надо было сдать устные и письменные экзамены, а затем публично защитить на заседании одного из факультетов университета диссертацию.

Принятое в 1819 г. Положение о производстве в ученые степени стало первым официальным документом в России, закрепившим порядок, согласно которому для получения ученой степени магистра и доктора наук надо было сдать экзамены в виде устных и письменных испытаний и публично защитить диссертацию. Магистерскую диссертацию следовало представить на русском, латинском или другом языке, а докторскую — излагать только на латинском языке. Кроме диссертации требовалось подготовить еще и «тезы» (тезисы), ставшие прообразом будущих авторефератов.

Развитием положения, принятого в 1819 г., стало утвержденное в 1837 г. Положение об испытаниях на ученые степени, которое упростило процедуру испытаний (экзаменов) для будущих докторов наук и предоставило им возможность писать диссертации не только на латинском, но и на русском языке. А в 1864 г. согласно Положению об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени устанавливается, что в результате защиты диссертации может быть присуждена ученая степень кандидата, магистра и доктора наук. Степень кандидата наук в то время соответствовала как бы нынешнему университетскому диплому с отличием. В 1884 г. она была отменена, и с тех пор существовали только ученые степени магистра и доктора наук.

Хотелось бы отметить некоторые особенности, отдельные детали, присущие подготовке и защите диссертаций в дореволюционной России:

1) диссертация представлялась к защите только в опубликованном, печатном виде;

2) тезисы в виде приложения к диссертации составлялись на нескольких страницах;

3) защита диссертации происходила на открытом заседании факультета с участием как членов совета факультета, так и всех желающих;

4) официальные оппоненты назначались из числа профессоров или преподавателей факультета, на котором происходила защита, наличие у оппонентов ученой степени не было обязательным, оппоненты из других университетов на защиту не приглашались;

Райзберг ба диссертация и ученая степень пособие для соискателей

К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

девятое, дополненное и исправленное

Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для

Р12 соискателей. — 9-е изд., доп. и испр. — М.: ИНФРА-М, 2010. —

240 с. (+ CD-R). — (Менеджмент в высшей школе).

ISBN 978-5-16-003698-4 Книга представляет собой самое полное и многогранное из всех издан ных пособий для соискателей ученой степени кандидата и доктора наук

в ней отражены изменения в порядке присуждения ученых степеней, про изошедшие в период 2002-2009 гг. Приведена обновленная в 2009 г. Но менклатура специальностей научных работников, откорректированы пас порта отдельных специальностей.

В пособии изложены не только формальные процедуры подготовки дис сертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, самой защиты.

Высказаны советы соискателям ученых степеней.

Книга содержит воспоминания автора о ситуациях, возникающих в свя зи с защитой диссертаций, а также Приложения нормативного и справочно го характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и защите диссертации.

Настоящее, девятое издание дополнено сведениями о нормативных до кументах, принятых после выхода предыдущего издания.

ББК 72я ISBN 978-5-16-003698-4 © Райзберг Б.А., 2000, 2002, 2003, 2005, 2006, 2008, Оригинал-макет подготовлен в «Издательстве ИНФРА-М»

Подписано в печать 22.05.2009.

Формат 60 х 90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Newton».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 14,51.

Доп. тираж 1500 экз. Цена свободная. Заказ № 1942.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в.

Тел.: (495) 380-05-40, 380-05-43. Факс: (495) 363-92-12.

E-mail: [email protected] http://www.infra-m.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

БЁНРАН Отдел геологической литературы ПРЕДИСЛОВИЕ К ДЕВЯТОМУ ИЗДАНИЮ Первое издание книги вышло в свет в 2000 г. и разошлось за один год после выпуска;

столь же быстро нашли своего читателя последующие издания. Всего за восемь лет свыше 25 О О соиска О телей ученой степени, творцов диссертаций приобрели пособие и, думается, о том не сожалеют. Одна из позвонивших автору при знательных читательниц выразила даже крайнее мнение: «Без этой книги я бы не могла защитить диссертацию».

Научно-диссертационная жизнь не стоит на месте. Происходит пересмотр отдельных положений, регламентирующих порядок представления и защиты диссертаций, конкретизируются требо вания к диссертационным исследованиям, ужесточается контроль за соблюдением установленных норм и правил. К числу наиболее значимых относятся изменения в 2006—2007 гг. Положения о по рядке присуждения ученых степеней, Перечня ведущих рецензи руемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на со искание ученых степеней доктора и кандидата наук (Приложе ние За), Положения о совете по защите докторских и кандидат ских диссертаций (Приложение 4).

Книга содержит наряду с общими положениями описание выбора темы диссертации в соответствии с областью практической деятельности соискателя. В специальном разделе приложения вы делены 70 обязательных процедур подготовки и защиты диссерта ционной работы с указанием лиц, призванных выполнять эти процедуры. Упорядочение состава и содержания процедур, их адресная привязка в соответствии с действующими положениями, а также логикой проведения научного исследования и оформления его результатов важны хотя бы потому, что с переходом к рыноч ным отношениям на соискателей, а частично и научных руково дителей стали взваливать все, что должны делать другие лица на общественных началах или по долгу службы, в соответствии со своими обязанностями.

Кандидатскую и докторскую диссертацию можно, конечно, защитить и не читая эту книгу. Но, прочитав, вы сможете «осте пениться» быстрее, увереннее и радостнее.

Хромой, идущий по верному пути, обго нит сбившегося с дороги скорохода.

Ф. Бэкон ВВЕДЕНИЕ К вершинам величия ведет трудная дорога.

Сенека Написать эту книгу меня побудило прежде всего сострадание к тем сотням и тысячам неумелых искателей, которые со страст ным желанием, неуемным усердием, завидной настойчивостью один за другим прокладывают свой тернистый путь в науку, точ нее, к ученым степеням и званиям. Сколько элементарных оши бок, ненужных мучений и переживаний, неудач и огорчений приходится им допускать, переносить, испытывать! И все по простейшему неведению, нежеланию предпослать диссертаци онному исследованию познание тонкой технологии и организа ции этого процесса.

С горечью и стыдом вспоминаю собственное научное про шлое. Только пройдя ряд ступенек: кандидатскую, доцентскую, дважды докторскую, профессорскую, воспитав свыше сотни кан дидатов наук, более ста раз выступив официальным оппонентом и подписав примерно пятьсот отзывов на диссертации и авторе фераты, осознал до конца, насколько проще и увереннее можно достичь сияющих вершин, познав искусство научного продви жения. Своих ошибок уже не исправишь. Но хочется поделиться мыслями и опытом с теми, кто еще в начале дороги. Благодаря знанию многих не столь уж хитрых истин путь к ученой степени можно сделать более коротким, уверенным и в то же время при ятным, избегая ненужных хлопот, страданий, потерь. В любом случае дорога была, есть и останется трудной, но облегчить ее можно и нужно, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потерянное время.

Настоящее пособие, предлагаемое вниманию всех продвига ющихся в науку, стремящихся защитить диссертацию и приоб рести ученую степень, обладает некоторыми выраженными осо бенностями, о которых следует заранее предупредить читателя.

Будучи весьма серьезной по содержанию, книга, во-первых, написана в популярно-повествовательном стиле. Ей присущи элементы легкой иронии и вкрапления юмора, отдельные от ступления от стержневой линии описаний и рассуждений в сто рону воспоминаний, аналогий, случаев, способствующих луч шему, более полному пониманию и усвоению излагаемых истин.

Но подобный стиль изложения не наносит ущерба сущностной стороне повествования, которая остается на первом плане.

Во-вторых, само пособие в чем-то напоминает диссертаци онную работу, написано в стиле диссертационного исследования.

Благодаря такому построению книги потенциальный читатель в лице аспиранта, докторанта, любого другого соискателя ученой степени или просто интересующейся личности получает нагляд ное представление о том, как строится и излагается подлинная диссертационная работа. Понятно, что такое представление есть лишь модель настоящей диссертации, т.е. несколько условный образ, к тому же в отдельных, достаточно очевидных местах явно отличающийся от истинно диссертационной работы, в которой традиционно не допустим юмор. Однажды рецензент рукописи моей книги (в то время ответственный работник Госплана) по поводу изложенного в рукописи книги предложения использовать в планировании деловые игры строго указал: «Мы в Госплане не в игры играем, а серьезными вещами занимаемся». Глубоко убеж ден, что диссертация — очень серьезная вещь, но тональность повествования о том, как надо творить диссертации, не обяза тельно должна быть сухой и формальной.

О путях, ведущих в науку, говорили и писали многие извест ные люди. Великий экономист, социолог, философ Карл Маркс утверждал, что в науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто без усталости караб кается по каменистым научным тропам. А не менее знаменитый последователь Маркса В.И. Ленин как-то сказал, что коммунис том можно стать только тогда, когда обогатишь свою память зна нием всех тех богатств, которые выработало человечество. В со ветский период российской истории эти афоризмы висели на стенах многих научных и образовательных учреждений.

История подтвердила, что классики марксизма-ленинизма ошибались далеко не во всем. Но вот приведенные их рассужде ния по поводу науки и знаний ей-ей кое в чем грешат. Может быть, лет 100, а то и 150 тому назад эти мысли были верны, но сейчас их истинность подлежит сомнению.

Да простят меня Маркс и Ленин, но берусь утверждать, что в современную науку ведет достаточно широкая столбовая доро га — надо ее только знать и уметь по ней шагать. И для этого вовсе не следует тащить на себе весь груз знаний, который вы работало человечество. Ныне это просто невозможно. Достаточ но и малой толики знаний, умения, навыков. При известной степени умелости ловкачи протискиваются в науку, обладая ми нимумом знаний. Об этом мы тоже будем говорить, но не для того, чтобы обучить порочным приемам, а с целью показать, ка кие тропы следовало бы перекрыть, заградив запретную дорогу барьерами.

Что же касается ленинского высказывания, то обогащать се бя знаниями во имя того, чтобы стать коммунистом, ныне не приходится, так как стремление быть коммунистом вышло из моды.

Для ищущих путь к ученой степени необходимо овладевать набором знаний, необходимых для преодоления этого пути, в том числе знаний о том, как надо выполнять и защищать диссерта ционную работу.

В последнее время после некоторого перерыва, обусловлен ного падением престижа научной деятельности в условиях пере хода к рыночной экономике, в российскую науку вновь устреми лись аспиранты, докторанты, соискатели.

Поток страждущих называться учеными, полуЧить ученую сте пень и звание непрерывно пополняется новыми претендентами.

Будем откровенны — на научную стезю стремятся попасть не толь ко таланты, для которых деятельность в сфере науки — призвание, судьба. Двинулся и середняк, а вслед за ним — бедняк, а то и вов се интеллектуальный импотент, арсенал знаний и умений которо го намного ниже его желаний, вожделений, амбиций.

Но общая беда кандидатов в кандидаты вовсе не в том, что им недостает таланта. Как уже упоминалось, трагедия в ином — в большинстве случаев они не обладают необходимым умением уверенно прокладывать путь в науку, используя опыт предшест венников, изучив правила научного продвижения, зная предъяв ляемые к нему требования. В чем причина?

Ученые, получившие заветные аттестаты и дипломы, вовсе не жаждут передать опыт, обучить освоенным ими приемам нович ков, которые робко стучатся в ворота Храма науки. Все еще не получили достойного хождения пособия для соискателей о путях и способах быстрейшего достижения заветной цели, изложенные в виде добрых, деловых советов. Хотя, кажется, прорыв в этом деле уже намечается. Что же касается официальных положений, инструкций, которые, конечно же, существуют, то они, естест венно, до предела формальны, написаны сухим канцелярским языком и практически не ставят своей задачей что-либо совето вать. Это установки, указания, а не рекомендации.

С целью дать в руки малоопытному соискателю надежную практичную рецептуру действий и написано это руководство.

Тот, кто внимательно прочтет книгу и будет следовать советам, вправе рассчитывать на успех. Отсутствие отрицательных по следствий автор гарантирует. А шансы на удачу нисколько не меньше, а может быть, и больше, чем, скажем, у тех, кто поль зуется многочисленными рецептами похудения или советами обращать свои деньги в российские ценные бумаги.

Следуя выработанным исходным установкам, начнем воспро изводить некий аналог диссертационной работы, тема которой «Как надо писать и защищать диссертацию». Согласно требова ниям к диссертации предложенные автором новые решения долж ны быть строго аргументированы и критически оценены по срав нению с известными решениями. Поэтому, как это делают многие диссертанты при написании диссертаций, начнем с анализа уже известных работ, посвященных проблеме подготовки и защиты диссертации.

Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1.1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИССЕРТАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Слово «диссертация» происходит от латинского dissertatio, буквально означающего рассуждение, исследование.

Диссертации зародились как специальные научные работы, выполненные в виде рукописного труда, положения которого претенденту на ученую степень требовалось отстоять в ходе пуб личной устной дискуссии, проходившей обычно в стенах универ ситетов. Как свидетельствуют историки, первая докторская сте пень на основе публичной защиты диссертации была присуждена в университете г. Болонья в 1130 г. Естественно, что первыми докторами наук становились университетские преподаватели.

К XVI в. происходит дальнейшее упорядочение процесса под готовки и публичной защиты диссертаций, которые в это время уже оформляются не только в виде рукописей, но и печатных ра бот. Постепенно складывается система публичной защиты обяза тельных письменных сочинений на научные и литературные темы для получения ученой степени и звания. Первоначально такая сис тема получила распространение в университетах немецкоязычных стран, а затем, в XVII в., утвердилась и в других странах.

Требования к подготовке диссертаций стали фиксироваться в университетских уставах. Уже в тот период сформировалось представление о диссертации как о самостоятельной письменной работе, которую лицо, претендующее на ученую степень, должно было опубликовать за свой счет и распространить, передать ком петентным в данной области ученым, чтобы они могли участво вать в публичной дискуссии при защите диссертации.

В России защита диссертаций в печатном виде введена после образования в 1755 г. Московского императорского университе та, которому в 1791 г. было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины. В 1803 г. согласно импера торскому указу вводятся ученые степени кандидата, магистра и доктора наук. Чтобы получить ученую степень, надо было сдать устные и письменные экзамены, а затем публично защитить на заседании одного из факультетов университета диссертацию.

Предусматривалось также выступление в ходе защиты одного оппонента, затем число оппонентов было увеличено до трех.

Принятое в 1819 г. Положение о производстве в ученые степени стало первым официальным документом в России, за крепившим порядок, согласно которому для получения ученой степени магистра и доктора наук надо было сдать экзамены в виде устных и письменных испытаний и публично защитить дис сертацию. Магистерскую диссертацию следовало представить на русском, латинском или другом языке, а докторскую — излагать только на латинском языке. Кроме диссертации требовалось под готовить еще и «тезы» (тезисы), ставшие прообразом будущих авторефератов.

Развитием положения, принятого в 1819 г., стало утвержден ное в 1837 г. Положение об испытаниях на ученые степени, ко торое упростило процедуру испытаний (экзаменов) для будущих докторов наук и предоставило им возможность писать диссерта ции не только на латинском, но и на русском языке. А в 1864 г.

согласно Положению об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени устанавливается, что в результате защиты диссертации может быть присуждена ученая степень кан дидата, магистра и доктора наук. Степень кандидата наук в то время соответствовала как бы нынешнему университетскому дип лому с отличием. В 1884 г. она была отменена, и с тех пор сущест вовали только ученые степени магистра и доктора наук.

Хотелось бы отметить некоторые особенности, отдельные де тали, присущие подготовке и защите диссертаций в дореволю ционной России:

1) диссертация представлялась к защите только в опубликован ном, печатном виде;

3) защита диссертации происходила на открытом заседании фа культета с участием как членов совета факультета, так и всех желающих;

4) официальные оппоненты назначались из числа профессоров или преподавателей факультета, на котором происходила за щита, наличие у оппонентов ученой степени не было обяза тельным, оппоненты из других университетов на защиту не приглашались;

5) предоставлялась возможность выступать на защите после оп понентов всем желающим;

6) за магистерскую диссертацию могла быть в случае единоглас ного голосования присуждена степень доктора наук;

7) решение о присуждении ученой степени, принятое факуль тетом, подлежало утверждению ученым советом университе та, которое завершало всю процедуру.

Представляется, что подобный процесс защиты диссертации и присуждения ученой степени демократичнее, проще и убедитель нее ныне действующего. Правда, подобным способом в дореволю ционной России за 120 лет защищено менее 10 О О магистерских О и докторских диссертаций, тогда как за 85 лет в послереволюцион ной России защитили диссертации и обрели ученые степени кан дидатов и докторов наук около миллиона соискателей.

Первоначально, впрочем, декретом СНК РСФСР от 1 октяб ря 1918 г. ученые степени были просто упразднены. Но затем спохватились, и в 1932 г. Совнарком СССР принял постановле ние «Об ученых степенях и званиях», согласно которому были введены ученые степени кандидата и доктора наук как способ установления квалификации научных работников в определен ной сфере, отрасли науки. В том же году была учреждена Высшая аттестационная комиссия — главный орган, ведающий присуж дением ученых степеней и присвоением ученых званий, начав шая работать с 1934 г. Первым председателем Комиссии стал академик Г.М. Кржижановский, известный как ученый-энерге тик и личный друг В.И. Ленина, посвящавший ему даже хвалеб ные стихи.

До 1938 г. ученые степени присуждались по результатам за щиты диссертаций квалификационными комиссиями при нар коматах (ныне — министерствах), Академии наук, республикан ских и отраслевых академиях. В 1937 г. устанавливается перечень отраслей наук, по тематике которых защищаются диссертацион ные работы и присуждаются ученые степени кандидата и докто ра наук. Право присуждения ученых степеней передается Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

В 1974 г. взамен Высшей аттестационной комиссии создается Высший аттестационный комитет при Совете Министров СССР, выполняющий функции межведомственной научно-аттеста ционной организации. В 1991 г. этот комитет преобразуется в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

В 1993 г. воссоздается Высший аттестационный комитет Россий ской Федерации, который в 1998 г. вновь преобразуется в Высшую аттестационную комиссию, на этот раз при Министерстве обще го и профессионального образования Российской Федерации.

Название — Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации — закреплено По ложением, утвержденным в 2006 г. Хорошо, что при всех этих пертурбациях аббревиатура названия комиссии — ВАК осталась неизменной, а именно это сокращенное название и укоренилось в научной и околонаучной среде.

Основные нормативные документы, регламентирующие по рядок подготовки, представления к защите и защиты диссерта ций на соискание ученой степени, присуждения ученых степеней в России, были приняты в 1994 г. В 2002 г. приняты новое Поло жение о диссертационном совете, Номенклатура специальностей научных работников, Положение о порядке присуждения ученых степеней, введен единый реестр ученых степеней и званий. По ложение о присуждении ученых степеней изменено и дополнено в 2006 г., а Положение о диссертационном совете — в 2007 г.

1.2. КРАТКИЙ ОБЗОР ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Прежде чем начать долгое повествование о том, как надо готовить и защищать диссертацию на соискание ученой степени, хотелось бы сообщить потенциальному читателю ин формацию, призванную повысить его общую осведомленность о ранее изданных пособиях для соискателей ученой степени.

Возможно, что, обладая этими сведениями, аспирант, соиска тель, любое другое заинтересованное лицо прочтут одно из этих пособий и сразу же изберут короткий и эффективный для них путь проникновения в тайны организации, методики, технологии написания и защиты диссертаций, получения искомой ученой степени. Тогда предлагаемую вниманию заинтересованного чи тателя нашу книгу можно будет читать выборочно или не читать вообще, заменив одним из перечисленных ниже источников, или заняться каким-либо другим, еще более приятным делом. Про пагандируя с первых же строк своих конкурентов на рынке по собий по защите диссертаций, рискую потерять часть читателей.

Однако тем самым выражаю уверенность, что эта книга не усту пает предшествующим публикациям по рассматриваемой про блеме, а в чем-то, возможно, их превосходит или, во всяком слу чае, дополняет и развивает.

Относительно немногочисленные публикации, призванные помочь претендующему на получение ученой степени кандидата или доктора наук написать и успешно защитить диссертацию, делятся на официальные нормативные, регламентирующие доку менты и рекомендации, советы специалистов, знающих людей о том, как надо действовать, чтобы достичь желаемой цели.

Официальные документы содержат требования к диссертаци ям, устанавливают правила оформления и представления диссер тационных работ к защите, порядок их прохождения и защиты в диссертационном совете. Приходится, к сожалению, отмечать, что большинство соискателей ученой степени (диссертантов) не знают и не удосуживают вниманием, не отягощают себя бреме нем ознакомления с не столь уж объемными положениями и инструкциями о порядке присуждения ученых степеней и оформ ления требуемой для этого документации. Во многом аспиранты полагаются на своих научных руководителей, которые тоже не очень-то благоволят к установленным правилам и нормам, дале ко не во всем знакомы с ними и полагают все это хлопотной и мало нужной формалистикой, бюрократией. Наверное, есть в этом суждении и зерно истины, но без соблюдения формальностей можно ни за что, ни про что загубить полезное дело, доставить себе же и другим множество хлопот. К тому же любой порядок устанавливается для того, чтобы его соблюдали. Несоблюдение же правил вследствие их незнания не освобождает от ответственности за их нарушение. В данном конкретном случае ответственность настигает соискателя ученой степени в виде потери времени, из лишней нервотрепки, а то и схода с дистанции.

Поэтому начинаем повествование с упоминания о главных иконах, на которые должны, призваны и обязаны молиться со искатели ученой степени, их руководители, консультанты, явные и неявные помощники. Это писаные правила, о неписаных речь пойдет позже.

Термин «соискатель ученой степени» принято использовать в двух смыслах, значениях:

1) любое лицо, работающее над диссертацией и представляющее ее к защите, будь то аспирант, адъюнкт, докторант, прикреп ленный соискатель, адекватный термин — «диссертант»

(в этом смысле мы и будем в основном использовать данный термин);

2) лицо, прикрепленное к научной организации для подготовки, защиты диссертации, не имеющее статуса аспиранта, докто ранта, т.е. не состоящее в аспирантуре, докторантуре, но по лучившее официально признанное право писать диссертацию в данной организации.

Надобно знать, что в России движение к ученой степени по средством написания диссертации и ее защиты теснейшим обра зом связано с обучением в аспирантуре, докторантуре, магистра туре, адъюнктуре либо с прикреплением к научным организациям в качестве соискателя ученой степени. Иначе говоря, путь к уче ной степени пролегает через систему послевузовского професси онального образования, которая и служит кузницей научных кад ров в России. Обойти эту систему при получении ученой степени вряд ли удастся, скорее надо думать, как вписаться в действующую в системе послевузовского профессионального образования под систему подготовки научных кадров с целью приобретения ученой степени.

Поэтому прежде всего укажем на наличие официальных по ложений, определяющих порядок приема и обучения в аспиранту ре и докторантуре, подготовки кандидатских и докторских диссер таций в форме соискательства, сдачи кандидатских экзаменов.

Ознакомление с содержанием этих положений крайне необходи мо каждому аспиранту, докторанту, соискателю ученой степени, прикрепленному к научной организации, чтобы знать свои пра ва и обязанности, соблюдать установленный порядок или, по крайней мере, понимать, где, когда, кем и в чем он нарушен.

Основное положение, разработанное в соответствии с Феде ральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», регламентирующее функциони рование аспирантуры, докторантуры, процессы соискательства, принято в виде приложения к приказу Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814. Оно носит название: «Положение о под готовке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву зовского профессионального образования в Российской Федерации».

Учитывая важность этого документа для аспирантов, докторантов, соискателей, научных руководителей, он воспроизводится в кни ге полностью в виде Приложения 1.

Что же касается официальных документов, положений, регла ментирующих организацию, процедуры, содержание подготовки и защиты диссертаций, упомянем о наличии следующих двух са мых главных положений:

1. Положение о порядке присуждения ученых степеней.

Это Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74, в 2006 г. оно изменено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2006 г. № 227. Положение о порядке присуждения ученых степеней представляет собой самый главный документ, определяющий требования к диссертациям и правила их защиты.

Текст Положения приведен в Приложении 3.

2. Положение о диссертационном совете.

Подобное положение, составленное в развитие указанного выше Положения о порядке присуждения ученых степеней, утверждено приказом Министерства образования и науки Рос сийской Федерации от 9 января 2007 г. (см. Приложение 4).

К данному Положению имеется 20 приложений, основная часть которых содержит перечень, описание способов заполне ния и формы документов, подлежащих оформлению при защи те диссертации и в процессе утверждения результатов защиты.

Из всех этих приложений, которыми в целом надлежит руко водствоваться советам, присуждающим степени, внимание со искателя должно быть сосредоточено на следующих:

а) перечень документов, представляемых соискателем ученой сте пени в диссертационный совет’, б) титульный лист диссертации (оформление);

в) обложка диссертации в виде научного доклада (оформление);

г) обложка автореферата (оформление).

Ознакомиться и вникнуть в содержание выделенных двух гло бальных документов, представляющих своего рода «священные заветы» для соискателя, не столь уж и сложно. Положения о по рядке присуждения ученых степеней и о диссертационном сове те публикуются в Бюллетене ВАК и в Интернете. В настоящей книге указанные выше положения приведены в виде уже упомя нутых Приложения 3 и Приложения 4.

В Приложении 4 содержатся также инструкции и формы до кументов аттестационных дел по присвоению ученых званий и некоторые другие специальные инструкции.

Приступая к работе над диссертацией, надо иметь в виду, что в мире нет ничего вечного, кроме смерти и налогов. Так что ориентироваться на официальные положения о диссертациях и получении на их основе ученых степеней следует с учетом того, что ныне действующие положения могут измениться, что и на блюдается. Для тех, кто финиширует, это не столь уж и важно.

Они успеют, как любят говорить реформаторы русского языка, «защититься» по старым правилам. Впрочем, вряд ли нас ожи дает революционное преобразование устоявшихся норм и пра вил, а небольшие изменения не страшны соискателю, он дол жен быть готов к превратностям, которыми полна жизнь в мире науки.

Теперь настал черед рассказать об известных автору пособиях, содержащих советы аспирантам, докторантам и другим соискате лям ученых степеней о том, как лучше, надежнее, эффективнее подготавливать и защищать диссертации на соискание ученой степени. Количество таких изданных печатных пособий относи тельно невелико, но вполне достаточно, чтобы удовлетворить насущные нужды прокладывающих дорогу в науку, а точнее, к ученой степени. Представим перечень опубликованных работ по проблеме методики и организации написания и защиты дис сертационных работ, заранее принося извинения авторам, работы которых в силу тех или иных причин не попали в поле нашего зрения, частично они приведены в списке литературы. Перечень работ представлен в хронологическом порядке, по признаку вре мени публикации.

1. Скаткин М.Н. Беседа с приступающими к работе над дис сертацией. — М.: АПН СССР, 1967. — 48 с.

Эта брошюра советского периода посвящена изложению ме тодики педагогических исследований, результаты которых кла дутся в основу построения кандидатской диссертации на соис кание ученой степени кандидата педагогических наук.

2. Леднев B.C., Краевский В.В., Полонский В.М., Штульман Э.А.

Требования к диссертациям по педагогическим наукам. — М.: ВАК (Экспертный совет по педагогике и психологии), 1990. — 20 с.

Брошюра содержит описание и разъяснение требований ВАК, предъявляемых к диссертациям на соискание ученой степени в области педагогических наук. Отыскать эту брошюру ныне не легко, но советы, рекомендации, требования применительно к написанию педагогических диссертаций еще подробнее изложе ны в приводимых ниже пособиях.

3. Райзберг Б. Научное счастье, или Как умелые проникают в ученые. — М.: Консалтинг ТЭКСТ, 1992. — 72 с.

Эта брошюра, написанная автором на заре экономических реформ в России, повествует и в серьезном тоне, и с юмором о том, как надо писать и защищать диссертации в условиях станов ления рыночных отношений. Брошюра издана небольшим тира жом (1000 экз.) и найти ее в продаже трудно. Возможно, что это первое изданное пособие по рассматриваемой проблеме в пост перестроечный период.

4. За1узов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. — М.: Исследовательский центр, 1993. — 114 с.

Есть основания полагать, что это первое обстоятельное, кон структивное пособие, повествующее о том, как надо писать, представлять к защите и защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, с тем чтобы соблюсти порядок и правила, установленные нормативными документами, требо ваниями ВАК.

5. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защи ты диссертаций. — М.: АОЗТ «Икар», 1995. — 200 с.

Для тех, кто интересуется методическими и процедурно-орга низационными аспектами сотворения диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, подготовки диссерта ционных работ к защите, соблюдения предусмотренных требо ваний и правил, — это самая практичная книга. Она полезна и необходима не только для соискателей, но и для членов диссер тационных советов, лиц, оформляющих документы, представля емые к защите и к утверждению решений о присуждении ученых степеней. В приложении к книге содержатся нормативные доку менты, регулирующие процессы подготовки и защиты диссерта ций. Книга несколько грешит формализмом, преувеличением роли процедурной стороны защиты диссертаций, но в этом од новременно состоит и ее достоинство, ибо в век формализма и бюрократизма поневоле приходится относиться к процедурам уважительно.

6. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. 3-е изд. — М.: Ось-89, 1999. — 208 с.

Книга безвременно умершего профессора Ф.А. Кузина харак терна тем, что в ней предпринята попытка сочетать в одном по собии изложение общей методологии осуществления научных изысканий, принципов и способов творческой научной деятель ности с детальным описанием всего процесса сотворения и за щиты диссертации, включая выбор темы, работу над рукописью, оформление работы, порядок защиты. В приложении приведены нормативные документы о порядке присуждения ученых степе ней и образцы оформления документации, необходимой для за щиты. Несмотря на наличие в книге практических советов и жесткую привязку материалов к инструктивным документам, книга грешит чрезмерной академичностью, рафинированным изложением, увлечением философией научных исследований.

О теневых, закулисных проблемах написания и защиты диссер таций, отрыве реальной действительности от представленной в книге ее идеализации сказано очень мало. При всем этом есть основания утверждать, что эта книга — наиболее квалифициро ванное в научном отношении, прекрасно написанное, системно изложенное практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.

7. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докто рантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2 0 0 1. — 320 с.

Данная книга воспроизводит предыдущую с той лишь разни цей, что она дополнена разделами, повествующими о защите магистерских диссертаций.

8. Марьянович А.Т. Эрратология, или Как избежать ошибок при подготовке диссертации. — М.: Вузовская книга, 1998. — 176 с.

Оригинальная по содержанию и стилю изложения книга, по строенная в форме поучительной беседы, предназначенная пре имущественно для соискателей-медиков, содержит изложение типичных ошибок (errata — опечатки, ошибки в сочинении), которые допускают в своей работе начинающие исследователи.

В то же время автор книги высказывает множество полезных советов и объясняет внутреннюю логику диссертационного ис следования и построения самого текста диссертации. Книга из дана небольшим тиражом (1000 экз.), и потому приобрести ее, видимо, нелегко.

9. Новиков А.М. Как работать над диссертацией? Пособие для начинающего педагога-исследователя. 3-е изд. — М.: Эгвес, 1999. — 104 с.

Книга построена в форме популярной беседы автора, высту пающего в роли научного руководителя или научного консуль танта, с аспирантом (соискателем), начинающим работать или работающим над диссертацией в области педагогических наук.

Живое, образное изложение с рядом конкретных примеров, ссы лок и историко-литературных реприз сочетается с конкретными советами, рекомендациями, как проводу 1ь д и с ^ ^ г ^ и о н н о с ис— Отдел геологический литературы следование, писать диссертационную работу, проводить подго товку к ее защите. Учитывая, что книга выдержала три издания (1994, 1996, 1999 гг.), она пользуется популярностью. Содержа тельная сторона подготовки диссертации явно преобладает в книге над процедурной, что и хорошо, и плохо.

10. Новиков А.М. Докторская диссертация: Пособие для док торантов и соискателей ученой степени доктора наук. — М.:

Эгвес, 1999. — 80 с.

Работа представляет собой дальнейшее развитие предыдущей книги того же автора, но в проекции на докторские диссертации, представленные на соискание ученой степени доктора педагоги ческих наук.

11. Поташник М.М., Моисеев А.М. Диссертации по управле нию образованием: состояние, проблемы, современные требова ния. — М.: Новая школа, 1998. — 169 с.

В этом пособии на основе анализа ранее защищенных дис сертаций по проблемам управления образованием сформулиро ваны требования к таким диссертациям, высказаны рекоменда ции как для аспирантов, так и для оппонентов, приведен пере чень тем защищенных диссертаций.

В меру возможного авторы настоящей книги учли то лучшее, прогрессивное, полезное, что содержится в упомянутых выше источниках, дополнив их рядом новаций, таких, скажем, как краткий терминологический словарь, план-график работ по под готовке и защите диссертации, сведения о паспортах специаль ностей.

1.3. ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И ЗВАНИЯХ.

КТО ВПРАВЕ НАЗЫВАТЬСЯ УЧЕНЫМ?

В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился.

Г. Лихтенберг, немецкий писатель-сатирик Слово «ученый», как и множество других в нашем стареющем лексиконе, не успевающем трансформироваться и следовать за жизненными переменами в обществе, давно поте ряло изначальный смысл. По логике «ученый» означает «обучен ный», «насыщенный знаниями». Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля ученый — это тот, «кого учили, выучили», а ученость есть «состояние, качество уче ного человека, основательное знание наук, полное изучение их».

Ныне же, говоря «ученый», мы понимаем под этим человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. По большому счету смысл слова «ученый» становит ся более доходчивым, когда оно дополнено эпитетами «сложив шийся», «известный», «выдающийся», «с мировым именем».

Такие эпитеты поневоле наводят испуг, окружают термин «ученый» ореолом недоступности для рядового смертного, учив шегося «чему-нибудь и как-нибудь». Не следует отчаиваться и воспринимать, скажем, смысл словосочетания «известный уче ный» буквально, как известный всей стране, а то и миру. Ведь можно обладать известностью в гораздо меньшем масштабе, на пример в пределах института, университета, а то и факультета.

А можно и вообще руководствоваться распространенным пове денческим рецептом: «Главное — не быть, а казаться!» Казаться, называться ученым намного проще, чем быть им по существу.

Этим повсеместно пользуются люди, которым носить мантию ученого в виде степени и звания гораздо важнее, чем быть ис тинным ученым.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окра шенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и без закония.

Евангелие от Матфея, 23:27- С позиций статистики ученым вправе называться любой граж данин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — чело век». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите счи таться ученым — предъявите справку о том, что вы и есть ученый.

Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетель ствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

Тот, кто прочел первый параграф настоящей главы, уже полу чил представление об исторически сложившихся в России ученых степенях и об их связи с защитой диссертаций. Поведаем теперь о системе ученых степеней и званий. Согласно утвержденному 2 единому реестру ученых степеней и званий (Приложение 3) в Рос сии введены две ученые степени: первичная — кандидат наук и более высокая — доктор наук. Каждого кандидата наук можно считать, следуя меткому выражению В. Высоцкого, «кандидатом в доктора». Но в отличие от кандидатов в члены КПСС, которые через год сплошь становились членами, далеко не каждый кан дидат наук проникает затем в доктора. Только примерно каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами.

И период кандидатского стажа составляет не год, а обычно от 5 до 25 лет. Кандидатов, как и вино, надо определенное время выдерживать, поэтому на тех из них, кто стремится получить уче ную степень доктора наук, не побывав до этого несколько лет в кандидатах наук, смотрят косо решающие их научную судьбу престарелые доктора наук, ходившие в кандидатах много лет.

В принципе ученая степень присуждается на основании пуб личной защиты диссертации соискателям соответствующей сте пени. О том, что есть диссертация и что такое ее защита, сказано в последующем изложении.

Формально, согласно установленным правилам (см. Приложе ния 3, 4), ученая степень кандидата наук присуждается диссерта ционным советом, т.е. специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соиска ние соответствующей ученой степени. А вот ученая степень докто ра наук присуждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соис кание ученой степени доктора наук на диссертационном совете и прохождения экспертизы ВАК. Докторские советы обладают пра вами принимать к защите и докторские, и кандидатские диссер тации. Но и в процессе получения ученой степени кандидата наук ВАК обойти не удается. Заветный кандидатский диплом можно получить только после контрольной проверки в ВАК аттестаци онного дела. О комиссии, сокращенно называемой ВАК, многое сказано в начале главы и будет сказано еще больше в последующих разделах книги.

Положение о Высшей аттестационной комиссии Министер ства образования и науки Российской Федерации приведено в Приложении 5.

Итак, ученая степень и диссертация связаны теснейшими узами, поэтому и книга наша названа «Диссертация и ученая сте пень». Чтобы обрести ученую степень кандидата или доктора наук, надо вначале подготовить и защитить диссертацию, а это как-никак объемный научный труд, содержащий от 100 до 350 страниц текста. Можно ли не писать многолистную диссер тацию и все же на законных началах заполучить ученую степень?

Оказывается можно, хотя и не совсем просто. Согласно положе нию о присуждении ученых степеней докторская диссертация может быть выполнена в виде научного доклада, представляю щего собой краткое обобщенное изложение результатов прове денных соискателем исследований и разработок. В положении (п. 10 Приложения 3) указывается, что диссертация на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада представ ляет собой краткое обобщенное изложение результатов прове денных исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов. Доклад должен быть подкреплен совокупностью не менее 50 опубликованных соискателем в ведущих рецензи руемых научных журналах и изданиях по соответствующей от расли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Редко кто из соискателей идет по такому не тривиальному пути. Надо иметь много публикаций, быть извест ным еще до присуждения ученой степени и идти непроторен ным, а значит, и более рискованным путем.

Правда, в недалеком прошлом можно было стать «ученым со справкой» практически без защиты диссертации, для чего су ществовало особое «окошечко». Допускалось в порядке исклю чения присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук авторам открытий или крупных изобретений, обеспечивающих значительный вклад в «ускорение научно-технического прогрес са». На одной весьма солидной ракетно-космической фирме, именовавшейся ОКБ-1, а затем НПО «Энергия», возглавляемой Главным конструктором С.П. Королевым, мне пришлось услы шать интригующие названия: «профсоюзный кандидат», «проф союзный доктор». Сам я перешел работать на эту фирму, ранее защитив кандидатскую диссертацию, поэтому был весьма удив лен, когда сам С.П. (по укоренившейся привычке мы называли между собой Королева сокращенно ЭС ПЭ, так как он иногда для экономии времени визировал документы двумя начальными буквами своего имени-отчества Сергей Павлович) назидательно сказал мне: «Будешь хорошо работать — получишь степень до ктора без защиты». В последующем С.П. был очень недоволен, узнав, что я написал докторскую диссертацию.

Сведущие люди объяснили мне, что можно стать доктором без защиты, т.е. профсоюзным. На недоуменный вопрос: «Отку да такое название — «профсоюзный»?», — мне популярно объ яснили, что в числе организаций, представляющих достойных людей к присуждению ученой степени без защиты диссертации, обязательно должны быть партийная и профсоюзная. Отсюда, строго говоря, следовало бы подобных ученых называть партий но-профсоюзными, но, видимо, в целях сокращения слов в опытном конструкторском бюро № 1 их называли просто «проф союзными», хотя партия тогда еще была в силе.

В реальной жизни ученые далеки от совершенства — факт, тактично опускаемый в некрологах о них и иногда даже в их биографиях.

Ганс Селье, канадский ученый Согласно инструкции ученая степень кандидата наук может быть присуждена соискателям, имеющим высшее образование.

По этому поводу в свое время был в ходу анекдот: «Армянское радио спрашивает: «Можно ли купить кандидатскую диссерта цию?» Отвечаем: «Можно, если вы уже купили диплом о высшем образовании»».

Истории, впрочем, известен случай, когда один выдающийся ученый получил степени и звания, стартовав в качестве лаборан та без документа, подтверждающего наличие высшего образова ния. Говорят, что такая честь была оказана покойному академи ку Я.Б. Зельдовичу.

Единожды, в конце 60-х годов, мне посчастливилось завтра кать с ним за одним столиком. Захотелось узнать подробней о движении знаменитого академика в ученые. Сделал небольшой намек, наводящее замечание: «Ведь вы, Яков Борисович, имели и имеете полную возможность сами выбирать свою дорогу в на уке». Ответ был для меня несколько неожиданным и по форме и по содержанию. «А зохн вей», — сказал трижды Герой Социалис тического Труда, участник создания советского ракетного и ядер ного оружия. Это непереводимое на русский язык выражение, высказанное на близком нам обоим языке одной из малых на родностей, примерно означает: «Блажен, кто верует».

После такого ответа наш разговор перешел в другое русло.

Получив некие первичные сведения об ученых степенях, пе рейдем к ученым званиям. В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмот рены следующие звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специаль ностей научных работников или по кафедре образовательно го учреждения;

б) профессор по специальности или по кафедре (см. Приложе ния 3, 13), Система ученых званий более запутана, чем система ученых степеней. И не только потому, что различают звания по специ альности и по кафедре, но еще и потому, что степени как бы только научные, а звания — они и научные и педагогические, преподавательские. Ученые степени присуждает по сути только ВАК, а всяческие научные звания — и ВАК, и Министерство образования и науки, и Российская Академия наук. Не ставя сво ей целью систематизировать склонные к тому же изменяться сведения об ученых званиях, мы касаемся их лишь в стремлении разграничить понятия «ученая степень» и «ученое звание», пре дотвратить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении.

Говоря об ученых званиях, следует различать звание по долж ности или просто занимаемую должность от ученого звания, ко торое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата.

Но можно обладать званием профессора или доцента, иметь со ответствующий официальный аттестат и работать в должности управдома, а то и вообще не работать. Об этом приходится писать не только из чувства сожаления к профессорам со званием, ра ботающим, увы, не профессорами, а в должности чуть пониже.

Дело еще и в том, что работающим в должности профессора, но не имеющим такого ученого звания, свойственно именовать се бя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом от ношении более скромны — полковник, занимающий генераль скую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Надо знать, что наряду с подкрепляемыми аттестатами зва ниями «доцент», «профессор» существуют чисто должностные звания, не связанные непосредственным образом с присвоением ученого звания. В то же время, чтобы занимать в научно-иссле довательском или учебном учреждении должность научного со трудника (младшего, просто научного, старшего, ведущего, глав ного), желательно, а иногда и обязательно обладать учеными степенями и званиями. Ученые звания устанавливаются для на учных и научно-педагогических кадров по критериям государ ственной системы аттестации.

Ученое звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работ никам высших учебных заведений за научно-педагогическую деятельность.

Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагоги ческую деятельность и подготовку аспирантов.

Лицам, которым присвоены ученые звания, выдаются соот ветствующие аттестаты, которые по аналогии с дипломом канди дата или доктора наук представляют официальные «справки» о причастности к миру ученых.

Возникает правомерный вопрос: «Зачем и кому нужны эти хитрые двойные признаки, двойное измерение учености: по сте пеням и званиям?» Самый естественный ответ звучит, на наш взгляд, так: «Все существующее в мире разумно. Значит, так на до. Что же касается хитростей, то в науке без хитростей нельзя.

Без знаний иногда можно, а без хитростей никак нельзя».

Так что лучше не тратить попусту мыслительную энергию, а окончательно разобраться в том, чем отличаются ученые степени от ученых званий. Ибо в целом, как ясно из предыдущего изло жения, система ученых степеней и званий настолько запутана, что, попытавшись разобраться во всех деталях, запутываешься еще более.

Смотрите так же:

  • Реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Лекарственные средства Счетчик обращений граждан Лекарственные средства Мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты В соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол № 9 от […]
  • Областной закон 31-оз Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. N 31-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Законом […]
  • Приказ 624 минрегионразвития от 30122009 Письмо Министерства регионального развития РФ от 15 июня 2010 г. № 24099-РП/08 О применении приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 В связи с многочисленными запросами саморегулируемых организаций о порядке реализации приказа Министерства регионального […]
  • Форму заявления n р14001 Приложение N 4. Форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. N ВАС-9698/12 настоящее […]
  • 294 приказ минрегиона 294 приказ минрегиона Опубликован Приказ Минрегионразвития № 294, который уточняет Перечень видов работ по инженерным изысканиям, разработке проектной документации и строительству 17 августа 2010 года Новый 294-й Приказ Минрегиона ущемляет права индивидуальных предпринимателей в […]
  • Преступление в кредитно-банковской сфере Преступление в кредитно-банковской сфере год 2010-й - более 30.000.000 обращений Глава 9. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе России Исторический аспект преступности в банковской сфере в России Криминогенные факторы в банковской сфере Преступления в банковской […]