Разрешение на получение земельного участка

Россияне могут получить право на бесплатный земельный участок

Предлагается установить правовые основы единоразового безвозмездного получения отдельными категориями граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, дачного хозяйства, сельскохозяйственного производства, фермерского, крестьянско-фермерского и сельского хозяйства, сельскохозяйственного использования на территории России. В Госдуму внесен соответствующий законопроект 1 , подготовленный депутатом Олегом Ниловым.

Документ определяет 29 категорий граждан, которым планируется представить право на единоразовое безвозмездное получение земельного участка. В их числе:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды вследствие военной или трудовой травмы (мужчины и женщины), инвалиды I группы инвалидности;
  • ветераны;
  • лица, имеющие государственные награды;
  • лица, осуществлявшие трудовую деятельность на территории России и имеющие страховой стаж не менее 30 лет;
  • лица, проработавшие не менее 15 лет на должностях правоохранительной или военной службы РФ;
  • лица, проработавшие не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на работах с тяжелыми условиями труда;
  • лица, проработавшие в качестве водителей не менее 15 лет;
  • лица, проработавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации не менее 10 лет;
  • лица, не менее 12 лет шести месяцев осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей в сельской местности и поселках городского типа и не менее 15 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах;
  • лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 12 лет шести месяцев в сельской местности и поселках городского типа и не менее 15 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах;
  • лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15 лет и т. д.
  • Предполагается, что указанные категории граждан смогут получить земельные участки площадью не более 100 соток из состава земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения или из состава земель лесного фонда. При этом право на единоразовое безвозмездное приобретение земельного участка не будет распространяться на лиц при наличии непогашенной судимости за преступление коррупционной направленности, а также если лицо ранее воспользовалось правом бесплатного получения земельного участка по иным основаниям, либо утратило или не имело оснований для получения земельного участка.

    Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предполагается передавать гражданам в безвозмездное пользование на пять лет, по истечении которых предоставлять их бесплатно на праве собственности, либо на праве безвозмездного пользования (по выбору гражданина). При этом земельные участки будут изымать в случае их неиспользования по назначению.

    Узнайте, кто может выступать истцом по делу об изъятии неиспользуемого земельного участка, из «Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

    В случае одобрения законопроекта предлагаемые нормы вступят в силу с 1 января 2016 года, а со дня официального опубликования документа до указанной даты будет установлен переходный период (необходимый для установления критериев определения размера предоставляемых земельных участков, порядка единоразового безвозмездного предоставления гражданам земельных участков, формирования единого реестра территорий и земельных участков, предназначенных для такого предоставления).

    Автор инициативы отмечает, что в условиях необходимости поддержки жителей России для ведения ими индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, дачного хозяйства, а также развития сельхозпроизводства, фермерского, крестьянско-фермерского и сельского хозяйства, сельскохозяйственного использования земель законопроект будет являться катализатором активности граждан, развития сельского хозяйства, защиты и стимулирования наименее защищенных групп граждан, а также граждан, в течение многих лет занимавшихся социально значимым трудом.

    Отметим, ранее депутаты Олег Нилов и Сергей Миронов уже вносили в Госдуму аналогичный законопроект, но он был возвращен авторам для выполнения требований Конституции РФ и Регламента Госдумы – на документ не был получен отзыв Правительства РФ. В этот раз отзыв кабмина получен. Однако ведомство не поддерживает законопроект – подчеркивается, что Земельным кодексом РФ урегулированы отношения, связанные с предоставлением гражданам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и дополнительного регулирования вопросов безвозмездного предоставления земельных участков не требуется.

    Многодетная семья

    Воронежская областная общественная благотворительная организация (ВООБО)

    Главное меню

    Навигация по записям

    Что делать после получения земли?

    Один из читателей нашего сайта решил поделиться своим опытом оформления полученного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и написал целую статью. Кроме того, он любезно согласился ответить на возникающие вопросы — пишите Юрию на электронную почту: [email protected] Статья публикуется без изменений.

    Данная подсказка, надеюсь, станет помощью для многих многодетных родителей, которым посчастливилось получить долгожданный приказ Департамента имущества и земельных отношений по В оронежской области (ДИЗОВО), об оформлении прав собственности на участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а также подспорьем в пол учении согласующих документов на строительство и прочие организационно-о формительские документы, которые будут появляться на всем этапе владения земельным участком.

    В первую очередь данная тема будет интересна многодетным родителям, которым администрация Воронежской области предоставила участки в районе рабочего поселка Шилово города Воронеж или теперь правильнее сказать Шилово Б . Поскольку данная территория в подчинении Советско го район а , то Шилово стала скорее историческим наименование данн ого места. В общем, эти участки располагаются по улицам: генерала Шатилова, генерала Платова, генерала Раевского, генерала Х алютина, братьев Петровых, братьев Чертковых, Еге рских полков, бульвара Воинской славы, переулок полковника Старкова, переулок капитана Мягкова, переулок Гренадерский, ориентир улица Острогожская и Малышевская. Распол ожение участков и улиц можно детально п росмотреть на сайте Росреестра ( http :// maps . rosreestr . ru / PortalOnline ), осуществив поиск по кадастровому кварталу 36:34:0547010.

    Для справки, все названия данные улицы носят в честь героев отечественной войны 1812 года, и как раз в год празднования 200-летней годовщины победы над наполеоновским и войсками в 2012 году администрация и запустила в ход процесс выдачи земельных участко в многодетным семьям. Правда , в конце 2011 года было выдано первые 20 участк ов для семей, но я имею в виду тот действующий по сегодняшнее время узаконенный порядок по подачи документов на очередь, ведению реестров граждан, стоящих в очереди и/или уже получивших землю. Данный реестр есть в открытом виде, он располагается на сайте ДИОЗО ( http :// dizovo . ru / land — relations / the — granting — of — land — uchastvov — large — citizens /). Каждый желающий может в любое время посмотреть свою очередь в этом списке, насколько он приблизился к получению участка, а также получить информацию о следующем перечне земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

    Насколько мне известно, в вышеупомян утом квартале уже выдано около 170 земельных участков, правда там еще есть около 60 участков, которые, возможно, также будут предоставляться многодетным.

    Во вторую очередь я хотел бы обратиться к родителям, которые получив участки и оформив их, нацелены их продать. Такое права есть у каждого получившего свидетел ьство о регистрации права собственности, и я прекрасно понимаю, что зачастую такая мера (получения дополнительной денежно суммы от продажи) для многодетной семьи может явиться очень большим подспорьем. Возможно, некоторые думают продать участок, поскольку н аходятся в определенной растерянности, не видят перспектив для его дальнейшего использования, не говоря уже о строительстве дома или т.п. Я нахожусь вместе с вами, получившими земельный участок, в р авном положени и, поскольку сам являюсь отцом в многодетной семье и также как вы получил долгожданный приказ ДИЗОВО. Земля является самым ликвидным товаром и самым дорогим активом, выражаясь экономическим языком, и её цена из года в год растет. Ваши дети и/ или внуки будут вам благодарны, что у них есть кусочек их собс твенности, которая является самой большой ценностью для любого человека, на котором он может быть свободным.

    На моем участке растет 13 высоких сосен. Это меня никак не останавливает. У некоторых гораздо больше, у некоторых нет растительности вообще, но нет никакого проезда. Это является издержкой в выделении земельных участков нашей городской администрацией. Ну не смогли они найти участки ближе к городу, и так чтобы можно было выделить целый квартал. Но в прогнозе развития данного квартала заложено строительство детских площ адок, стадио на , поликлиники. Отдельным кадастровым номером 36:34: 0547010:1175 выд елен участок , как раз проходящий вокруг квартала и по всем нашим улицам и переулкам для развит ия инженерной и транспортной инфраструктуры . Данный участка выделили на баланс города. Вырубка деревьев, проведение дорожных работ, электричества, водопровода, газопровода администрация обязана обеспечить. Есть неподтвержденная информация, что в администра ции заложены денежные средства на все это, поскольку данные земельные участки н аходятся в подотчетной программе Президента РФ, и наша власть мониторит ход реализации программы. По отдельности каждый из нас ускорить такое обеспечение не в состоянии, но объе динившись все в наших силах. Думаю, что в 2014 году власти начнут обустраивать и нженерную структуру квартала.

    Возвращаясь к вопросу оформления, хочу пояснить, что все описанное мною является моим личным опытом, оплата за всевозможные справки и бумажки прои зводил по мин имальным/официал ьным расценкам .

    Я буду описывать 3 главные процедуры, которые каждый должен осуществить при оформлении земельного участка под ИЖС:

    регистрация права собственности;

    вынос границ земельного участка в натуру, или по — другому выражаясь, забивание угловых колышков для отделения вашего участка от соседнего;

    получение разрешения на строительство.

    В руках у Вас два оригинала приказа ДИЗОВО о предоставлении земельного участка Вам в собственность. Данного докумен та не хватит для получения свидетельства о праве собственности. Требуется получить обязательно кадастровый паспорт. Такая бумажка выд ается либо в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» (Кадастровая палата – г. Воронеж, ул. Со лнечная, 12б) или в УФСГР по Воронежской области (Управление Росреестра – г. Вор онеж, ул. Плехановская, 53). И в первом ведомстве и во втором есть окно консультантов, у которых вы получайте две кавитации на оплату: первая на получение выписки из государственного кадастра недвижимости (ГКН) – пре доставление кадастрового паспорта (КП), вторая на го спошлину за государственную регистрацию прав. В первой будет указано 200 р. 00 коп., но банк возьмет еще 15 рублей за оплату, а во второй только 200 р. 00 коп.

    Я оплатил сразу две, хотя нужна сначала кави тация только для получения КП, а вторая обязательно пригодится позже.

    Снимите ксерокопии с оплаченных квитанций и ксерокопии с приказа.

    После оплаты квитанции за КП обраща йтесь в вышеупомянутые организации, имея при себе паспорт, оригинал и копию оплаченно й квитанции. В электронной очереди выбиваете талон на запрос сведений из ГКН и ожидаете своего вызова. Сразу скажу, что ожидание в очередях у меня уходило от 1,5 до 2-х часов. Оператор принимает у вас документы, забивает данные в компьютер, распечатывает з аявление, вы его подписываете, возвращаете назад, оператор отдает заверенную им копию-подтвержде ние о принятии докуме нтов и ожидаете ровно 7 дней. Затем опять приходите туда же, где получали копию-подтвержде ние, в электронной очереди выбиваете талон на пол учение сведений из ГКН и ожидаете своего вызова . Оператор выдает вам экземпляр кадастрового паспорта на ваш земельный участок, в нем практически ничего вбито не будет, кроме указания кадастрового номера, назначения учас тка, его адрес, схематичного чертежа и др. поскольку он еще ничей.

    Снимите 2-е ксерокопии с полученного КП.

    Опять приходите в любое из указанных ведомств, имея при себе, паспорт, 2-а ориг инала приказа, оригинал и копию оплаченной квитанции, оригинал и копию КП. В электронной очереди выбиваете талон на регистрацию прав на недвижимое имущество и ожидаете своего вызова. Оператор принимает у вас документы, забивает данные в компьютер, расп ечатывает заявление, вы его подписываете, возвращаете назад, оператор отдает заверенную им копию-подтвержде ние о принятии документов и ожидаете ровно 21 день. Затем опять пр иходите туда же, где получали копию-подтвержде ние, в электронной очереди выбиваете талон на получение регистрационных документов и ожидаете своего вызова. Оператор отдает Вам один оригинал приказа (второй оригинал они забирают и подшивают в дело), возвращают оригинал КП и выдает свидетельство регистрации собственности на земельный участок.

    Поздравляю вы теперь собственник земельного участка под ИЖС.

    Оформление стоит 415 рублей и по времени заняло около 1 месяца.

    Теперь у Вас возникает резонный вопрос, а где же непосредственно находится ваша земля, где в этом поле/лесу она находится. Некоторым из многодетных семей частично п овезло. Им с 21 по 25 октября 2013 года муниципалитет производил проц едуру установлени я на местности поворотных точек (т.е. углы) границ земельных участков . Список таких учас тков и их владельцев опубликован на сайте ДИОЗО ( http :// dizovo . ru / land — relations / the — granting — — of — land — uchastvov — large — citizens / ). Теперь почему частично повезло. На руки собственникам не дали никакие документы, подтверждающие факт выноса границ. Также все равно собс твенникам нужно будет заказать и получить в Кадастровой палате или в Управление Росреестра еще один ценный документ – кадастровую выписку (КВ). Все они нужны для получ ения разрешения на строительство.

    Для тех , кому вообще не повезло в этом вопросе , опишу процедуру установления гр аниц участка самостоятельно. Для этой цели вам потребуется отмеченный выше документ – кадастровая выписк а . Это более детальный документ на ваш участок. Уже после получения вам и свидетельства о регистрации в КВ будет прописаны Вы как собственник, будут проп ечатаны четкие геодезические координаты границ вашего участка, описаны длины/стороны участка и т.п.

    Опять идем в наши ведом ства. У администратора просите квитанцию на оплату в ыписки из государственного кадастра недвижимости (ГКН) – предоставление кадастровой выписки (КВ). В квитанции будет указано 400 р. 00 коп., но банк возьмет еще 15 рублей за оплату.

    Снимите ксерокопии с оплаченной квитанции.

    После оплаты квитанции за КВ обращайтесь в вышеупомянутые организации, имея при себе паспорт, оригинал и копию оплаченной квитанции, оригинал свидетельства о рег истрации права собственности. В электронной очереди выбиваете талон на запр ос сведений из ГКН и ожидаете своего вызова. Оператор принимает у вас документы, забивает данные в компьютер, распечатывает заявление, вы его подписываете, возвращаете назад, оператор о тдает заверенную им копию-подтвержде ние о принятии документов и ожидает е ровно 7 дней. Затем опять приходите туда же, где получали копию-подтвержде ние, в эле ктронной очереди выбиваете талон на получение сведений из ГКН и ожидаете своего вызова. Оператор выдает вам экземпляр кадастровой выписки на ваш земельный участок.

    Теперь у вас еще один ценный документ на участок .

    Снимите 2-е ксерокопии с полученной КВ.

    Следующий шаг очень важен. Он связан с организацией, которая вам будет вымерять и показывать точно границы вашего участка. Почему это важно поясню. Дело в том, что вся гео дезическая деятельность требует обязательно сертификации. Я нашел список лицензир ованных кадастровых инженеров и фирм-организаций , выполняющие данные работы на сайте Росреестра. Искал долго, многих расспрашивал и по времени и по стоимости. За одну и туже р аботу (вынос границ участка в натуру) разные инженеры и организации берут от 3000 до 8000 рублей. И это так. Я сделал свой выбор на ООО «ГЕОЦентр» (г. Воронеж, ул. генерала Лизюкова, 61в), которая имеет действующий сертификат на осуществление геодезических работ и которая мне за 3500 р. провела работы по установлению границ моего участка. Пр ичем сотрудники этой фирмы сами на своей машине приехали . Некоторые фирмы просили дополнительную сумму за, то чтобы они добирались на ваш участок на своем транспорте.

    Н а участке геодезисты провели около 1,5 часов. Лазерным инструментом вымерили границы. По их указанию я вбивал свои колья, которые потом залил цементов, чтобы никто не шалил. Через неделю мне позвонили из этой фирмы, уведомили меня, что акты выполненных работ готовы и чтобы я их забрал. В итоге у меня есть акт проведенных работ и акт установки и передачи угловых знаков.

    Поздравляю, вы теперь наглядно увидели, где же у вас ваша собственность расположена. Хочу сказать, что я сам своими силами пытался определит ь до геодезистов, где нах одится участок, вымерял шагами, использовал GPS : оши бся на 3-4 метра в одну сторону – именно такая погрешность на карте сайта Росреестра ( http :// maps . rosreestr . ru / PortalOnline ), о которой я говорил ранее .

    Оформление стоит 4000 рублей и по времени заняло около 1 месяца .

    Следующий немаловажный шаг – это получение разрешен ия на строительства. Оно выдается на 10 лет департаментом архитектуры города Воронеж . Честно говоря я только н ачинаю им заниматься. Сам не получил никакой справки и бумаги, но что узнал, распишу.

    Для получения разрешения нужно:

    — свидетельство о регистрации права собственности;

    — градостроительны й план земельного участка (ГПЗУ);

    — схема планировочной организации земельного участка.

    С первым понятно.

    Со вторым. Данный документ выдается в МАУ МФЦ г.Воронежа, ул. Дружинников, 3-Б. Для его получения требуется: свидетельство о регистрации, кадастровая выписка (КВ), о которой я писал во 2-ой части, и справка из БТИ Советского района об отсутствии строений на земельном участке. Данная справка заказывается в Управе Советского района г.Воронеж, ул. Домостроителей, 30, 2 этаж, к.222, т. 263-04-93. По телефону мне сказали, что такая справка стоит 1000 рублей. Через месяц она будет готова. Если есть желание получить её раньше, будьте любезны заплатить больше. Насколько я узнавал инженера БТИ нужно выв озить на участок, он убеждается, что строений действительно никаких нет. После этого БИТ готовит соответствующую справку и выдает заказчику.

    ГПЗУ, как муниципальная услуга , предоставляется бесплатно, но нужно ждать около 1 месяца.

    С треть им. Пока не ясно, кто такую схему у тверждает, но известно, что можно уже приблизительно вычерчивать на миллиметровке, все то что вы хотите видеть на своем учас тке. Потом это будет откорректировано теми требованиями к участку, которые вы получите и увидите в ГПЗУ.

    Думаю нужно запастись копия ми всех ранее полученных документов, немного терп ения, пару месяцев ожидания и немного денежек не повредит.

    Нам, то торопиться нечего. Все можно сделать своими силами и если не мы, то никто.

    Разрешение на получение земельного участка

    Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование

    Оформление услуги на сайте

    Кто может обратиться за услугой

    • Юридические лица и их законные предствители
    • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий
    • Лица, с которыми заключен государственный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств бюджета города Москвы, на основе заказа, размещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе с лицами, которым для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта) требуются смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки для размещения открытых площадок для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытых площадок для грунта, размещаемых на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (без специального покрытия и устройства дренажа), а также производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимых на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
    • Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.
    • Религиозные организации, имеющие в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения и помещения религиозного и благотворительного назначения, в целях оформления прав на смежные земельные участки, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации зданий, строений, сооружений. С 1 августа 2015 г. прием запросов на предоставление государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала.
    • Стоимость услуги

      Перечень необходимых документов

    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя
    • Электронные образы документов, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здания, строения, сооружения,
    • Электронный образ строительного генерального план (стройгенплан), утвержденного в установленном порядке, с необходимыми заключениями,
    • Электронный образ разрешения залогодержателя права пользования земельным участком.
    • Юридические лица, при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала предоставляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.
    • Сроки предоставления услуги

      15 рабочих дней
      Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
      В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.

      Сроки и основания приостановления

      23 рабочих дня
      Подписание заявителем договора безвозмездного пользования земельным участком

      20 рабочих дней
      Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке 5 рабочих дней
      Поступление от заявителя протокола разногласий к выданному на подписание договору безвозмездного пользования земельным участком

      Условия получения услуги в ОИВ

      Кто может обратиться за услугой:

      Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

        Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

          Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

          • Обязательный
          • Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

            Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

            • Может быть получен в ходе оказания услуги
            • Дополнительно представляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, при наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также религиозные организации, указанные в пунктах 2.4.1.3 и 2.4.1.4 Административного регламента предоставления услуги, при отсутствии сведений о правах; здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

              Строительный генеральный план (стройгенплан) (оригинал, 1 шт.)

              • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

              Представляют юридические лица, указанные в пункте 2.4.1.2 Административного регламента предоставления услуги. Стройгенплан должен быть утвержден в установленном порядке, с необходимыми заключениями (в случаях оформления прав на смежные земельные участки или находящиеся в непосредственной близости земельные участки для размещения под размещение строительных площадок, открытых площадок для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, открытых площадок для грунта, размещаемых на период производства работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (без специального покрытия и устройства дренажа), а также производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, сборно-разборной конструкции), возводимых на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

              Разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов (оригинал, 1 шт.)

                Представляется при наличии залога земельного участка.

                Договор водопользования (оригинал, 1 шт.)

                • Предоставляется без возврата
                • Представляется в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и если договор водопользования отсутствует в распоряжении органов исполнительной власти и подведомственных им организаций.

                  Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (оригинал, 1 шт.)

                    Представляют заявители из числа иностранных юридических лиц.

                    15 рабочих дней

                    2. Подписание заявителем договора безвозмездного пользования земельным участком.
                    Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 23 дней.
                    3. Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке.
                    Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 20 дней.
                    4. Поступление от заявителя протокола разногласий к выданному на подписание договору безвозмездного пользования земельным участком.
                    Срок приостановления предоставления государственной услуги по данному основанию не превышает 5 дней.

                    Если Вы хотите построить объект

                    Процедура получения разрешения на строительство.

                    Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ, является разрешение на строительство . Это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В то же время отсутствует необходимость получать разрешение на строительство для благоустройства территории.

                    С 1 января 2010 г. не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

                    ГрК РФ четко разграничил полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство.

                    Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

                    В качестве примера можно привести ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на ремонт и реставрацию, осуществляется:

                    — в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

                    — в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

                    Согласно ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ выдача разрешений на проведение строительных работ в порту осуществляется капитаном морского рыбного или торгового порта.

                    В остальных случаях разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на территории поселения или городского округа осуществляется соответственно органами местного самоуправления поселения или городского округа, на межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципального района.

                    Из этого правила есть еще одно исключение: разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, определен ст. 49 ЗК РФ; к ним относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

                    Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство:

                    1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

                    2) градостроительный план земельного участка (форма которого установлена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 840);

                    3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

                    а) пояснительная записка;

                    б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

                    в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

                    г) схемы, отображающие архитектурные решения;

                    д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

                    е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

                    ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

                    4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в установленных ГрК РФ случаях;

                    5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если такое отклонение имеет место);

                    6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

                    Градостроительный кодекс РФ закрепил порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, с момента поступления заявления о выдаче разрешения на строительство до момента выдачи такого разрешения. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешения на строительство: при отсутствии перечисленных выше документов, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

                    Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Подобная формулировка приводила к неоднозначному пониманию и позволяла трактовать ее таким образом, что это основание применимо и для случаев выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. В целях устранения неоднозначного толкования норм ГрК РФ на практике п. 20 ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» сделано уточнение: при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган должен проверять на соответствие требованиям градостроительного плана не проектную документацию, а схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.

                    Важное значение имеет закрепление в ГрК РФ возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ. Это могут быть подготовительные работы, например связанные со сносом сооружения для нового строительства, или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д. Определить, что конкретно относится к этапу строительства, реконструкции, должно Правительство РФ, закрепив требования к составу и содержанию проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции.

                    Следует учитывать, что не во всех случаях можно допускать подготовку проектной документации на отдельные этапы строительства, а только при условии, что последующий этап не будет влиять на характеристики надежности и безопасности результатов работ, выполненных на предыдущих этапах строительства.

                    Также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» введена обязанность органа, выдавшего разрешение на строительство, направить копию такого разрешения в соответствующий орган государственного строительного надзора.

                    Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 утверждена форма разрешения на строительство. Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. № 120.

                    Градостроительный кодекс РФ значительно расширил перечень тех случаев, когда разрешение на строительство не требуется:

                    1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

                    2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

                    3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы);

                    4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

                    Однако даже в тех случаях, когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут осуществляться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего, любое строительство, реконструкция, ремонт должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами (до их принятия строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами), а также градостроительными регламентами, в том числе предельными параметрами допустимого строительства.

                    Следует отметить, что перечень объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется разрешение на строительство, указанный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Субъекты РФ могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

                    Градостроительный кодекс РФ отменил регистрацию органами местного самоуправления разрешения на строительство. В то же время он устанавливает обязанность застройщика в течение 10 дней передать в орган, выдавший разрешение на строительство, документы, необходимые для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).

                    Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» указанный перечень документов был уточнен. Передаче подлежат не все материалы инженерных изысканий и не вся проектная документация, а только общие сведения об объекте, копии результатов инженерных изысканий и копии разделов проектной документации, имеющих наиболее важное общественное значение (мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам и т.д.), или копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

                    Невыполнение этой обязанности приводит к тому, что застройщику будет отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до того момента, пока указанные документы не будут переданы в орган, выдавший разрешение на строительство (ч. 7 ст. 55 ГрК РФ).

                    ГрК РФ закрепил, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. В связи с тем что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная организация, а следовательно, и проект организации строительства, то в таких случаях разрешение на строительство выдается на десять лет. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Но в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (т.е. не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения).

                    Аннулирование разрешения на строительство приводит к невозможности осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

                    Информацию о порядке получения разрешения на строительство можно получить на Справочно-информационном портале «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ».

                    Порядок перевода земель из одной категории в другую.

                    Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

                    По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

                  • земли сельскохозяйственного назначения;
                  • земли поселений;
                  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
                  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
                  • земли лесного фонда;
                  • земли водного фона;
                  • земли запаса.
                  • Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:

                    • земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством Российской Федерации;
                    • земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнительной власти субъектов РФ;
                    • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
                    • земель, находящихся в частной собственности:

                      — земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;

                      — земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

                      Непосредственный порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель).

                      Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

                      В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в должны быть указаны:

                      1) кадастровый номер земельного участка;

                      2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

                      3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

                      4) права на земельный участок.

                      При этом к ходатайству в соответствии с Законом о переводе земель должны быть приложены:

                      1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

                      2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

                      3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

                      4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

                      5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

                      Следует учитывать, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям, установленным Законом о переводе земель. В этом случае оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

                      По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

                      1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

                      2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

                      Вышеуказанный акт не может быть принят на какой-либо определенный срок. После принятия акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суде.

                      Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

                      1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

                      2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

                      3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

                      Особенности перевода земель из одной категории в другую регулируются главой II Закона о переводе земель, в которой подробно описаны особенности, свойственные каждой отдельной категории земель.

                      Так, например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, связанных:

                      1) с консервацией земель;

                      2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

                      3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

                      4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

                      5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

                      6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства указанных объектов;

                      7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

                      8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

                      9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
                      При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается.

                      Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, но имеет некоторые особенности:

                      — при переводе земель промышленности и иного специального назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу в другую категорию необходим утвержденный проект рекультивации земель;

                      — при переводе земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность в другую категорию необходимо сначала произвести восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

                      Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

                      Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

                      1) организации особо охраняемых природных территорий;

                      2) установления или изменения черты поселения;

                      3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

                      В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

                      1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

                      2) прекращением нужд лесного хозяйства;

                      3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов РФ.

                      Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

                      1) создания особо охраняемых природных территорий;

                      2) установления или изменения населенных пунктов;

                      3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

                      4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

                      Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

                      Землеотвод.

                      Земельный кодекс РФ предусмотрел два варианта предоставления публичных земель для целей строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

                      Подробное описание данных вариантов (за исключением случаев предоставления публичных земель для жилищного строительства) содержится в п. п. 2 — 13 ст. 30 ЗК.

                      Пункт 2 ст. 30 ЗК содержит общее и основополагающее требование к процедуре предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта. Данное требование состоит в необходимости проведения торгов в виде конкурсов либо аукционов. Конкурсный порядок приобретения земельных участков для строительства должен гарантировать равные и конкурентные условия для застройщиков при приобретении земельных участков.

                      Общие положения о заключении договоров на торгах содержатся в ст. 447 ГК.

                      В свою очередь, ст. 38 ЗК регулирует приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

                      В то же время п. 2.1 ст. 30 ЗК содержит исключение из общего правила о предоставлении земельных участков из публичных земель под строительство на торгах, согласно которому земельные участки из земель, находящихся в публичной собственности, предоставляются для целей строительства только на торгах. Данное исключение применяется в случаях, когда соблюдаются в совокупности следующие условия: земельный участок находится в муниципальной собственности либо государственная собственность на данный земельный участок не разграничена; земельный участок не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам; земельный участок находится в границах застроенной территории; в отношении такой застроенной территории принято решение о развитии.

                      Предоставление такого земельного участка возможно лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

                      В соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Принятие решения о развитии застроенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. Решение может быть принято только в тех случаях, когда на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, либо многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

                      Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории. Существенные условия такого договора установлены ст. 46.2 Градостроительного кодекса. Одной из сторон данного договора является орган местного самоуправления, другой стороной — физическое или юридическое лицо, подбираемое на конкурсной основе. Обязанностью последнего является, в частности, осуществление строительства на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.

                      Договор на развитие застроенной территории заключается на аукционе. Порядок проведения аукционов установлен ст. 46.3 Градостроительного кодекса. Именно лицо, победившее в таком аукционе и заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, вправе по своему выбору получить соответствующий земельный участок в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в таком случае, как уже отмечалось, происходит без конкурса на основании заявления лица, заключившего договор о развитии застроенной территории. Такое решение законодателя представляется вполне логичным, поскольку право на проведение мероприятий по развитию территории, подтвержденное соответствующим договором, уже приобретено на торгах и иные лица, за исключением их победителя, не вправе претендовать на приобретение соответствующего земельного участка. При этом участок предоставляется в собственность бесплатно, а в случае предоставления в аренду ставка арендной платы устанавливается равной ставке земельного налога. Это связано с тем, что лицо, победившее в аукционе на заключение договора на развитие застроенной территории, уже оплатило право на заключение такого договора.

                      Пункт 3 ст. 30 ЗК устанавливает виды прав, на которых земельные участки могут предоставляться для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. По общему правилу в случае предварительного согласования мест размещения объектов участки предоставляются в аренду. Однако возможно их предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК (государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления).

                      Специфика предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта состоит, в частности, в том, что при этом подразумевается проведение целого ряда мероприятий, которые проводятся органами местного самоуправления по своей инициативе и за счет бюджетного финансирования.

                      К таким мероприятиям относятся: проведение работ по формированию земельного участка, в том числе подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение государственного кадастрового учета земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Последнее возможно только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

                      Данный вариант предоставления участков под строительство принято считать эталонным, в наибольшей степени отвечающим рыночным принципам, обладающим наибольшей прозрачностью, позволяющим осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях справедливой конкуренции.

                      Вместе с тем необходимо еще раз отметить важную особенность, присущую данной процедуре, — обязанность уполномоченных органов местного самоуправления и органов государственной власти по собственной инициативе проводить работу по формированию земельных участков и организации торгов по предоставлению этих земельных участков. К сожалению, далеко не всегда указанные органы достаточно активно, оперативно и качественно проводят такую работу. Представляется, что это, в частности, может быть связано с их недостаточной мотивацией, нехваткой трудовых и иных ресурсов и иными причинами.

                      При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, напротив, инициатива и финансирование мероприятий, направленных на подготовку к предоставлению земельного участка, лежат на лице, желающем получить земельный участок под строительство.

                      Таким образом, появляется возможность преодолеть инертность государственных и муниципальных органов, которые будут обязаны рассматривать обращение о предварительном согласовании места размещения объекта. В этой связи, правда, с сожалением нужно отметить, что в ст. 30 ЗК не установлен четко срок для проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта.

                      Кроме того, процедура предварительного согласования места размещения объекта позволяет подбирать земельные участки, пригодные для возведения самых разных объектов, в том числе весьма специфических. Например, это относится ко многим объектам производственного назначения.

                      Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

                      — обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в органы местного самоуправления или исполнительные органы государственной власти, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции;

                      — выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Подробный порядок принятия такого решения установлен ст. 31 ЗК;

                      — проведение работ по формированию земельного участка;

                      — государственный кадастровый учет земельного участка;

                      — принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК.

                      В практике предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по разным причинам могут возникать ситуации, когда подготовительные этапы к предоставлению участка уже пройдены, т.е. земельный участок уже сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом. В таких случаях согласно требованиям п. 6 ст. 30 ЗК его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп. 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК.

                      Это означает, что в таких случаях земельный участок (или право его аренды) должен быть выставлен на торги.

                      Представляется, что в данном случае лицо, осуществившее затраты на формирование земельного участка, вправе получить компенсацию от соответствующего органа местного самоуправления или уполномоченного государственного органа после проведения торгов.

                      Следует обратить внимание на то, что исключения из данного правила в соответствии с новой редакцией указанного пункта могут быть установлены только Земельным кодексом РФ, а не любым федеральным законом. В настоящее время примером такого особого порядка, установленного Кодексом, является норма п. 13 ст. 30 ЗК (см. ниже).

                      Пункт 7 ст. 30 ЗК определяет правовое значение решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства (в случае предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта) или протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) в случае предоставления участка без предварительного согласования места размещения объекта. Указанные документы являются основаниями для:

                      1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

                      2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

                      3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

                      Таким образом, именно указанные документы при условии их надлежащего оформления и соответствия их содержания требованиям законодательства являются необходимыми и достаточными основаниями для государственной регистрации прав на земельные участки, предоставляемые для строительства, а также для заключения соответствующих договоров аренды и купли-продажи земельных участков.

                      Пунктом 2 ст. 32 ЗК установлена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в двухнедельный срок. В свою очередь, п. 8 ст. 30 ЗК устанавливает срок выдачи заявителю решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении или выписки из такого решения. Данные документы должны выдаваться заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

                      Пункт 9 ст. 30 ЗК также содержит указание на возможность судебного обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.

                      Пункт 10 ст. 30 ЗК устанавливает правовые последствия признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства в судебном порядке. В этом случае суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

                      Таким образом, указанные органы будут обязаны вынести решение о предоставлении земельного участка.

                      Законодателем установлены ограничения, когда порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта применяться не может. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

                      Таким образом, для того чтобы установить, возможно ли вообще предоставление участка с предварительным согласованием места размещения объекта, необходимо выяснить, утверждена ли в отношении данного земельного участка градостроительная документация о застройке, а также утверждены ли в данном поселении правила землепользования и застройки.

                      Кроме того, ст. 30.1 ЗК устанавливает, что для жилищного строительства земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и только на аукционе.

                      Пункт 12 ст. 30 ЗК содержит специальную норму, регулирующую предоставление земельных участков для строительства ограниченному кругу субъектов права: иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. В отношении упомянутых лиц земельным законодательством РФ установлены особые ограничения, которые должны соблюдаться и в случаях предоставления земельных участков для строительства.

                      К таким ограничениям относится запрет на предоставление в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК). На основании ФЗ о введении в действие ЗК до установления Президентом РФ перечня таких приграничных территорий земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не предоставляются. Также федеральными законами могут быть установлены иные ограничения на предоставление земельных участков под строительство указанным лицам.

                      Пункт 13 ст. 30 ЗК устанавливает особенности предоставления земельных участков резидентам особых экономических зон и акционерным обществам, отвечающим указанным в тексте данного пункта условиям.Земельный кодекс устанавливает две такие особенности: предоставление названным субъектам земельных участков под строительство объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов.

                      Детальный порядок предоставления земельных участков установлен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

                      По смыслу норм ст. 9 указанного Закона под резидентом особой экономической зоны понимается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

                      В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом особые экономические зоны, за исключением портовых особых экономических зон, создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности (ст. 5 указанного Закона).

                      Особенность предоставления земельных участков на территории особых экономических зон (в том числе и для строительства) состоит, в частности, в том, что при ее создании полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования делегируются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами.

                      На территории особых экономических зон права и обязанности резидентов указанных зон регулируются в значительной степени соглашениями об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Именно на основании таких соглашений с резидентами особых экономических зон заключаются договоры аренды земельных участков.

                      Регистрация права собственности.

                      Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

                      Для регистрации должны быть представлены:

                      1) документы о правах застройщика на земельный участок;

                      2) разрешение на строительство;

                      3) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

                      Документами, подтверждающими право заявителя на обладание земельным участком, могут являться свидетельство о праве собственности на земельный участок, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, договор аренды.

                      В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

                      Если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

                      Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.

                      Если строительство объектов ведется несколькими лицами, после приемки объекта в эксплуатацию они становятся сособственниками созданного объекта. До регистрации права собственности на созданное недвижимое имущество они могут заключить между собой соглашение о том, какую долю в праве общей собственности получит каждый участник строительства. При отсутствии такого соглашения доли сособственников в праве общей собственности на созданный объект признаются равными.

                      Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2015 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) подобного объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта указанного объекта.

                      Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

                      К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

                      2) градостроительный план земельного участка;

                      3) разрешение на строительство;

                      4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

                      5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

                      6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;

                      7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

                      8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

                      9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

                      Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

                      В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

                      Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

                      — документы, подтверждающие факт создания данного объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

                      — правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

                      Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.

                      Обязательным приложением к представляемым на регистрацию документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.

                      Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случае, если:

                      — право на подобный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

                      — рассматриваемый земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

                      — для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ данного земельного участка.

                      Закон также устанавливает особенности государственной регистрации отдельных видов недвижимого имущества (Глава IV).

                      Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество можно получить на Справочно-информационном портале «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ».

                      Дополнительную информацию по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно также найти на сайте Росреестра

                      Смотрите так же:

                      • Пенсии фсин приказ Изменения в пенсии сотрудников ФСИН в 2018 году Экономика России до сих пор находится в кризисном положении, из-за чего правительство всевозможными методами пытается рационально распределять средства бюджета. Это приводит к невыполнению некоторых социальных обязательств, касающихся и […]
                      • Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия Приказ Министерства культуры РФ от 3 октября 2011 г. N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства культуры РФ от 3 октября […]
                      • Нотариус на ленинском проспекте 88 Добро пожаловать на сайт нотариуса города Москвы Елина Сергея Михайловича! Мы рады приветствовать Вас. Надеемся, что данный ресурс окажется Вам полезен и Вы найдёте на нём всю интересующую Вас информацию. В нашей нотариальной конторе работают высококвалифицированные юристы, которые […]
                      • До декабря 2014 пенсия ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости 24 декабря 2014 В пенсионной системе России в 2015 году происходит ряд событий и изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также […]
                      • Приказ мз 541 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (с […]
                      • Пленум осаго 15 ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – […]