Роль финансового контроля в охране собственности

и денежных средств;

совершенствованию учета использования материальных ценно-

Методы осуществления финансового контроля:

S проверка финансово-отчетной документации;

способу назначения: плановой, внеплановой. Ревизия осуществ-

ляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии

ческое значение. Он подписывается членами комиссии, руково-

дителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия,

организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные ре-

зультаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные

Независимый финансовый контроль осуществляется аудитора-

лами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверж-

денными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., аудиторские

органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъек-

та. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на бан-

тов; в этом случае она называется внутрифирменным аудитом.

Тема 2. Финансы в условиях рынка

2.5. Финансовый контроль

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его развития по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Финансовый контроль – это мероприятие по проверке распределенных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются операции, совершаемые с использованием денег. Предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и другие.

В зависимости от субъектов, осуществляющих функции контроля различают:

1. общегосударственный финансовый контроль,

1. Общегосударственный контроль осуществляется законодательными органами власти, финансовыми, налоговыми, кредитными учреждениями.

Общегосударственный финансовый контроль – регламентируется Указом Президента от 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного контроля в РФ».

Государственный финансовый контроль включает в себя:

— контроль состояния бюджетов всех уровней;

— контроль денежного обращения;

— контроль над состоянием государственного долга (внешнего или внутреннего);

— контроль над состоянием государственных резервов.

Органы управления, осуществляющие общегосударственный финансовый контроль:

— Счетная палата РФ;

— Министерство по налогам и сборам;

Подразделения Министерства Финансов:

— С 1994 г. Федеральное казначейство, которое создано для контроля состояния бюджета и использования бюджетных средств. У работников Федерального казначейства есть чрезвычайные полномочия за контролем по использованию бюджетных средств в размере ставки краткосрочного кредита + 10 % (ставка краткосрочного кредита в разных банках разная, поэтому размеры штрафа могут быть огромные);

— Контрольно-Ревизионное Управление (КРУ), имеет право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности любого юр. лица. В 2000 г. принято «Положение о КРУ», где регламентированы сроки проверок, проводимых КРУ. Срок ревизии составляет не больше 45 рабочих дней, периодичность проверок не регламентирована (приходят по «сигналам»).

2. Ведомственный финансовый контроль – контрольно-рациональные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

3. Внутрихозяйственный контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Внутрихозяйственный контроль – по законодательству должен быть в любом АО, в других предприятиях можно создавать ревизионную комиссию, но не обязательно это делать. В АО ревизионную комиссию выбирают собранием акционеров на срок, предусмотренный уставом АО. Членом ревизионной комиссии может быть любое лицо, если иное не предусмотрено в уставе АО.

4. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют:

— проверку ревизий финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;

— контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;

— консультирование по вопросам организации учета и управления, составление отчетности, проблем налогообложения.

Аудиторский контроль – регулируется Указом Президента от1995 г. «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на проверку финансово-хозяйственных документов любого юр. лица.

Аудит бывает двух видов:

За непроведение обязательного аудита налагаются штрафы: юр. лицо до 500 мин. размеров оплаты труда и на его руководителя до 100 м.р.о.т.

Обязательному аудиту подлежат следующие лица:

1. Организационно-правовая форма юр. лица – ОАО (обязательно ОТКРЫТОЕ т.е. в зависимости от статуса юр. лица);

2. Вид деятельности юр. лица:

— негосударственные пенсионные фонды;

3. Источники формирования уставного капитала юр. лица:

— все юр. лица, в уставном капитале которых есть доля НЕРЕЗИДЕНТА, независимо от размеров этой доли;

4. Экономические показатели деятельности:

— аудиту подлежат организации, объем выручки от реализации которых за 1 год превышает м.р.о.т. в 500 тысяч раз и выше или сумма активов баланса превышает м.р.о.т. в 200 тысяч раз.

Аудитором могут быть:

— зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

— сдать квалификационный экзамен;

— получить лицензию (100 м.р.о.т.);

— организационно-правовая форма – любая, кроме ОАО;

— уставный капитал должен быть не меньше 100 МРОТ;

— в штате должно быть не менее 2 аттестованных аудиторов;

— в уставном капитале доля аттестованных аудиторов (не обязательно работающих на данном юр. лице) должна составлять не менее 51%;

— получить лицензию на фиксированный срок (1 г., 2 г., 3 г.), лицензия без права ее продления.

Аудиторскую проверку не могут проводить:

— руководители данной организации;

— др. должностные лица этой организации (руководители подразделений);

— их родственники (родители, дети, супруги, родители супругов, родные братья и сестры).

Разработан кодекс профессиональной этики аудиторов, утвержденный Президиумом аудиторской палаты.

По срокам проведения финансовый контроль:

Предварительный производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия. Призван не допускать нерациональных расходов финансовых и других ресурсов.

Текущий осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово-хозяйственных и коммерческих операций. Задача – своевременный контроль правильности, законности и целесообразности производственных расчетов, полученных доходов полноты и своевременности произведенных расчетов с бюджетом.

Последовательный финансовый контроль в форме проверок, ревизий и целесообразно проведенных финансовых операций. Основная задача – выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов: принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Роль финансового контроля в охране собственности состоит в выявлении:

— состояния учета, использования материальных ценностей и денежных средств;

— характера финансового нарушения;

— причин и условий, способствующих финансовым нарушениям.

Методы осуществления финансового контроля:

— проверка финансово-отчетной документации;

IV. Государственные органы финансового контроля;

III. Роль финансового контроля в экономике страны

Роль финансового контроля в охране собственности состоит в выявлении

Ø Состояния использования материальный ценностей и денежных средств;

Ø Характера финансового нарушения;

Ø Причин и условий, способствующих финансовому нарушению.

С помощью финансового контроля можно определить меры по совершенствованию учёта использования материальных ценностей и устранению причин способствующих злоупотреблению.

· Проверка финансовой отчётной документации

· Анализ финансового состояния

Ревизия – основной метод осуществления финансового контроля. Ревизию по содержанию различают документальную и фактическую (инвентаризация, перечёт денег и валютных ценностей по способу назначения плановой и внеплановой).

Ревизия осуществляется специально созданной комиссией, по окончанию ревизии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером предприятия. В акте ревизии указывается её цели, основные результаты проверки, выявление факта нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с действующими правилами аудиторские проверки делятся на обязательные (предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов) и инициативные (по решению хозяйствующего субъекта).

В зависимости от сферы проведения аудита он делится на:

1. Банковский аудит внебюджетных инвестиционных фондов и бирж;

2. Аудит страховых организаций;

Аудиторская проверка может проводиться самих хозяйствующих субъектов, в этом случаи она называется внутрифирменным аудитом. Если проверку проводит аудиторская фирма (аудитор) она относится к внешнему аудиту.

Государственный контроль финансовой деятельности осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и ниже стоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. В нашей стране в настоящее время в этих целях функционирует комитет гос. думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит отчетной палате РФ – независимому от правительства органу государственного финансового контроля подотчетному федеральному собранию РФ контролю счетной палаты подлежат юридические лица, части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета внебюджетных фондов, использование федеральной собственности. Счетная палаты должна контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности ЦБ на обслуживание государственного долга, эффективность использование иностранных кредитов и займов.

Основные методы отчета контроля отчетной палаты:

По закону деятельность счетной палаты является главной, т.е. её результаты должны освещаться в СМИ. Контроль финансов со стороны резидента РФ осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписание федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов, представлению гос. думе кандидатуры на должность председателя ЦБ.

Главное контрольное управление президента РФ осуществляет контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета. Осуществление федеральной политики в области финансов, денег и кредита.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает министерство финансов, которое осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках министерства финансов департамент государственного контроля и аудита, а также органы федерального казначейства.

Задачи федерального казначейства:

1. осуществляет проверки финансовых документов на предприятиях и организациях любой формы собственности;

2. применяет к нарушителям штрафные санкции;

3. приостанавливать операции по счетам и т.д.

Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит налоговым органам.

Финансовый контроль в сфере страхования осуществляет департамент страхового надзора министерства финансов.

Особая роль в организации финансового контроля принадлежит ЦБ РФ. Он организует и контролирует финансово-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих бантов. С этой целью создан департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства.

Финансовый контроль также осуществляет:

· государственный таможенный комитет;

· федеральная служба по валютному контролю и т.д.

Тема 4: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ.

3.Роль финансового контроля в экономике страны

Роль финансового контроля в охране собственности состоит

S характера финансового нарушения;

S причин и условий, способствующих финансовым нарушениям

С помощью финансового контроля можно определить меры по

стей и устранению причин, способствующих злоупотреблению.

проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законо-

ковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж,

верка может проводиться силами самих хозяйствующих субъек-

сится к внешнему аудиту.

S состояния учета, использования материальных ценностей

Ревизия — основной метод осуществления финансового конт-

роля. По содержанию ревизия бывает документальной, фактической (инвентаризация, пересчет денег и валютных ценностей); по

составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юриди-

лица и предлагаются меры ответственности для виновных долж-

ми (аудиторскими фирмами). В соответствии с временными прави-

дательными актами РФ или по поручению правоохранительных

аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская про-

Если проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она отно-

Конспект лекции 13 Финансовый контроль

Сущность финансового контроля находит свое отражение в его задачах:

проверка исполнения финансовых обязательств перед государством субъектами финансовых правоотношений; проверка правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их распоряжении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.), расчетов и хранения денежных средств предприятиями, учреждениями, организациями; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Объекты финансового контроля — не только денежные средства, но и различные материальные, трудовые и иные ресурсы, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляется в денежной форме.

Финансовый контроль — это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных (а в ряде случаев и негосударственных) органов, наделенных соот-ветствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и иной собственности.

Виды финансового контроля в зависимости от природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью

I. Государственный финансовый контроль, который включает:

общегосударственный финансовый контроль, т.е. осу

ществляемый органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

ведомственный финансовый контроль, т.е. проводимый

на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и иных органов исполнительной власти, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и т.д.:

внутриведомственный финансовый контроль; внутрихозяйственный финансовый контроль.

Внутриведомственный финансовый контроль осущест-вляется отраслевыми министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций.

Для проведения проверок и ревизий образуются специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы), непосредственно подчиненные министру, руководителю ведомства.

Ревизионные органы вправе запрашивать сведения от банков, кредитующих проверяемые предприятия, давать руково-дителям предприятий указания об устранении обнаруженных при проверке недостатков.

В отдельных случаях контрольно-ревизионный аппарат переходит на хозрасчетные отношения и создаются службы типа внутреннего аудита.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Правовой базой внутрихозяйственного финансового контроля служит Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. «О бухгалтерском учете».

Ключевое звено — главный бухгалтер. Он обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, со-ставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных, финансовых обязательств и хозяйственных договоров.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

В случае получения незаконного распоряжения он обязан письменно обратить на это внимание руководителя. При получении письменного подтверждения главный бухгалтер исполняет его.

И. Негосударственный финансовый контроль, который включает:

внутренний контроль частных предприятий, коммерческих организаций и т.д.

Деятельность системы государственного финансового контроля касается:

исполнения федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

организации денежного обращения; использования кредитных ресурсов;

состояния государственного внутреннего и внешнего долга;

состояния государственных резервов; предоставления финансовых льгот и преимуществ.

Органы финансового контроля (схема№ 50):

Счетная палата РФ;

Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

Министерство по налогам и сборам РФ; Федеральная служба налоговой полиции;

Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

Виды финансового контроля в зависимости от объекта контроля (схема№51):

контроль за страховой деятельностью.

Финансовый контроль играет существенную роль в охране собственности (схема № 52).

Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов

Схема № 50. Органы финансового контроля

Схема № 51. Виды финансового контроля в зависимости от объекта контроля

Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности

Смотрите так же:

  • Положению о порядке проведения государственной экспертизы Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической […]
  • Применение решений иностранных судов Вопрос 82. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) Исполнение решений иностранных судов, так же как и исполнение судебных поручений, в гражданском процессе является разновидностью правовой помощи. В ч. 1 ст. 409 ГПК закреплены […]
  • Закон о допуске к государственной тайне Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I"О государственной тайне" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 […]
  • Пенсия ивс Приказ МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление […]
  • Суды ленинского района самара Ленинский районный суд г. Самары Самарской области Народный суд Ленинского района г.Куйбышева был образован на основании закона о судопроизводстве РСФСР, принятого Указом Президиума Верховного Совета от 28.10.1960г. на базе слияния народных судов 1, 2, 3, 4 участков Ленинского района с […]
  • Приказ о совершенствовании лучевой диагностики Приказ Минздрава РФ от 16 июня 1993 г. N 137 "О дополнении к приказу МЗ РСФСР N 132 от 02.08.91 г. "О совершенствовании службы лучевой диагностики" Приказ Минздрава РФ от 16 июня 1993 г. N 137"О дополнении к приказу МЗ РСФСР N 132 от 02.08.91 г. "О совершенствовании службы лучевой […]