Сколько налогов в налоговой системе рф

Содержание:

Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович, Савдерова Алина Федоровна

Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы , способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий. В условиях рыночных отношений государство широко использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В этих условиях возрастает значение правильного и гармоничного построения системы налогообложения, способствующей эффективному функционированию всего народного хозяйства страны. Несовершенство налоговой системы , нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения. В статье раскрываются роль и значение налоговой системы , выявлены недостатки в системе налогообложения, предлагаются меры по повышению эффективности налоговой системы , отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович, Савдерова Алина Федоровна,

Tax system of Russia: problems and prospects of reforming

The current state of the Russian economy in the face of declining production, crisis phenomena, sanctions from the West, lower oil prices, etc. Requires the search for fundamentally new approaches to its management. As you know, among the many economic levers with which the state affects the economy, an important place is occupied by taxes. The federal budget of the country is mainly formed at the expense of tax payments, which necessitates the modernization of the tax system that can create the necessary conditions for the successful and effective development of the economy of the whole country and individual territories. In the conditions of market relations, the state widely uses fiscal policy as the basis of the financial and credit mechanism of state regulation of the economy. In these conditions, the importance of the correct and harmonious construction of a taxation system that contributes to the effective functioning of the entire national economy of the country increases. Imperfection of the tax system , instability of the tax legislation are one of the factors hindering the development of the economy. The country’s tax system is designed to create favorable conditions for increasing production efficiency, eliminating imbalances in the economy, enhancing the role of small and medium-sized businesses in generating budget revenues, and promoting the growth of the people’s standard of living. At the same time, the tax system can not be frozen, it must take into account and respond in a timely manner to the changes that are taking place. The article reveals the role and values of the tax system , reveals shortcomings in the taxation system, suggests measures to improve the efficiency of the tax system that meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Текст научной работы на тему «Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/84EVN317.pdf

Статья опубликована 20.07.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/84EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Россия, Чебоксары1

Кандидат экономически наук E-mail: z[email protected]

Савдерова Алина Федоровна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Россия, Чебоксары

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономически наук E-mail: [email protected]

Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования

Аннотация. Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий.

В условиях рыночных отношений государство широко использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В этих условиях возрастает значение правильного и гармоничного построения системы налогообложения, способствующей эффективному функционированию всего народного хозяйства страны.

Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения.

1 428015, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 29

В статье раскрываются роль и значение налоговой системы, выявлены недостатки в системе налогообложения, предлагаются меры по повышению эффективности налоговой системы, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

Ключевые слова: налоговая система; полная налоговая ставка; прямые и косвенные налоги; налоговая нагрузка; функции налога; двойственное налогообложение; дефицит (профицит) бюджета; инфляция; межбюджетные трансферты; налог на совокупный доход; соотношение между налогами от внешней и внутренней торговли

Анализируя основные изменения, внесенные в налоговое законодательство за период со дня принятия Налогового кодекса Российской Федерации, можно утверждать, что в основном эти изменения усиливали фискальную функцию налогов, направленную на повышение поступлений в бюджет.

Существующая налоговая система страны, не смотря на многочисленные изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет возложенные на нее функции. С одной стороны, она должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, налоговая система должна способствовать росту экономики.

А.Е. Викуленко [3] российскую налоговую систему характеризует как:

• умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30% до 40% ВВП);

• косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов);

• централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджетов этого уровня).

В истории развития российской налоговой системы А.Е. Викуленко выделяет шесть этапов:

1-й этап (1990-1993 гг.) — государство вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попало в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки привело к снижению доходов бюджета.

2-й этап (1994-1998 гг.) — характеризуется глубокими кризисами в экономике, неплатежами, падением собираемости налогов.

3-й этап (1999-2001 гг.) — принятие части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации.

4-й этап (2002-2006 гг.) — характеризуется усилением сложности и эклектичности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом.

5-й этап (2007-2015 гг.) — налоговая политика на этом этапе связана с международным экономическим кризисом.

6-й этап (с 2015 г. по настоящее время) — принятое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц; совершенствование система налогового администрирования.

Налоговую систему любой страны можно характеризовать с помощью таких общепринятых показателей, как:

• полная ставка налогообложения (ПСН);

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (май — июнь 2017)

• соотношение между прямыми и косвенными налогами;

• соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли.

Одними из принципов налогообложения являются:

• принцип подвижности (эластичности). Суть его в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

• принцип стабильности. Он предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр «правил игры», несомненно, играет отрицательную роль, усложняет ведение предпринимательской деятельности.2

Со времени введения в действие части первой (с 1999 г.), части второй НК РФ (с 2001 г.) принято множество изменений.

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ Часть первая НК РФ ■ Часть вторая НК РФ

Рисунок 1. Динамика количества изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации (примечание: рисунок составлен авторами)

Из приведенных данных следует, что в период с 1999 г. по настоящее время ежегодно в среднем вносились изменения около 30 раз. В большей степени изменения касались второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения усложняли применение законодательства. Вместе с тем они улучшили мировой рейтинг российской налоговой системы. Так, по данным отчета консалтинговой компании РWС о рейтинге мировых налоговых систем Россия в 2012 г. занимала 102 место, в 2016 г. — 47 место. Можно отметить, что в рейтинге стран с наиболее щадящей налоговой системой на первом месте находятся ОАЭ (налоговая нагрузка — 15,9%, время на уплату налогов — 12 часов, количество платежей — 4), на

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) / № 146 ФЗ от 31.07.1998.

втором и третьем местах — Катар и Саудовская Аравия, Россия — на 47 месте (налоговая нагрузка — 47%, время на уплату налогов — 168 часов).3

Расчетный уровень налоговой нагрузки на российскую экономику сопоставим с аналогичными показателями по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в Австрии он составляет 43%, Бельгии — 44,6%, Венгрии — 38%, Франции — 42,5%. В среднем по ОЭСР размер «налогового пресса» составляет 34,4%.4

Показатель общей налоговой ставки является свидетельством улучшения налогового законодательства в стране. Этот показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения, предназначен для измерения налоговой нагрузки, рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, произведенной в обществе в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг. Расчеты Международного центра показывают, что размер показателя налоговой ставки в России почти за все годы после введения налоговой системы превышает уровень «налоговой ловушки» — 40%, когда инвестирование становится невыгодным, и колеблется в пределах от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.

Несмотря на множество внесенных изменений, действующей налоговой системе России наравне с ее нестабильностью, присущи недостатки, среди которых можно выделить следующие:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что ослабляет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Неоптимальная шкала ставок налога на доходы физических лиц, то есть разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3 (ставка НДФЛ 13%, по выигрышам — 35%). По этой причине налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусматривается.

Сама действующая система обложения доходов физических лиц приводит к резкой дифференциации населения по уровню заработной платы. При средней ежемесячной заработной плате за 2015 год в целом по России в сумме 34030 руб. в ПФО она составляет 25362 руб., в том числе в Чувашской Республике 21369 руб., в республике Татарстан — 29147 руб.

Вариация доходов проявляется и в распределении населения по величине доходов. Так, население Чувашской Республики в 2015 году по величине среднедушевых денежных доходов можно характеризовать следующим образом: с доходами до 10 000 руб. в месяц — 26,6%; до 15 000 руб. — 23,4%; до 25 000 руб. — 28,5%; свыше 35 000 руб. — 9,5%. Численность занятых в экономике по величине среднедушевых доходов в РФ в 2015 г. имело следующее распределение: с доходами до 12000 руб. в месяц — 20,2%; свыше 40 000 руб. — 23,0%.

По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за 1 квартал 2016 г. составила 22,7 млн чел., или 15,7% всего населения, что говорит о существенной вариации населения и высоком уровне бедности.

В 2016 г., по данным Росстата, на 10%самых обеспеченных российских домохозяйств приходится 89% всех семейных активов. Для сравнения, в Китае 10% самых богатых

домохозяйств владеют 73% активов, в США — 78%. При этом 28 млн россиян живут за чертой бедности, размер их активов не превышает скромной суммы в 248 долл. По численности бедных граждан Россия находится между Индонезией (30 млн) и Эфиопией (27 млн).

Прирост (снижение) реальных доходов населения, % Прирост (снижение) ВВП, %

Рисунок 2. Динамика реальных доходов населения и ВВП Российской Федерации (примечание: рисунок составлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики)

3. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (то есть большой доли «теневой» экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджет недополучает от 30% до 50% налогов. Особенно важное значение приобретает борьба за неучтенный в целях налогообложения наличный денежный оборот, доля которого, по разным оценкам, достигает 40% денежного оборота страны.

4. Неэффективность существующих льгот по налогам.

5. Несовершенство законодательства, противоречивость нормативной базы, наличие большого количества сомнений и неясностей, которые при наличии решений высших судебных инстанций Минфин России пытается в своих письмах трактовать в пользу фискальных органов (пример: стандартные вычеты на ребенка-инвалида).

6. Наличие множественности, двойственности налогообложения.

Прямые налоги (транспортный, земельный и др.), страховые взносы, прибыль, налог на прибыль, личный прямой налог НДФЛ облагаются НДС. Чистая прибыль облагается налогом на прибыль, НДС, кроме того, дивиденды, выплачиваемые за счет чистой прибыли, вновь облагаются НДФЛ по ставке 13%.

7. Действующая налоговая система не выполняет свою основную функцию: не способствует нормальному функционированию экономики, экономическому развитию территорий. В бюджетах всех уровней преобладает дефицит бюджетов.

Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2012-2015 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015

Доходы, в % к ВВП 35,0 34,4 34,3 33,3

Расходы, в % к ВВП 34,6 35,6 35,4 36,8

млрд руб. 260 -848 -846 -2819

в % к ВВП 0,4 -1,2 -1,1 -3,5

Из данных таблицы 1 следует, что с 2013 г. консолидированный бюджет РФ имеет дефицит, причем в 2015 г. дефицит увеличился более чем в 3 раза и составляет 3,5% от ВВП.

Если говорить о бюджете субъектов Российской Федерации, то следует отметить, что наибольшая величина дефицита (более 600 млрд руб.) приходится на 2013 год, в последующие годы дефицит уменьшается, но остается значительным. При этом количество регионов, имеющих дефицит бюджета, из года в год растет. Так в 2015 г. их число составляет более 75 субъектов.

В 2016 году всего четыре региона завершили год с запланированным профицитом: Вологодская область, Волгоградская область, Чукотский автономный округ, Краснодарский край. 20 регионов завершили 2016 год с дефицитом, но с отношением к расходам ниже 5%, 40 регионов допустили превышение расходов над доходами более чем на 5%, но менее чем на 10%. Дефицит выше 10% от расходов допустили 14 регионов.

Поступление налогов и сборов в бюджеты, млрд руб.

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 10961,8 11328,9 12671,0 13789,4 14482,4

консолидированный бюджет РФ 10959,3 11327,2 12670,2 13789,4 14482,4

— федеральный бюджет 5166,2 (47,1%) 5368 (47,4%) 6214,6 (49,0%) 6880,5 (49,9%) 6928,7 (47,8%)

— консолидированный бюджет субъектов РФ 5793,1 (52,9%) 5959,2 (52,6%) 6455,6 (51,0%) 6908,9 (50,1%) 7553,7 (52,2%)

Из данных таблицы 2 следует, что в 2016 г. по сравнению с 2012 г. доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 32,1%, в том числе доходы федерального бюджета — на 34,1%, доходы консолидированных бюджетов РФ — на 31,8%. При этом доля доходов федерального бюджета за указанный период увеличилась с 47,1% до 47,8%, а доля доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, наоборот, снизилась с 52,9% до 52,2%.

С учетом того, что с 1 января 2017 г. в федеральный бюджет будет отчисляться 3% от налога на прибыль, в бюджет субъекта РФ 17% (ранее соответственно 2% и 18%), можно утверждать, что количество субъектов с дефицитом бюджета увеличится.

8. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства.

В структуре консолидированного бюджета РФ (с учетом государственных внебюджетных фондов) в 2016 г. налог на совокупный доход составил 388,5 млрд руб., что составляет 0,5% к ВВП и 1,4% общей сумме налоговых доходов.

Величина налога на совокупный доход, уплачиваемого малым бизнесом, в консолидированном бюджете Чувашской Республики составляет 1 924 745,4 тыс. руб. в 2013 г. (7,7% всей суммы налоговых доходов), в 2015 г. — 2348208,5 тыс. руб. (9,0% всей суммы налоговых доходов). При этом величина налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, составляет 1209104,5 тыс. руб. (62,8% налога на совокупный доход) в 2012 г., 1564980,7 тыс. руб. (66,6%) в 2015 г. Незначительной остается доля ЕСХН (0,09%), патентной системы налогообложения (0,06%).

9. Законодательство в сфере страховых взносов не обеспечивает выполнение внебюджетными фондами своих задач.

Регрессивная шкала страховых взносов, целью которой было создание заинтересованности работодателя в повышении заработной платы, показала себя как неэффективная.

На 2017 год база для исчисления страховых взносов в ПФР — 22% с заработной платы до 876 тыс. руб., сверх нее — 10% не работает. В 2016 году из всей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР (7 528 833 млн руб.), на страховые взносы, уплачиваемые работодателями, приходится лишь 53,9% (4 060 350 млн руб.), недостающие средства (3 468 450 млн руб.) перечислялись в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

10. Доля нефтегазовых доходов снижается, но все же остается значительной.

8000,0 6000,0 4000,0 2000,0 0,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

■ Таможенные пошлины, налоги при импорте

■ Вывозные таможенные пошлины

Таможенные и иные платежи, администрируемые ФТС

Рисунок 2. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета Российской Федерации (примечание: рисунок составлен авторами по данным

Федеральной таможенной службы)

Сокращение поступлений, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета, вызвано снижением в первую очередь доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только в структуре ВВП, но и в абсолютном выражении. Доходы от ВЭД составили: в 2014 г. — 5463,4 млрд руб.; в 2015 г. — 3295,3 млрд руб., в 2016 г. — 2606,0 млрд руб., то есть наблюдаем уменьшение этого показателя более чем в два раза.

Поступления таможенных пошлин в 2015-2016 гг. значительно сократились, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления уменьшились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% в 2015 г. против 59% в 2014 г.

Соотношение между налогами от внешней и внутренней торговли является одним из важных экономических показателей, характеризующий налоговую систему. Величина его в ОЭСР составляет 12:1, в России — 2:1.

11. Низка доля имущественных налогов в бюджете.

Поступления имущественных налогов в 2012-2015 гг., млрд руб.

Консолидированный бюджет субъектов Местные бюджеты Консолидированный бюджет субъектов Местные бюджеты Консолидированный бюджет субъектов Местные бюджеты Консолидированный бюджет субъектов Местные бюджеты

Всего 5793,0 934,0 5959,2 1042,4 6456,0 945,0 6908,0 971,0

в том числе имущественные налоги 694,9 144,5 794,0 163,3 837,0 181,6 927,8 193,3

— налог на имущество организаций 536,3 3,7 615,1 5,7 634,6 3,1 712,4 3,8

— налог на имущество физических лиц 17,6 15,8 22,3 19,8 27,1 23,2 30,3 25,7

— земельный налог 141,0 125,0 156,6 137,8 175,3 155,3 185,1 163,8

Удельный вес имущественных налогов, % 12,1 15,5 13,3 15,7 13,0 19,2 13,4 19,9

Примечание: таблица составлена авторами по данным http://bujet.ru/article/300884.php

В структуре консолидированного бюджета РФ (с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов) налог на имущество составляет 1117,1 млрд руб., что составляет 1,3% к ВВП и 4,0% к общей сумме доходов бюджета.

Доля имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов РФ составляет 12,1% в 2012 г. и 13,4% в 2015 г. Преобладает при этом доля налога на имущество организаций в общей сумме имущественных налогов: в 2012 г. — 77,2%, в 2015 г. — 76,8%.

В доходах местных бюджетов величина налога на имущество физических лиц увеличивается с 15,8 млрд руб. в 2012 г. до 25,7 млрд руб. в 2015 г., что объясняется введением нового порядка расчета данного налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Однако его удельный вес продолжает оставаться незначительной (в 2012 г. -1,7%, в 2015 г. — 2,6%). В доходах местных бюджетов преобладает доля земельного налога (86,3% в 2012 г., 84,7% в 2015 г.).

12. В налоговой системе России преобладает косвенное налогообложение.

Поступление основных доходных источников федерального бюджета за 2014-2016 гг., млрд руб.

Показатель 2014 2015 2016

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

Всего доходов 7921,2 100,0 8590,5 100,0 8639,3 100,0

налог на прибыль 411,3 5,2 491,4 5,7 491,0 5,7

НДС на товары, реализуемые в РФ 2181,4 27,6 2448,3 28,5 2657,4 30,8

акцизы по товарам, производимым в РФ 520,8 6,6 527,9 6,1 632,2 7,3

НДС на товары, ввозимые в РФ 1750,2 22,1 1785,2 20,8 1913,6 22,1

акцизы по товарам, ввозимым в РФ 71,5 0,9 59,4 0,7 62,1 0,7

НДПИ 2858 36,2 3160 36,8 2883,0 33,4

регулярные платежи 26 0,3 22 0,2 — —

Госпошлина 90 1,1 101 1,2 — —

Кроме того, доходы от ВЭД 5463,4 — 3295,3 — 2606,0 —

Примечание: таблица составлена авторами по данным Федеральной службы государственной статистики

По данным таблицы 4 следует, что удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы) без таможенных пошлин увеличился с 57,2% в 2014 г. до 60,9% в 2016 г. При этом преобладает доля НДС на товары, реализуемые на территории РФ.

16000,0 14000,0 12000,0 10000,0 8000,0 6000,0 4000,0 2000,0 0,0

120,0 115,0 110,0 105,0 100,0 95,0 90,0

I Всего, млрд. руб. I

Темп роста поступлений всего, %

■Темп роста поступлений НДС, %

Рисунок 4. Поступления налогов и сборов (в т.ч. НДС) в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012-2016 гг. (примечание: рисунок составлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики)

Из рисунка видно, что поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с предыдущими годами увеличиваются, причем поступления НДС растут опережающими темпами.

Косвенные налоги преобладают в структуре налоговых доходов федерального бюджета (НДС полностью закреплен за федеральным бюджетом), это является свидетельством о фискальной направленности налоговой системы. Косвенные налоги являются прямыми надбавками к цене, поэтому:

• они могут стать фактором существенного снижения покупательского спроса;

• являются инструментом изъятия из сферы обращения неотоваренной массы денег, призваны для разрешения проблемы бюджетного дефицита и приводят в соответствие ценовую товарную массу и сумму денег в обращении.

При этом необходимо учитывать следующее:

• любое повышение ставок косвенных налогов требует увеличения денежной массы в обращении, что само по себе способствует росту инфляции;

• посредством таможенных пошлин на ввозимые в страну товары государство может проводить эффективную протекционистскую политику, ограничивая или расширяя экспорт иностранных товаров.

От соотношения долей прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства зависит степень переложения налоговой нагрузки на конечного потребителя. Поэтому важным является определение пределов прямого и косвенного налогообложения.

В этой связи представляют интерес последние предложения Минэкономразвития России, предполагающие снижение налоговой нагрузки на бизнес путем снижения ставки страховых взносов с 30% до 20-22%, выпадающие доходы предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДС с 18% до 21 -22%, а также отмены льготной ставки НДС в размере 10%,

применяемой к продуктам питания, лекарствам, товарам для детей. По нашему мнению, переложение нагрузки с производителя на потребителя решит сиюминутную проблему по покрытию дефицита бюджета, приведет в конечном итоге к росту цен, что снизит потребление, а в целом налоговая нагрузка увеличится на конечного потребителя (покупателя).

Среди неотмеченных выше недостатков, на устранение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование налоговой системы, по нашему мнению, можно выделить следующее:

• за федеральным бюджетом закреплены наиболее весомые эффективные налоги, в связи с чем в федеральном бюджете преобладают налоговые платежи, а в бюджетах субъектов РФ, особенно, в местных бюджетах — безвозмездные поступления;

• в доходах местных бюджетов нет налогов, исчисляемых с выручки (НДС, налог на прибыль), нет стимула к развитию собственной производственной, соответственно, налоговой базы. «Главной проблемой в сфере местных бюджетов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты» [5];

• добавленная стоимость создается повсеместно, а полностью поступает в федеральный бюджет;

• «В последнее время в налоговых отношениях введен принцип «один налог — один бюджет». В таком случае налог не выполняет свою распределительную функцию, эту функцию полностью берет на себя бюджетная система» [6];

• НДФЛ, являясь федеральным, не поступает в федеральный бюджет, он должен поступать в местный бюджет по месту жительства и работы налогоплательщика — физического лица.

Вносимые в налоговое законодательство изменения улучшили место российской налоговой системы в мировом рейтинге. Это произошло в первую очередь за счет снижения количества налогов, уменьшения времени на ведение налогового учета. Однако общая налоговая ставка продолжат оставаться высокой (46-47 процентов).

Основными недостатками российской налоговой системы, как показано в исследовании, являются:

• большое количество изменений, их хаотичный характер, отсутствие системности, что усложняет практическое применение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговое администрирование налоговыми органами;

• отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

• в бюджетной системе страны преобладает распределение (перераспределение) финансовых средств, выравнивание территорий с его помощью уровня бюджетной обеспеченности регионов;

• действующая налоговая система привела к резкой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, а также населения по величине реальных доходов, увеличению удельного веса населения, имеющего реальные доходы ниже прожиточного минимума;

выстроенная модель федеральных отношений с регионами является недостаточно эффективной для решения задач социального и экономического развития территорий.

1. Алиев, Б.Х. Теория и история налогообложения: учеб. пособие / Б.Х. Алиев, А.М. Абдулгалимов, М.Б. Алиев. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 240 с.

2. Брызгалин, А.В. Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы правоприменения / А.В. Брызгалин // Финансы. — 2010. — №5. — С. 2628.

3. Викуленко, А.Е. Финансовое состояние, управление, учёт, контроль и анализ деятельности предприятия / А.Е. Викуленко // Экономический вектор. — 2016. -№2(5). — С. 38-44.

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. Теория и практика: учебник для вузов / Е С. Вылкова. — М.: Юрайт, 2014. — 660 с.

5. Зотиков, Н.З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов / Н.З. Зотиков // Экономика и право. — Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. — Чебоксары, 2015. — №1. — С. 9-14.

6. Зотиков, Н.З. Финансово-бюджетные проблемы регионального развития / Н.З. Зотиков // Проблемы и тенденции развития системы государственного, муниципального управления и регулирования экономики: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 56-52.

7. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Проспект, 2016. — 217 с.

8. Кузнецова, В.В. Основы налогового менеджмента / В.В. Кузнецова. — М.: Мир книги, 2010. — 240 с.

9. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата / В.Г. Пансков. — М.: Юрайт, 2011. — 680 с.

10. Черноусова, К.С. Анализ влияния экономической ситуации на налоговую систему России в 2016 г. / К.С. Черноусова, Д.Г. Деманова / Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2016. №1-1. — С. 595-599.

Zotikov Nikolai Zotikovich

Chuvash state university I.N. Ulyanov, Russia, Cheboksary E-mail: [email protected]

Savderova Alina Fedorovna

Chuvash state university I.N. Ulyanov, Russia, Cheboksary

Tax system of Russia: problems and prospects of reforming

Abstract. The current state of the Russian economy in the face of declining production, crisis phenomena, sanctions from the West, lower oil prices, etc. Requires the search for fundamentally new approaches to its management. As you know, among the many economic levers with which the state affects the economy, an important place is occupied by taxes. The federal budget of the country is mainly formed at the expense of tax payments, which necessitates the modernization of the tax system that can create the necessary conditions for the successful and effective development of the economy of the whole country and individual territories.

In the conditions of market relations, the state widely uses fiscal policy as the basis of the financial and credit mechanism of state regulation of the economy. In these conditions, the importance of the correct and harmonious construction of a taxation system that contributes to the effective functioning of the entire national economy of the country increases.

Imperfection of the tax system, instability of the tax legislation are one of the factors hindering the development of the economy. The country’s tax system is designed to create favorable conditions for increasing production efficiency, eliminating imbalances in the economy, enhancing the role of small and medium-sized businesses in generating budget revenues, and promoting the growth of the people’s standard of living. At the same time, the tax system can not be frozen, it must take into account and respond in a timely manner to the changes that are taking place.

The article reveals the role and values of the tax system, reveals shortcomings in the taxation system, suggests measures to improve the efficiency of the tax system that meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Keywords: tax system; total tax rate; direct and indirect taxes; tax burden; tax functions; dual taxation; budget deficit (surplus); inflation; intergovernmental transfers; the tax on aggregate income; the ratio between taxes on foreign and domestic trade

Классификация налогов в РФ (с примерами)

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

  • Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой группы устанавливает правительство РФ.
  • Региональные налоги определяются для региона (области, края, автономного округа или другого субъекта РФ; например, Москва и Санкт-Петербург – это отдельные субъекты РФ наряду с областями). Имущество организаций обложено налогом, который относится к этой группе. Субъекты РФ вправе устанавливать свои налоговые ставки данного налога, но ставка должна быть не выше предельной, установленной для всей страны (например, для налога на имущество предельная ставка равна 2,2% от стоимости обложенного налогом имущества).
  • Местные налоги – устанавливаются законами муниципальных образований (городов, посёлков и т.д.). В качестве примеров этой группы можно привести налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.
  • Способ изъятия

    Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

    Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

    Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

    • стоимость самой продукции;
    • акциз на алкогольную продукцию;
    • НДС.

    Субъект налогообложения

    В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы:

  • Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  • Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  • Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.
  • Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

    По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

    Источник уплаты

    По источнику уплаты налоги делятся на:

    1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
    2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
    3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

    Объект налогообложения

    В этой категории выделяют достаточно много групп:

    1. Имущественные – собираемые с владельцев определённых видов имущества (в т. ч. как юридических, так и физических лиц). Такими налогами облагается недвижимость и транспорт.
    2. Рентные – налоги, собираемые с организаций и физических лиц (которые являются индивидуальными предпринимателями) в процессе использования ими принадлежащих государству природных ресурсов.
    3. Налогами с доходов соответственно облагаются доходы «физиков» и юридических лиц. Подобный налог может рассчитываться как из фактического дохода налогооблагаемого лица, так и заранее определённый (вменённый), не зависящий от реально получаемых доходов. К первой категории можно отнести налог на прибыль юр. лиц, НДФЛ; ко второй – патенты и единый налог на вменённый доход.
    4. Налоги на потребление – налогом облагается собственно то, что потребляется, налог оплачивается самим потребителем (хотя он может не быть плательщиком налога) в момент приобретения. Это косвенные налоги, рассмотренные ранее – разнообразные акцизы.
    5. Налоги с отдельных видов деятельности. Например, налог на игорный бизнес –пример достаточно редкого налога с отдельных видов деятельности.
    6. Методы исчисления

      Разные налоги – разные способы подсчитать.

      Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

      На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

      Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

      • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
      • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
      • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.
      • Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

      • Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
      • Ступенчатые налоги: ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.
      • Кто считает взимаемую сумму

        По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

      • Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
      • Налог на имущество, а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).
      • По порядку зачисления в бюджет

        Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым.

        Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

        На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

        По порядку ведения

        По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

        Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

        Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

        Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

        Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

        Смотрите так же:

        • Крупный ущерб для ст 256 ук рф Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов 1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, […]
        • Ингушский воры законе Вор в законе из клана противников Деда Хасана вышел на свободу Из московского СИЗО №4 освобожден ингушский вор в законе Дулат Йоуло, он же Ахмед Евлоев, более известный в криминальной среде как Ахмед Сутулый. Криминальный авторитет просидел под следствием максимально возможный срок — […]
        • Разрешение на работу для иностранных граждан ип Вправе ли индивидуальный предприниматель принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Индивидуальный предприниматель вправе принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в […]
        • Пример соглашения сторон для увольнения Порядок увольнения по соглашению сторон Работник и работодатель являются равнозначными сторонами договора, который они заключают в момент трудоустройства. Как и всякий другой договор, трудовой контракт может быть расторгнут по воле каждого из них в отдельности, либо по их взаимной […]
        • Телеграмма суд Суд выдал Роскомнадзору решение о блокировке Telegram Решение суда о блокировке мессенджера Telegram выдано Роскомнадзору Таганским судом Москвы. О выдаче решения о блокировке «Интерфаксу» сообщили в суде. Представитель суда: «В течение какого времени решение будет исполнено, через час, […]
        • Правило берт Берт Хеллингер: Тот, кому дали свыше меры, уйдет из отношений Экология познания. Психология: Порядки «брать и давать» предписаны нам нашей совестью. Она служит равновесию «брать и давать» и взаимообмену в наших отношениях. Как только мы берем или получаем что-то от кого-то, мы чувствуем […]