Трудовые пенсии по старости доклад

Пенсии по старости

Понятие пенсии по старости, ее функции и виды

Пенсия по старости — один из главных видов пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств ПФР. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования лиц пожилого возраста, что обусловливает особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. До недавнего времени в нраве социального обеспечения использовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение «по возрасту», а не «по старости».

Термин «старость» имеет ряд аспектов и его определение можно дать с нескольких точек зрения:

1) с медицинской — это состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к продолжению рода, полноценной трудовой деятельности, ухудшением здоровья;

2) с юридической — достижение возраста, указанного в законе.

Законодательно закрепляются различные возрастные границы старости.

Во-первых, деление идет по половому признаку. В данном случае мы имеем дело ни с дискриминацией, а с дифференциацией правового регулирования. Несмотря на то что мужчины но статистике умирают раньше женщин, право на пенсию у них возникает в более позднем возрасте. Пониженный пенсионный возраст для женщин связывают с более сложной и напряженной жизнью и особенностями биологического характера (рождение и воспитание детей, большая нагрузка по ведению домашнего хозяйства и др.). В последние годы общемировой тенденцией стало установление единого для мужчин и женщин пенсионного возраста. При этом следует отметить, что в России — самый низкий общий пенсионный возраст: 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин (в Германии пенсии выплачиваются с 65 лет при условии внесения взносов в течение пяти лет и с 63 лет при условии внесения взносов в течение 35 лет; в США — стандартный пенсионный возраст составляет от 65 до 66 лет; в Японии — с 65 лет.

Во-вторых, более низкие границы пенсионного возраста установлены для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в условиях труда, отличающихся от нормальных (имеющих специальный страховой стаж).

Признаки пенсии по старости

Общие признаки пенсий (свойственны всем видам пенсиям):

1) государственно-правовой характер;

2) периодичность выплаты;

3) выплата из ПФР или федерального бюджета;

4) учет трудового вклада граждан и социального фактора;

5) соизмеримость размера пенсий с заработком граждан.

Специфические признаки пенсий по старости:

1) назначение по достижении гражданином установленной возрастной границы;

2) наличие страхового стажа определенной продолжительности;

4) выплата вместо оплаты по труду или в дополнение к ней;

5) пенсия — основной или один из основных источников средств существования пенсионера.

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по старости: это гарантированная государством ежемесячная пожизненная денежная выплата гражданам, соизмеримая с их прежним заработком, назначаемая по достижении пенсионного возраста и при наличии страхового стажа определенной продолжительности. Пенсия выплачивается вместо оплаты по труду или в дополнение к ней и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Наиболее полно функции пенсии по старости были определены В. Ш. Шайхатдиновым. Пенсия по старости выполняет ряд функций, с помощью которых осуществляется ее воздействие на экономику, социальную сферу, политику, идеологию, демографическую сферу, поведение людей. Поскольку это воздействие является комплексным, выделение отдельных функций является в значительной степени уголовным.

Экономическая функция пенсии по старости подразделяется на обеспечительную и производственную.

Обеспечительная функция состоит в том, что пенсия по старости служит основным или одним из основных источников средств существования пожилых людей, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности.

Производственная функция пенсии по старости заключается в ее положительном воздействии на экономику. Ввиду многоплановости этой функции ее можно разделить на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция включает мотивационный механизм, побуждающий людей к выполнению работы с особыми условиями труда (подземные работы, работы с особо вредными условиями труда и в горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и др.), к получению высоких заработков с тем, чтобы в будущем получить право на досрочное пенсионное обеспечение, а также получать пенсию в высоком размере.

Подфункция смены трудовых поколений выявляет роль пенсии по старости в выводе из производственного процесса пожилых работников и замещении их более молодыми. Эту подфункцию выполняют правовые нормы об общих условиях назначения пенсии, о назначении пенсии на льготных условиях, а также о досрочных пенсиях безработным гражданам. Тем самым происходит ротация трудовых ресурсов при сохранении соответствующей преемственности.

В производственную функцию пенсии по старости входит и ее роль в качестве средства перераспределения рабочей силы — как между отраслями экономики, так и внутри них. Речь идет о переходе работников, которым назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в отрасли с более легкими и безопасными условиями работы с потерей в заработке, а также о переходе этих лиц на более легкую работу на тех же предприятиях, где они трудились до назначения пенсии.

Социальная функция пенсии по старости служит предупреждению, смягчению или устранению неблагоприятных последствий, связанных с достижением людьми пенсионного возраста. В составе этой функции можно выделить защитную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция пенсии по старости состоит в защите пожилого работника от угрозы безработицы, нищеты, болезней, инвалидности и т.д. С помощью пенсии пожилой человек может оставить работу, вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, в том числе связанные с охраной его здоровья (рациональное питание, покупка лекарств и др.).

Компенсационная подфункция включает взаимосвязи между размером пенсии и размером заработка работников перед назначением пенсии, а также между размером пенсии и снижением ее реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

В первом случае речь идет о компенсации утраченного заработка с помощью механизма исчисления пенсии. Во втором случае вопрос стоит об индексации пенсий.

Особо следует отметить компенсирующую роль пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, в связи с работой па Крайнем Севере, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Политическая функция пенсии по старости основана на том, что пенсия является одним из важнейших инструментов социальной политики государства. С помощью пенсии достигаются такие цели социальной политики, как предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшение материального положения его различных групп и слоев, снижение роста социальной напряженности в обществе.

Социально-психологическая функция пенсии по старости отражает роль пенсии в обеспечении у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, чувства их социальной защищенности. Особое значение эта функция приобретает в период проведения в России экономической реформы, сопровождающейся негативными последствиями, которые в первую очередь касаются пожилых граждан.

Демографическая функция пенсии по старости состоит в воздействии этой пенсии на смену поколений. С помощью пенсии происходит относительно безболезненный переход людей среднего поколения в категорию старшего поколения, замещение пожилых работников на производстве молодыми, чем в значительной степени смягчаются противоречия между поколениями, а также происходит гармонизация взаимоотношений поколений в семье.

Классификацию пенсий по старости необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:

1) по Закону о трудовых пенсиях назначаются:

а) трудовая пенсия по старости на общих основаниях (ст. 7);

б) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27);

в) досрочная трудовая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст. 27.1);

г) досрочная трудовая пенсия по старости отдельным категориям граждан (ст. 28);

2) по Закону о занятости населения и Закону о трудовых пенсиях — досрочная пенсия по старости безработным гражданам;

3) по Закону о государственном пенсионном обеспечении:

а) пенсия по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (ст. 10);

б) социальная пенсия по старости.

Разница в указанных видах пенсий зависит и от источника их финансирования. Трудовые пенсии финансируются за счет средств ПФР, а пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф — за счет средств федерального бюджета.

Трудовая пенсия по старости (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Трудовая пенсия по старости

Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости………………. 5

1.1 Понятие трудовой пенсии по старости……………………..5

1.2 Реформа пенсионной системы………………………………7

Глава 2. Порядок назначения пенсии по старости (по возрасту)…..12

2.1 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости………………………………………………………………………12

2.2 Размер трудовой пенсии по старости………………………14

Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. 1

Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 2

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.

Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости.

1.1 Понятие трудовой пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. 3

Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. 4

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий: 5

по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).

Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин — 55 лет; для мужчин — 60 лет.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: 6

1.2 Реформа пенсионной системы.

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.

Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей.

Глубокий кризис, который переживает государственная пенсионная система РФ сегодня, в значительной мере был спровоцирован резким скачком цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она закрепляется.

Между началом уплаты взноса и выходом на пенсию проходит очень много времени. Это приводит к тому, что не эффективные и ошибочные решения оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому проблемы, которые приходится решать сегодня, во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят, в частности:

— несовершенство взаимоотношений пенсионного и федерального бюджетов;

— индексация пенсий, не учитывающая наличие финансовых источников;

— нерациональная структура пенсионных прав, в которых значительную долю занимают льготы для множества профессий.

Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что общая сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. На финансовой устойчивости пенсионной системы сказывается низкое соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами.

Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В настоящий момент в РФ на одного пенсионера приходится только 1,7 работающих. По данным демографического прогноза, наиболее трудный период ожидается в 2007-2008 годах. 1

Учитывая это, можно сказать, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности , и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для нее задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано законодательство, которое предусматривает снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет.

Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда независимо от продолжительности срока, в течение которого уплачивались взносы и их величины, получают пенсии большего размера в течение более длительного периода.

Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе являются длительные задержки выплат пенсий, низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий.

Минимальный размер пенсии значительно ниже прожиточного минимума нетрудоспособного населения, несмотря на то, что в нашей стране установлен высокий тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд (29% оплаты труда).

При существующей системе пенсионного обеспечения заработная плата и прошлый трудовой вклад пенсионера не играют сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.

Все эти причины обусловили необходимость реформы существующей системы пенсионного обеспечения РФ. Концепцией пенсионной реформы предлагается переход от распределительной системы к накопительной системе финансирования пенсий. Накопительная система предполагает три уровня пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионная реформа предлагает введение индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. С 01 января 1997 года на всей территории РФ уже вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Суть персонифицированного учета в том, что для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту. Система учета строится таким образом, что где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и заработке будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет. Обеспечиваются достоверность данных, их сохранность и конфиденциальность. При наступлении страхового случая, определенным пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному лицу назначается пенсия.

Концепцией пенсионной реформы предполагается введение трех уровней пенсий:

— социальные (базовые) пенсии;

— трудовые (страховые) пенсии;

— негосударственные (дополнительные) пенсии.

Намечается изменение в соотношениях в размерах взносов, уплачиваемых гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно установить для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника. При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату предлагается увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не должна увеличиться. Предполагается, что работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты взносов в пенсионный фонд.

Важным нововведением должно стать паритетное, трехсторонне управление средствами, предназначенными для выплаты пенсий, с участием государства, работодателей, профсоюзов.

15 марта 1997 года было принято постановление Правительства РФ «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

В мае 1997 года в Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» внесены изменения, предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их пересчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.

Принят Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», предусматривающий расчет размера пенсии на основе вычисления индивидуального коэффициента для каждого пенсионера.

Но, несмотря на все принимаемые меры, финансовый кризис в системе пенсионного обеспечения продолжает усугубляться.

Трудовые пенсии по старости, порядок их назначения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра трудового права

Трудовые пенсии по старости, порядок их назначения

проф. Гусейнов К. М.

Выполнил:ст.3 курса 4 группы ДБО

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

Во-первых, она назначается пожизненно.

С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исходили из концепции «заработанной пенсии», поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть трудовой пенсии, 6% — на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное – предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.

Список литературы

Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.

Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, 2003.

Шайхатдинов В.Ш., Гарипов Р.С. Глоссарий по праву социального обеспечения. Екатеринбург, 2001.

Трудовые пенсии по старости

Трудовая пенсия по старости как вид социального обеспечения, ее отличительные признаки по сравнению с другими выплатами. Общие и льготные основания и условия, определяющие право на пенсию по старости, страховой стаж. Размер и порядок начисления пенсий.

Подобные документы

Понятие и структура трудовой пенсии. Право на получение трудовых пенсий различных видов. Понятие пенсии по старости, размер ее базовой части, порядок назначения, перерасчета, выплаты и доставка. Основания, определяющие право на пенсию по старости.

курсовая работа, добавлен 14.11.2012

Понятие страховой пенсии по старости, ее функции и виды, размеры. Общеустановленный возраст для выхода на пенсию. Минимальный требуемый страховой стаж. Сроки подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости и прилагаемые к нему документы.

курсовая работа, добавлен 17.10.2017

Общая характеристика трудовой пенсии по старости: понятия, общие и льготные основания, определяющие право на пенсионное обеспечение согласно законов и конституции РФ. Расчет трудовой пенсии и ее размер: размер базовой, страховой и накопительной части.

курсовая работа, добавлен 16.04.2014

Суммирование видов стажа для получения досрочной пенсии по старости. Право на досрочную страховую пенсию по старости. При каких условиях назначается досрочная пенсия по старости безработным гражданам. Право на одновременное получение двух пенсий.

контрольная работа, добавлен 09.11.2017

Признаки и условия назначения трудовой пенсии по старости. Базовая, страховая и накопительная часть пенсии по старости. Сущность и размеры пенсий за выслугу лет и их правовое регулирование. Категории служащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

контрольная работа, добавлен 09.06.2013

Понятие «страховой стаж», виды деятельности и периодов работы, которые он включает. Структура трудовой пенсии (страховая и накопительная часть) по старости и источники финансирования разных её частей. Пример определения трудовой пенсии по старости.

реферат, добавлен 16.03.2011

Понятие трудовой пенсии по старости как вида социального обеспечения граждан и ее основные виды. Размер базовой части пенсии, общие основания, которые определяют право на ее получение. Определение размера страховой и накопительной части трудовой пенсии.

реферат, добавлен 24.04.2015

Сущность и причины создания обязательных пенсионных систем. Понятие и отличительные признаки пенсии по старости (по возрасту). Изучение общих оснований, определяющих право на пенсию. Рассмотрение порядка исчислений и размеры трудовых пенсий, надбавок.

реферат, добавлен 14.01.2010

Условия назначения трудовой пенсии по старости. Требования к пенсионному возрасту, продолжительности страхового и специального стажа при рассмотрении права на досрочную трудовую пенсию по старости. Функции и классификация досрочных трудовых пенсий.

курсовая работа, добавлен 10.06.2014

Виды трудовой деятельности, осуществление которых позволяет получить право на досрочную пенсию по старости. Случаи назначения пенсии по старости лицам, право которых возникает с особым социальным положением. Условия получения досрочной пенсии в Германии.

Трудовые пенсии по старости — контрольная работа

1. Виды трудовой пенсии

2 . Размер трудовой пенсии по старости

3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.

В ст. 39 Конституции РФ 1993 года оно выражено следующим образом: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

Каждый наш соотечественник достаточно хорошо представляет смысл и значение а жизни общества и своей лично слова «пенсия». В переводе pension (лат.) — платеж, уплата. Пенсия — прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом.

1. Виды трудовой пенсии

Новое пенсионное законодательство с 2001 г. установило два вида пенсий — трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Их различие — в источнике финансирования. Так, государственные пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета, а трудовые — за счет средств обязательного пенсионного страхования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Граждане, имеющие право на трудовую пенсию

¦работающие по трудовому договору или по договору ¦

—+гражданско-правового характера, предметом которого ¦

¦ ¦является выполнение работ и оказание услуг, а также ¦

¦в соответствии ¦самостоятельно обеспечивающие себя работой ¦

¦с Законом —+(индивидуальные предприниматели, частные детективы, ¦

¦о пенсионном ¦занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты) ¦

¦как граждане РФ, /—+являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств ¦

¦а также лица /——+работающие за пределами Российской Федерации в случае ¦

¦без гражданства) /—¬ ¦уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено ¦

L—————- ¦ ¦международными договорами ¦

¦ ¦являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных¦

L—+народов Севера, занимающихся традиционными отраслями ¦

Нетрудоспособные члены семей лиц, имеющих право на трудовую пенсию, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они состояли на его иждивении. Необходимо учесть, что возможность получения пенсии по случаю потери кормильца связана с тем, относился ли кормилец при жизни к застрахованным лицам. Если относился, то нетрудоспособные члены семьи вправе претендовать на данный вид пенсии, если нет, то они имеют возможность получать социальную пенсию.

Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий

Виды трудовых пенсий

¦по старост覦по инвалидност覦 по случаю ¦

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 4 указанного Закона социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.

Пенсии по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., каждому гражданину России гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но вместе с тем для получения трудовой пенсии по старости необходимо выполнение еще одного условия, а именно наличие определенного трудового стажа. Наличие стажа не требуется лишь для предоставления социальной пенсии, однако в этом случае пенсионный возраст увеличивается на 5 лет для мужчин и женщин соответственно.

Статьей 7 Закона о трудовых пенсиях установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. При наличии этих условий лицо имеет право на трудовую пенсию, но для того, чтобы реально получить это право, требуется волеизъявление лица, т.е. необходимо обратиться с письменным заявлением в Пенсионный фонд РФ.

В указанном Федеральном законе вместо термина «общий трудовой стаж» применяется — «страховой стаж», который определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. То есть работодателем должны делаться обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, на основании которых рассчитываются все остальные выплаты.

2. Размер трудовой пенсии по старости

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются размеры трудовых пенсий по старости.

Трудовая пенсия состоит из базовой части, не связанной со страховым стажем, и является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них определенной продолжительности страхового стажа (для пенсии по старости — не менее 5 лет, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца — не менее одного дня страхового стажа).

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается для всех пенсионеров в твердом размере, который дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения способности к трудовой деятельности, наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Тем самым лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, устанавливается повышенная базовая часть трудовой пенсии по старости.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 01.01.2004 размер базовой части трудовой пенсии на весь период их проживания в указанных районах (местностях) увеличивается на районный коэффициент, установленный Правительством РФ. При выезде указанных граждан на новое место жительства за пределы «северных» территорий, размер базовой части трудовой пенсии устанавливается по общим правилам.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

Величина расчетного пенсионного капитала (ПК) может быть представлена как сумма расчетного пенсионного капитала, определяемого в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по состоянию на 01.01.2002, и страховых взносов, поступивших (уплаченных) за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ после указанной даты:

ПК = ПК на 01.01.2002 + страховые взносы.

При этом во всех случаях размер страховой части трудовой пенсии определяется исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного с применением установленных коэффициентов индексации.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев). При учете пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г., размер устанавливаемой страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчет страховой части трудовой пенсии можно представить следующим образом:

СЧ = ПК / Т = п. 5 ст. 14

= (ПК на 01.01.2002 + страховые взносы) / Т =

= ПК на 01.01.2002 / Т + страховые взносы / Т =

= (РП — 450) x Т / Т + страховые взносы / Т =

= (РП — 450) + страховые взносы / Т.

СЧ трудовой пенсии на 01.01.2002 равна расчетному размеру пенсии, исчисленному по нормам ранее действовавшего порядка исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, за вычетом размера базовой части трудовой пенсии.

Снижение размера ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии предусматривается только при назначении страховой части трудовой пенсии после достижения пенсионного возраста.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не может быть менее 14 лет (168 мес.).

С 01.01.2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, согласно п. 3 ст. 32 Закона N 173-ФЗ, не может составлять менее 10 лет (120 мес.)

С 01.01.2009 указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 01.01.2002 соответствующего года) до достижения 14 лет (168 мес.).

Ожидаемые периоды выплаты трудовой пенсии по старости при конвертации пенсионных прав и при установлении страховой части трудовой пенсии должны быть одинаковыми, при этом данные периоды в зависимости от времени назначения пенсии могут иметь разное значение.

3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России

Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие — к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. «Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть. идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию».

В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий: 1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений части единого социального налога и обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц). Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.

Наибольший интерес представляет система трудовых пенсий. Ведь около 95% от общего числа пенсионеров получают трудовую пенсию. Кроме того, как отмечает П.А. Орлов-Карба, «трудовые пенсии отличает двуединая сущность: с одной стороны, эти пенсии являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с другой — представляют важнейший вид обязательного пенсионного страхования».

По мнению М.В. Шитова, «благодаря введению индивидуальной накопительной системы пенсионного обеспечения конституционное право на социальное обеспечение представляется не как благо, предоставляемое государством незащищенным слоям населения, а как лично накапливаемый капитал человека и гражданина, меняются содержание и механизмы реализации данного права».

Е.В. Чупрова отмечает, что «под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности — в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом». Однако, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким. Шестилетний период, прошедший с начала осуществления реформы, позволяет констатировать, что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров. Российские пенсионеры за годы рыночных реформ стали самой ущемленной частью общества.

В.Б. Савостьянова справедливо замечает, что «во многом низкий уровень пенсионного обеспечения объясняется недостаточной увязкой правовых норм, регулирующих пенсионную систему, с экономическими механизмами, обеспечивающими достаточную финансовую базу для соответствующего материального наполнения социальных нормативов».

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

Конституция содержит правовую норму о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту», а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин «пенсия по старости». И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие «пенсионный возраст» в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т — ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), — равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. — 14 годам и 6 месяцам? Ведь право — регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.

Различный пенсионный возраст и требования к продолжительности стажа мужчин и женщин были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства. Но это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам. Думается, что необходимость снижения пенсионного возраста для мужчин уже назрела.

Наиболее актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной организации труда N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже — не менее 40 — 55%. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие «минимальный размер пенсии», а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25% от средней заработной платы.

Решение проблемы, связанной с уровнем пенсионного обеспечения, зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (ил Тумэн) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» была закреплена принципиально важная позиция: уровень пенсионного обеспечения постепенно должен повышаться, в первую очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

В чем причины несостоятельности системы трудовых пенсий в России? Современная система пенсионного обеспечения базируется на обязательном пенсионном страховании. Пенсионные страховые взносы уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН), которым облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника. Платеж, предназначенный для выплаты трудовой пенсии, делится на две части: одна часть зачисляется в федеральный бюджет и идет на финансирование базовой части трудовой пенсии, вторая часть зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ и предназначена для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Российская пенсионная система унаследовала от советской системы пенсионного обеспечения значительное количество оснований назначения льготных пенсий за особые условия труда. В России каждый четвертый пенсионер вышел на пенсию досрочно. Закрепление в законодательстве права на досрочное пенсионное обеспечение означает признание утраты трудоспособности работниками определенных профессий до достижения общего пенсионного возраста (55 лет женщинами и 60 лет — мужчинами). Размер ЕСН не учитывает условий труда, которые дают право на досрочную пенсию. Следовательно, привилегированное пенсионное обеспечение одних застрахованных граждан осуществляется за счет других, при равных обязанностях работодателей по уплате взносов по обязательному пенсионному страхованию. Решить эту проблему должен был закон «О профессиональных пенсионных системах» (был принят в первом чтении еще в 2002 г.), согласно которому предприятия, использующие вредные условия труда, должны производить дополнительные отчисления в пенсионную систему.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей (базовой, страховой и накопительной), принципы финансирования каждой части пенсии различны.

Базовая часть трудовой пенсии, по сути, является минимальным государственно гарантированным размером пенсии, ее размер используется для определения размеров пенсий по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С 1 декабря 2007 г. размер базовой части трудовой пенсии составляет 1560 руб., но этого явно недостаточно. Думается, государство обязано гарантировать базовую часть пенсии на уровне прожиточного минимума.

Размер страховой части трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности, является поощрением за трудовой вклад и индексируется при изменении средней заработной платы.

Накопительная часть пенсии складывается из ежемесячных отчислений, которые не могут быть использованы для выплаты текущих пенсий и дохода от инвестирования этих сумм. Основная угроза для пенсионных накоплений — снижение их реальной покупательной способности (девальвация).

Формирование накопительной части трудовых пенсий из единого социального налога не соответствует принципам социального страхования и международной практике. Пенсионные накопления должны быть добровольными, а не принудительными. Цель государства — не принудить, а побудить будущих пенсионеров обеспечить себе достойную пенсию путем активного информирования граждан о возможностях усиления государственного контроля в этой области. «Социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты».

С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» восполнен пробел в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному страхованию. С 1 октября 2008 г. любому гражданину, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется возможность добровольно перечислять в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Чтобы получить право на уплату добровольных страховых взносов, нужно подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства или работодателю, который передаст его в Пенсионный фонд. Размер дополнительного страхового взноса человек будет определять самостоятельно, но он должен быть не меньше 2 тыс. в год. Гражданин, добровольно перечисляющий в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии, будет получать средства из федерального бюджета в размере отчислений, но не более 12 тыс. руб. в год. Более того, право на участие в системе софинансирования предоставлено лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии. Им из федерального бюджета будет доплачиваться четырехкратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 тыс. в год. Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений будут включаться в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Анализ существующей системы трудовых пенсий свидетельствует о том, что она не лишена недостатков. Многоуровневая система пенсионного обеспечения с использованием накопительного компонента выгодна государству как длительный финансовый ресурс. Она увеличит объем внутренних инвестиций в экономику России. Однако хотелось бы, чтобы властные структуры не забывали конституционную формулу: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», — и результаты экономического роста действительно повлияли бы на уровень пенсионного обеспечения граждан России.

При написании данной работы, изучив различную литературу по приведенной теме мной сделан вывод, что трудовые пенсии являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых граждан.

С 01.01.2002 года в РФ стартовала пенсионная реформа, которая установила совершенно новый порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий, нежели действовавший до указанного времени.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях» в настоящее время в России предусмотрены следующие виды пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

2) страховой части.

Федеральным законно «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлены кроме того еще и пенсия за выслугу лет и социальная пенсия.

В данной работе были подробно рассмотрены условия назначения и размеры трудовых пенсий.

1. Гинзбург Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958. С. 37 — 86; Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М., 1999. С. 21 и др.

2. Гущин И.В. Советское право социального обеспечения (вопросы теории). М., 1982. С. 76 — 87.

3. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 40; Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003. С. 76 — 88.

4. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 218, 220.

5. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 120.

6. Пенсия по справедливости // Российская газета. 2008. 11 июня. N 126 (4683).

7. Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 г. N 276-О. Официально не опубликовано.

8. Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М., 2005. С. 81.

9. Шитов М.В. Право на социальное обеспечение по возрасту в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006. С. 8 — 9.

10. Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999. С. 10 — 11.

11. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. 2005. N 5. С. 79.

Смотрите так же:

  • Заявление на пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска. Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие […]
  • Претензию сломался телефон Самозащита потребителя образец претензии телефон В претензии Вам необходимо указать, кому Вы ее предъявляете, представиться и своими словами описать суть дела и свои требования. Старайтесь не «перегружать» претензию лишней информацией или эмоциями. ВНИМАНИЕ! Подводные камни! Возврат […]
  • Правило берт Берт Хеллингер: Тот, кому дали свыше меры, уйдет из отношений Экология познания. Психология: Порядки «брать и давать» предписаны нам нашей совестью. Она служит равновесию «брать и давать» и взаимообмену в наших отношениях. Как только мы берем или получаем что-то от кого-то, мы чувствуем […]
  • Реестр договоров отчетность Реестр договоров Указанные возможности реализованы в программе: Договоры не теряются Своевременность согласований Контроль сроков договора Учет всех версий договоров Реестры и отчеты по договорам Реестр – друг и помощник договора Функция учёта и регистрации договоров является […]
  • Как оформить продажу доли в квартире Особенности продажи доли в квартире Продажа доли в квартире требует соблюдения порядка уведомления соседей о сделке. Оно может быть направлено заказным письмом или оформляется у нотариуса. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый […]
  • Правила кено лотерея Правила игры кено В игре кено опытный игрок имеет такие же шансы на победу, как и новичок, любой в ней может стать победителем. Кено, по сути, является игрой лотерейного типа и имеет огромную популярность во всем мире, благодаря своей доступности и простоте. Но, как и в любой другой, в […]