Закон о полиции с изменениями 2014

Содержание:

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
«О полиции»

С изменениями и дополнениями от:

1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 8 марта, 6 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 мая, 18 июня, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Москва, Кремль
7 февраля 2011 г.
N 3-ФЗ

Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения.

Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»

Скачать текст закона в форматах PDF, ePUB, FB2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в «Парламентской газете» от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 1-П часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел — инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 октября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 122-ФЗ

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о полиции с изменениями на 2016 год.

Закон о полиции, принятый российскими законодателями в 2011 году, как и предполагалось, с течением времени потребовал введения некоторых изменений. Это связано сразу с несколькими факторами, каждый из которых может считаться первостепенным. К ним можно отнести и определенную «недоработку» в некоторых статьях принятого закона, и изменения в экономической ситуации внутри страны, и еще многое другое.

Скачать закон о полиции с изменениями 2016 бесплатно можно ЗДЕСЬ.

Существенное расширение прав полицейских.

Еще в начале лета прошлого года ряд депутатов, представляющих в Думе партию Единая Россия, внесла документ, предусматривающий ряд изменений в существующем законе о полиции. Поправки в закон были разработаны группой депутатов во главе с Александром Хинштейном, курирующим в Госдуме комитет по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, в процессе разработки поправок в закон были учтены не только предложения органов власти различных регионов страны и российских ветеранов МВД, но и пожелания всевозможных общественных организаций, а также рядовых россиян.

Следует отметить, что в большинстве статей закона, которых коснулись изменения, в которых описаны действия сотрудников полиции при ограничении прав и свобод российских граждан, слово «обязан» заменено на слово «должен», что говорит о значительном расширении прав представителей органов правопорядка. При этом нельзя не учесть, что у полицейских появятся и новые обязанности, среди которых можно выделить такие, как обязательное сообщение родственникам пострадавшего о том, куда именно он отправлен. Также серьезно расширен и круг лиц, которым имеет право позвонить гражданин в случае его задержания.

Значительно расширены права сотрудников полиции и в отношении применения оружия. Согласно поправкам в новом законе, полицейские имеют право открывать огонь на поражение без каких-либо предупреждений в случае необходимости предотвращения террористического акта, отражения вооруженного нападения на важные объекты и объекты органов государственной власти, а также освобождения заложников. Помимо этого, сотрудники полиции имеют возможность стрелять в женщин, чего раньше не допускалось.

Серьезно расширены права полицейских в части вторжения в частную жизнь граждан. Теперь представители органов правопорядка вправе досматривать самих граждан и их вещи не только при наличии проверенной информации о том, что у них наличествуют оружие или наркотики, но и в том случае, если у них есть основание это предполагать. Конечно, гарантировать, что все действия полицейских в подобных ситуациях будут правомерны, нельзя, но в условиях существующей ситуации, законодатели посчитали необходимым пойти на этот достаточно спорный шаг.

В случаях, когда жизни и здоровью граждан угрожает опасность, в целях спасения полицейские получили право на проникновение в жилые помещения и на территорию земельных участков в отсутствии их собственников.

Стоит заметить, что изменения в закон о полиции планировалось внести еще в 2014 году, по крайней мере, так утверждают законодатели, писавшие в него поправки. Заминка с их принятием произошла по причине того, что перед их утверждением на законодательном уровне потребовалось согласование с правительством страны, которое произошло годом позже.

Прямо сейчас получите бесплатную консультацию по этому вопросу у наших юристов!

Закон о Полиции — официальный текст

Закон «О полиции» (в ступил в силу 1 марта 2011 г.) , предусматривает переименование милиции в полицию, а также сокращение личного состава на 20% после прохождения переаттестации.

Представляясь, страж порядка теперь обязан назвать свои должность, звание, фамилию и предъявить по требованию удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения к гражданину, а в случае задержания рассказать о правах. Все действия полицейских должны быть обоснованными и понятными для граждан.

По новому закону о полиции провинившийся полицейский должен извиниться перед гражданином, если он ущемил или нарушил его права.

На этом нововведения не заканчиваются. В документе представлен исчерпывающий перечень полномочий полицейских, их права и обязанности. Прописан порядок задержания гражданина и четко описана как сама процедура задержания, так и действия после.

В целом новый закон расшифровал многие спорные моменты и стал более понятен для обычных людей.

(актуальность июль 2014)

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Назначение полиции
  • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
  • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
  • Статья 4. Организация полиции
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции

  • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
  • Статья 6. Законность
  • Статья 7. Беспристрастность
  • Статья 8. Открытость и публичность
  • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
  • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
  • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
  • Глава 3. Обязанности и права полиции

  • Статья 12. Обязанности полиции
  • Статья 13. Права полиции
  • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

  • Статья 14. Задержание
  • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
  • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
  • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 20. Применение физической силы
    • Статья 21. Применение специальных средств
    • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
    • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

    • Статья 25. Сотрудник полиции
    • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
    • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
    • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
    • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
    • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
    • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
    • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
    • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
    • Глава 7. Служба в полиции

    • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
    • Статья 35. Поступление на службу в полицию
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 37 (утратила силу)
    • Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
    • Статья 39 (утратила силу)
    • Статья 40 (утратила силу)
    • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
    • Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

    • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
    • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
    • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
    • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
    • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
    • Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

    • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
    • Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

    • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 51. Судебный контроль и надзор
    • Статья 52. Прокурорский надзор
    • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
    • Глава 11. Заключительные положения

    • Статья 54. Заключительные положения
    • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

      Документ является поправкой к

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 30 января 2015 года

      Одобрен Советом Федерации 4 февраля 2015 года

      Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 52, ст. 6953) следующие изменения:

      1) статьи 29 и 35 признать утратившими силу;

      2) в части 11 статьи 54 слова «и 29» исключить;

      3) в части 2 статьи 56 цифры «29,» исключить.

      Внести в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7542) следующие изменения:

      1) статью 14 изложить в следующей редакции:

      «Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел

      1. Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях:

      1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

      2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

      3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

      4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

      5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

      6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

      7) выход из гражданства Российской Федерации;

      8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

      9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

      2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

      3. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.»;

      2) часть 5 статьи 17 изложить в следующей редакции:

      «5. Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 — 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:

      1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

      2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

      3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

      4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

      5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.»;

      3) в части 1 статьи 52 слова «статьей 29 Федерального закона «О полиции» заменить словами «статьей 14 настоящего Федерального закона»;

      4) пункт 7 части 3 статьи 82 изложить в следующей редакции:

      «7) в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;»;

      5) пункт 1 статьи 93 признать утратившим силу;

      6) статью 97 дополнить частью 4 следующего содержания:

      «4. Действие статьи 14 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок реализации положений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.».

      Пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730) признать утратившим силу.

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      2. Действие положений пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если уголовное преследование в отношении сотрудника прекращено по делу частного обвинения в связи с примирением сторон до 1 января 2012 года или если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному указанным пунктом, преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

      Президент Российской Федерации В. Путин

      Публикации

      Федеральный закон «О полиции»: 5 лет со дня вступления в силу

      Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

      1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который стал, по сути, флагманом законов о развитии правоохранительной системы государства.

      В феврале на общественном совете МВД России обсуждалось главным образом социально-политическое значение принятия Федерального закона «О полиции». Теперь предстоит рассмотреть этот вопрос в более профессиональном, научно-практическом смысле.

      Для реализации любого проекта должна благоприятно складываться общественно-политическая обстановка, необходимы фундамент для нового дела и, конечно, люди, обладающие прогрессивным мышлением и глубокими знаниями. Тогда, в 2010 году, всё это сошлось воедино.

      Еще в 2003 году появилось новое законодательство о государственной службе, но при этом места в нем для милиции, впрочем, как и для армии, не нашлось. Вроде со служивых людей всегда и начиналась государева служба, но фактически штатские были с 2004 года на государственной службе, а военные и милиция – с неопределенным статусом. Катастрофически падало денежное содержание сотрудников, с марта 2005 года практически прекратилось выделение жилья, что для молодых людей, которые составляли основу милиции, конечно, было не вполне приемлемо.

      Как будто бы какая-то невидимая рука толкала отдельных сотрудников переходить на кормление от работы, пользоваться своим служебным положением. Это напрямую расшатывало все нормы морали и права, подрывало у граждан веру в правоохрану со стороны государства. Хотя нужно отметить, что и в этих условиях сотрудники продолжали совершать героические проступки, и большая часть из них несла свою службу честно.

      В общем, перед тем как решение о реформе МВД было принято, обстановка складывалась негативная, однако «зерна» понимания того, что уже нельзя так относиться к силам правопорядка в стране, падали на подготовленную почву. И наука уже давно обосновывала необходимость создания полиции.

      Если обратиться к истории нашего государства, то еще Петр I писал: «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

      Был опыт царской полиции. Был знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин, чьим именем назван Белгородский институт МВД России. Был и создатель прообраза современной службы собственной безопасности Аркадий Францевич Кошко, триумфом которого стал 1913 год, когда в Швейцарии, на Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

      Почему мы забыли или умалчивали этот опыт до принятия закона о полиции?

      Основанием для принятия решения о переименовании милиции в полицию была и необходимость вобрать в наши силы правоохраны весь лучший международный опыт строительства полицейских институтов и международные стандарты деятельности полиции, в том числе о применении полицией силы, отдельных ее обязанностях и правомочиях.

      Ну и важнейшая составляющая реформы, конечно, люди, обладающие государственным мышлением, задатками первопроходцев и глубокими специальными знаниями.

      Это, прежде всего, Президент Российской Федерации, другие руководители государства, которые приняли решение, ученые, депутаты, эксперты, сотрудники, которые претворяли это решение в жизнь.

      Хотелось бы выразить искреннюю благодарность тем, кто внес наибольший вклад в разработку закона о полиции. Это Сергей Петрович Булавин, Валерий Васильевич Черников, Владимир Ильич Колесников, Александр Сергеевич Дугенец, Татьяна Николаевна Москалькова, Гасан Борисович Мирзоев, Сергей Петрович Щерба, Юрий Петрович Соловей и другие.

      Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон о полиции) значительно отличается от других профильных законов тем, что он не только уполномочивает полицию, но и определяет стратегию ее деятельности.

      Законом впервые в законодательной практике Российской Федерации непосредственно статьями федерального закона, а не путем перечисления установлены принципы отдельной сферы деятельности. В законе о полиции таких статей семь, в каждой из них установлены важнейшие положения для реализации принципов:

      1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

      4) открытости и публичности;

      5) общественного доверия и поддержки граждан;

      6) взаимодействия и сотрудничества;

      7) использования достижений науки и техники.

      Каждый из этих принципов сегодня претворяется в жизнь на постоянной основе и позволяет повышать качество полицейской защиты прав и свобод человека и гражданина.

      Именно эти положения закона предопределяют его применение на период, намного превышающий тот срок, который мы сегодня обсуждаем.

      В действовавших ранее нормативных правовых актах декларировался, но прямо не обозначался тот факт, что полиция применяет отдельные меры государственного принуждения. Теперь это прямо установлено отдельной главой закона. Иначе говоря, если общественный порядок или права граждан нарушаются преступлением или иным правонарушением, полиция обязана действовать от имени государства, используя в том числе и меры государственного принуждения.

      Важность закона и в том, что он сфокусирован на исполнение сугубо полицейских, а не общеправовых задач (статьи 1, 2), в нем установлена невозможность возложения на полицию обязанностей и прав иными федеральными законами, кроме закона о полиции (статьи 12, 13).

      Законом теперь четко очерчен предмет деятельности полиции, который раньше в милиции был размыт другими законами, возлагавшими несвойственные ее предназначению полномочия. Это мешало, прежде всего, гражданам, когда милиция физически не могла исполнить полномочия, возложенные на нее законами, регулирующими иные сферы деятельности.

      Теперь, когда в многочисленных проектах постоянно пытаются возложить эти полномочия на полицию, у нас появились аргументы для сохранения должной полицейской защиты прав и свобод граждан. Справедливости ради скажу, что этим законом мы не сумели надежно защитить предмет деятельности полиции от разрастания полномочий через изменения в УК, УПК и КоАП. Навести в этом порядок для нас – дело ближайшего будущего.

      Закон о полиции своим появлением предопределил начало не только нового этапа развития полицейского законодательства, но и всей правовой системы Российской Федерации.

      Так, по инициативе Президента Российской Федерации впервые в истории страны законопроект был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет при его рассмотрении как на стадии проекта, так и, что особенно важно, между двумя чтениями в Госдуме. Благодаря этому в его обсуждении приняли участие сотрудники милиции на местах и заинтересованные граждане Российской Федерации. В результате общественного обсуждения специально созданный интернет-ресурс посетило более 1,5 миллиона человек, было получено 33 тысячи откликов, содержащих свыше 20 тысяч конкретных предложений по совершенствованию законопроекта, учтенных в дальнейшем при его доработке.

      Уникальный опыт работы над законопроектом получил дальнейшее развитие. Практика общественного обсуждения важнейших законопроектов в стране стала обязательной. С 15 апреля 2013 года начал функционировать Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

      Сегодня мы можем констатировать, что Федеральный закон «О полиции» состоялся как системный законодательный акт, направленный на регулирование общественных отношений, касающихся публично-правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Законом о полиции сформирована правовая основа регулирования отношений, связанных с выполнением полицией возложенных на нее задач, созданием новой организационно-правовой модели и закреплением гарантий законности деятельности, обеспечена социально-правовая защищенность сотрудников.

      Принятие закона о полиции послужило началом масштабной модернизации правовых основ деятельности органов внутренних дел. За пять лет в развитие закона о полиции принято множество законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, приказов ведомств.

      Важнейшими являются федеральные законы:

      — от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменена вся подзаконная база о прохождении службы;

      — от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изданный не только в развитие Федерального закона «О полиции», но и положений международных правовых актов, в частности Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 года в Страсбурге). Законом установлены нормативы денежного довольствия, порядок получения субсидий на получение жилья, нормы о тыловом, в том числе медицинском, обеспечении;

      — от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

      — от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»;

      — от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

      Принят ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывающих требования закона о полиции и обеспечивающих реализацию его норм. Также приняты законы, устраняющие возникшие правовые противоречия с иными законодательными актами.

      В соответствие с данными законами приняты такие указы Президента Российской Федерации, как:

      — от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (утвердивший положение о МВД России);

      — от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

      — от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»;

      — от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»;

      — от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении положения об общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

      — от 14 октября 2012 года № 1377 «Об утверждении дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации».

      В рамках работы по реализации положений закона о полиции издан ряд постановлений Правительства Российской Федерации, среди которых обращают на себя внимание следующие:

      — от 16 апреля 2011 года № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны»;

      — от 13 октября 2011 года № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»;

      — от 21 сентября 2012 года № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

      Большая по масштабам и содержанию работа проведена и в рамках ведомственного нормативного правового регулирования. Только во исполнение одного Федерального закона «О полиции», а не последующих за ним законов МВД России, издано 75 ведомственных актов, из них 62 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

      Всего за пять последних лет в МВД России в соответствии с требованиями закона о полиции издано или изменено более четырех тысяч приказов МВД России. Из них 645 – зарегистрировано в Минюсте России.

      Всё это способствовало повышению качества работы полиции, обеспечению ею в период с момента вступления в силу закона о полиции до настоящего времени должного контроля за криминогенной ситуацией в стране, общественной безопасности и борьбе с преступностью.

      За январь–декабрь 2015 года в органы внутренних дел Российской Федерации поступило более 30 миллионов (+3,7%) заявлений (сообщений) о различных происшествиях, включая те, которые имели признаки административного правонарушения и преступления.

      В истекшем году на территории Российской Федерации зарегистрировано более двух миллионов преступлений. При этом массив тяжких и особо тяжких посягательств сократился. Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Меньше зафиксировано разбоев, вымогательств, угонов транспортных средств, уголовно наказуемых хулиганств.

      Улучшилась результативность расследования преступлений (на 1 января 2016 года раскрыто 1 миллион 238 тысяч 681 преступление). Это более чем на 5% выше аналогичного показателя прошлого года.

      Здесь можно было бы назвать конкретные цифры, демонстрирующие эффективность работы полиции. Однако красноречивей любых показателей об эффективности деятельности полиции говорят результаты изучения общественного мнения.

      В 2015 году все проводимые различными независимыми социологическими службами исследования отмечают рост доверия граждан к полиции.

      Так, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (опрошено 1 600 человек в 130 населенных пунктах), уровень доверия к сотрудникам полиции за последние три года достиг максимального показателя в 46%. При этом вариантами «хорошо» и «очень хорошо» оценили работу полиции 25% опрошенных.

      По результатам опроса, проведенного экспертами Российского государственного социального университета (48800 респондентов), общий показатель общественного доверия полиции составил 67%. Более половины опрошенных (54%) считают, что в последние два года жить в стране стало безопаснее (в 2014 году – 51%). До 57% увеличилась доля граждан, не испытывающих угроз от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество (в 2014 году – 54%).

      По данным исследования Фонда «Общественное Мнение» (опрошено 1 000 человек в 320 городах и 160 селах), 25% россиян оценивают работу полиции на «отлично» или «хорошо», 45% процентов считают, что полицейские удовлетворительно исполняют свои обязанности.

      Выросла престижность профессии сотрудника полиции. Если в 1990 году видеть в будущем в рядах полиции своих детей хотел лишь каждый десятый опрошенный, то в этом году – уже каждый пятый.

      Конечно, эти цифры не повод для самоуспокоения, как и статистика раскрытых преступлений не уменьшит горечи пострадавших от них. Но можно уверенно говорить о том, что основные цели и задачи, которые ставились при разработке Федерального закона «О полиции», за прошедшие пять лет достигнуты.

      Процесс совершенствования правового регулирования в сфере внутренних дел, поиска путей повышения результативности решения задач по всем направлениям деятельности полиции активно продолжается.

      В рамках работы по выявлению проблем правоприменения в АИС «Мониторинг» МВД России с момента вступления в силу Федерального закона «О полиции» внесено 6 863 предложения, направленных на совершенствование нормативного правового регулирования деятельности полиции. Некоторые из них были реализованы в виде законодательных норм.

      Всего за это время принято 24 федеральных закона, которыми внесено 52 изменения в закон о полиции. Ряд этих изменений был предусмотрен в самом начале, так как когда планировали и принимали закон о полиции, не вполне была ясна судьба будущих законов о службе и о социальных гарантиях. После их принятия из закона о полиции были исключены и скорректированы соответствующие нормы. Другие изменения в законе обусловлены необходимостью приведения его норм в соответствие с новыми дефинициями различных отраслей законодательства.

      В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № Пр-884 и Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № РД-П4-2908 в МВД России продолжается работа, направленная на модернизацию отраслевого законодательства с целью повышения эффективности его применения, избавления от правовых норм и институтов, препятствующих поступательному развитию правоохранительной системы в целом.

      Одним из результатов этой работы стали предложения МВД России по результатам мониторинга о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», которые были переданы рабочей группе Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, созданной в целях анализа правоприменительной практики в сфере законодательного обеспечения деятельности органов внутренних дел и совершенствования Федерального закона «О полиции».

      Эти предложения легли в основу внесенного в Государственную Думу 1 июля 2015 года группой ее депутатов проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      Сейчас закон проходит подготовку к рассмотрению в первом чтении, а фактически находится без движения, что нас, конечно, не устраивает, ведь этот проект учитывает собранные предложения многих сотрудников из самых дальних уголков страны. Надеемся, что в ближайшее время нам удастся сдвинуть прохождение этого проекта с мертвой точки или обеспечить внесение разработанных Министерством норм через другие законопроекты.

      Проект направлен на совершенствование деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; исключение из компетенции несвойственных полномочий; усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан; формирование презумпции доверия государства к сотрудникам полиции, усиление их правовой защиты; исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер, допускают неоднозначное толкование и широту усмотрения.

      В целях более эффективного обеспечения прав и свобод граждан Федеральный закон «О полиции» предлагается дополнить рядом норм. В частности, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. На полицию возлагается обязанность сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи, а также информацию о его направлении в медицинскую организацию.

      В целях возложения на полицию обязанности по принятию безотлагательных мер к задержанию лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения такого деяния, статью 15 Федерального закона «О полиции» предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания указанных лиц.

      В то же время в целях сохранения баланса законопроектом усиливается правовая защита граждан и организаций в случае проникновения сотрудников полиции в принадлежащие гражданам и организациям помещения, на земельные участки и территории.

      Так, вводится обязанность полиции информировать собственника земельного участка о проникновении на участок, если оно было осуществлено в его отсутствии, о каждом факте проникновения сотрудника полиции в жилое помещение предлагается уведомлять не только прокурора, но и суд.

      В статью 13 Федерального закона «О полиции» вносятся изменения, направленные на реализацию дополнительных мер по защите жизни и здоровья граждан, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.

      Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи, либо в машине без присмотра оставлен младенец и т.п.), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление.

      С целью предупреждения преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и специальных средств, лицами, имеющими медицинские противопоказания к владению ими, предлагается внести изменение в пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», позволяющее полиции получать сведения о наличии (отсутствии) у граждан медицинских противопоказаний к владению огнестрельным оружием и осуществлению частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

      В связи с упразднением в системе МВД медицинских вытрезвителей в настоящее время в субъектах Российской Федерации по-разному решается вопрос об организациях, в которые сотрудники органов внутренних дел могут доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения. В этой связи Федеральный закон «О полиции» предлагается дополнить нормой, уточняющей профиль таких организаций (медицинских организаций и организаций социального обслуживания, осуществляющих деинтоксикацию). Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и функционируют подобные учреждения на региональном и муниципальном уровнях. Введение указанной нормы дает правовое основание для сотрудников полиции доставлять в такие учреждения граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельного передвигаться.

      Уточняются полномочия сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия. В частности, устанавливается, что сотрудник полиции вправе применять оружие с целью предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, а также административные здания органов государственной власти.

      Законопроектом предлагается установить в Федеральном законе «О полиции» презумпцию доверия государства к действиям сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей как должностному лицу, действующему от имени государства в интересах общества и государства.

      Еще один приоритетный для МВД России законопроект, который, несомненно, облегчит работу полиции и требует внимания Общественного совета, – проект федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

      Законопроект подготовлен в рамочном формате в целях установления правовых основ формирования и функционирования в стране многоуровневой системы профилактики правонарушений. Его принятие позволит существенно повысить эффективность деятельности общества и государства по недопущению правонарушений, даст возможность решать задачи противодействия преступности более гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, без излишнего включения в этот процесс механизма уголовной юстиции, в том числе уголовного наказания, комплексно и системно используя потенциал органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества. Сейчас он подготовлен Комитетом Государственно Думы ко второму чтению.

      Сегодня, исходя из заявленной темы, мы говорим больше о законе, чем о практике правоприменения. Поэтому может создаться впечатление, что мы видим реализацию закона о полиции и принятых в его развитие законов только в радужных тонах. Это далеко не так.

      Наоборот, созданный нормативный материал сейчас уже позволяет предметно спрашивать с каждого сотрудника за неудовлетворительные результаты работы, корректировать деятельность полицейских подразделений и очищать систему от нарушителей. Нормативно и организационно установленные требования к дисциплине сотрудников органов внутренних дел беспрецедентны по отношению к другим категориям служащих и тем более трудящихся.

      Можно долго говорить о работе, в том числе по совершенствованию правовой оснастки деятельности полиции, которая продолжается всеми службами Министерства и ДПД МВД России в постоянном режиме на основе предложений практики. Но важно одно: значение закона о полиции как основного документа нашей сферы деятельности переоценить невозможно. Мы и дальше будем делать всё возможное, чтобы обеспечивать его реализацию.

      Смотрите так же:

      • Закон об рцб Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 […]
      • Закон о государственной гражданской службе нижегородской области Закон Нижегородской области от 10 мая 2006 г. N 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области" Закон Нижегородской области от 10 мая 2006 г. N 40-З"О государственной гражданской службе Нижегородской области" С изменениями и дополнениями от: 1, 30 ноября 2007 г., 29 […]
      • О научных организациях закон Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ"О науке и государственной научно-технической политике" С изменениями и дополнениями от: 19 июля, 17 […]
      • 247 закон фз Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ"О […]
      • Законы пожарной безопасности 2014 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 […]
      • Основы нотариата закон Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями и дополнениями) Основы законодательства Российской Федерации о нотариатеот 11 февраля 1993 г. N 4462-I С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 […]