Закон предложения его функции

Предложение и его функция. Закон предложения.

Предложение представляет собой количество товара, которое производители желают и в состоянии произвести и представить на рынок по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени.

Общая функция предложения имеет следующий вид:

Qs = f(P, Ps, Pc, Pres, K, T, N),

где Р — цена продаваемого товара;

Рs, Рc — цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Pres — цены ресурсов и факторов производства;

К — уровень технологии, т. е. способ производства товара, используемый в данном виде деятельности;

Т — налоги, субсидии

N — количество продавцов данного товара.

Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения S, которая имеет положительный наклон (восходящий характер).

Двигаясь по кривой предложения от точки А к точке В, мы обнаруживаем рост объема (количества) предложения товара от Q1 до Q2 под влиянием роста цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А отражает снижение объема предложения от Q2 до Q1, под влиянием снижения цен на этот товар

Таким образом, объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. В этом состоит сущность закона предложения. Он действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить наибольшую прибыль. Низкие цены, наоборот, не стимулируют производство товара, и объем предложения снижается.

Кривая предложения выражает цену предложения, которая характеризует минимальную цену, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не

Микроэкономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Предложение и его функция. Факторы, определяющие предложение

Предложение – это готовность и способность продавцов продать товар при определенных условиях. Таким условием является цена на определенное благо в конкретный момент времени.

Величина (объем) рыночного предложения – это общее количество экономического блага, поставляемого на рынок всеми производителями в определенный момент времени.

Функция предложения – это зависимость объема рыночного предложения экономического блага от факторов его определяющих.

Факторы, определяющие величину рыночного предложения называют детерминантами предложения. Это такие параметры рынка, которые определяют возможность производителей осуществлять рыночное предложение. При этом затраты на производство экономического блага не должны превышать рыночную цену данного блага.

Все факторы, определяющие рыночное предложение можно разделить на две группы:

  • — ценовые факторы, т.е. цена производимого блага Px;
  • — неценовые факторы: Pn – природные ресурсы, Pk – капитальные ресурсы, Pw – трудовые ресурсы, M – численность продавцов, Н – технологии, Т – налоги, Е – ожидания производителей.
  • Таким образом, функция предложения имеет вид: Q=f(Pх,…,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E). При неизменности всех остальных факторов, функция предложения есть функция предложения от цены: Q=f(Pх). По житейской логике можно предположить, что с ростом цен предложение растет.

    Графическое представление функции предложения – есть кривая предложения:

    Закон предложения – один из принципов рыночной экономики. Он определяется прямой зависимостью объема рыночного предложения блага от цены на это благо, т.е. с ростом цены объем предложения увеличивается, по мере снижения цены – объем предложения уменьшается.

    Рассмотрим, каким образом на объем предложения влияет изменение различных факторов:

    • 1. Цены на факторы производства. При росте цен на факторы производства соответственно увеличиваются затраты на производство блага, что способствует снижению объема предложения. При этом кривая предложения смещается влево. Снижение же цен на факторы производства ведет к снижению затрат на производство блага, объем предложения увеличивается, кривая предложения смещается вправо.
    • 2. Технологии. Внедрение новых технологий в производство способствует снижению затрат на производство экономических благ. При неизменных ценах на факторы производства производственные издержки сокращаются, что способствует увеличению объема предложения блага по существующей цене. В этом случае кривая предложения смещается вверх.
    • 3. Численность продавцов. Численность продавцов на рынке положительно влияет на изменение объема предложения, кривая предложения смещается вправо.
    • 4. Налоги. Рост налогов ведет к увеличение затрат на производство блага, а следовательно к снижению объема предложения по существующим ценам. Кривая предложения смещается влево и вверх.
    • 5. Ожидания производителей. Прогнозирование роста цена на экономическое благо может вести к снижению объема предложения. В этом случае кривая предложения смещается влево и вверх.
    • 2. Предложение и его функции

      Закон предложения и кривая предложения.

      Теперь рассмотрим предложение. Хотя в рыночной экономи­ке спрос определяет предложение, это вовсе не значит, что пред­ложение менее значимо, чем спрос. Его изучение также необхо­димо для правильного понимания и решения проблем, встаю­щих перед предпринимателями, менеджерами.

      Характеристика предложения во многом аналогична спросу. Как из спроса отдельных покупателей формируется рыночный спрос, так из предложений отдельных продавцов возникает со­вокупное (рыночное) предложение. Для определения рыночного предложения необходимо сложить объемы предлагаемого отдель­ными продавцами товара при каждой возможной цене.

      Здесь, как и в случае спроса, определяющим стимулом явля­ются цены. Но если для увеличения спроса в качестве стимула выступает снижение цен, то для предложения — их рост.

      Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения. Он также характеризует связь с ценой. Однако, если зависимость между ценой и спросом обратная, то между Ценой и предложением — прямая. Суть закона предложения сво­дится к следующему: предложение товара находится в прямой зависимости от направления уровня цен в течение конкретного периода времени.

      Закон предложения утверждает, что при прочих равных ус­ловиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным, произвести его, предложить на продажу. Другими словами, по мере роста цен производители, заинтересованные в получении большей прибыли, будут направ­лять больше ресурсов на создание конкретного товара или услу­ги. И, напротив, по мере снижения цен производители будут предлагать к продаже меньшее количество товаров. В странах с развитой рыночной экономикой (чего пока нельзя сказать в пол­ной мере о России) в соответствии с законом предложения рост цен стимулирует производство товаров и увеличивает их предло­жение. Это, в свою очередь, создает возможность для дальней­шего снижения цен на эти товары.

      Выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рын­ке, графически можно изобразить в виде кривой предложения. Она показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях (рис. 3)

      Предложение, как и спрос, рассматривается в экономике с количественных и качественных позиций. Количественная характеристика предложения выражается понятием «величина предложения», а качественная — «предложение». На графике точки А, В, С указывают на количество данного товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на рынок в определенный период времени по конкретной цене, то есть они характеризуют величину (объем) предложения. Изменение величины предложения предполагает передвижение, «скольжение» с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причина такого передвижения кроется в изменении цены на данный товар.

      Теперь обратимся к характеристике самого предложения, характера предложения.

      Экономисты используют понятие «предложение» для обозначения всей кривой предложения, то есть всей совокупности зави­симости между количеством предлагаемых к продаже товаров и уровнем цены на эти товары. В данном случае речь идет о жела­нии и способности продавцов предложить покупателям определенное количество товаров и услуг при разных значениях цены. Это качественная характеристика предложения. Изменения в са­мом предложении проявляются, как показано на графике, в сдви­ге кривой предложения вправо (S2S2) или влево (Sfij) от исходной позиции. Смещение кривой предложения вправо означает расши­рение предложения товара, влево — сокращение его предложе­ния. Это происходит, если цена на товар остается фиксированной, а «срабатывают» неценовые факторы. Основными из них являют­ся: а) уровень технологии и организации производства; б) цены используемых ресурсов; в) налоги и субсидии; г) число производителей; д) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; е) перспективные ожидания продавцов и др.

      Все эти факторы оказывают воздействие на издержки произ­водства. Например, новая технология, как правило, удешевляет ресурсы и соответственно снижает издержки производства. Сле­довательно, появляется возможность расширять предложение товаров и услуг. Налоги и субсидии могут стимулировать пред­ложение либо, наоборот, сокращать его, при этом их воздействие носит различный характер. Повышение налогов уменьшает пред­ложение, в то время как субсидии, напротив, при своем увеличе­нии заинтересовывают производителя в большем объеме произ­водства и предложения. Аналогичные рассуждения рекоменду­ем студентам самостоятельно провести и по поводу других неценовых факторов.

      Закон предложения можно выразить и математически. Извес­тно, что зависимость одной переменной от другой переменной есть «функциональная зависимость». Закон предложения выражает зависимость двух переменных — величины предложения и цены.

      Зависимость величины предложения от цены, ее определяю­щей, и есть функция предложения от цены. Поэтому закон предложения можно выразить как функциональную зависимость по формуле:

      где QS — объем предложения товара в единицу времени;

      f — форма функциональной зависимости объема предложе­ний от цены;

      Но это есть частный случай более общей функции предложения. Зависимость предложения от всех факторов, включая, естественно, и цену данного товара, выражается как функция предложения:

      S = f(P, Ра, Рш, . Т, Г, К, . ),

      где S — предложение данного товара;

      f — форма функциональной зависимости предложения от раз­личных факторов, включая и цену товара;

      Р, Ра, Рв, . — цена данного и всех других товаров (в том числе ресурсов для производства данного товара);

      Т — уровень технологии;

      Г — влияние государства;

      К — природно-климатические условия.

      Таким образом, можно утверждать, что предложение выра­жает его функциональную зависимость от многочисленных фак­торов (качественная характеристика), тогда как величина пред­ложения — это количественная определенность. Объем предло­жения изменяется под влиянием изменения цены на товар; характер предложения изменяется тогда, когда изменяются фак­торы, прежде выступавшие постоянными.

      Раздел 2. Микроэкономика

      Тема 1. Механизмы функционирования рынка

      2.1.2. Предложение: понятие, показатели, функция. Закон предложения

      Предложение (S): желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени.

      1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.

      2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

      Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.

      Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.

      Графической формой выражения закона предложения является кривая предложения.

      Кривая предложения — т.к. продавец является получателем платежа, то, чем больше цена, тем больше выручка, от цены зависит объем прибыли. Низкие цены могут не покрыть издержки производства. Поэтому, если цены снижаются, то это приводит к сокращению рыночного предложения товара и наоборот.

      Функция предложения может быть задана:

      — графиком – кривая предложения. Она показывает, какое количество товара (Qs) производители готовы продать при каждом уровне цен в конкретный период времени.

        return_links(1).’ ‘; if ($str!=’ ‘) echo $str; > ?>

      Предложение, функция предложения

      Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

      Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

      Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.

      Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения .

      Факторами предложения являются :

      • Цена данного товара (Р);
      • Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);
      • Издержки производства (С);
      • Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G);
      • Уровень технологии, управления и организации труда (Tech);
      • Количество фирм на рынке (N);
      • Имеющиеся производственные мощности (M);
      • Объективные (внешние) условия производства (O);
      • Информация о рынке (Inf);
      • Ожидания производителей (Е).
      • предыдущаяследующая

        Смотрите так же:

        • Как почистить реестр от флешек Как почистить реестр от флешек RegMon и FileMon на память приходят сразу, но если ребята из конторы это дело проверяют, то надо ли на рожон лезть? Это конечно не старое КГБ, но и сейчас спецов и оборудования там хватает. Нужно файло спереть? В хекс формате его на экран и фотоаппаратом, […]
        • Коллектор выпускной шевроле круз 16 Коллектор выпускной шевроле круз 16 Гарантия - 12 месяцев, обмен-возврат - 4 недели. Производство - Рrо Sроrt (Тайвань) Выпуcкной коллектоp / паук 4-2-1 Сhеvrоlеt Cruzе 16V 1,6L (Pосcия) Артикул RS-10494 Весь тoвap - нoвый, в упaкoвке. Есть дoвoльнo мнoгo вcегo для тюнингa, пишите нa […]
        • Где нотариально заверить копию Как нотариально заверить аттестат об образовании? Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли нотариально заверить копию аттестата об образовании, не предоставляя при этом оригинал документа. Собираюсь поступать на параллельное обучение в вуз в качестве слушателя, одновременно являясь […]
        • Уведомление сотрудников о ликвидации Уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации Для работников ликвидация организации начинается с уведомления о предстоящем увольнении в связи с этим. Такое уведомление необходимо вручить каждому работнику под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, как требует ст. […]
        • Межотраслевые правила по от при эксплуатации газового хозяйства организаций Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций" Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 27"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства […]
        • Заявление на кражу гос номеров Украли автомобильные номера Если сравнить современную процедуру восстановления номеров с той, которая была раньше, то она стала намного проще. Буквально пару лет назад для того, чтобы добыть новые номера, каждый водитель сталкивался с заполнением кучи документов, которые связаны с […]