Законы принятые в ссср действуют

Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»

Закон РСФСР от 24 октября 1990 г.
«О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»

Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации см. распоряжение Президента РФ от 18 марта 2011 г. N 158-рп

В целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет:

Первый заместитель Председателя ВС
РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

24 октября 1990 года.

Установлено, что акты высших органов государственной власти СССР, акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР, действуют на территории РСФСР непосредственно. Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации.

В иных случаях акты высших органов государственной власти СССР, Президента СССР вступают в действие после их ратификации Верховным Советом РСФСР, акты Совета Министров СССР и акты министерств и ведомств СССР — после их подтверждения Советом Министров РСФСР или уполномоченными государственными органами РСФСР.

Закон определяет порядок действия актов органов СССР, изданных до его принятия, и устанавливает ответственность за принятие решений и совершение сделок на основании нератифицированных или неподтвержденных актов.

Закон вводится в действие с момента принятия.

Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»

Настоящий Закон вводится в действие с момента принятия

Текст Закона опубликован в «Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР» от 25 октября 1990 г. N 21 ст. 237, в «Российской газете» от 11 ноября 1990 г. N 1

Отменив законодательство СССР, Украина потеряет свои границы?

Минюст предложил ВР принять закон, «запрещающий» все законы времен Советского Союза

Правительство Гройсмана хочет отменить «законодательное наследие СССР» — такое решение принял Кабмин 12 апреля на своем заседании. Возможно, такой полет фантазии «спровоцировал» День космонавтики, который пока еще отмечается в Украине. Но может и исчезнуть, если будет принят документ, отменяющий действие всех законов и подзаконных актов, принятых за время существования Украинской ССР.

Как сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко, для этого был разработан проект о признании утратившими силу актов органов государственной власти и управления УССР и Советского Союза.

«Этот закон мы направим в парламент и будем просить, чтобы он был проголосован уже в мае. Закон определяет очень четкие нормы, которые приостанавливают действие большого массива нормативных актов Советского Союза и УССР. Речь идет о сотнях такого рода актов», — заявил чиновник.

По словам министра, после принятия этого закона в течение 6 месяцев утратят силу все подзаконные акты министерств и ведомств, комиссий, президиумов, принятые до дня провозглашения независимости, 24 августа 1991 года.

Кабмин одобрил и направил этот законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Он предусматривает, что в течение года со дня вступления в силу закона также прекратят действие все законы УССР и Советского союза, действующие на территории Украины, и в течение трех лет — прекратят действие все кодифицированные акты УССР.

В настоящее время в Украине действуют ряд кодексов, принятых до 1991 года. В частности, Кодекс законов о труде, Жилищный кодекс, Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.

Однако, эксперты уже назвали этот документ диверсией. Ведь, согласно закону о правопреемстве, сегодняшняя Украина является правонаследницей УССР.

В том числе, там есть такая статья: »Статья 5. Государственная граница Союза ССР, отграничивающая территорию Украины от других государств, и граница между Украинской ССР и Белорусской ССР, РСФСР, Республикой Молдова по состоянию на 16 июля 1990 года является государственной границей Украины».

То есть, отменяя одним махом законы УССР и СССР, действующие сейчас в стране, отменят и сегодняшние границы Украины, полученные в наследство от УССР, а также «легализуют» аннексию Крыма, который согласно советским законам был присоединен к Украине в 1954 году. «Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР (также известна как «передача Крыма Украине») была осуществлена на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года (утверждённого законом СССР от 26 апреля того же года»,- напоминает Википедия.

Законы РФ подчинены законам СССР. Парадокс или уловка?

1. Горбачев не был Президентом СССР, допущено нарушение Конституции и его избрание Съездом стало ничтожным — недействительным актом.
2. Никакого самороспуска Съезда НаРодных Депутатов СССР не было, постановление одной из двух палат Верховного Совета сфальсифицировано Лукьяновым и принято неконституционным органом, который никакими полномочиями не обладал (образован был по причине того, что стало ясно, от Съезда согласия не будет и от Верховного Совета тоже) Вторая палата ВС СССР вообще по этому вопросу не голосовала.*
Акта о самороспуске высших органов власти СССР нет. Сложения полномочий Президентом тоже нет, т.к. их у него не имелось.

3. Актов о выходе из Союза союзных республик, согласно действовавшему закону о порядке выхода, не имеется, ни у одной республики. Референдумы о выходе не проводились.
4. Все декларации о республиканских суверенитетах были приняты по команде Горбачева и Лукьянова для, якобы, перезаключения нового союзного договора (так называемый Огоревский процесс — подготовка нового договора). Поэтому во всех декларациях имеется упоминание про СССР и нигде нет о выходе из него.
5. Подписанное в Беловежье соглашение недействительное в том, что СССР прекратил существование т.к. никто подписантам таких полномочий не давал, ни по закону, ни постановлениями, ни референдумами. Есть постановление Госдумы РФ по этому вопросу о недействительности Беловежского Соглашения. Никакой отмены судами это соглашение не требует, т.к. недействительность означает, что его нет и никогда не было. Документ ничтожен.

6. Указ 1400 Ельцина от сентября 93 года «О поэтапной конституционной реформе» был немедленно признан недействительным Конституционным Судом, а Ельцин при этом был лишён полномочий президента и дальнейшее его действие с расстрелом Белого Дома не отменяет недействительности указа, по которому было назначено голосование за ПРОЕКТ новой конституции и не возвращает ему полномочия президента. Действия по проведению голосования за новый ПРОЕКТ конституции незаконны исходно.
Однако они и не привели ни к какому результату, поскольку по статье 35 закона о референдуме в РСФСР (РФ) требовалось более половины от списочного состава избирателей РФ для принятия новой конституции, а набрано по данным ЦИК всего 31 процент от списочного состава избирателей.
Была организована депутатская комиссия под председательством Собянина (Собянин А. А. Демократия, ограниченная фальсификациями : выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. / Собянин А. А., Суховольский В. Г. ; — Проектная группа по правам человека — М. : Проектная группа по правам человека, 1995. — 268 с. — 2000 экз.). Она установила, что и вообще голосование не состоялось, т.к. не пришло даже и 50 процентов от списочного состава участников референдума. Документы ЦИК никому по итогам голосования не дал для проверки и заявил, что они уже уничтожены.

7. Но самое интересное обнаружено гораздо позже — несколько лет тому. Когда при анализе норм конституции РФ обнаружился парадокс — что законы РФ подчинены законам СССР.
Вот такого сюрприза в ИУК РФ как раз никак не ждали.
И возразить никто не смог, поскольку нечем, т.к. Союзный договор именно международный и потому в основах конституционного строя записанное правило о приоритете международного договора над законами РФ, сделало опять обязательными для ИУК РФ законы и конституцию СССР.
Возник страшный переполох и стали срочно создавать лживое движение НОД для срочного внесения изменений в конституцию и исключения статьи 15, замалчивая про то, что она подчиняет ИУК РФ законам СССР.
Вот по этим всем причинам никаких возражений ИУК РФ выставить против восстановления органов власти СССР не может и суды ИУК РФ отмахнулись, когда в КС и Верх Суд стали обращаться граждане СССР — они замахали руками и написали, что это не их компетенция и им такие споры неподведомственны.

Зато они подведомственны нарсудам СССР, которые надо восстанавливать.
*Примечание: Согласно ст. 111 Конституции СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. в Верховном Совете СССР существовали две равноправные палаты: Совет Союза и Совет Национальностей, и обе они избирались съездом народных депутатов СССР.
5 сентября 1991 года Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру органов власти. Согласно этому закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами власти союзных республик[10]. В соответствии с ч. 1 ст. 8 этого закона «положения Конституции СССР действуют в части, не противоречащей настоящему Закону».
Совет Республик и Совет Союза Верховного Совета СССР по закону от 5 сентября могли совместными решениями вносить
изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, заслушивать Президента СССР по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, утверждать союзный бюджет и отчет о его исполнении, объявлять войну и заключать мир.
Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР.
Совет Союза рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые Советом Союза, вступали в силу после их одобрения Советом Республик.
На период до начала работы нового состава Верховного Совета сохранялись полномочия ранее избранного Верховного Совета и его органов. Статус народного депутата СССР был сохранён за всеми депутатами на срок их полномочий, включая право депутатов на участие в работе Верховного Совета СССР и его органов.

18 октября Верховный Совет РСФСР принял постановление об утверждении состав делегации РСФСР в Совете Республик и о согласии с составом депутатской группы РСФСР в Совете Союза. Однако, согласно части 2 статьи 1 Закона СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» принятие данного решения находилось в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку именно он, а не Верховный Совет, являлся высшим органом государственной власти РСФСР. Отсутствуют данные о том, что Съезд принимал решение о делегировании народных депутатов СССР и РСФСР в новый состав Верховного Совета СССР или утверждал упомянутое постановление российского парламента.
Первая сессия Верховного Совета СССР нового состава начала работу 21 октября 1991 года. Председателем Совета Республик был избран народный депутат Казахской ССР Анаурбек Алимжанов, Председателем Совета Союза — народный депутат СССР Константин Лубенченко. Приняты временные Регламенты палат, которыми установлены процедуры рассмотрения вопросов и принятия решений.
8 декабря 1991 было подписано Беловежское соглашение, ратифицированное Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны члены Верховного Совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишился кворума, что было констатировано его председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.
17 декабря 1991 года группа оставшихся членов Совета Союза приняла заявление в связи с подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины, в котором объявила, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и заявила, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР.

18 декабря Совет Республик заявил о том, что считает Соглашение о создании СНГ реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса, а также объявил о недопустимости антиконституционных действий по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР. В тот же день президент СССР Михаил Горбачев предложил провести после ратификации беловежского соглашения остальными республиками заключительное заседание Верховного Совета СССР, который принял бы свое постановление о прекращении существования Советского Союза и передаче всех его законных прав и обязательств Содружеству Независимых Государств.
24 декабря Председатель Совета Республик Ануарбек Алимжанов на заседании палаты выступил с заявлением о необходимости принятия решения о правовом порядке прекращения союзной государственности в связи с созданием Содружества Независимых Государств[24]. Депутаты приступили к обсуждению соответствующих актов.
26 декабря 1991 года сессия Совета Республик, из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В тот же день председатель Совета Союза Константин Лубенченко издал распоряжение № 141—Н, в котором говорится об освобождении народных депутатов СССР от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Совете Союза Верховного Совета СССР и в органах палаты со 2 января 1992 года
** Не возникло и правопреемство РФ от СССР или РСФСР (РФ) с Конституцией 78 года, поскольку никаких актов и соглашений о передаче государственного имущества и архивов, а так же
переходе прав по межгосударственным договорам как это предусмотрено Венской Конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Вена, 8 апреля 1983 г.) и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Принята 23 августа 1978 года). Произошло это по причине государственного переворота и потому отсутствия каких-либо формально легальных оснований для правопреемства.

Написать в международном договоре, что РФ стала правопреемником в результате стрельбы по законодательному органу правопредшественника было бы курам на смех… Относительно СССР и того хуже. Конвенция признает правопреемство исходя их территории правопредшественника и потому необходимо наличие не только добровольной передачи прав от СССР республикам, но и согласие всех республик и распределении своих прав и обязанностей, а так же согласие контрагентов по международных договорам СССР. Этого им не видать как своих ушей никогда, поскольку это отсутствие правопреемства от СССР освобождает других контрагентов от всех обязательств по прежним договорам, равно как и сепаратистские республики не рады принимать на себя дополнительных обязательств на похищенное ими имущество СССР.
Таким образом, вновь возникшая ИУК РФ, без конституции и без одобрения НаРода, не имеет вообще никакого статуса ни перед гражданами СССР ни перед другими государствами и не имеет прав распоряжаться имуществом, архивами и выступать от имени СССР в каких либо договорах, включая договоры о границах. Заходи и выноси, что хочешь. Чем они с попустительства граждан СССР и занимаются более 27 лет подряд — всё продают и откатывают деньги за рубеж.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Если же Вы не зарегистрированы, то зарегистрируйтесь здесь

Советское навынос

Министерство юстиции приступило к масштабной ревизии советских правовых актов, которые все еще остаются в силе. Старые нормы будут пересмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Как сообщил «Российской газете» заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов, по предварительным оценкам ведомства, сейчас действует порядка 45 тысяч правовых актов, принятых еще при советской власти.

Например, полковникам положены лишние 20 квадратных метров жилья, чтобы создать там кабинет. Такое право военачальникам предоставили ВЦИК и Совнарком еще в 1930 году. А на охотников распространяются Типовые правила охоты, утвержденные в 80-х годах прошлого века. По ним человека могут оштрафовать даже за простую прогулку по лесу с собакой. Ведь, согласно документу, охота — это не стрельба по зверям, а нахождение в лесу с чем-нибудь из джентльменского набора охотника. Допустим, с ружьем, капканами или собаками.

Конечно, советское — не значит плохое. Но все же времена изменились, нормы пора освежить. Среди действующих документов есть постановления, подписанные еще всесоюзным старостой Михаилом Калининым. По отзывам специалистов, эти бумаги составлены грамотно, иначе бы они не продержались так долго.

Быть может, — кто знает? — под некоторыми работающими актами стоят еще подписи Сталина или Берии? Ревизия только началась, не исключено, что правоведов ждет еще немало удивительных открытий.

За чтение советских грамот специалисты минюста взялись по поручению главы государства. Задача: проверить все документы, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Устаревшие нормы надо списать в архив истории, актуальные — встроить (юристы говорят — инкорпорировать) в современное законодательство.

Допустим, мало кто знает, что полковники и генералы получают прибавку к жилью на основе постановления «О праве пользования дополнительной жилой площадью», принятого в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров.

Согласно ему офицеры в чине от полковника, а также научные сотрудники, стоящие в очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 квадратных метров.

Еще этим правом могут пользоваться заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. Правда, так сложилось, что полковникам сегодня квартиры дают чаще, чем ученым или писателям. Но само по себе замечательно, что постановление все еще живо, несмотря на реформы жилищного хозяйства.

А на получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список же заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

— Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся, — говорит Виктор Евтухов. — Безусловно, в старых актах много здравого смысла. Думаю, такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, чтобы оно соответствовало принципу простоты применения.

Также в очереди на пересмотр находится постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе». Оно было подписано еще «всесоюзным старостой» Михаилом Калининым.

— Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности, — поясняет Виктор Евтухов. — В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству.

Другой пример корреспондент «РГ» узнал в Верховном суде России. Как уже написано выше, пока остаются в силе Типовые правила охоты, утвержденные Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР в 1988 году. Недавно документ пытался обжаловать гражданин, которого задержали в охотничьих угодьях с разобранным ружьем, лежавшим в чехле. Поскольку время для охоты было неурочное, человека наказали, ссылаясь на указанные правила.

Более того, корреспонденту «РГ» рассказали случай, когда и безоружных людей оштрафовали за прогулку с таксой в лесу. Встречный егерь решил, раз собака охотничья, значит, люди нарушители. Верховный суд признал Типовые правила законными: они не противоречат российскому законодательству. Но в ходе того процесса обсуждалась абстрактная норма, она в порядке. В конкретных же случаях надо разбираться отдельно. Однако правоведы полагают, что правила тоже можно обновить. Например, отредактировать некоторые формулировки, упомянуть, возможно, про разобранное ружье, уточнить насчет собак, чтобы мирные легавые не подводили хозяев под статью. И так далее. Специалисты минюста посмотрят в том числе и этот документ, и решат, что с ним делать.

— Нам предстоит поэтапная трудоемкая работа, которая потребует полной ревизии правовых актов СССР и РСФСР, проведение экспертизы на предмет продолжения их действия (полностью или в части) на территории Российской Федерации, а также определение в официальном порядке судьбы каждого из этих актов, — сказал Виктор Евтухов.

По его словам, мероприятия по инкорпорации осуществляются на основании ежегодного плана, который утвержден министерством с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и региональных органов государственной власти субъектов РФ. О результатах работы по инкорпорации необходимо будет ежегодно докладывать президенту страны.

— На сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы, — говорит Виктор Евтухов. — Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на своё многообразие, станет более доступным для граждан.

В ряде стран до сих пор действуют законы и 19 века. Но у нас своя история. По словам представителей минюста, в России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. Так что сейчас речь должна идти об эволюции законодательства — его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

Минюст начал работу по отмене советских законов

Заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов в эксклюзивном интервью сайту «Российской газеты» рассказал о начавшейся работе по инкорпорации советского законодательства. Подробный материал на эту тему читайте в свежем номере «Российской газеты».

Российская газета: Какой самый старый советский акт сейчас действует? Расскажите о некоторых «раритетных» нормативных актах.

Виктор Евтухов: Вместе с креслом постоянного члена Совета безопасности ООН и обязательствами платить по внешнему долгу новая Россия получила «в наследство» от Советского Союза советскую правовую систему. И кстати, народившаяся в 90-е годы демократия опиралась, в том числе, в самом начале и на советскую законодательную базу. В тот период, когда проходил капитальный слом социально-политических формаций и была реальная опасность свалиться в хаос и беспредел, предотвращать это довелось как раз советским законам. Именно они восполнили тот юридический вакуум, который мог возникнуть у новой российской государственности. Мы долгое время пользовались этими законами: выигрывались суды, отстаивались интересы граждан. Так, только в 2001 году появился Трудовой кодекс, до этого трудовое законодательство регулировал советский КЗОТ. В 2002 году был обновлен Гражданско-процессуальный Кодекс, до этого мы жили по ГПК РСФСР 1964 года.

Из наиболее старых советских актов могу назвать постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», которое было подписано еще «всесоюзным старостой» Михаилом Калининым. Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности. В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству. Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся. Несмотря на все реформы жилищного хозяйства, продолжает действовать постановление «О праве пользования дополнительной жилой площадью», принятое в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров. К примеру, научные сотрудники, стоящие на очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 кв. м. Это распространяется не только на ученых, этим правом могут пользоваться офицеры в чине от полковника, заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

РГ: Зачем требуется менять или, точнее говоря, инкорпорировать советские акты? И вообще, что это значит: просто убрать старую советскую «шапку», поставить современные «выходные данные», а текст оставить старый? Кстати, многие советские акты подготовлены неплохо, может, и нет особого смысла их менять?

Евтухов: Дело не только в том, чтобы поменять «шапку», как вы сказали. Главное проверить, возможно ли применение правового акта советской эпохи в современных условиях, не противоречит ли он Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Также инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами. Безусловно, в старых актах много здравого смысла, и я уже выше привел соответствующие примеры. Но я думаю такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, которое должно соответствовать принципу простоты применения. С каждым годом наблюдается активизация законотворческого процесса. У этой тенденции есть как положительные моменты, так и отрицательные, потому что нельзя ставить «на поток» разработку нормативно-правовых актов. Как говорится, законотворческий процесс не терпит суеты. Как российское, так и международное право, в том числе и законодательство, представляет собой упорядоченную внутренне согласованную систему. К сожалению, придется признать, что имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативно-правовых актов, многие предписания не приведены в соответствие с Конституцией РФ. Все это создает опасность правовой инфляции в стране и способствует правовому нигилизму в обществе. И потому на сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы. Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на свое многообразие, станет более доступным для граждан.

РГ: Кстати, в советские годы суды входили в систему юстиции и подчинялись Минюсту. А сейчас они -самостоятельная ветвь власти. В связи с этим вопрос: может ли (и вправе ли?) Минюст заниматься инкорпорацией постановлений пленумов Верховного суда России советских времен? Или Верховный суд страны должен сам постепенно обновлять эти постановления?

Евтухов: В рамках инкорпорации рассматриваются только правовые акты, принятые в период с 1917 года по декабрь 1991 года. Министерство юстиции одновременно с работой над правовыми актами СССР и РСФСР, затрагивающих сферу деятельности юстиции, координирует деятельность по инкорпорации иных федеральных органов исполнительной власти и ежегодно докладывает Президенту Российской Федерации о ее результатах.

Рассмотрение постановлений пленумов Верховного Суда СССР, которые не являются нормативными правовыми актами, выходит за рамки компетенции Министерства юстиции. Кроме того судебные прецеденты в Российской Федерации не выступают в качестве источников права. Согласно сложившейся судебной практике некоторые такие постановления, принятые в советский период, признаются утратившими силу Пленумами Верховного Суда Российской Федерации.

РГ: У нас в стране, кстати, и во многих других государствах, возрастает роль подзаконных актов. Это — правильная тенденция? Или есть планы что-то изменить, чтобы законы действовали напрямую? Формально, они, конечно, и сейчас действуют напрямую, но часто бывает, что пока не принят целый пакет подзаконных актов — новые нормы не реализуются.

Евтухов: Да, в законодательстве Российской Федерации с каждым годом возрастает количество федеральных законов, из которых вытекает необходимость издания подзаконных актов. Я думаю, что такая тенденция является логически необходимой и вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Однако тут необходимо говорить о надлежащем правовом обеспечении исполнения федеральных законов, поскольку затягивание принятия актов на подзаконном, ведомственном, субъектовом или местном уровнях, а также пробелы и коллизии законодательства негативно сказываются на процессе реализации законов, дают возможность правоприменительным органам произвольно трактовать и применять его нормы. Замечу, что на решение этой проблемы в огромной мере направлена деятельность по мониторингу правоприменения.

РГ: Как часто другие страны полностью обновляют свое законодательство? Есть ли примеры? Должна ли страна регулярно обновлять свои законы? В некоторых странах законы, порой, действуют веками.

Евтухов: В ряде стран континентальной системы права, входящих в романо-германскую правовую семью, которая возникла на основе рецепции римского права, до сих пор сохраняют действие акты, принятые еще в XIX веке. Например, во Франции поныне сохраняет свою юридическую силу классический Французский гражданский кодекс 1804 года, основное содержание которого было определено еще в наполеоновскую эпоху. Хотя он подвергся значительным изменениям, и в нем заново регламентированы крупные правовые институты, такие как право собственности, брачно-семейный институт. «Классические акты» как Германское гражданское уложение 1896 года и Германское торговое уложение 1897 года остаются действующими в системе законодательства ФРГ. В ФРГ особенность обновления законов была связана с вхождением в 1990 году в ее состав ГДР, на территорию которого были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. В скандинавском праве, к примеру, можно отметить обновление норм уголовного права Швеции спустя столетие, которое произошло в 1965 году, когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс Швеции.

Что касается периодичности обновления законов, то в разных странах континентальной Европы она продиктована историческими и политическими процессами. В России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. И сейчас речь должна идти об эволюции законодательства — его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

СССР в законе

Минюст начал пересмотр советских правовых актов, объявил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, сейчас продолжают действовать примерно 45 тыс. таких документов, причем некоторые из них приняты еще до Великой Отечественной войны. Как выяснили «НИ», все еще остаются в силе льготы для членов общества старых бо

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в футбол и волейбол и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.

Смотрите так же:

  • Приказ мвд рф от 18012011 24 Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ и МВД РФ от 18 января 2011 г. NN 16/13/21 "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств" Приказ […]
  • Адаптация инвалидов приказ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июня 2017 г. № 547 “Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста” В соответствии с пунктом 11 приложения № 4 к государственной программе Российской […]
  • Приказ 155 минобороны Приказ Министерства обороны РФ от 9 марта 2013 г. N 155 "Об утверждении Положения о Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 9 марта 2013 г. N 155"Об утверждении Положения о Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации" 1. […]
  • Приказы министерства обороны за 2011 год Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700"Об утверждении Порядка обеспечения […]
  • Заявление налоговый вычет за обучение Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы расходов на обучение можно получить только в том случае, […]
  • Приказ 416 мчс от 04082011 Приказ МЧС РФ от 4 августа 2011 г. N 416 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных" Приказ МЧС РФ от 4 августа 2011 г. N 416"Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра общественных […]